РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
03 мая 2024 года г.Ханты-Мансийск
Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Ниловой Е.В.,
при секретаре Казувовой Л.М.,
с участием: представителя истца Филимонова И.В., действующего на основании доверенности от 19.03.2024, представителя ответчика Свистуненко О.Ф., действующей на основании доверенности № 46 от 12.12.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ханты-Мансийского районного суда гражданское дело № 2-1537/2024 по исковому заявлению Красноперова Андрея Владимировича к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре об изменении даты постановки на учет, признании преимущественного права на предоставление единовременной социальной выплаты,
установил:
Истец Красноперов Андрей Владимирович обратился в суд к ответчику Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре об изменении даты постановки на учет, признании преимущественного права на предоставление единовременной социальной выплаты (ЕСВ).
Требования мотивированы тем, что 09.07.2013 истец обратился к ответчику с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренной ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельны законодательные акты Российской Федерации».
Красноперов А.В. был постановлен на учет на получение единовременной социальной выплаты, согласно протоколу заседания Центральной жилищно-бытовой комиссии УМВД России по ХМАО-Югре от 16.08.2013.
15.11.2023 истец обратился в Центральную жилищно-бытовую комиссию УМВД России по ХМАО-Югре для уточнения даты постановки его на учет.
Из ответа от 14.12.2023 следует, что Красноперов А.В. – очередник, не имеющий преимущественного права по 2013 году, с датой постановки 19.10.2013, единовременная выплата ему может быть осуществлена только после ее предоставления всем сотрудникам и пенсионерам ОВД, имеющим преимущественное право по 2013 году, а также сотрудникам и пенсионерам ОВД, вставшим на учет для получении ЕСВ в 2013 году, до Красноперова А.В.
Кроме того, из ответа УМВД России по ХМАО-Югре следует, что истец состоит на учете УМВД России по округу по предоставлению ЕСВ под уникальным номером № от 19.10.2013, с составом семьи 1 человек. Данная информация размещена на официальных сайтах УМВД России по ХМАО-Югре и интернет-сайте МВД России.
Данные сведения противоречат дате подачи истцом заявления (09.07.2013), а также дате принятия Центральной жилищно-бытовой комиссией УМВД России по ХМАО-Югре решения о принятии его на учет (16.08.2013).
Кроме того, Красноперов А.В. является ветераном боевых действий, который имеет права и льготы, установленные п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», в том числе имеет преимущественное право на предоставление ему единовременной социальной выплаты перед сотрудниками и гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, принятыми на учет в том же году.
В связи с изложенным, истец просит суд: обязать УМВД России по ХМАО-Югре внести изменения в списки сотрудников УМВД России по ХМАО-Югре (пенсионеров МВД России), вставших на учет по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, изменив дату постановки истца и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты, на 16.08.2013, а также признать за Красноперовым А.В. преимущественное право на предоставление ему единовременной социальной выплаты перед сотрудниками и гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, принятыми на учет в 2013 году.
В возражениях на исковое заявление и дополнениях к возражениям УМВД России по ХМАО-Югре просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. Считает, что для изменения даты постановки истца на учет отсутствуют правовые основания. Обращает внимание, что в приложении к Правилам приведена форма книги учета, в которой указано, что датой принятия сотрудника на учет является дата правового акта, утверждающего решение о принятии на учет. Таким образом, законодательство различает дату подачи заявления сотрудника и дату принятия на учет (дата правового акта, утверждающего решение о принятии на учет). Поскольку датой принятии правового акта федерального органа исполнительной власти (приказ врио начальника УМВД России по ХМАО-Югре №90-р), которым утверждено решение жилищно-бытовой комиссии о постановке истца на учет для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения, является 19.10.2013, правовые основания для постановки истца на учет с 16.08.2013 (даты принятия решения о постановке истца на учет) отсутствуют. В части заявленных требований о признании за истцом преимущественного права перед сотрудниками и гражданами, поставленными на учет в 2013 году, отсутствует предмет спора. Указывает, что после обращения истца в январе 2024 года с заявлением о внесении изменений в его учетное дела, на основании решения Центральной жилищно-бытовой комиссии УМВД от 15.02.2024 (протокол №2/24, утвержден распоряжением врио начальника УМВД от 13.03.2024 №1/4786) пенсионер МВД России Красноперов А.В., являющийся ветераном боевых действий, признан очередником, имеющим преимущественное право на получение единовременной социальной выплаты, с семьей в составе 1 человек. На сегодняшний день Красноперов А.В. на учете по предоставлению ЕСВ состоит с составом семьи 1 человек под уникальным номером №, с даты постановки на учет 19.10.2013. С учетом преимущественного права истца, являющегося ветераном боевых действий, среди очередников УМВД его порядковый номер – 49 (из 554 очередников, поставленных на учет в 2013 году). Перед истцом в очереди состоят только сотрудники: имеющие также как и истец преимущественное право на получение ЕСВ; поставленные на учет в 2013 году в период с 12.04.2013 по 26.07.2013, то есть до постановки истца на учет (19.10.2013); подавшие заявления о постановке на учет для получения ЕСВ в период с 18.01.2013 по 10.06.2013, то есть до даты подачи аналогичного заявления истцом (09.07.2013).
Истец Красноперов А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
В силу положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) суд счел возможным рассмотреть дело при указанной явке.
В судебном заседании представитель истца Филимонов И.В. исковые требования поддержал в полном объеме, дав пояснения, согласно доводам, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика УМВД России по ХМАО-Югре Свистуненко О.Ф. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, пояснив суду, что действиями ответчика права истца не нарушены. Просит в удовлетворении требований отказать в полном объеме.
Суд, заслушав пояснения представителя истца Филимонова И.В., возражения представителя ответчика Свистуненко О.Ф., исследовав письменные материалы дела, пришел к следующим выводам по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Красноперов Андрей Владимирович является пенсионером Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре.
09.07.2013 Красноперов А.В. обратился в УМВД России по ХМАО-Югре с заявлением о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренной ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ, составом семьи: 1 человек.
Согласно данным регистрационного журнала жилищно-бытовой комиссии УМВД России по ХМАО-Югре № 635, дата приема заявления Красноперова А.В. была внесена в соответствии с пунктом 11 Правил предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 № 1223.
В соответствии с протоколом № 5 заседания Центральной жилищно-бытовой комиссии по постановке на учет по предоставлению единовременной выплаты сотрудникам УМВД России по ХМАО-Югре от 16.08.2013, принято решение о постановке Красноперова А.В. на учет, составом семьи: 1 человек.
Протокол заседания Центральной жилищно-бытовой комиссии УМВД России по ХМАО-Югре по предоставлению единовременной социальной выплаты сотрудникам УМВД России по ХМАО-Югре от 16.08.2013 № 5 утвержден распоряжением УМВД России по ХМАО-Югре № 90-р от 19.10.2013.
Согласно удостоверению серия РМ № 0109326, выданному 10.08.2004 УВД Ханты-Мансийского автономного округа, Красноперов А.В. является ветераном боевых действий, который имеет права и льготы, установленные п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».
Суд, установив фактические обстоятельства дела, при принятии решения руководствуется следующими основаниями.
Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" данный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел (часть 1); единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 4); правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 5).
Согласно п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223, в редакции, действовавшей на день подачи истцом заявления о постановке на учет, принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа.
В соответствии с п. 10 указанных Правил для рассмотрения заявлений сотрудников и принятия сотрудников на учет для получения единовременной выплаты правовым актом федерального органа исполнительной власти, органа образуется комиссия по предоставлению единовременной выплаты сотрудникам (далее - комиссия).
Дата приема заявления сотрудника и документов, указанных в п. 5 настоящих Правил, отражается в регистрационном журнале комиссии. Сотруднику выдается справка о дате приема его заявления и документов (п.11 Правил).
Согласно п. 15 Правил решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных п. 5 настоящих Правил. Решения комиссии о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной социальной выплаты и о снятии их с учета оформляются протоколами комиссии и утверждаются правовыми актами федерального органа исполнительной власти, органа.
В соответствии с п. 20 Правил сведения о сотруднике, принятом на учет для получения единовременной выплаты, заносятся в книгу учета в порядке очередности с учетом стажа службы сотрудника и даты подачи заявления.
Пунктом 31 Правил предусмотрено, что единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет.
В соответствии с ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", введенной Федеральным законом от 23 ноября 2015 года N 315-ФЗ "О внесении изменений в статьи 4 и 20 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", сотрудник и гражданин Российской Федерации, уволенный со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, состоящие на учете в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты и имеющие трех и более детей, проживающих совместно с ними, либо удостоенные звания Героя Российской Федерации, либо являющиеся ветеранами боевых действий на территории Афганистана, либо имеющие одного и более ребенка-инвалида, проживающего совместно с ними, имеют преимущественное право на предоставление им единовременной социальной выплаты перед сотрудниками и гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, принятыми на учет в том же году.
Из смысла приведенных правовых норм следует, что дата подачи заявления о принятии на учет имеет юридическое значение и принимается во внимание непосредственно при определении порядка очередности для предоставления единовременной выплаты. При определении порядка очередности сотрудника учитываются стаж службы и дата подачи заявления, при этом преимущество по стажу службы может быть предоставлено только среди сотрудников, подавших заявление в эту же дату. Преимущественное право лиц, указанных в части 10 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", реализуется исключительно среди очередников, поставленных на учет в том же году, что и указанные лица.
В приложении к Правилам приведена форма книги учета, в которой в графе 5 указано, что датой принятия сотрудника на учет является дата правового акта, утверждающего решение о принятии на учет.
Из изложенного следует, что законодательство различает дату подачи заявления сотрудника и дату принятия на учет (дата правового акта, утверждающего решение о принятии на учет), поскольку из анализа вышеприведенных положений Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел следует, что дата принятия правового акта федерального органа исполнительной власти и является датой постановки на учет.
Как следует из материалов дела и установлено судом, датой принятия правового акта федерального органа исполнительной власти (распоряжения УМВД России по ХМАО-Югре N 90-р), которым утверждено решение жилищно-бытовой комиссии о постановке истца на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, является 19.10.2013.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для постановки Красноперова А.В. на учет с 16.08.2013.
Проанализировав список очередников, представленный УМВД России по ХМАО-Югре, судом установлено, что список очередников отвечает требования пунктов 20 и 25 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 № 1223, очередность сотрудников определена с учетом даты подачи ими заявления о постановке на учет. Перед истцом в очереди состоят только сотрудники: имеющие также как истец преимущественное право на получение ЕСВ; поставленные на учет в 2013 году в период с 12.04.2013 по 26.07.2013, то есть до постановки истца на учет (19.10.2013); подавшие заявления о постановке на учет для получения ЕСВ в период с 18.01.2013 по 10.06.2013, то есть до даты подачи аналогичного заявления истцом (09.07.2013). Сотрудники, подавшие заявление о постановке на учет позднее истца, в очереди перед истцом отсутствуют.
При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований Красноперова А.В. к УМВД России по ХМАО-Югре об изменении даты постановки на учет.
Разрешая заявленные требования о признании преимущественного права на предоставление единовременной социальной выплаты, суд первой инстанции не находит оснований для их удовлетворения, поскольку на дату обращения с настоящим иском в суд, Красноперов А.В., являющийся ветераном боевых действий, на основании решения Центральной жилищно-бытовой комиссии УМВД от 15.02.2024 (протокол №2/24, утвержден распоряжением врио начальника УМВД от 13.03.2024 №1/4786) был признан очередником, имеющим преимущественное право на получение единовременной социальной выплаты, с семьей в составе 1 человек.
На сегодняшний день, с учетом преимущественного права истца, являющегося ветераном боевых действий, среди очередников УМВД его порядковый номер – 49 (из 554 очередников, поставленных на учет в 2013 году).
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции приходит к выводу об оставлении искового заявления Красноперова А.В. к УМВД России по ХМАО-Югре об изменении даты постановки на учет и признании преимущественного права на предоставление единовременной социальной выплаты, без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковое заявление Красноперова Андрея Владимировича к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре об изменении даты постановки на учет, признании преимущественного права на предоставление единовременной социальной выплаты, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение одного месяца со дня принятии решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления прокурора через Ханты-Мансийский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено и подписано составом суда 03 мая 2024 года.
Судья Ханты-Мансийского
районного суда Е.В. Нилова