Дело № 2-1618/2023

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

г. Салехард                                                                                         24 августа 2023 года

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Подгайной Н.Н., при секретаре судебного заседания Вакульчук Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1618/2023 по исковому заявлению департамента строительства, архитектуры и земельных отношений администрации МО г.Салехард к Кузнецову В.Б. о возложении обязанности вывезти отходы производства и потребления, локализованные на земельном участке на специализированный объект размещения отходов,

                                                          установил:

Департамент строительства, архитектуры и земельных отношений Администрации муниципального образования города Салехард обратился в суд с иском к Кузнецову В.Б. о возложении обязанности вывезти отходы производства и потребления, локализованные на земельном участке на специализированный объект размещения отходов. В обоснование требования иска указано, что ответчик является собственником земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, земельный участок , на котором локализованы твердые отходы производства и потребления (строительный мусор (доски, железобетонные изделия, утеплитель минеральная вата, куски пеноплатса, деревянные поддоны), что зафиксировано актом обследования земельного участка от 07.12.2022 года и актом обследования земельного участка от 13 февраля 2023 года. Указанными действиями нарушаются требования Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", а также подвергается отрицательному воздействию качество жизни и благополучия неопределенного круга лиц, из право на обитание в здоровой сбалансированной окружающей среде. В соответствии с положениями ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. В связи с изложенным просит обязать ответчика вывезти отходы производства и потребления, локализованные на земельном участке на специализированный объект размещения отходов (полигон ТБО). Установить ответчику трехмесячный срок для вывоза твердых бытовых отходов, по истечении которого предоставить администрации МО г.Салехард право совершить действия по вывозу твердых бытовых отходов, локализованных на указанном выше земельном участке на специализированный объект размещения отходов (полигон ТБО), за счет ответчика со взысканием с них необходимых расходов.

Стороны, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрении дела не ходатайствовали.

Изучив материалы дела, суд пришел к следующему.

Согласно ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с Положением о департаменте строительства, архитектуры и земельных отношений администрации муниципального образования город Салехард, утвержденным Решением Городской Думы МО город Салехард от 22.02.2012 №14 (далее - Положение), Департамент является структурным подразделением Администрации муниципального образования город Салехард и обладает правами юридического лица. В соответствии с п.2.3 Положения, в сфере земельных отношений Департамент, в том числе, осуществляет ведение учета по начислению и уплате арендной платы за землю. Согласно п.3.3 Положения, Департамент имеет право представлять Администрацию города Салехарда в пределах, возложенных на Департамент полномочий в судах общей юрисдикции, арбитражных судах, в качестве истца (административного истца), ответчика (административного ответчика), заявителя, заинтересованного лица, третьего лица (третьего лица с самостоятельными требованиями), а также иных органах. Согласно п.2.4.3 Положения, Департамент выступает в суде от имени муниципального образования в качестве ответчика по искам к муниципальному образованию как главный распорядитель средств бюджета муниципального образования в пределах своих полномочий, обеспечивает предоставление и защиту интересов Администрации города Салехарда в судах общей юрисдикции, арбитражных судах, в качестве истца (административного истца), ответчика (административного ответчика), заявителя, заинтересованного лица, третьего лица (третьего лица с самостоятельными требованиями), а также иных органах.

Статьёй 11 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

В соответствии с пунктом 1 статьи 17.1. Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 1 Устава муниципального образования город Салехард, муниципальное образование город Салехард в соответствии с Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 июня 2004 года №26-ЗАО «О наделении статусом, определении административного центра и установлении границ муниципального образования город Салехард» является городским округом с административным центром город Салехард.

Частью 1 статьи 78 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Из определения охраны окружающей среды, закрепленного в ст. 1 указанного закона №7-ФЗ следует, что органы местного самоуправления являются субъектами природоохранной деятельности.

Одним из принципов охраны окружающей среды является ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Природоохранные полномочия органов местного самоуправления - это их право и обязанность решать вопросы местного значения в сфере охраны окружающей среды.

Реализация таких полномочий направлена на сохранение и восстановление окружающей среды, благоприятной для проживания населения, на предотвращение и уменьшение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение компенсации причиняемого экологического вреда.

Соблюдение природоохранного законодательства является обязательным для всех субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации, независимо от формы собственности.

В силу пункта 1 статьи 11 Закона № 7-ФЗ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Согласно части 1 статьи 51 Закона № 7-ФЗ, части 2 статьи 21, части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

В соответствии со статьей 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.

Как следует из статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами и не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Создание несанкционированной свалки на территории города Салехарда подвергает отрицательному воздействию качество жизни и благополучия неопределенного круга лиц. Нарушаются права неопределенного круга лиц на обитание в здоровой, сбалансированной окружающей среде в отсутствие угрозы их образу жизни, что отрицательно сказывается на соблюдении ответчиками прав на уважение личной жизни неопределенного круга лиц в значении ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Исходя из положений пунктов 3.1, 4, 5.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 13 октября 2015 года № 26-П по смыслу взаимосвязанных положений статей 42 и 58 Конституции Российской Федерации конституционная обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам имеет всеобщий характер и, будучи частью обеспечительного механизма реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду и других экологических прав, распространяется как на граждан, так и на юридические лица, что с необходимостью предполагает их ответственность за состояние экологии; поскольку эксплуатация природных ресурсов, их вовлечение в хозяйственный оборот наносят ущерб окружающей среде, издержки на осуществление государством мероприятий по ее восстановлению в условиях рыночной экономики должны покрываться прежде всего за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую природную среду; сама же публичная власть, также несущая конституционную ответственность за сохранение природы и окружающей среды, обязана принимать меры, направленные на сдерживание загрязнения окружающей среды, предупреждение и минимизацию экологических рисков.

Из материалов дела следует, что согласно выписки из ЕГРН ответчик является собственником земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, земельный участок .

Актами обследования земельных участков от 07.12.2022 года, от 13 февраля 2023 года установлено размещение на указанном выше земельном участке бытовых отходов (строительный мусор (доски, железобетонные изделия, утеплитель минеральная вата, куски пеноплатса, деревянные поддоны).

Поскольку собственник несет бремя содержания принадлежащего его имущества, на ответчике, как на собственнике земельного участка лежит бремя его содержания, а потому он обязан убрать твердые бытовые отходы с принадлежащего им земельного участка, поэтому требования иска в данной части подлежат удовлетворению и суд возлагает на ответчика обязанность вывезти твердые бытовые отходы, локализованные на принадлежащем им земельном участке.

В соответствии с частью 1 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В связи с чем требования иска об установлении ответчику трехмесячного срока для вывоза твердых бытовых отходов, по истечении которого предоставить администрации МО г. Салехард право совершить действия по вывозу твердых бытовых отходов, локализованных на принадлежащем ответчику земельном участке на специализированный объект размещения отходов (полигон ТБО), за счет ответчика со взысканием с него необходимых расходов, также обоснованы и подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина взыскивается в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера: для физических лиц - 300 рублей; для организаций - 6 000 рублей.

При подаче иска истец как орган местного самоуправления был освобожден от уплаты государственной пошлины. На основании ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.36 НК РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, она уплачивается ответчиком, не освобожденным от ее уплаты, пропорционально размеру удовлетворенных требований.

Следовательно, государственная пошлина в размере 6000 рублей подлежит взысканию с ответчика в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 193-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать Кузнецова В.Б. вывезти отходы производства и потребления (строительный мусор (доски, железобетонные изделия, утеплитель минеральная вата, куски пенопласта, деревянные поддоны), локализованные на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>, на специализированный объект размещения отходов (полигон ТБО).

Установить Кузнецову В.Б. трехмесячный срок для вывоза твердых бытовых отходов, по истечении которого предоставить администрации МО г.Салехард право совершить действия по вывозу твердых бытовых отходов, локализованных на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>, на специализированный объект размещения отходов (полигон ТБО), за счет Кузнецова В.Б. со взысканием с него необходимых расходов.

Взыскать с Кузнецова В.Б. в бюджет городского округа город Салехард согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации государственную пошлину в сумме 6000 (шесть тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано сторонами в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня вынесения решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы, через Салехардский городской суд.

Решение в окончательной форме составлено 29 августа 2023 года.

Копия верна: подпись.

Копия верна. 29 августа 2023 года. решение в законную силу не вступило.

Председательствующий судья                                                                 Н.Н. Подгайная

2-1618/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
департамент строительства, архитектуры и земельных отношений администрации МО Г. Салехард
Ответчики
Кузнецов Владимир Борисович
Суд
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Подгайная Наталья Николаевна
Дело на сайте суда
salehardsky.ynao.sudrf.ru
13.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
13.07.2023Передача материалов судье
13.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.08.2023Судебное заседание
29.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее