2а-2779/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 октября 2018 года город Астрахань
Ленинский районный суд г. Астрахани
в составе председательствующего судьи Лисицыной Ю.А.,
при секретаре Юсуповой К.Е.,
с участием
административного истца помощника прокурора Ленинского района г. Астрахани Мустафиной С.К.,
представителя административного ответчика администрации муниципального образования «Город Астрахань» по доверенности Долина Е.А.,
представителя заинтересованного лица ОАО «Российские железные дороги» по доверенности Юницкой А.В.,
представителя заинтересованного лица территориального управления федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Астраханской области по доверенности Галыгин А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора Ленинского района г. Астрахани в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Город Астрахань» о признании незаконным бездействие администрации по проведению в соответствие с требованиями законодательства место сбора и накопления отходов по адресу: ул. 2-й проезд Нефтяников, 42, г. Астрахань,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением о признании бездействий органа местного самоуправления незаконным. В обоснование требований указав, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства об отходах производства и потребления при содержании и эксплуатации контейнерных площадок на территории Ленинского района г.Астрахани. При обследовании 01 марта 2018 года по 05 марта 2018 года и 13 июля 2018 года, установлено, что на ул. 2-й проезд Нефтяников, 42, г.Астрахани размещена контейнерная площадка, для накопления твердых бытовых отходов. Указанная площадка включена в Реестр существующих мест накопления отходов, утвержденный постановлением министерства ЖКХ АО от 23 сентября 2016 года № 42-п, под №5207/5208. В ходе проверки собственник площадки и земельного участка не установлен. Таким образом, администрацией МО «город Астрахань» не приняты меры по приведению в соответствие с требованиями место сбора и накопления отходов, что влечет за собой нарушение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Просит признать незаконным бездействие Администрации МО «Город Астрахань» по приведению в соответствие с требованиями место сбора и накопления отходов по адресу ул. 2-й проезд Нефтяников 42, г. Астрахани, а именно установить трехстороннее ограждение, крышки и твердое покрытие под контейнерами, разместить информацию об обслуживаемых объектах потребителей, о собственнике площадки и маркировке графика вывоза твердых коммунальных отходов; обязать администрацию муниципального образования «Город Астрахань» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу привести в соответствие с требованиями законодательства место сбора и накопления отходов по адресу: г. Астрахань, ул. 2-й проезд Нефтяников, 42, а именно: установить трехстороннее ограждение, крышки и твердое покрытие под контейнерами, разместить информацию об обслуживаемых объектах потребителей, о собственнике площадки и маркировке графика вывоза твердых коммунальных отходов.
Помощник прокурора Ленинского района г. Астрахани Мустафина С.К., в судебном заседании административное исковое заявление поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации МО «Город Астрахань» по доверенности Долин Е.А., в судебном заседании, просили в удовлетворении требований отказать, поддержал доводы представленного возражения и отзыва.
Представитель заинтересованного лица ОАО «Российские железные дороги» по доверенности Юницкая А.В. в судебном заседании просила требования прокурора удовлетворить, поддержала представленный отзыв на исковое заявление.
Представитель заинтересованного лица территориального управления федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Астраханской области по доверенности Галыгин А.В., в судебном заседании просил требования удовлетворить, поддержал отзыв на исковое заявление.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по астраханской области в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, причина неявки суду не известна.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав доказательства в письменной форме, приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно статье 10 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).
Частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов (пункт 3 статьи 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).
Полномочия администрации города по участию в организации деятельности по ликвидации коммунальных отходов на территории городского поселения, закреплены пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Вышеуказанной нормой закона на органы местного самоуправления возложена обязанность участвовать в организации деятельности, связанной с ликвидацией коммунальных отходов на территории городского округа.
Абзацем 16 статьи 6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в редакции, действующей с 1 января 2016 года, регламентировано, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
Перераспределение указанных полномочий между муниципальными органами и органами государственной власти, не освобождает органы местного самоуправления городского поселения от исполнения предусмотренных законом обязанностей.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями (п. 2.1.3 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест").
Согласно п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест" площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.
Пунктом 2.2.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" предусмотрено, что для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники.
Согласно п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.
В пункте 8.2.4. СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" указано, что контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов имусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно.
В соответствии с пунктами 3.7.1, 3.7.4 Постановления Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории. Мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадки, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что прокуратурой Ленинского района г. Астрахани проведена проверка соблюдения законодательства об отходах производства и потребления при содержании и эксплуатации контейнерных площадок на территории Ленинского района г.Астрахани.
Из акта санитарного обследования от 1-2-5.03.2018 следует, что в период с 1 марта по 5 марта проведено обследование территории Ленинского района г. Астрахани по обращению с твердыми коммунальными отходами на ул. 2-й проезд Нефтяников, 42 г. Астрахани контейнерная площадка не оборудована, Отсутствует твердое покрытие, площадка не огорожена, прилегающая к площадке территория не зачищена от мусора.
Актом проверки от 25 июля 2018 года, установлено, что на ул. 2-й проезд Нефтяников, г. Астрахани в районе дома напротив № 42 на земельном участке общего пользования расположена контейнерная площадка и контейнеры для накопления твердых бытовых отходов. Фактов переполнения контейнеров твердыми коммунальными отходами не установлено. Контейнеры заполнены ориентировочно 30%. Вместе с тем, площадка не соответствует установленным требованиям п.п. 13.2,14.7 Постановления министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства астраханской области от 05 апреля 2017 года № 10 «Об утверждении порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Астраханской области», поскольку отсутствуют трёхстороннее ограждения, крышки и твердое покрытие под контейнерами. Кроме того, информации об обслуживаемых объектах потребителей, о собственниках площадок и маркировки графиков вывоза ТКО отсутствует. Согласно публичной кадастровой карте контейнерная площадка находится на земельном участке, право собственности на который не разграничено.
Из представленной информации филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по Астраханской области» от 01 октября 2018 года в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения на земельные участка (2-й проезд Нефтяников) непосредственно под контейнерные площадки.
Улицы 2-й проезд Нефтяников, г. Астрахань, включена в Реестр существующих мест накопления отходов, утвержденный постановлением министерства ЖКХ АО от 23 сентября 2016 года № 42-п, под № 4173.
Не могут быть приняты во внимание доводы административного ответчика о том, что ответственность лежит на регионально операторе (ООО «ЭкоЦентр»), который самостоятельно выстраивает систему логистики сбора отходов на территории города, в том числе график вывоза, который согласовывает с управляющей компанией или ТСЖ, поскольку публичные функции органов местного самоуправления в сфере обращения с отходами производства и потребления или иными опасными веществами осуществляются в виде реализации закрепленных за ними законом соответствующих властных полномочий на всей территории муниципальных образований. При этом нахождение земельного участка на балансе не муниципального образования, а балансе иного юридического лица в силу гражданско-правовых отношений, либо отсутствие оформления земельного участка, не освобождает органы местного самоуправления от выполнения указанных обязанностей, если это прямо не предусмотрено законом.
Поскольку вопросы по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения по охране окружающей среды в границах муниципального района, организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов законодательством отнесены к ведению органов местного самоуправления, то имеются законные основания для возложения обязанности на администрацию установить трехстороннее ограждение, крышки и твердое покрытие под контейнерами, разместить информацию об обслуживаемых объектах потребителей, о собственнике площадки и маркировке графика вывода твердых коммунальных отходов по ул. 2-й проезд Нефтяников, г. Астрахань.
Доводы административного ответчика об отсутствии в бюджете муниципального образования денежных средств, отсутствие предусмотренных расходов на создание и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов, не влияют на выводы суда, поскольку не освобождают административного ответчика от принятия необходимых мер для соблюдения законодательства об отходах производства и потребления при содержании и эксплуатации контейнерных площадок. Кроме того действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности.
Заявление административного ответчика о том, что данная площадка находится на земельном участке представленным ОАО «РЖД» в долгосрочную аренду, собственником земельного участка является Российская Федерация, не может быть принято во внимание, поскольку органы местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством (ФЗ «Об охране окружающей среды», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Об отходах производства и потребления») являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, независимо от формы собственности на землю, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов является исключительной компетенцией муниципальных образований.
Суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора Ленинского района г. Астрахани, действующего в интересах неопределенного круга лиц, поскольку бездействие администрации муниципального образования «Город Астрахань» по решению вопросов местного значения в части непринятия мер по приведению в соответствии с нормами законодательства мест сбора и накопления отходов, приводит к нарушению прав и законных интересов граждан, проживающих на территории муниципального образования на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности, а также создает угрозу безопасности жизни и здоровья граждан.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление административное исковое заявление прокурора Ленинского района г. Астрахани в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Город Астрахань» о признании незаконным бездействие администрации по проведению в соответствие с требованиями законодательства место сбора и накопления отходов по адресу: ул. 2-й проезд Нефтяников, 42 г. Астрахань-удовлетворить.
Признать бездействие администрации муниципального образования «Город Астрахань» по проведению в соответствие с требованиями законодательства место сбора и накопления отходов по адресу: г. Астрахань, ул. 2-й проезд Нефтяников, 42.
Обязать администрацию муниципального образования «Город Астрахань» в течении одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу привести в соответствие с требованиями законодательства место сбора и накопления отходов по адресу: г. Астрахань, ул. 2-й проезд Нефтяников, 42, а именно: установить трехстороннее ограждение, крышки и твердое покрытие под контейнерами, разместить информацию об обслуживаемых объектах потребителей, о собственнике площадки и маркировке графика вывоза твердых коммунальных отходов.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Астраханский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме, через Ленинский районный суд г. Астрахани.
Резолютивная часть решения вынесена и отпечатана в совещательной комнате.