Дело № 2-212/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Красноармейский районный суд г. Волгограда
в составе председательствующего судьи Снегиревой Н.М.
при секретаре Макаровой Т.Л..
с участием прокурора Коноплянниковой Ю.В., представителя истца Администрации Волгограда по доверенности Джумакаевой Е.М., представителя ответчика по доверенности Колпаковой Е.С.,
08 февраля 2021 года рассмотрев в городе Волгограде, в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации Волгограда к Алексееву ФИО10 об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд путем выкупа, заключении соглашения об изъятии жилого помещения с выплатой возмещения, прекращении права собственности, признании права собственности, передаче жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Волгограда обратилась в суд с иском к ответчику понуждении к заключению соглашения об изъятии жилого помещения с выплатой возмещения за изымаемое жилое помещение в связи с признанием многоквартирного жилого дома аварийным, подлежащим сносу, прекращении права собственности на жилое помещение, признание права собственности.
В обосновании иска указала, что заключением межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов Красноармейского района Волгограда от 11 апреля 2012 года № 30 многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Волгоград, <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Многоквартирный жилой <адрес> включен в перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до 01.01.2017, региональной адресной программы со сроком завершения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда до 31.12.2020 г..
Алексеев В.А. является собственником 38/100 долей в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи от 25 сентября 2013г.. Им выбран способ переселения посредством предоставления по договору мены другого благоустроенного помещения.
Проведенной оценкой рыночная стоимость жилого помещения, принадлежащего ответчику, составляет 877 460руб..
Учитывая, что жилое помещение приобретено ответчиком после признания многоквартирного жома аварийным и подлежащим сносу, выбранный им способ переселения в виде предоставления другого жилого помещения по договору мены, не может быть реализован.
В этой связи, просит обязать ответчика заключить соглашение об изъятии жилого помещения- 38/100 долей в праве долевой собственности на жилое помещение с выплатой возмещения за изымаемой жилое помещение за счет средств казны городского округа город-герой Волгоград в размере 400 000 руб., прекратить право собственности Алексеева В.А. на долю жилого помещения, признать право собственности муниципального образования городской округ город-герой Волгоград, обязать Алексеева В.А. передать жилое помещение администрации Волгограда.
В судебном заседании истец - представитель Администрации Волгограда по доверенности Джумакаева Е.М. уточнила исковые требования, согласно которым просила изъять для муниципальных нужд 38/100 долей в праве общей собственности на <адрес> с возложением на ответчика обязанности заключения соглашения об изъятии доли жилого помещения с выплатой возмещения, прекращении права собственности ответчика, признании права собственности муниципального образования и передачи жилого помещения по акту приема передачи. Данные требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.
Ответчик Алексеев В.А., извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, доверив представлять свои интересы представителю.
Представитель ответчика по доверенности Колпакова Е.С. в судебном заседании исковые требования не признала, в их удовлетворении просила отказать. Считает, что истец нарушает права ответчика, необоснованно утверждает, что положения п.8 и 8.1 ст. 32 ЖК не применимы. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. Кроме того, по ее мнению, ч.8.2 ст. 32 ЖК РФ распространяется на правоотношения ?возникшие после введения закона в действие, то есть к отношениям, возникшим после 28.12.2019 г.. Следовательно, гражданам, выселяемым из жилых помещений в аварийных домах, право собственности на которые возникло после признания жилого дома аварийным, но до 28.12.2019 г. предоставляется в соответствии с жилищным законодательством право выбора на получение возмещения за изымаемые у них жилые помещения или получение другого жилого помещения, пригодного для проживания.
Третьи лица- представитель комитета жилищной и социальной политики администрации Волгограда, Хоршев Г.С., Шавкун А.А. извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Коноплянниковой Ю.В. полагавшей исковые требования подлежащими удовлетоврению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается, земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа, государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (часть 2 статьи 32 ЖК РФ).
В силу части 6 статьи 32 ЖК РФ возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В соответствии с п.7 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации при определении размера возмещения за жилое помещение в него включается в числе прочего рыночная стоимость жилого помещения.
Вместе с тем, согласно ч.8.2 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, введенной в действие Федеральным законом от 27 декабря 2019 N 473-ФЗ, и действующей с 28 декабря 2019 года, граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном ч.7 указанной статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения ч.8 и 8.1 указанной статьи в отношении таких граждан не применяются.
В судебном заседании установлено, что жилой <адрес> г. соответствии с заключением межведомственной комиссии признан непригодным для проживания и подлежащим сносу.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Из содержания положений данной нормы закона и разъяснений, содержащихся Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником, ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, установленным ч.7 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, рыночную стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения, переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Из материалов дела следует и установлено судом, что Алексеев В.А. является собственником <данные изъяты> долей в праве общей собственности на жилое помещение № в <адрес>.
Постановлением администрации Волгограда от 09.08.2012г., принятым на основании заключения межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов Красноармейского района Волгограда от 11.04.2012 г., указанный многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением администрации Волгограда от 20.08.2019 "Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой <адрес> помещений в указанном многоквартирном жилом доме", расположенные в указанном доме жилые помещения изъяты.
Принадлежащая ответчику доля <адрес> включена в перечень изымаемых помещений.
Также судом установлено, что указанное жилое помещение приобретено Алексеевым В.А. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается договором купли-продажи и свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 16, 22).
Право собственности истца на жилое помещение в силу ст. ст.131, 223 Гражданского кодекса Российской Федерации возникло 02.12.2013г..
Многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение, был признан аварийным 11.04.2012 г., то есть договор купли-продажи жилого помещения был заключен после того, как многоквартирный дом, в котором находится это жилое помещение, был признан аварийным, следовательно, на правоотношения сторон распространяется ч.8.2 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
По мнению суда, при рассмотрении настоящего спора юридически значимыми обстоятельствами являются - дата возникновения права собственности на жилое помещение у истца и дата принятия ответчиком постановления о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
В связи с чем, в соответствии с положениями ч.8.2 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации истец имеет право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, размер которого не может превышать стоимость приобретения им жилого помещения.
При этом, доводы представителя ответчика на то, что к данным спорным правоотношениям ч.8.2 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации применению не подлежит, являются ошибочными и не могут быть приняты судом во внимание, поскольку на момент вступления в силу Федерального закона РФ от 27.12.2019 N 473-ФЗ, никаких соглашений о выкупе спорной квартиры между истцом и ответчиком заключено не было, процесс изъятия данного жилого помещения не завершился. Правоотношения, связанные с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а также последующим расселением проживающих в нем лиц, являются длящимися.
Данная норма вступила в силу 28.12.2019, при этом Федеральный закон № 473-ФЗ не содержит особенностей применения данной нормы в зависимости от даты возникновения права собственности на изымаемое жилое помещение, поскольку под ее действие подпадают все случаи перехода права собственности (кроме наследования) после даты признания многоквартирного дома аварийным.
Таким образом, при изъятии жилого помещения, осуществляемом после 28.12.2019, размер возмещения за изымаемое жилое помещение определяется в соответствии с ч.7 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, с учетом положений ч.8.2 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В этой связи, суд пришел к выводу, что спор, возникший между сторонами, подлежит урегулированию с учетом положений ч.8.2. ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В связи с чем, в части определения выкупной стоимости изымаемого имущества необходимо руководствоваться ценой сделки, совершенной после признания многоквартирного дома аварийным,
Тот факт, что ч.8.2 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации была введена в действие 28.12.2019 Федеральным законом N 473-ФЗ от 27.12.2019 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда" основанием для не применения к правоотношениям сторон данной нормы не является, поскольку указанная норма не содержит особенностей применения в зависимости от даты возникновения права собственности на изымаемое жилое помещение, поскольку под ее действие подпадают все случаи перехода права собственности (кроме наследования) после даты признания многоквартирного дома аварийным.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░10 ░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░10 <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░ ░░░░░░░░░ № ░ <░░░░░> ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░10 ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░ <░░░░░>.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░10 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ – <░░░░░> ░ ░░░░░░░ 400 000 ( ░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░10 ░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░>.
░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ – <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░10 ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ № ░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 11 ░░░░░░░ 2021 ░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.