Докладчик Филимонова И.В. |
Апелляционное дело № 33-4427/2021 УИД 21RS0004-01-2020-000033-06 Дело № 2-10/2021 Судья Филиппов О.А. |
17 ноября 2021 года г. Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе
председательствующего судьи Блиновой М.А.,
судей Филимоновой И.В., Стародубцевой Л.И.
при секретаре судебного заседания Молоковой А.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры в интересах Российской Федерации к администрации Алгазинского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики, крестьянскому (фермерскому) хозяйству Макарова Алексея Николаевича о возложении обязанности произвести рекультивацию земельного участка, поступившее по апелляционной жалобе главы крестьянского (фермерского) хозяйства Макарова Алексея Николаевича на решение Вурнарского районного суда Чувашской Республики от 30 июля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Филимоновой И.В., судебная коллегия
установила:
Чебоксарский межрайонный природоохранный прокурор Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры в интересах Российской Федерации обратился в суд с иском к администрации Алгазинского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики, крестьянскому (фермерскому) хозяйству Макарова Алексея Николаевича, в котором с учетом уточнений просил возложить на ответчиков обязанность произвести рекультивацию земельного участка площадью 624 кв.м., расположенного в кадастровом квартале ..., в соответствии с утвержденным проектом рекультивации и взыскать с ответчиков в солидарном порядке 2863633 руб. в счет возмещения ущерба, причиненного окружающей среде, в бюджет Вурнарского района Чувашской Республики.
Иск мотивирован тем, что в ходе прокурорской проверки был установлен факт незаконной добычи песка ответчиками на указанном выше земельном участке, находящемся в квартале 6 выдела 129 Калининского участкового лесничества Вурнарского лесничества, в рамках заключенного между ответчиками муниципального контракта от 10 июня 2019 года на ремонт дороги местного значения. Данный земельный участок расположен на территории лесного участка и относится к категории земель лесного фонда. Действиями ответчиков на лесном участке было осуществлено сплошное снятие почвогрунта на участке площадью 624 км.м, чем оказано негативное воздействие в виде уничтожения почвенного и растительного покрова, которое делает невозможным естественное восстановление поврежденных объектов окружающей среды до первоначального природного состояния, что установлено экспертным заключением от 16 октября 2019 года. В результате указанных самовольных действий ответчиков Российской Федерации причинен ущерб на сумму 2 863 633 рубля, объем незаконно добытого песка составил 155,7 куб.м. В связи с выявленными нарушениями истцом 15 ноября 2019 года внесено представление в адрес администрации Алгазинского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики, по заказу которой ООО «...» изготовило проект рекультивации поврежденного земельного участка, однако меры, направленные на устранение нарушений закона, до настоящего времени не приняты.
В ходе судебного разбирательства истец отказался от иска в части требования о взыскании с ответчиков денежных средств в счет причиненного ущерба.
Определением Вурнарского районного суда Чувашской Республики от 15 января 2021 года отказ прокурора от части заявленных требований принят судом и производство по делу в указанной части прекращено.
В последующем прокурор неоднократно уточнял просительную часть искового заявления и в окончательной редакции, ссылаясь на то, в рамках выездного судебного заседания 13 мая 2021 года проведен осмотр и определены координаты вышеуказанного земельного участка, где добывался песок, условно разделенного на 3 участка ЗУ1-ЗУ3, просил обязать администрацию Алгазинского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики и главу КФХ Макарова А.Н. произвести рекультивацию земельного участка лесного фонда с кадастровым номером: ...:174 в составе единого землепользования ...:190, площадью 886 кв.м, расположенного в выделе 6 квартала 129 Калининского участкового лесничества Вурнарского лесничества, в точках с координатами: ЗУ 1, площадью 741 кв.м., по МСК-21: 1. Х351154,70, У1208374,30; 2. Х351157,67, У1208383,82; 3. X351166,24, У1208379,24; 4. Х351172,84, У1208384,19; 5. Х351180,62, У1208392,79; 6. Х351180,13, У1208397,68; 7. Х351194,68, У1208409,16; 8. Х351187,56, У1208420,94; 9. Х351168,10, У1208404,67; 10. X351168,14, У1208399,79; 11. Х351164,02, У1208400,20; 12. X351156,39, У1208395,39; 13. X351155,52, У1208390,91; 14. Х351153,09, У1208384,28; 15. X351149,29, У1208376,44; 1. Х351154,70 У1208374,30; по WGS-84: 1. 55°36"51,287", 46°53"15,837"; 2. 55°36"51,386", 46°53"16,379"; 3. 55°36"51,661", 46°53"16,113"; 4. 55°36"51,876", 46°53"16,392"; 5. 55°36"52,130", 46°53"16,879"; 6. 55°36"52,116", 46°53"17,159"; 7. 55°36"52,590", 46°53"17,807"; 8. 55°36"52,363", 46°53"18,484"; 9. 55°36"51,729", 46°53"17,565"; 10. 55°36"51,729", 46°53"17,286"; 11. 55°36"51,596", 46°53"17,312"; 12. 55°36"51,348", 46°53"17,041"; 13. 55°36"51,318", 46°53"16,785"; 14. 55°36"51,238", 46°53"16,408"; 15. 55°36"51,112", 46°53"15,962"; 1. 55°36"51,287", 46°53"15,837"; ЗУ 2, площадью 64 кв.м., по МСК-21: 1. Х351154,92, У1208366,01; 2. Х351154,64, У1208374,23; 3. X351149,57, У1208377,02; 4. Х351147,38, У1208365,40; 1. Х351154,92, У1208366,01; по WGS-84: 1. 55°36"51,291", 46°53"15,363"; 2. 55°36"51,285", 46°53"15,833"; 3. 55°36"51,122", 46°53"15,995"; 4. 55°36"51,047", 46°53"15,333"; 1. 55°36"51,291", 46°53"15,363"; ЗУ 3, площадью 81 кв.м., по МСК-21: 1. Х351146,61, У1208352,92; 2. Х351151,54, У1208361,09; 3. X351143,05, У1208366,15; 4. Х351139,54, У1208359,96; 1. Х351146,61, У1208352,92; по WGS-84: 1. 55°36"51,018", 46°53"14,620"; 2. 55°36"51,180", 46°53"15,084"; 3. 55°36"50,907", 46°53"15,378"; 4. 55°36"50,792", 46°53"15,026"; 1. 55°36"51,018", 46°53"14,620" в соответствии с согласованным Министерством природных ресурсов и экологии Чувашской Республики 15 января 2021 года и утвержденным главой администрации Алгазинского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики проектом рекультивации земельного участка.
В судебном заседании суда первой инстанции старший помощник Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора Родионов Р.Р. иск с учетом окончательных уточнений поддержал.
Представитель ответчика – глава администрации Алгазинского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики Иванов И.А. иск не признал, указав, что земельный участок, на территории которого была осуществлена добыча песка в 2019 году, относится к категории земель СХ-1 (зона сельскохозяйственных угодий).
Ответчик – глава КФХ Макаров А.Н. в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела без его участия. В письменных отзывах на иск указал, что не является надлежащим ответчиком по данному спору, поскольку действовал в рамках заключенного с администрацией Алгазинского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики муниципального контракта, по условиям которого песок, необходимый для производства работ, должен был предоставить заказчик, при этом в локальную смету была включена стоимость его перевозки от места добычи до места проведения ремонтных работ. Поскольку место нахождения песка указал сам заказчик, самовольных действий по добыче песка он как подрядчик не совершал. Кроме того, указал, что истцом не предоставлено бесспорных доказательств отнесения земельного участка, на котором добывался песок, к категории земель лесного фонда.
Третьи лица Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Чувашской Республике – Чувашии, администрация Вурнарского района Чувашской Республики, Волжско-Камское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили.
Решением Вурнарского районного суда Чувашской Республики от 30 июля 2021 года постановлено:
«Исковое требование Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры удовлетворить.
Обязать администрацию Алгазинского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики и главу крестьянского (фермерского) хозяйства Макарова Алексея Николаевича провести в соответствии с согласованным Министерством природных ресурсов и экологии Чувашской Республики 15 января 2021 года и утвержденным главой администрации Алгазинского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики проектом лесохозяйственной рекультивации земельного участка, рекультивацию земельного участка лесного фонда на земельном участке с кадастровым номером: ...:174 местоположением относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый номер ориентира: Чувашская Республика-Чувашия, Вурнарский район, СХПК «Знамя труда», в составе земельного участка с кадастровым номером: ...:190 (единое землепользование), расположенного в выделе 6 квартала 129 Калининского участкового лесничества Вурнарского лесничества Чувашской Республики, в точках с координатами: ЗУ 1, площадью 741 кв.м., по МСК-21: 1. Х351154,70, У1208374,30; 2. Х351157,67, У1208383,82; 3. X351166,24, У1208379,24; 4. Х351172,84, У1208384,19; 5. Х351180,62, У1208392,79; 6. Х351180,13, У1208397,68; 7.Х351194,68, У1208409,16; 8. Х351187,56, У1208420,94; 9. Х351168,10, У1208404,67; 10. X351168,14, У1208399,79; 11. Х351164,02, У1208400,20; 12. X351156,39, У1208395,39; 13. X351155,52, У1208390,91; 14. Х351153,09, У1208384,28; 15. X351149,29, У1208376,44; 1. Х351154,70 У1208374,30; по WGS-84: 1. 55°36"51,287", 46°53"15,837"; 2. 55°36"51,386", 46°53"16,379"; 3. 55°36"51,661", 46°53"16,113"; 4. 55°36"51,876", 46°53"16,392"; 5. 55°36"52,130", 46°53"16,879"; 6. 55°36"52,116", 46°53"17,159"; 7. 55°36"52,590", 46°53"17,807"; 8. 55°36"52,363", 46°53"18,484"; 9. 55°36"51,729", 46°53"17,565"; 10. 55°36"51,729", 46°53"17,286"; 11. 55°36"51,596", 46°53"17,312"; 12. 55°36"51,348", 46°53"17,041"; 13. 55°36"51,318", 46°53"16,785"; 14. 55°36"51,238", 46°53"16,408"; 15. 55°36"51,112", 46°53"15,962"; 1. 55°36"51,287", 46°53"15,837"; ЗУ 2, площадью 64 кв.м., по МСК-21: 1. Х351154,92, У1208366,01, 2. Х351154,64, У1208374,23; 3.X351149,57, У1208377,02; 4. Х351147,38, У1208365,40; 1.Х351154,92, У1208366,01; по WGS-84: 1. 55°36"51,291", 46°53"15,363"; 2. 55°36"51,285", 46°53"15,833"; 3. 55°36"51,122", 46°53"15,995"; 4. 55°36"51,047", 46°53"15,333"; 1. 55°36"51,291", 46°53"15,363"; ЗУ 3, площадью 81 кв.м., по МСК-21: 1. Х351146,61, У1208352,92; 2. Х351151,54, У1208361,09; 3.X351143,05, У1208366,15; 4. Х351139,54, У1208359,96; 1. Х351146,61, У1208352,92; по WGS-84: 1. 55°36"51,018", 46°53"14,620"; 2. 55°36"51,180", 46°53"15,084"; 3. 55°36"50,907", 46°53"15,378"; 4. 55°36"50,792", 46°53"15,026"; 1. 55°36"51,018", 46°53"14,620".
Взыскать с главы крестьянского (фермерского) хозяйства Макарова Алексея Николаевича государственную пошлину в доход местного бюджета – Муниципального образования «Вурнарский район» Чувашской Республики в размере 300 (триста) рублей».
Не согласившись с решением суда о возложении солидарной обязанности по проведению рекультивации земельного участка, глава КФХ Макаров А.Н. подал апелляционную жалобу, в обоснование которой вновь ссылается на доводы, ранее изложенные в письменном отзыве, которые, по его мнению, свидетельствуют об отсутствии его вины в причинении вреда окружающей среде. В связи с чем просил изменить обжалуемое решение суда, отказав в удовлетворении предъявленных к нему исковых требований.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика КФХ Макарова А.Н. адвокат Матвеев Н.В. апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней доводам, пояснив, что КФХ Макарова А.Н. по условиям заключенного с администрацией Алгазинского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики муниципального контракта должен был осуществить перевозку песка, предоставляемого самим заказчиком, в пределах трех километров от места выполнения дорожных работ, поэтому стоимость песка в локальную смету не была заложена. Фактически КФХ Макарова А.Н. производило добычу песка своими силами по устному соглашению с заказчиком с указанного им же места, а затем осуществляло перевозку этого песка к месту проведения дорожных работ. После того как представитель лесного хозяйства сообщил, что это земли лесного фонда, работы по добыче песка были прекращены. Место добычи песка администрацияАлгазинского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики определила с согласия Минприроды Чувашии, о чем свидетельствуют направленные ею в адрес последнего уведомления. На тот момент не было никаких документов о том, что земельный участок, на котором производилась добыча песка, входит в состав земель лесного фонда, такая запись была внесена лишь 15 июля 2021 года.
Представитель ответчика администрации Алгазинского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики – глава администрации Иванов И.А. апелляционную жалобу также поддержал, подтвердил, что стоимость песка, необходимого для производства работ по муниципальному контракту, заключенному с КФК Макарова А.Н., в локальную смету не была заложена, поэтому песок должен был предоставить заказчик. Для того, чтобы обеспечить подрядчика песком, администрация Алгазинского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики дважды направляла в Минприроды Чувашии заявления, уведомления по указанному им же образцу о даче разрешения на добычу песка с земельного участка сельскохозяйственного назначения. Отсутствие отказа на эти уведомления означало согласие. При этом назначение земельного участка, откуда предполагалось брать песок, было установлено им по итогам изучения документов, публичной карты. Поэтому с решением суда первой инстанции он не согласен.
Прокурор Калачян К.Ю. с доводами апелляционной жалобы не согласилась, просила решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились. В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения прокурора, представителей ответчиков, проверив решение суда в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 10 июня 2019 года между администрацией Алгазинского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики (заказчиком) и главой крестьянского (фермерского) хозяйства Макаровым А.Н. (подрядчиком) заключен муниципальный контракт №4 на ремонт дороги в с.Кукшум Вурнарского района Чувашской Республики. Срок действия контракта до 31 декабря 2019 года.
Из акта осмотра (обследования) лесного участка, составленного 16 июля 2019 года участковым лесничим казенного учреждения Чувашской Республики «Лесная охрана» в границах Калининского участкового лесничества Вурнарского лесничества Минприроды Чувашии, следует, что во время проведения мероприятий по соблюдению лесного законодательства в ходе натурального осмотра лесных участков площадью 1,9 га, расположенных в выделе 6 квартала 129 Калининского участкового лесничества бюджетного учреждения «Вурнарское лесничество» Минприроды Чувашии, выявлен факт добычи песка в отсутствие разрешающих документов.
Экспертным заключением от 16 октября 2019 года, составленным общественной организацией «Волгоградская региональная экологическая академия» имени И.М. Шабуниной, установлено, что на лесном участке, расположенном в выделе 6 квартала 129 Калининского участкового лесничества бюджетного учреждения «Вурнарское лесничество» Минприроды Чувашии, осуществлено сплошное снятие почвогрунта на участке площадью 624 км.м, относящемся к категории земель лесного фонда, в результате чего оказано негативное воздействие, а именно, причинен вред объектам окружающей природной среды, выражающийся в уничтожении почвенного и растительного покрова, который является существенным. Естественное восстановление поврежденных объектов окружающей среды до первоначального природного состояния невозможно. Возможным способом восстановления первоначальных свойств и характеристик поврежденных объектов окружающей среды является рекультивация земельного участка.
Из акта осмотра (обследования) лесного участка от 23 марта 2021 года следует, что участковым лесничим казенного учреждения Чувашской Республики «Лесная охрана» в границах Калининского участкового лесничества Вурнарского лесничества Минприроды Чувашии при участии главного специалиста-эксперта Минприроды Чувашии и лесничего казенного учреждения Чувашской Республики «Лесная охрана» по Вурнарскому лесничеству Минприроды Чувашии произведен осмотр лесного участка, расположенного в выделе 6 квартала 129 Калининского участкового лесничества бюджетного учреждения «Вурнарское лесничество» Минприроды Чувашии, в ходе которого установлено, что имеющийся на нем песчаный карьер расположен на земельном участке с кадастровым номером ...:174, входящим в состав единого землепользования ...:190. Разрешающие документы на добычу песка отсутствуют.
Факт осуществления добычи песка в июле 2019 года на указанном выше земельном участке в рамках муниципального контракта, заключенного 10 июня 2019 года, ответчики не оспаривали.
Установив, что ответчики осуществляли добычу песка на землях лесного фонда в границах Вурнарского лесничества Чувашской Республики на земельном участке с кадастровым номером ...:174 без соответствующей лицензии, оформленной в соответствии с требованиями статьи 11 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года №2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах), и в нарушение Порядка предоставления в пользование и пользования участками недр местного значения на территории Чувашской Республики, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 ноября 2016 года №464, что привело к уничтожению почвенного и растительного покрова, суд первой инстанции пришел к выводу, что восстановление земель которого возможно путем рекультивации в соответствии с проектом лесохозяйственной рекультивации земельного участка, представленным в дело, в связи с чем требования прокурора счел обоснованными и подлежащими удовлетворению. Возлагая на ответчиков обязанность осуществить рекультивацию земельного участка с кадастровым номером ...:174 в указанных в иске координатах, суд руководствовался положениями статей 1064, 1080 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также разъяснениями, данными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 года №49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде», и Правилами проведения рекультивации и консервации земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 года № 800.
Оснований не согласиться с указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия исходя из доводов апелляционной жалобы не усматривает.
Оспаривая законность постановленного решения, заявитель указывает на отсутствие в его действиях вины и, соответственно, оснований для удовлетворения заявленных к нему исковых требований, ссылаясь на то, что самовольных действий по добыче песка он не совершал, поскольку по условиям муниципального контракта песок для производства дорожных работ должен был предоставить заказчик, который и указал место нахождения песка, откуда в последующем производилась добыча песка силами КФХ Макарова А.Н.
Указанные доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 2.3 Закона о недрах к участкам недр местного значения относятся участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые.
В соответствии с распоряжением Министерства природных ресурсов Российской Федерации № 46-р, Правительства Чувашской Республики № 87-рп от 13 сентября 2006 года «Об утверждении перечня общераспространенных полезных ископаемых по Чувашской Республике», песок (кроме формировочного, стекольного, абразивного, для фарфорово-фаянсовой, огнеупорной и цементной промышленности, содержащего рудные минералы в промышленных концентрациях) является общераспространенным полезным ископаемым.
В силу части 9 статьи 9 Закона о недрах пользователями недр на участках недр местного значения, которые указаны в пункте 1 части первой статьи 2.3 данного Закона и которые предоставляются в пользование в соответствии с абзацем восьмым пункта 6 статьи 10.1 данного Закона, могут быть юридические лица, с которыми заключены гражданско-правовые договоры на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) или Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ).
Как следует из материалов дела, муниципальный контракт на ремонт дороги от 10 июня 2019 года №10 заключен между администрацией Алгазинского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики (заказчик) и главой КФХ Макаровым А.Н. (подрядчик) в целях обеспечения муниципальных нужд в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом № 44-ФЗ.
При этом деятельность, связанная с извлечением песка в рамках данного муниципального контракта, фактически осуществлялась силами КФХ Макарова А.Н., что также подтвердил представитель главы КФХ Макарова А.Н. адвокат Матвеев Н.В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции.
Вместе с тем, пунктом 6 части 1 статьи 10.1 Закона о недрах предусмотрено, что основанием возникновения права пользования участками недр является принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении без проведения конкурса или аукциона права пользования участком недр местного значения, который указан в пункте 1 части первой статьи 2.3 настоящего Закона, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, необходимых для целей выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, осуществляемых на основании гражданско-правовых договоров на выполнение указанных работ, заключенных в соответствии с Законом № 44-ФЗ или Законом № 223-ФЗ.
Согласно части 3 статьи 18 Закона о недрах общераспространенные полезные ископаемые, добываемые на участках недр местного значения, которые указаны в пункте 1 части первой статьи 2.3 данного Закона и которые предоставлены в пользование в соответствии с абзацем восьмым пункта 6 статьи 10.1 данного Закона, могут использоваться только в объеме и для целей выполнения соответствующих работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования.
Статьей 11 Закона о недрах предусмотрено, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
В силу части 1 статьи 18 Закона о недрах порядок предоставления участков недр местного значения в пользование устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Приказом Минприроды Чувашии от 15 мая 2017 года № 494 утвержден Административный регламент предоставления Министерством природных ресурсов и экологии Чувашской Республики государственной услуги по предоставлению права пользования участками недр местного значения (далее – Административный регламент).
Пунктом 1.2 Административного регламента предусмотрено, что заявителями на получение государственной услуги по предоставлению права пользования участками недр местного значения, которые указаны в пункте 1 части первой статьи 2.3 Закона о недрах и которые предоставляются в пользование в соответствии с абзацем восьмым пункта 6 статьи 10.1 Закона о недрах без проведения конкурса или аукциона, могут быть юридические лица, с которыми заключены гражданско-правовые договоры на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования в соответствии с Законом № 44-ФЗ или Законом № 223-ФЗ.
Состав и последовательность административных процедур при предоставлении права пользования участком недр местного значения без проведения конкурса или аукциона приведены в пункте 3.3 Административного регламента.
Результатом административной процедуры является вручение заявителю под расписку либо направление заказным письмом с уведомлением о вручении решения о предоставлении заявителю права пользования участком недр местного значения без проведения конкурса или аукциона или об отказе в предоставлении заявителю права пользования участком недр местного значения без проведения конкурса или аукциона (абзац 9 пункта 3.3.3 Административного регламента).
В соответствии с пунктом 3.3.4 Административного регламента основанием для начала административной процедуры является решение о предоставлении заявителю права пользования участком недр местного значения без проведения конкурса или аукциона. Государственная регистрация лицензии на пользование недрами производится в реестре государственной регистрации лицензий на пользование недрами. Результатом административной процедуры является вручение (направление) заявителю лицензии на пользование недрами.
Материалами установлено и не оспаривалось ответной стороной, что лицензия на право пользования недрами не оформлялась. Добыча песка в рассматриваемом случае осуществлялась без лицензии.
Таким образом, деятельность КФХ Макарова А.Н., связанная с извлечением песка для выполнения муниципального контракта на ремонт дороги, заключенного в соответствии с Законом № 44-ФЗ, осуществлялась с нарушением законодательства о недрах.
В результате указанной деятельности согласно имеющемуся в деле экспертному заключению от 16 октября 2019 года причинен вред объектам окружающей природной среды, выражающийся в уничтожении почвенного и растительного покрова, который является существенным. В экспертном заключении также указано, что естественное восстановление поврежденных объектов окружающей среды до первоначального природного состояния невозможно, возможным способом восстановления первоначальных свойств и характеристик поврежденных объектов окружающей среды является рекультивация земельного участка.
Согласно пункту 8 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 года № 800, рекультивация земель осуществляется в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий. Пунктом 3 названных Правил предусмотрено, что разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны в числе прочего: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно пункту 1 статьи 77 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (статья 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 78 указанного выше Федерального закона об охране окружающей среды). При этом выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец (пункты 13 и 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 года № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде»).
По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Между тем, таких доказательств ответчиком КФХ Макарова А.Н. не представлено ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции.
Вопреки доводам апелляционной жалобы тот факт, что добыча песка КФХ Макарова А.Н. осуществлялась с указанного заказчиком – администрацией Алгазинского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики участка земли после предварительного направления последним уведомления в адрес Минприроды Чувашии, не освобождает КФХ Макарова А.Н. как хозяйствующего субъекта, фактически осуществляющего деятельность, связанную с извлечением песка для выполнения муниципального контракта в соответствии с Законом № 44-ФЗ, от необходимости соблюдения вышеуказанных требований законодательства о недрах, и не свидетельствует об отсутствии вины КФХ Макарова А.Н. в причинении вреда окружающей среде.
Следует также отметить, что уведомление о намерении добычи песка для нужд сельского поселения администрацией Алгазинского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики было направлено в адрес Минприроды Чувашии в соответствии с Порядком добычи общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 12 марта 2014 года №72, который к рассматриваемому случаю не применим, поскольку регулирует отношения, связанные с добычей общераспространенных полезных ископаемых для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.
Оспаривая законность вынесенного по делу решения, заявитель жалобы также ссылается на то, что земельный участок, на котором осуществлялась добыча песка, не входит в состав земель лесного фонда, а относится к землям сельскохозяйственного назначения. Данные доводы подлежат отклонению как противоречащие материалам дела.
Так, в ходе осмотра лесного участка, расположенного в выделе 6 квартала 129 Калининского участкового лесничества бюджетного учреждения «Вурнарское лесничество» Минприроды Чувашии установлено, что имеющийся на данном участке песчаный карьер расположен на земельном участке с кадастровым номером ...:174, входящим в состав единого землепользования ...:190, что следует из акта осмотра (обследования) лесного участка от 23 марта 2021 года.
Факт осуществления добычи песка в границах данного песчаного карьера ответчики не оспаривали.
Согласно выписке из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером ...:190, истребованной судом апелляционной инстанции и приобщенной к материалам дела в качестве дополнительного доказательства в силу статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, данный земельный участок, находящийся в кадастровом квартале ..., представляет собой единое землепользование, в состав которого входят обособленные земельные участки, в том числе и земельный участок с кадастровым номером ...:174 площадью 19000 кв.м.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 28 декабря 2007 года лесной участок с кадастровым номером №, категория земель - земли лесного фонда, разрешенное использование - защитные леса, общей площадью 15050000 кв.м, расположенный по адресу: Чувашская Республика, Вурнарский район, тер. Вурнарский лесхоз, находится в собственности Российской Федерации.
Более того, на земельных участках сельскохозяйственного назначения запрещено осуществлять добычу общераспространенных полезных ископаемых (песка) для целей, связанных с предпринимательской деятельностью, поскольку эти земли могут использоваться только для ведения сельскохозяйственного производства и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей. Для осуществления на них разведки и добычи песка в силу статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 года №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» необходимо осуществить перевод земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в земли соответствующей категории.
При таких обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил требования прокурора, заявленные, в том числе, и к заявителю жалобы, обязав его произвести рекультивацию нарушенных земель согласно проектной документации на рекультивацию нарушенной части земельного участка в границах песчаного карьера в указанных в иске координатах. Координаты песчаного карьера в границах земельного участка с кадастровым номером ...:174, на котором ответчиками в июле 2019 года добывался песок, установлены в ходе визуального осмотра участка местности с применением геодезического оборудования, а также навигатора (протокол выездного судебного заседания от 13 мая 2021 года, т.3 л.д. 39-43).
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что доводы заявителя апелляционной жалобы по настоящему делу не подтверждают нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, и фактически направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств по делу, а также требований закона, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося по делу судебного акта в части разрешения исковых требований прокурора к КФХ Макарова А.Н.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Вурнарского районного суда Чувашской Республики от 30 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Макарова Алексея Николаевича – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) через суд первой инстанции в течение трех месяцев.
Председательствующий М.А. Блинова
Судьи И.В. Филимонова
Л.И. Стародубцева
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24 ноября 2021 года.