Решение по делу № 2-828/2024 от 16.04.2024

УИД № 68RS0013-01-2024-000835-86

Гр. дело № 2-828/2024

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 июля 2024 года                             город Мичуринск

Мичуринский городской суд Тамбовской области в составе:

председательствующего судьи Ильина Н.Л., с участием

представителя истца Департамента по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области Рязанова А.В.,

ответчиков Лисицына А.В., Ненашева В.С., Оркиной Е.А.,

представителя ответчика администрации г. Мичуринска Алехиной М.Ю.,

представителя третьего лица НО «Фонд капитального ремонта в Тамбовской области» Черновой А.П.

при секретаре Федоровой И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области к администрации г. Мичуринска, Юшкину ФИО15, Лисицыну Алексею Валерьевичу, Ненашеву ФИО16, Сергеевой ФИО17, Оркиной ФИО18 о возложении обязанности выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения,

У С Т А Н О В И Л:

Департамент по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области обратился в суд с иском к администрации г. Мичуринска, Юшкину А.Н., Лисицыну А.В., Ненашеву В.С., Сергеевой Т.А., Оркиной Е.А. о возложении обязанности в течение 12-ти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить разработку научно-проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия «Усадьба городская. Флигель жилой» (<адрес>) и предоставить ее в Департамент с положительным заключением акта государственной историко-культурной экспертизы в отношении указанной научно-проектной документации; в течение 12-ти месяцев с момента согласования Департаментом научно-проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия «Усадьба городская. Флигель жилой» (<адрес>) обеспечить проведение работ, предусмотренных научно-проектной документацией.

Протокольным определением суда от 29 мая 2024 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора были привлечены НО «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домах, расположенных на территории Тамбовской области (НО «Фонд капитального ремонта Тамбовской области»), ООО «Комфорт», ТОГБУК «Центр по сохранению и использованию историко-культурного наследия Тамбовской области» («ЦСИИКН»).

Свои исковые требования истец мотивирует тем, что здание, расположенное по адресу: <адрес>, является объектом культурного наследия регионального значения «Усадьба городская. Флигель жилой». Указанное здание принято на государственную охрану решением Тамбовского областного совета народных депутатов от 03.11.1989 № 293 «О принятии на государственную охрану памятников истории и культуры Тамбовской области».

В соответствии с п. 3 ст. 64 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» указанное здание включено в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ (регистрационный № 681721293630005), как объект культурного наследия регионального значения.

Собственниками объекта являются ответчики по делу. Согласно выпискам из ЕГРН:

- Лисицыну А.В. на праве собственности принадлежит квартира № 1, кадастровый номер

- Юшкину А.Н. на праве собственности принадлежит квартира № 2 с кадастровым номером ;

- Оркиной Е.А. на праве собственности принадлежит квартира № 5, кадастровый номер

- Ненашеву В.С. на праве собственности принадлежит квартира № 6 с кадастровым номером ;

- администрации города Мичуринска Тамбовской области на праве общей долевой собственности принадлежит 22/31 доли, Сергеевой Т.А. – 9/31 долей на квартиру № 7 с кадастровым номером .

Приказом управления по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области (далее — Управление) от 03.03.2020 № 68 утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба городская. Флигель жилой» (Тамбовская область, г. Мичуринск, ул. Филиппова, 53).

Требования по сохранению Объекта установлены актом технического состояния объекта культурного наследия и определения плана работ от 10.02.2020, в соответствии с которым собственникам установлены следующие требования:

1. проведение комплекса работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с документацией:

ремонт конструкций крыши, кровельные работы – до конца 2021 года;

фасадные работы (кирпичная кладка, карнизы, перемычки) – до конца 2022 года;

ремонт отмостки – до конца 2023 года;

2. установка информационной надписи и обозначения, содержащих информацию об объекте культурного наследия (по согласованию с госорганом) – до конца 2020 года.

На основании вышеуказанного охранного обязательства в ЕГРН зарегистрированы ограничения (обременения) права собственности на указанный Объект.

В соответствии с требованиями действующего законодательства охранное обязательство и акт технического состояния направлялись Департаментом (ранее – Управлением) адрес в собственников Объекта письмами от 27.03.2020 № 47.01-35/486; от 14.04.2020 № 47.01-45/772.

В соответствии с установленными требованиями, Ответчики были обязаны до конца 2023 года провести комплекс работ по сохранению Объекта в соответствии с документацией.

Однако в адрес Департамента не поступало заявлений о выдаче задания на проведение работ по сохранению Объекта культурного наследия, о согласовании проектной документации и выдаче разрешения на проведение работ по сохранению Объекта культурного наследия. Следовательно, установленные требования по сохранению Объекта Ответчиками не исполнены.

Вместе с тем, в рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия 30.11.2023 Департаментом в отношении Объекта было проведено контрольное (надзорное) мероприятие (выездное обследование).

По результатам проведенного выездного обследования установлено, что на Объекте проведены работы по замене двух окон на фасаде со стороны дворовой территории, искажающих исторический облик переплетов; произведено переустройство пристройки, расположенной со стороны дворового фасада с увеличением объемно-пространственных параметров. В этой связи в декабре 2023 года собственникам объекта Департаментом объявлены предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

Полагает, что непринятие в установленные сроки мер, направленных на сохранение Объекта, приведет к необратимым последствиям, связанным с ухудшением его физического состояния и возможной физической утратой Объекта.

Просит суд обязать вышеназванных ответчиков в течение 12-ти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить разработку научно-проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия «Усадьба городская. Флигель жилой», расположенного по адресу: Тамбовская область, г. Мичуринск, ул. Филиппова, 53, а также представить в Департамент разработанную научно-проектную документацию с положительным заключением акта государственной историко-культурной экспертизы в отношении указанной научно-проектной документации; в течение 12-ти месяцев с момента согласования Департаментом научно-проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия «Усадьба городская. Флигель жилой», расположенного по адресу: Тамбовская область, г. Мичуринск, ул. Филиппова, 53, обеспечить проведение работ, предусмотренных научно-проектной документацией.

Представитель истца Департамента по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области по доверенности Рязанов А.В. в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что в отношении квартир № 5 и № 6 спорного дома в ЕГРН не содержатся сведения об обременении, как объект культурного наследия. Также в ЕГРН не содержатся таких сведений и в отношении самого здания, расположенного по адресу: г<адрес> Это связано с тем, что само здание было поставлено на кадастровый учет только в июне 2024 года. Также до настоящего времени земельный участок, на котором размещено указанное здание, на кадастровом учете не состоит. В ближайшее время Департамент по данному вопросу обратится в Росреестр для внесения в ЕГРН недостающих сведений. Считает, что именно на собственников помещений возлагается бремя содержания данного объекта культурного наследия в надлежащем состоянии. Поскольку законные требования Департамента собственниками добровольно не выполняются, то просил возложить на них обязанность по проведению работ, направленных на сохранение объекта культурного наследия. Исковые требования просил удовлетворить.

Представитель ответчика администрации г. Мичуринска в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленного иска, указав, что администрация фактически не использует квартиру № 7, являясь формальным собственником. В этой связи полагает, что бремя содержания здания должны нести остальные собственники квартир в этом здании. В удовлетворении иска к администрации г. Мичуринска просила отказать.

Ответчик Лисицин А.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленного иска, указав, что он является собственником квартиры № 1 дома № <адрес>. Никто из государственных органов не заинтересован в сохранения спорного здания объекта культурного наследия. В этой связи полагает, что необоснованно истцом предъявляются требования о сохранении здания лишь к собственником помещений в этом здании. В удовлетворении иска просил отказать.

Ответчик Ненашев А.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленного иска, указав, что он является собственником квартиры <адрес>. Не отрицает, что он не оплачивал и не собирается оплачивать платежи как в пользу управляющей компании, так и взносы на капитальный ремонт в пользу фонда, поскольку полагает, что данные организации никаким образом не оказывают помощь в содержании спорного здания. Также в Выписках ЕГРН по его квартире не значится обременение в виде объекта культурного наследия. Органы власти еще с момента принятия решения в 1989 году не выполнили ни одного требования по содержанию и ремонту дома, а в настоящий момент истец требует возложить все эти расходы на собственников жилья, с чем он не согласен. Охранное обязательство от 2020 года не было оформлено надлежащим образом и ему вручено не было. Также в документах объект охраны не определен и не имеет никакого описания, отсутствуют сведения о том, что является предметом охраны. Земельный участок под спорным зданием до настоящего времени не сформирован, его границы не определены, на кадастровый учет не поставлен. При таких обстоятельствах полагает, что оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не имеется. В удовлетворении иска просил отказать.

Ответчик Оркина Е.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленного иска, указав, что она является собственником квартиры № 5 дома № <адрес>. Полагает, что возникает правовая неопределенность в отношении факта принадлежности памятника культурного наследия в отношении целого дома, поскольку согласно выписке из ЕГРН у нее и ответчика Ненашева В.С. сведения об ограничении права и обременении объекта недвижимости не зарегистрированы. Поэтому при приобретении данной квартиры порядке наследования в октябре 2023 года ей не было известно о том, что данное здание относится к объекту культурного наследия. Охранное обязательство ей не вручалось, в материалах дела сведения об этом отсутствуют. К тому же оно не было оформлено надлежащим образом, поскольку в него не были внесены необходимые сведения. Также ей не направлялись предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и в материалах дело они отсутствуют. Полагает, что исковые требования заявлены не обоснованно, в связи с чем в удовлетворении иска просила отказать.

Ответчик Сергеева Т.А. и Юшкин А.Н. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом и своевременно. Причина неявки суду неизвестна. Доказательств уважительности причин неявки в суд и невозможности сообщения о них суду не представили, рассмотреть дело в свое отсутствие не просили, ходатайств об отложении дела не заявляли. Ранее, участвуя в судебных заседаниях, ответчик Юшкин А.Н. суду пояснял, что он является собственником квартир № 2 и 3 дома <адрес>. Считает, что ремонт всего здания должен быть проведен за счет управляющей компании и фонда капитального ремонта. В удовлетворении иска просил отказать.

Представитель третьего лица НО «Фонд капитального ремонта Тамбовской области» по доверенности Чернова А.П. в судебном заседании пояснила, что в соответствии с законом именно на собственниках лежит обязанность по сохранению объекта культурного наследия. По данному дому общий размер внесенных взносов на капитальный ремонт составляет 147 408,34 руб. Все собственники платят вносы надлежащим образом, за исключением собственника квартиры № 6 Ненашева В.С., к которому Фонд намерен обратиться за взысканием взносов в судебном порядке. В соответствии с требованием законодательства НО «Фонд капитального ремонта Тамбовской области» может взять на себя обязательства по финансированию работ по капитальному ремонту объекту культурного наследия «Усадьба городская. Флигель жилой» (Тамбовская <адрес> в том числе и разработки проектной документации в отношении данного объекта культурного наследия. Однако для осуществления указанных мероприятий собственникам необходимо соблюсти определенную процедуру: провести общее собрание собственников дома, на котором решить источник финансирования ремонта, разработать научно-проектную документацию, получить все согласования у истца. В этом случае возможно проведение ремонта за счет денежных средств, в пределах общей суммы взносов, собранных по данному дому. В настоящий момент исковые требования полагает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Представитель третьего лица ООО «Комфорт» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом и своевременно. Причина неявки суду неизвестна.

Представитель третьего лица ТОГБУК «ЦСИИКН» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом и своевременно, просил рассмотреть дело без его участия, считает исковые требования подлежащими удовлетворению.

Изучив позиции сторон и третьих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что здание, расположенное по адресу: <адрес>, принято на государственную охрану решением Тамбовского областного совета народных депутатов от 03.11.1989 № 293 «О принятии на государственную охрану памятников истории и культуры Тамбовской области». (л.д. 24-25).

В соответствии с п. 3 ст. 64 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» указанное здание зарегистрировано в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ (регистрационный № ), как объект культурного наследия регионального значения. (л.д. 26).

В соответствии с имеющимися в материалах дела выписками из ЕГРН указанный дом имеет кадастровый номер . Земельный участок под домом до настоящего времени не сформирован, границы его не установлены, на кадастровый учет не поставлен.

В данном здании расположены следующие жилые помещения:

- квартира № 1 с кадастровым номером – собственник Лисицин А.В.;

- квартира № 2 с кадастровым номером и квартира № 3 с кадастровым номером 68:26:0000138:383 – собственник Юшкин А.Н.;

- квартира № 5 с кадастровым номером 68:26:0000138:724 – собственник Оркина Е.А.;

- квартира № 6 с кадастровым номером – собственник Ненашев В.С.;

- квартира № 7 с кадастровым номером принадлежит на праве общей долевой собственности администрации города Мичуринска Тамбовской области в размере 22/31 долей и Сергеевой Т.А. – в размере 9/31 долей. (л.д. 49-61, 185-202).

Приказом управления по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области (далее — Управление) от 03.03.2020 № 68 утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба городская. Флигель жилой» (<адрес>). (л.д. 27-30).

На основании вышеуказанного охранного обязательства в ЕГРН зарегистрированы ограничения (обременения) права собственности на указанный Объект. (л.д. 49-61, 185-202).

Доводы ответчика Оркиной Е.А. и Ненашева В.С. о том, что в их выписках из ЕГРН, а также в выписке на сам дом, указанные ограничения не значатся, а значит, обременений на ее квартиру не имеется, суд отклоняет, поскольку в данном случае само здание, расположенное по адресу: <адрес>, с 1989 года является предметом охраны (без выделения конкретных помещений), что подтверждается паспортом объекта от 27.07.2020 (л.д. 33-34). Тем более, суд обращает внимание на то, что общее здание было поставлено на кадастровый учет только 27.06.2024 (л.д. 185-188).

Согласно акта технического состояния объекта культурного наследия от 10 февраля 2020 года, утвержденного 27 февраля 2020 года начальником управления по государственной охране объекта культурного наследия Тамбовской области, определен план работ по сохранению объекта культурного наследия. В соответствии с актом осмотр технического состояния объекта культурного наследия произведен ведущим инженером ТОГБУК «ЦСИИКН» Очневой О.В. (л.д. 31-32).

Разделом I указанного акта «Техническое состояние памятника» установлено, что состояние внешних архитектурно-конструктивных и декоративных элементов: Общее состояние: по результатам визуального осмотра, удовлетворительное. Фундаменты: ленточные кирпичные на известковом растворе. Цоколи и отмостки около них: цоколь здания кирпичный, по главному фасаду оштукатуренный. Имеются трещины, следы увлажнения, выпучивание отдельных участков, выветривание швов, ослабление кирпичной кладки, выпадение отдельных кирпичей, разрушение угловых участков стен. Отмостка со стороны уличного фасада совмещена с прилегающим к зданию тротуаром, со стороны двора практически отсутствует. Требуется проведение ремонтных работ. Стены: выполнены из глиняного кирпича на известковом растворе. Со стороны лицевого фасада имеются трещины штукатурного слоя. Со стороны левого бокового и дворового фасада – выветривание швов, ослабление кладки, выпадение отдельных кирпичей, высолы и следы увлажнения. Требуется проведение ремонтных работ. Крыша (стропила, обрешетка, кровли): крыша вальмовая чердачная со стропильной системой из бревен, дощатой обрешёткой. Элементы крыши имеют следы гнили, грибка, протечек. Покрытие кровли выполнено из волнистых асбоцементных листов и частично из металла. Имеются трещины, сколы листов на карнизных участках, ослабление креплений листов к обрешётке, неплотное прилегание к выступающим частям, протечки. Требуется проведение ремонтных работ. Внешнее декоративное убранство (облицовка, окраска, разные украшения карнизы, колонны, пилястры, лепнина, скульптура, живопись на фасадах): кирпичный декор главного фасада утрачен. Сохранились веерные перемычки окон и ступенчатый венчающий карниз левого бокового фасада.

Состояние внутренних архитектурно-конструктивных и декоративных элементов: Общее состояние: по результатам визуального осмотра, удовлетворительное. Перекрытия: чердачные перекрытия по деревянным балкам, с подшивкой из досок, потолки оштукатурены, окрашены, оклеены. Местами имеются участки со следами протечек. Требуются текущие работы. Полы: полы дощатые по лагам, состояние удовлетворительное. Имеются небольшие стёртости досок и красочного слоя. Требуются текущие работы. Стены, их состояние, связи: несущие стены кирпичные, в удовлетворительном состоянии. Перегородки выполнены по деревянному каркасу, местами требуют проведения мелких текущих работ. Двери и окна: окна деревянные, двери металлические и деревянные. Инженерные коммуникации: системы газового отопления, водоснабжение, канализации, электроснабжения в удовлетворительном состоянии. Отдельные элементы требуют замены либо ремонта. Сад, парк, двор, ворота и ограда: дворовая территория требует благоустройства.

В соответствии с разделом II указанного акта «План работ по сохранению объекта культурного наследия» в целях сохранения здания-памятника и создания нормальных условий для его использования инженером ТОГБУК «ЦСИИКН» предложено собственникам соразмерно своей доле провести следующие работы:

1. Проведение комплекса работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с документацией:

ремонт конструкций крыши, кровельные работы – до конца 2021 года;

фасадные работы (кирпичная кладка, карнизы, перемычки) – до конца 2022 года;

ремонт отмостки – до конца 2023 года;

2. Установка информационной надписи и обозначения, содержащих информацию об объекте культурного наследия (по согласованию с госорганом) – до конца 2020 года. (л.д. 31-32).

Из сопроводительных писем, направленных Управлением по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области собственникам помещений дома № <адрес> следует, что данным собственникам указано на необходимость в соответствии с требованиями ст.ст. 47.2-47.4 Федерального закона №73-Ф3 исполнить требования по сохранению, содержанию и использованию объекта культурного наследия, установленные охранным обязательством и актом технического состояния объекта. Указанные письма были направлены истцом в адрес собственников по состоянию на 2020 год (согласно сведениям из ЕГРН) (л.д. 35-40, 203-208).

То есть, охранное обязательство и акт технического состояния направлялись Департаментом (ранее – Управлением) адрес в собственников Объекта письмами от 27.03.2020 № 47.01-35/486; от 14.04.2020 № 47.01-45/772, с требованием выполнить вышеуказанные работы в установленный срок (в частности, до конца 2023 года).

Однако, до настоящего момента указанные работы собственниками выполнены не были, в адрес Департамента не поступало заявлений о выдаче задания на проведение работ по сохранению Объекта культурного наследия, о согласовании научно-проектной документации и выдаче разрешения на проведение работ по сохранению Объекта культурного наследия. То есть, установленные требования по сохранению Объекта ответчиками не исполнены.

В рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия 30.11.2023 Департаментом в отношении Объекта было проведено контрольное (надзорное) мероприятие (выездное обследование).

По результатам проведенного выездного обследования установлено, что на Объекте проведены работы по замене двух окон на фасаде со стороны дворовой территории, искажающих исторический облик переплетов; произведено переустройство пристройки, расположенной со стороны дворового фасада с увеличением объемно-пространственных параметров. (л.д. 41-43).

В этой связи в декабре 2023 года собственникам объекта Департаментом объявлены предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований (л.д. 44-48).

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от дата N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

В соответствии с п. 13 ст. 18 Федерального закона от дата N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» объект культурного наследия, включенный в реестр, подлежит государственной охране со дня принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия решения о включении его в реестр.

Согласно п. 1 ст. 33 Федерального закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В соответствии со ст. 47.3 Федерального закона N 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны:1) осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии;2) не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия;2.1) выполнять не затрагивающие предмета охраны работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, являющихся объектами культурного наследия, включенными в реестр, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 56.1 настоящего Федерального закона; 3) не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен; 3.1) выполнять работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, являющемся выявленным объектом культурного наследия, объектом культурного наследия, включенным в реестр, предмет охраны которого не определен, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 56.1 настоящего Федерального закона, при условии, что такие работы не изменяют облика, объемно-планировочных и конструктивных решений и структур, интерьера этого многоквартирного дома; 4) обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия; 5) соблюдать установленные статьей 5.1 настоящего Федерального закона требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия; 6) не использовать объект культурного наследия (за исключением оборудованных с учетом требований противопожарной безопасности объектов культурного наследия, предназначенных либо предназначавшихся для осуществления и (или) обеспечения указанных ниже видов хозяйственной деятельности, и помещений для хранения предметов религиозного назначения, включая свечи и лампадное масло): под склады и объекты производства взрывчатых и огнеопасных материалов, предметов и веществ, загрязняющих интерьер объекта культурного наследия, его фасад, территорию и водные объекты и (или) имеющих вредные парогазообразные и иные выделения; под объекты производства, имеющие оборудование, оказывающее динамическое и вибрационное воздействие на конструкции объекта культурного наследия, независимо от мощности данного оборудования; под объекты производства и лаборатории, связанные с неблагоприятным для объекта культурного наследия температурно-влажностным режимом и применением химически активных веществ; 7) незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, включая объект археологического наследия, земельному участку в границах территории объекта культурного наследия либо земельному участку, в границах которого располагается объект археологического наследия, или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия; 8) не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.

Собственник жилого помещения, являющегося объектом культурного наследия, включенным в реестр, или частью такого объекта, обязан выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия.

Согласно ст. 47.6 Федерального закона N 73-ФЗ в охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр (далее - охранное обязательство), указываются требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона. Охранным обязательством устанавливаются следующие требования: 1) к сохранению объекта культурного наследия в соответствии со статьей 47.2 настоящего Федерального закона; 2) к содержанию и использованию объекта культурного наследия в случае угрозы ухудшения его состояния в соответствии с пунктом 4 статьи 47.3 настоящего Федерального закона; 3) к обеспечению доступа к объекту культурного наследия в соответствии со статьей 47.4 настоящего Федерального закона; 4) к размещению наружной рекламы на объектах культурного наследия, их территориях в случае, если ее размещение допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации; 5) к установке информационных надписей и обозначений на объект культурного наследия в соответствии со статьей 27 настоящего Федерального закона и в сроки, указанные в акте технического состояния объекта культурного наследия, предусмотренном пунктом 2 статьи 47.2 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 1 и ч. 4 ст. 40 Федерального закона N 73-ФЗ предусмотрено, что сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

Работы по сохранению объекта культурного наследия, которые затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности данного объекта культурного наследия, проводятся в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия регламентируется ст. 45 Федерального закона N 73-ФЗ.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Федерального закона N 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия.

Прием документов, необходимых для получения задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, и выдача задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия могут осуществляться через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

Работы по реставрации выявленного объекта культурного наследия проводятся по инициативе собственника или иного законного владельца выявленного объекта культурного наследия в порядке, установленном настоящей статьей.

Согласно ст. 309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий в силу ст. 310 Гражданского кодекса РФ не допускаются.

Выполнение требований по сохранению объекта культурного наследия, вытекающих из общего бремени содержания имущества, в их правовом единстве с нормами гражданского законодательства и ст. 40, 48 Федерального закона N 73-ФЗ по своей правовой природе является публичной обязанностью пользователя, предусмотренной ч. 3 ст. 44 Конституции РФ, ограничивающей право собственности и другие права как вещные, так и обязательственные на объект культурного наследия как на особый вид имущества.

Форма выдачи задания, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, порядок выдачи указанных документов, подготовки и согласования проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению данного объекта, установлен в порядках, утвержденных приказом Министерства культуры РФ от 08.06.2016 №1278.

Согласно п. 5 Порядка выдачи разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия выдача Задания (приложение N 1 к Порядку) в отношении объектов культурного наследия федерального значения, регионального значения, выявленных объектов культурного наследия, а также объектов культурного наследия местного (муниципального) значения осуществляется соответствующим Органом охраны объектов культурного наследия в срок не более 30 рабочих дней с даты регистрации документов (присвоения входящего номера) в Органе охраны объектов культурного наследия.

Согласно п. 6 Порядка выдачи задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, осуществляется соответствующим Органом охраны объектов культурного наследия на основании следующих документов: 1) заявление о выдаче Задания (приложение N 2 к Порядку), подписанное уполномоченным лицом; 2) документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявление о выдаче Задания, копия документа, подтверждающего право собственности или владения.

Порядок подготовки и согласования проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, утвержден приказом Министерства культуры Российской Федерации от 05.06.2015 N 1749.

Названный Порядок определяет процедуру согласования проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия органами исполнительной власти, осуществляющими функции в области государственной охраны объектов культурного наследия.

Из материалов дела следует, что на спорный объект культурного наследия в порядке, установленном ст. 47.6 Федерального закона от дата № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ», оформлено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр за № , как объект культурного наследия регионального значения «Усадьба городская. Флигель жилой», расположенный по адресу: <адрес>

Согласно п. 14 охранного обязательства, лицо (лица), указанное (указанные) в пункте 11 статьи 47.6 Закона 73-Ф3, обязано (обязаны) обеспечить финансирование и организацию проведения научно-исследовательских, изыскательских, проектных работ, консервации, ремонта, реставрации и иных работ, направленных на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия и сохранение предмета охраны объекта культурного наследия, в порядке, установленном Законом 73-Ф3. Дальнейшее взаимодействие с региональным органом охраны объектов культурного наследия собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия обязан осуществлять в порядке, установленном статьей 36 Закона 73-Ф3.

Согласно п. 15 охранного обязательства, работы по сохранению объекта культурного наследия должны организовываться собственником или иным законным владельцем объекта культурного наследия в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 45 Закона 73-Ф3 (л.д. 29).

Однако по состоянию на 16.04.2024 и до настоящего времени собственниками (правообладателями) здания какие-либо меры, установленные ст. 40, ст. 45, ст. 47.2, п. 1 ст. 47.3 Федерального закона N 73-ФЗ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба городская. Флигель жилой», расположенного по адресу: <адрес>, не приняты, с заявлением о выдаче задания на проведение работ по сохранению Объекта собственники (правообладатели) в Департамент по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области не обращались, разрешение на проведение работ по сохранению Объекта Департаментом по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области не выдавалось, научно-проектная документация на проведение работ по сохранению Объекта в Департамент по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области не представлялась и не согласовывалась.

В то время как непринятие в установленные сроки мер, направленных на сохранение данного объекта культурного наследия, может привести к необратимым последствиям, связанным с ухудшением его физического состояния и возможной физической утратой Объекта.

Доводы ответчиков Лисицина А.В., Ненашева В.С., Оркиной Е.А., представителя администрации г. Мичуринска Алехиной М.Ю. о том, что истцом и третьим лицом НО «Фонд капитального ремонта в Тамбовской области» также не выполнено каких-либо работ по сохранению объекта культурного наследия, материалами дела не подтверждены.

Кроме того, даже в случае установления данных обстоятельства, они никаким образом не связаны с предметом заявленного иска и не освобождают собственников от возложенной на них законом обязанности по сохранению объекта культурного наследия, причем не произвольно (по усмотрению собственников), а в рамках установленной законом процедуры.

Доводы ответчиков о неполучении ими от истца охранного обязательства и акта технического состояния объекта культурного наследия, в которых перечислены требования истца к собственникам по его сохранению, также не являются основанием для отказа истцу в удовлетворении заявленных требований. Все возможные меры по направлению указанных документов собственникам помещений (исходя из данных ЕГРН от 2020 года) истцом в 2020 году были предприняты. (л.д. 35-40, 203-208).

На основании изложенного, руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами, суд приходит к выводу, что бездействие ответчиков свидетельствуют о несоблюдении ими требований Федерального закона и охранного обязательства, соответственно, требования Департамента по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области к ответчикам о возложении на них обязанности выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Департамента по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области к администрации г. Мичуринска, Юшкину ФИО19, Лисицыну ФИО20, Ненашеву ФИО21, Сергеевой ФИО22, Оркиной ФИО23 о возложении обязанности выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения удовлетворить.

Возложить обязанность на администрацию г. Мичуринска, Юшкина ФИО24, Лисицына ФИО25, Ненашева ФИО26, Сергееву ФИО27, Оркину ФИО28:

- в течение 12-ти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить разработку научно-проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия «Усадьба городская. Флигель жилой», расположенного по адресу: <адрес> <адрес>, и предоставить ее в Департамент с положительным заключением акта государственной историко-культурной экспертизы в отношении указанной научно-проектной документации;

- в течение 12-ти месяцев с момента согласования Департаментом научно-проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия «Усадьба городская. Флигель жилой», расположенного по адресу: <адрес> обеспечить проведение работ, предусмотренных научно-проектной документацией.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Мичуринский городской суд Тамбовской области.

Решение изготовлено в окончательной форме 19 июля 2024 года.

Председательствующий судья                         Н.Л. Ильин

2-828/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Департамент по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области
Ответчики
Ненашев Вадим Серафимович
Юшкин Алексей Николаевич
Лисицын Алексей Валерьевич
Сергеева Татьяна Анатольевна
Администрация города Мичуринска
Оркина Елена Андреевна
Другие
ООО "Комфорт"
Фонд капитального ремонта МКД на территории Тамбовской области
ТОГБУК "ЦСИИКН"
Суд
Мичуринский городской суд Тамбовской области
Дело на сайте суда
michurinskygs.tmb.sudrf.ru
16.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.04.2024Передача материалов судье
19.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.05.2024Судебное заседание
29.05.2024Судебное заседание
11.07.2024Судебное заседание
18.07.2024Судебное заседание
19.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее