Дело № 12-69/2020 КОПИЯ
РЕШЕНИЕ город Белово «07» мая 2020
Судья Беловского городского суда Кемеровской области Ильинкова Я.Б.,
рассмотрев в судебном заседании жалобу должностного лица Шатилова В.В. на постановление Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области № от 15.08.2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КРФоАП,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора Кемеровской области в области охраны окружающей среды Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КРФоАП за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КРФоАП директор ООО «Водоснабжение» подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Директор ООО «Водоснабжение» обратился в суд с жалобой об отмене постановления старшего государственного инспектора Кемеровской области в области охраны окружающей среды Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области, считая его незаконным, необоснованным и подлежащим отмене. Просит отменить постановление старшего государственного инспектора Кемеровской области в области охраны окружающей среды Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области в связи с отсутствием состава административного правонарушения, вместе с тем, указывая, что нарушения устранены, а также истек срок давности привлечения к административной ответственности.
В судебное заседание должностное лицо ФИО1, его защитник ФИО3, не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, представил ФИО1 ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие и в отсутствии законного представителя.
Изучив письменные материалы дела, судья находит жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 8.2 КРФоАП (в редакции, действующей на дату выявления нарушения) несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, обстоятельствами, послужившими основанием для возбуждения в отношении должностного лица – директора ООО «Водоснабжение» ФИО1 производства по делу об административном правонарушении, является проверка информации, размещенной на информационном сайте Кузбасса о том, что в Кузбассе канализацию спускают в чистое озеро.
В рамках проведения административного расследования ДД.ММ.ГГГГ начальником ОИАЗ МО МВД России «Беловский» был произведен осмотр территории, в ходе которого было установлено, что на расстоянии около 30 метров от угла <адрес> находится канализационный колодец, через пропил в земле канализация вытекает в водоотводную канаву и по территории парка попадает в озеро, от канализации имеется запах.
Ведущим специалистом – экспертом Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол осмотра территорий, согласно которого в районе канализационного люка, расположенного в районе <адрес> канализационных вод не обнаружено, канализационный запах отсутствует, наличие пруда установить не представилось возможным, кроме того в рамках осмотра сотрудниками филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>» проведены лабораторные исследования, согласно которым микробиологические, санитарно-гигиенические показатели почвы, атмосферного воздуха соответствуют установленным требованиям.
По результатам проведения административного расследования ДД.ММ.ГГГГ начальником ОИАЗ МО МВД РФ «Беловский» составлен протокол N <адрес> об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно данному протоколу директор ООО «Водоснабжение» ФИО1 при осуществлении хозяйственной деятельности при эксплуатации канализационного коллектора по адресу <адрес> пгт. Новый Городок <адрес>, через пропил в земле от канализационного колодца, хозяйственно бытовые стоки (канализация) сбрасывалась на рельеф местности, по водоотводным канавам через парк Новогородский, чем допустил несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований.
Указанный административный протокол передан на рассмотрение ДД.ММ.ГГГГ в Департамент природных ресурсов и экологии <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением старшего государственного инспектора <адрес> в области охраны окружающей среды директор ООО «Водоснабжение» ФИО1 подвергнут наказанию по ст. 8.2 КоАПРФ в виде штрафа в размере 10000 рублей.
В силу ст. 24.1 КРФоАП задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КРФоАП при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Ст. 8.2 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за несоблюдение: экологических и санитарно-эпидемиологических требований при: сборе; накоплении; использовании; обезвреживании; транспортировании; размещении и ином обращении с: отходами производства и потребления; веществами, разрушающими озоновый слой; или иными опасными веществами.
Объектом рассматриваемого административного правонарушения выступают общественные отношения, связанные с обеспечением исполнения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Термин "экологические требования" не используется в Законе N 7-ФЗ. В абз. 33 ст. 1 Закона N 7-ФЗ отмечается, что требования в области охраны окружающей среды (природоохранные требования) представляют собой предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, нормативами в области охраны окружающей среды, федеральными нормами и правилами в области охраны окружающей среды и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды. Вместе с тем термин "экологические требования" используется во Временных правилах охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации, утв. Минприроды РФ 15.07.1994. В частности, экологические требования по обращению с отходами производства и потребления устанавливаются п. п. 2.1 - 2.18 Временных правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации, утв. Минприроды РФ 15.07.1994.
В абз. 10 ст. 1 Закона N 52-ФЗ отмечается, что санитарно- эпидемиологические требования представляют собой обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.
Как отмечается в Законе N 89-ФЗ, отходы производства и потребления (отходы) представляют собой вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии Законом N 89-ФЗ (абз. 2 ст. 1). Отходы, в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду, подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности (абз. 1 - 6 ст. 4.1 Закона N 89-ФЗ).
В пп. 19 ст. 1 Водного кодекса РФ дается понятие сточных вод, под ними понимаются дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.
Согласно п. 9, 23, 28 ст. 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" под сточными водами понимаются принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод; централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения; канализационная сеть -комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.
Таким образом, канализационные стоки - это сточные воды, транспортируемые через канализационные сети - централизованные системы водоотведения.
Из этого следует, что законодатель различает понятия отходов и сточных (канализационных) вод и по-разному регулирует отношения по обращению с ними. Значит, сточные воды, содержащиеся в централизованных системах водоотведения, не подпадают под категорию отходов.
При этом, Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО), утвержденный Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 (ред. от 02.11.2018) "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов"(Зарегистрировано в Минюсте России 08.06.2017 "N 47008), не относит сточные воды (стоки) к отходам.
Канализационные стоки (сточные воды) также не относятся к категории химических (бактериологических) веществ,хотя могут содержать их в себе.
Под опасными (токсичными) веществами понимаются все органические или неорганические химические вещества, а также соединения или продукты, содержащие такие вещества, которые при поглощении или при контакте с организмами либо при внесении их в окружающую среду могут посредством химических или физико-химических процессов причинить вред жизни и здоровью людей, окружающей среде
Бактериологическими веществами являются микроскопические, как правило, одноклеточные организмы, вызывающие болезни человека, животных и растений.
В Российской Федерации все потенциально опасные химические и биологические вещества природного и искусственного происхождения, производимые на территории Российской Федерации и закупаемые за рубежом для использования в народном хозяйстве и быту, подлежат на основании Постановления Правительства РФ от 12 ноября 1992 г. N 869 "О государственной регистрации потенциально опасных химических и биологических веществ" включению в Российский регистр потенциально опасных химических и биологических веществ, который ведет соответствующее федеральное бюджетное учреждение здравоохранения, находящееся в ведении Роспотребнадзора.
Канализационные стоки (сточные воды) как вещество в таком регистре не значатся.
При вынесении постановления о назначении наказания, должностное лицо руководствовалось, в том числе, письмом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.07.2015 №.
Суд отмечает, указанное письмо определяет порядок отнесения жидких фракций выкачиваемых из выгребных ям к жидким бытовым отходам сточным водам, не может являться основанием для установления административной ответственности.
Письменные пояснения ФИО1, содержащиеся в материалах дела, согласно которым факт осуществления сброса он не опровергает, подтверждает, что сброс производился ввиду аварии на водоотводных сетях поселка Новый городок, не устанавливает его вины.
В силу ч. 3,4 ст.1.5 КРФоАП лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Все неустранимые сомнения следует толковать в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности.
При указанных обстоятельствах ФИО1 поставлено в вину нарушение, при этом достоверных доказательств сброса на почву (рельеф) именно жидких отходов не представлено, поскольку в протоколе осмотра от 28.02.2019, произведенного начальником ОИАЗ МО МВД России «Беловский» и протоколе об осмотре от 19.03.2019, произведенного ведущим специалистом-экспертом ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г. Белово имеются противоречивые данные.
Таким образом, постановление государственного инспектора Кемеровской области в области охраны окружающей среды Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области № от 15.08.2019 года нельзя признать законным, обоснованным и мотивированным поскольку объективная сторона правонарушения, совершение которого им поставлено в вину ФИО1 не установлена.
При сложившихся обстоятельствах в соответствии с п.2 ст.24.5 КоАП РФ, постановление государственного инспектора <адрес> в области охраны окружающей среды Департамента природных ресурсов и экологии <адрес> №АПН/08/19 от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КРФоАП по результатам рассмотрения жалобы, на постановление по делу об административном правонарушении, выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КРФоАП, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Из положений ст. 4.5 КРФоАП следует, что срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ст. 8.2 КРФоАП, составляет 1 год.
Согласно материалам дела, событие, квалифицированное как предусмотренное ст. 8.2 КРФоАП административное правонарушение, имело место 28.02.2019. Таким образом, постановление по рассматриваемому делу не может быть вынесено позднее 28.02.2020 г.
В соответствии п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КРФоАП истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, решение по делу об административном правонарушении подлежат отмене, а производство по делу прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7-30.8 КРФоАП,
РЕШИЛ:
Постановление государственного инспектора Кемеровской области в области охраны окружающей среды Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области № от 15.08.2019 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 (в редакции, действовавшей на дату правонарушения) КРФоАП, в отношении ФИО1 отменить, производство по делу прекратить за истечением срока давности.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Кемеровский областной суд через Беловский городской суд в течение десяти суток со дня вручения или получения.
Судья: (подпись) ФИО2