16RS0051-01-2021-020291-29
СОВЕТСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД
ГОРОДА КАЗАНИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
П.Лумумбы ул., д.48, г.Казань, Республика Татарстан, 420081
тел. (843) 264-98-00
http://sovetsky.tat.sudrf.ru е-mail: sovetsky.tat@sudrf.ru
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12.10.2023 Дело 2-508/2023
город Казань
Советский районный суд города Казани в составе:
председательствующего судьи Р.Р. Минзарипова,
при секретаре судебного заседания Т.Э. Валиахметове,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФИО2 об освобождении земельного участка от самовольной постройки, приведении постройки в соответствие с установленными параметрами,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 (далее также истица) обратилась в суд с иском к ФИО2 (далее также ответчик) об освобождении земельного участка от самовольной постройки, приведении постройки в соответствие с установленными параметрами. В обоснование иска указано, что истице на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: <адрес изъят>, уч.4, с кадастровым номером <номер изъят>. Ответчику на праве собственности принадлежит смежный земельный участок, расположенный по адресу: <адрес изъят>, уч.6, с кадастровым номером <номер изъят>. Ответчик в нарушение строительных и градостроительных норм разместил на своем земельном участке постройку, при этом постройка размещена фактически на смежной границе земельных участков, а кровля постройки ввиду наличия свеса частично размещается над земельным участком истицы. Допущенное нарушение создает угрозу жизни и здоровью граждан, угрозу повреждения имущества, поскольку атмосферные осадки с крыши постройки попадают на земельный участок истицы. Размещение постройки влечет также угрозу возникновения пожара, так как в случае возгорания постройки воздействию огня могут подвергнуться и постройки, размещенные на земельном участке истицы. Кроме того, сход атмосферных осадков на земельный участок с кадастровым номером <номер изъят> ухудшает качество почвы, что делает невозможным использование участка для размещения насаждений.
Представитель истца в ходе разбирательства исковые требования поддержал.
Представитель ответчика с иском фактически согласился частично, не оспаривая факт размещения постройки от смежной границы земельных участков с нарушением градостроительных норм, устанавливающих минимальные расстояния от объектов капитального строительства до границ земельного участка, и оспаривая факт частичного размещения постройки в границах земельного участка истца.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со статьей 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно части 1 статьи 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право:
1) использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
3) проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями;
4) осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.
Установлено, что истица является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес изъят>, уч.4, с кадастровым номером <номер изъят>. Права истицы на земельный участок возникли на основании государственного акта на землю и зарегистрированы 11.10.2021.
Ответчик является собственником смежного земельного участка, расположенного по адресу: <адрес изъят>, уч.6, с кадастровым номером <номер изъят>. Право собственности ответчика на участок возникло на основании договора дарения земельного участка и жилого дома от 02.07.2015, зарегистрировано 13.07.2015.
Местоположение грани обоих земельных участков уточнено.
На земельном участке ответчика размещена хозяйственная постройка, которая возведена вблизи смежной границы земельных участков.
В целях определения тех обстоятельств, размещено ли частично спорное строение, возведенное на земельном участке с кадастровым номером <номер изъят>, в границах земельного участка с кадастровым номером <номер изъят> по сведениям ЕГРН, либо только в границах земельного участка с кадастровым номером <номер изъят>, но с нарушением строительных и градостроительных норм и правил в части, касающейся размещения строения на минимальном расстоянии от границ смежных земельных участков, по делу назначена экспертиза.
Экспертом ООО «БТИ» установлено, что спорная постройка размещена в границах земельного участка с кадастровым номером <номер изъят>. Вычисленное экспертом расстояние постройки от смежной границы участков составляет от 0,06 до 0,16 м.
Пункт 2.12 СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» устанавливает, что в районах усадебной застройки расстояние от окон жилых помещений (комнат, кухонь и веранд) до стен дома и хозяйственных построек (сарая, гаража, бани), расположенных на соседних земельных участках, по санитарным и бытовым условиям должно быть не менее, как правило, 6 м. Хозяйственные постройки следует размещать от границ участка на расстоянии не менее 1 м.
Пункт 5.3.4 СНиП 30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства» устанавливает, что до границы соседнего приквартирного участка расстояния по санитарно-бытовым условиям должны быть не менее: от усадебного, одно-двухквартирного и блокированного дома – 3 м с учетом требования п. 4.1.5 настоящего Свода правил; от постройки для содержания скота и птицы – 4 м; от других построек (бани, гаража и др.) – 1 м; от стволов высокорослых деревьев – 4 м; среднерослых – 2 м; от кустарника – 1 м.
В силу пункта 1 статьи 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом, осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления (пункт 2 статьи 222 ГК РФ).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 22, 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в суд о сносе самовольной постройки вправе обратиться собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки. При рассмотрении исков об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, путем возведения ответчиком здания, строения, сооружения суд устанавливает факт соблюдения градостроительных и строительных норм и правил при строительстве соответствующего объекта. Несоблюдение, в том числе незначительное, градостроительных и строительных норм и правил строительстве может являться основанием для удовлетворения заявленного иска, если при этом нарушается право собственности или законное владение истца.
Таким образом, возможность удовлетворения иска об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, путем возведения строений, законом (статьями 304-405, 222 ГК РФ) связана с установлением факта нарушения прав и интересов истца.
Экспертом в ходе исследования выявлено, что крыша постройки имеет односкатную конструкцию, скат направлен в направлении земельного участка с кадастровым номером <номер изъят>
Пунктом 9.12 Свода правил СП 17.13330.2011 «Кровли» предусматривается, что на кровлях зданий с уклоном 5% (~ 3°) и более и наружным неорганизованным и организованным водостоком следует предусматривать снегозадерживающие устройства, которые должны быть закреплены к фальцам кровли (не нарушая их целостности), обрешетке, прогонам или к несущим конструкциям покрытия. Снегозадерживающие устройства устанавливают на карнизном участке над несущей стеной (0,6 - 1,0 м от карнизного свеса), выше мансардных окон, а также, при необходимости, на других участках крыши.
Согласно пункту 9.1 Свода правил СП 17.13330.2011 «Кровли» для удаления воды с кровель предусматривается внутренний или наружный организованный водоотвод. Допускается предусматривать неорганизованный водоотвод с крыш 1-2 этажных зданий при условии устройств козырьков над входами.
Из приведенных норм Свода правил следует, что установка снегозадерживающего устройства и системы водоотвода имеют целью устройство организованного отвода атмосферных осадков с крыши строения в целях исключения попадания осадков на соседний земельный участок.
В рассматриваемом случае из заключения эксперта следует, что снегозадерживающее устройство на крыше постройки отсутствует, система водоотвода не организована.
Экспертом предложены 2 варианта устранения нарушения строительных и градостроительных норм: демонтаж строения либо проведение работ о реконструкции крыши с изменением направления ската крыши в направлении земельного участка ответчика.
Суд приходит к выводу о том, что способом защиты, соразмерным допущенным нарушениям, будет являться реконструкции крыши с изменением направления ската крыши в направлении земельного участка ответчика, поскольку в этом случае попадание атмосферных осадков с крыши постройки на земельный участок истца будет исключена.
При таком положении иск подлежит удовлетворению частично – путем возложения на ответчика обязанности произвести работы по переустройству крыши постройки.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса РФ на ответчика возлагается обязанность в течение двух месяцев с момента вступления решения в законную силу провести работы по реконструкции крыши.
На основании статей 98, 100 ГПК РФ с учетом неимущественного характера исковых требований, не подлежащих оценке, в полном объеме подлежат возмещению расходы истца по уплате государственной пошлины, отклоняется требование о возмещении расходов на представителя, поскольку письменными доказательствами произведение этих расходов не подтверждается.
Размер вознаграждения эксперта составил 65 000 руб., вознаграждение ответчиком выплачено. В письменных возражениях ответчик просил расходы частично отнести на истца, поскольку эксперт установил, что спорная постройка размещена в границах земельного участка ответчика, в связи с чем приведенный в иске довод о том, что постройка частично размещена в границах земельного участка истца, своего подтверждения не нашел, что свидетельствует о необоснованности искового требования об освобождении части земельного участка истца, занятой спорной постройкой. Вместе с тем расходы на проведение экспертизы подлежат отнесению только на ответчика, поскольку требования, основанные на возведении самовольной постройки, носят неимущественный характер, нарушения градостроительных и строительных норм по результатам экспертизы были выявлены; из буквального содержания иска следует, что истец факт самовольного занятия части своего земельного участка обосновывал размещением не собственно спорной постройки, а нахождением кровли, имеющей выступ относительно стены строения, над земельным участком истца.
Руководствуясь статьями 194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
иск удовлетворить частично.
Обязать ФИО2 (<номер изъят>) в течение 2 месяцев с момента вступления решения в законную силу произвести работы по переустройству крыши постройки, возведенной на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес изъят>, <адрес изъят>, и размещенной вблизи границы участка, смежной с земельным участком, расположенным по адресу: <адрес изъят>, <адрес изъят> изменив направление ската крыши постройки в направлении земельного участка с кадастровым номером <номер изъят>
ФИО1 (<номер изъят>) в иске к ФИО2 (<номер изъят>) об освобождении земельного участка от самовольной постройки отказать.
Взыскать с ФИО2 (<номер изъят>) в пользу ФИО1 (<номер изъят>) денежную сумму в размере 300 (триста) руб. в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Советский районный суд г.Казани.
Судья Р.Р. Минзарипов