Решение по делу № 2-1597/2024 (2-12412/2023;) от 17.10.2023

УИД 50RS0-60

РЕШЕНИЕ

     ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 января 2024 года

г.Красногорск

дело №2-1597/24

Красногорский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Зотовой С.В.,

при помощнике судьи ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Правительству Российской Федерации, Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству здравоохранения <адрес>, ГБУЗ <адрес> «Тюменская клиническая больница » о признании действий незаконными, об обязании дать ответ по существу обращений,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд с указанным выше иском, указав в обоснование, что является близким родственником – сыном ФИО5, скончавшейся ДД.ММ.ГГГГ в Областной клинической больнице .

Для установления обстоятельств смерти матери истцу необходимо было получить сведения из информационного ресурса COVID-19, которые отсутствуют в медицинской карте матери.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 подано обращение в аппарат Правительства РФ с просьбой предоставить сведения из реестра больных COVID-19, касающихся лечения его матери.

ДД.ММ.ГГГГ письмом №И-118917 аппарат Правительства РФ перенаправил обращение в Министерство здравоохранения РФ для ответа по существу.

ДД.ММ.ГГГГ письмом Министерство здравоохранения РФ перенаправило обращение в Министерство здравоохранения <адрес>.

Истец указал, что ГБУЗ ТО «Областная клиническая больница » письмом от ДД.ММ.ГГГГ отказала в предоставлении сведений из информационного ресурса COVID-19.

При таких обстоятельствах, и ссылаясь на то, что до настоящего времени ответы на обращения истца по существу не получены, истец обратился в суд, просит признать незаконным действия аппарата Правительства РФ, выразившееся в не рассмотрении обращения по существу и в направлении обращения в Министерство здравоохранения РФ для ответа; признать незаконным нарушение Министерством здравоохранения РФ семидневного срока для направления обращения в Министерство здравоохранения <адрес> для рассмотрения по существу; признать незаконными действия Министерства здравоохранения РФ, выразившиеся в не рассмотрении обращения по существу; просит признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения <адрес> в нарушении установленного срока предоставления ответа по существу; признать незаконным отказ ГБУЗ ТО «Областная клиническая больница » в предоставлении сведений из информационного ресурса COVID-19; просит также обязать ответчиков предоставить запрошенные сведения из информационного ресурса COVID-19.

Истец ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержал. Пояснил суду, что в своих обращениях он не требовал предоставления доступа к информационным ресурсам COVID-19, а просил предоставить выписки из медицинских документов в виде копий. Данные сведения ему необходимы для предъявления требований о некачественном лечении его родственника.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения РФ по доверенности ФИО6 явилась в судебное заседание, иск не признала по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, который приобщен к материалам дела. Указала, что аппарат Правительства РФ письмом №П-118917 от ДД.ММ.ГГГГ направил в адрес Министерства здравоохранения РФ для рассмотрения обращение истца, уведомив об этом истца письмом №И-118917 от ДД.ММ.ГГГГ. Обращение поступило в Министерство здравоохранения РФ ДД.ММ.ГГГГ, письмом от ДД.ММ.ГГГГ Министерство здравоохранения РФ направило обращение для рассмотрения в Министерство здравоохранения <адрес>, уведомив об этом истца письмом от ДД.ММ.ГГГГ. В указанном письме истцу разъяснено, что пациент или его законный представитель имеют право по запросу получать отражающие состояние здоровья пациента медицинские документы (их копии) и выписки из них, также разъяснено, что сведения об оказанной медицинской помощи пациентам вносятся в электронную медицинскую карту пациента, которая является частью медицинской информационной системы медицинской организации (МИС МО). Указанные сведения передаются из МИС МО в государственную информационную систему субъекта РФ в сфере здравоохранения и в федеральную интегрированную электронную медицинскую карту единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения.

Письмом Министерства здравоохранения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Министерство здравоохранения РФ и истец были уведомлены о направлении обращения истца для рассмотрения в Департамент здравоохранения <адрес>.

Обращение истца было рассмотрено ответчиками в соответствии с требованиями законодательства. Несогласие истца с направлением обращения в другой орган власти в соответствии с его компетенцией не свидетельствует о невыполнении требований законодательства при рассмотрении соответствующих обращений.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения РФ также указала, что Министерство здравоохранения РФ как оператор информационного ресурса COVID-19 обеспечивает предоставление доступа к информационному ресурсу с разграничением соответствующих прав доступа поставщикам информации, перечисленным в п.6 Правил учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , среди которых граждане РФ отсутствуют. Предоставление гражданам РФ сведений, включенных в информационный ресурс (COVID-19), законодательством не предусмотрено, не отнесено к полномочиям ответчиков. Ответчики не являются медицинскими организациями, в связи с чем, положения законодательства о порядке ознакомления пациента либо его законного представителя с медицинской документацией, отражающей состояние здоровья пациента, на органы власти не распространяются.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения <адрес> по доверенности ФИО7 явился в судебное заседание, исковые требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, который приобщен к материалам дела. Указал, что обращение истца было направлено Министерством здравоохранения <адрес> в адрес Департамента здравоохранения <адрес> письмом от ДД.ММ.ГГГГ, а также истцу на адрес его электронной почты.

Представители ответчиков Правительства РФ и ГБУЗ <адрес> «Тюменская клиническая больница » в судебное заседание не явились, извещались судом. Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, поскольку риск неполучения почтовой корреспонденции, направленной по адресу регистрации, в силу положений ст.165.1 ГК РФ несет адресат.

Кроме этого, в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информация о времени и месте рассмотрения дела размещена на сайте Красногорского городского суда.

Ознакомившись с доводами участвующих в деле лиц, исследовав и оценив представленные по делу доказательства, суд считает иск не подлежащим удовлетворению, учитывая следующее.

Статьями 29 и 33 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином РФ такого права, регулируются Федеральным Законом от ДД.ММ.ГГГГ №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Согласно ч.1 ст.2 указанного Федерального закона граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

    В соответствии с ч.3 ст.5 указанного Федерального закона гражданин при рассмотрении его обращения имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

    Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (ч.1 ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).

Статьей 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» предусмотрено, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:

1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;

2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;

5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

В соответствии с ч.1 ст.12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.

Согласно ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Частью 1 ст.16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» предусмотрено право гражданина на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ -О-О, статья 16 Закона №59-ФЗ, предусматривая право граждан на компенсацию морального вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, не закрепляет порядок реализации данного права; правила компенсации морального вреда определяются гражданским законодательством (ст.151 и глава 59 ГК РФ).

Министерство здравоохранения РФ в соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обязательного медицинского страхования, обращения лекарственных средств для медицинского применения.

Работа с обращениями граждан в Министерстве здравоохранения РФ организована в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти», приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ н «Об утверждении регламента Министерства здравоохранения Российской Федерации», Положениями о структурных подразделениях Минздрава России, должностными регламентами федеральных государственных гражданских служащих Минздрава России, а также Инструкцией об организации рассмотрения обращений граждан в Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденной приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ н.

На основании п.35 Инструкции, поступившие письменные обращения в зависимости от содержания докладываются сотрудниками отдела по работе с обращениями граждан Министру здравоохранения РФ или его заместителям, либо направляются руководителям соответствующих структурных подразделений Министерства.

В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как установлено судом и материалами дела подтверждается, истец ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ направил в аппарат Правительства РФ обращение с просьбой представить ему сведения из реестра больных COVID-19 в отношении своей умершей матери ФИО8 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 письмом №И-118717 сообщено, что его обращение рассмотрено и в соответствии со ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №59-ФЗ «О порядке рассмотрения граждан РФ» направлено в Министерство здравоохранения РФ.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО2 Министерством здравоохранения РФ направлено письмо, в котором сообщается, что его обращение направлено в Министерство здравоохранения <адрес> для рассмотрения и ответа по компетенции.

ДД.ММ.ГГГГ Департаментом здравоохранения <адрес> ФИО2 сообщено, что в соответствии с п.2 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ оператором информационного ресурса учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (Информационный ресурс), является Министерство здравоохранения РФ. Доступ Департамента к вышеуказанному информационному ресурсу ограничен Временными правилами учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ . Также ФИО2 было сообщено, что у Департамента отсутствуют полномочия по предоставлению каких-либо сведений из информационного ресурса третьим лицам.

Постановлением Министерство здравоохранения РФ определено как оператор информационного ресурса (COVID-19) и обеспечивает:

а) ведение информационного ресурса (COVID-19) в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и защите информации;

б)    разработку и согласование с федеральными органами исполнительной власти, являющимися поставщиками информации, регламентов передачи в защищенном виде сведений, представляемых по запросам оператора информационного ресурса (COVID-19);

в)    разработку и доведение до всех заинтересованных лиц инструкций и форм, по которым осуществляется представление информации в информационный ресурс (COVID-19);

г)    координацию представления информации в информационный ресурс (COVID-19);

д)    защиту информации, содержащейся в информационном ресурсе (COVID-19), в соответствии с требованиями, установленными Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Федеральной службой по техническому и экспортному контролю;

е)    установление требований к организации и мерам защиты информации, содержащейся в информационном ресурсе (COVID-19);

ж)    предоставление доступа к информационному ресурсу (COVID-19) с разграничением соответствующих прав доступа;

з)    методическую поддержку по вопросам технического использования и информационного наполнения информационного ресурса (COVID-19) (пункт 12 Временных правил).

В соответствии с п.3 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

Таким образом, аппарат Правительства РФ в соответствии с указанной нормой направил обращение по подведомственности в Министерство здравоохранения РФ.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований к аппарату Правительства РФ.

Суд также не находит оснований и для удовлетворения исковых требований, заявленных к ГБУЗ ТО «Областная клиническая больница », поскольку в рамках своих полномочий истцу предоставлен ответ.

Судом установлено, что Министерством здравоохранения РФ в адрес ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ направлено письмо , в котором разъяснено, что согласно ч.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", пациент либо его законный представитель имеет право по запросу, направленному в том числе в электронной форме, получать отражающие состояние здоровья пациента медицинские документы (их копии) и выписки из них, в том числе в форме электронных документов. Супруг (супруга), близкие родственники (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушки, бабушки) либо иные лица, указанные пациентом или его законным представителем в письменном согласии на разглашение сведений, составляющих врачебную <данные изъяты> или информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство, имеют право получать медицинские документы (их копии) и выписки из них, в том числе после его смерти, если пациент или его законный представитель не запретил разглашение сведений, составляющих врачебную <данные изъяты>. Порядок и сроки предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти

Письмом Министерства здравоохранения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ТГ-36866/2023-19-01-01 Министерство здравоохранения РФ и ФИО2 были уведомлены о направлении обращения для рассмотрения в Департамент здравоохранения <адрес>.

Аппарат Правительства РФ является государственным органом, образованным для обеспечения деятельности Правительства РФ и Председателя Правительства РФ, а также организации контроля за выполнением органами исполнительной власти принятых ими решений.

Министерство здравоохранения России является федеральным органом исполнительной власти.

Министерство здравоохранения <адрес> является центральным исполнительным органом государственной власти <адрес> специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории <адрес> в сфере охраны здоровья населения <адрес>.

В соответствии с порядком, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения РФ от ДД.ММ.ГГГГ н, пациент либо его законный представитель имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние здоровья пациента и находящейся в медицинской организации.

Аппарат Правительства РФ, Министерство здравоохранения РФ и Министерство здравоохранения <адрес> медицинскими организациями не являются. Положения о порядке ознакомления пациента либо его законного представителя с медицинской документацией, отражающей состояние здоровья пациента, на аппарат Правительства РФ, Министерство здравоохранения РФ и Министерство здравоохранения <адрес> не распространяются.

На основании изложенного, суд не находит оснований к удовлетворению заявленных требований к Министерству здравоохранения РФ и к Министерству здравоохранения <адрес>.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд также принимает во внимание, что из письменного ответа Департамента здравоохранения <адрес> следует, что в информационном ресурсе учета информации о лицах с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19, не содержатся медицинские документы пациентов. ФИО2 сообщено, что медицинская документация пациентки ФИО5 предоставлена в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать ФИО2 в удовлетворении искового заявления к Правительству Российской Федерации, Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству здравоохранения <адрес>, ГБУЗ <адрес> «Тюменская клиническая больница » о признании незаконными действия по не рассмотрению в установленные сроки обращений по существу, не предоставлении сведений из информационного ресурса, об обязании предоставить сведения из информационного ресурса.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Красногорский городской суд в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья:

2-1597/2024 (2-12412/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Халитов Ринат Васильевич
Ответчики
Аппарат Правительства РФ
Министерство здравоохранения РФ
ГБУЗ ТО "Областная клиническая больница № 1"
Министерство Здравоохранения Московской области
Суд
Красногорский городской суд Московской области
Судья
Зотова Светлана Владимировна
Дело на сайте суда
krasnogorsk.mo.sudrf.ru
17.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.10.2023Передача материалов судье
20.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.11.2023Подготовка дела (собеседование)
15.11.2023Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
15.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.01.2024Судебное заседание
17.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее