УИД 50RS0№-60
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 января 2024 года
г.Красногорск
дело №2-1597/24
Красногорский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Зотовой С.В.,
при помощнике судьи ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Правительству Российской Федерации, Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству здравоохранения <адрес>, ГБУЗ <адрес> «Тюменская клиническая больница №» о признании действий незаконными, об обязании дать ответ по существу обращений,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с указанным выше иском, указав в обоснование, что является близким родственником – сыном ФИО5, скончавшейся ДД.ММ.ГГГГ в Областной клинической больнице №.
Для установления обстоятельств смерти матери истцу необходимо было получить сведения из информационного ресурса COVID-19, которые отсутствуют в медицинской карте матери.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 подано обращение в аппарат Правительства РФ с просьбой предоставить сведения из реестра больных COVID-19, касающихся лечения его матери.
ДД.ММ.ГГГГ письмом №И-118917 аппарат Правительства РФ перенаправил обращение в Министерство здравоохранения РФ для ответа по существу.
ДД.ММ.ГГГГ письмом № Министерство здравоохранения РФ перенаправило обращение в Министерство здравоохранения <адрес>.
Истец указал, что ГБУЗ ТО «Областная клиническая больница №» письмом от ДД.ММ.ГГГГ № отказала в предоставлении сведений из информационного ресурса COVID-19.
При таких обстоятельствах, и ссылаясь на то, что до настоящего времени ответы на обращения истца по существу не получены, истец обратился в суд, просит признать незаконным действия аппарата Правительства РФ, выразившееся в не рассмотрении обращения по существу и в направлении обращения в Министерство здравоохранения РФ для ответа; признать незаконным нарушение Министерством здравоохранения РФ семидневного срока для направления обращения в Министерство здравоохранения <адрес> для рассмотрения по существу; признать незаконными действия Министерства здравоохранения РФ, выразившиеся в не рассмотрении обращения по существу; просит признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения <адрес> в нарушении установленного срока предоставления ответа по существу; признать незаконным отказ ГБУЗ ТО «Областная клиническая больница №» в предоставлении сведений из информационного ресурса COVID-19; просит также обязать ответчиков предоставить запрошенные сведения из информационного ресурса COVID-19.
Истец ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержал. Пояснил суду, что в своих обращениях он не требовал предоставления доступа к информационным ресурсам COVID-19, а просил предоставить выписки из медицинских документов в виде копий. Данные сведения ему необходимы для предъявления требований о некачественном лечении его родственника.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения РФ по доверенности ФИО6 явилась в судебное заседание, иск не признала по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, который приобщен к материалам дела. Указала, что аппарат Правительства РФ письмом №П-118917 от ДД.ММ.ГГГГ направил в адрес Министерства здравоохранения РФ для рассмотрения обращение истца, уведомив об этом истца письмом №И-118917 от ДД.ММ.ГГГГ. Обращение поступило в Министерство здравоохранения РФ ДД.ММ.ГГГГ, письмом № от ДД.ММ.ГГГГ Министерство здравоохранения РФ направило обращение для рассмотрения в Министерство здравоохранения <адрес>, уведомив об этом истца письмом № от ДД.ММ.ГГГГ. В указанном письме истцу разъяснено, что пациент или его законный представитель имеют право по запросу получать отражающие состояние здоровья пациента медицинские документы (их копии) и выписки из них, также разъяснено, что сведения об оказанной медицинской помощи пациентам вносятся в электронную медицинскую карту пациента, которая является частью медицинской информационной системы медицинской организации (МИС МО). Указанные сведения передаются из МИС МО в государственную информационную систему субъекта РФ в сфере здравоохранения и в федеральную интегрированную электронную медицинскую карту единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения.
Письмом Министерства здравоохранения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Министерство здравоохранения РФ и истец были уведомлены о направлении обращения истца для рассмотрения в Департамент здравоохранения <адрес>.
Обращение истца было рассмотрено ответчиками в соответствии с требованиями законодательства. Несогласие истца с направлением обращения в другой орган власти в соответствии с его компетенцией не свидетельствует о невыполнении требований законодательства при рассмотрении соответствующих обращений.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения РФ также указала, что Министерство здравоохранения РФ как оператор информационного ресурса COVID-19 обеспечивает предоставление доступа к информационному ресурсу с разграничением соответствующих прав доступа поставщикам информации, перечисленным в п.6 Правил учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, среди которых граждане РФ отсутствуют. Предоставление гражданам РФ сведений, включенных в информационный ресурс (COVID-19), законодательством не предусмотрено, не отнесено к полномочиям ответчиков. Ответчики не являются медицинскими организациями, в связи с чем, положения законодательства о порядке ознакомления пациента либо его законного представителя с медицинской документацией, отражающей состояние здоровья пациента, на органы власти не распространяются.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения <адрес> по доверенности ФИО7 явился в судебное заседание, исковые требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, который приобщен к материалам дела. Указал, что обращение истца было направлено Министерством здравоохранения <адрес> в адрес Департамента здравоохранения <адрес> письмом от ДД.ММ.ГГГГ, а также истцу на адрес его электронной почты.
Представители ответчиков Правительства РФ и ГБУЗ <адрес> «Тюменская клиническая больница №» в судебное заседание не явились, извещались судом. Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, поскольку риск неполучения почтовой корреспонденции, направленной по адресу регистрации, в силу положений ст.165.1 ГК РФ несет адресат.
Кроме этого, в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информация о времени и месте рассмотрения дела размещена на сайте Красногорского городского суда.
Ознакомившись с доводами участвующих в деле лиц, исследовав и оценив представленные по делу доказательства, суд считает иск не подлежащим удовлетворению, учитывая следующее.
Статьями 29 и 33 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином РФ такого права, регулируются Федеральным Законом от ДД.ММ.ГГГГ №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Согласно ч.1 ст.2 указанного Федерального закона граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
В соответствии с ч.3 ст.5 указанного Федерального закона гражданин при рассмотрении его обращения имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (ч.1 ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).
Статьей 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» предусмотрено, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:
1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;
2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;
5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
В соответствии с ч.1 ст.12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
Согласно ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Частью 1 ст.16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» предусмотрено право гражданина на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О, статья 16 Закона №59-ФЗ, предусматривая право граждан на компенсацию морального вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, не закрепляет порядок реализации данного права; правила компенсации морального вреда определяются гражданским законодательством (ст.151 и глава 59 ГК РФ).
Министерство здравоохранения РФ в соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обязательного медицинского страхования, обращения лекарственных средств для медицинского применения.
Работа с обращениями граждан в Министерстве здравоохранения РФ организована в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти», приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении регламента Министерства здравоохранения Российской Федерации», Положениями о структурных подразделениях Минздрава России, должностными регламентами федеральных государственных гражданских служащих Минздрава России, а также Инструкцией об организации рассмотрения обращений граждан в Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденной приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н.
На основании п.35 Инструкции, поступившие письменные обращения в зависимости от содержания докладываются сотрудниками отдела по работе с обращениями граждан Министру здравоохранения РФ или его заместителям, либо направляются руководителям соответствующих структурных подразделений Министерства.
В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как установлено судом и материалами дела подтверждается, истец ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ направил в аппарат Правительства РФ обращение с просьбой представить ему сведения из реестра больных COVID-19 в отношении своей умершей матери ФИО8 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 письмом №И-118717 сообщено, что его обращение рассмотрено и в соответствии со ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №59-ФЗ «О порядке рассмотрения граждан РФ» направлено в Министерство здравоохранения РФ.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО2 Министерством здравоохранения РФ направлено письмо, в котором сообщается, что его обращение направлено в Министерство здравоохранения <адрес> для рассмотрения и ответа по компетенции.
ДД.ММ.ГГГГ Департаментом здравоохранения <адрес> ФИО2 сообщено, что в соответствии с п.2 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № оператором информационного ресурса учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (Информационный ресурс), является Министерство здравоохранения РФ. Доступ Департамента к вышеуказанному информационному ресурсу ограничен Временными правилами учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Также ФИО2 было сообщено, что у Департамента отсутствуют полномочия по предоставлению каких-либо сведений из информационного ресурса третьим лицам.
Постановлением № Министерство здравоохранения РФ определено как оператор информационного ресурса (COVID-19) и обеспечивает:
а) ведение информационного ресурса (COVID-19) в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и защите информации;
б) разработку и согласование с федеральными органами исполнительной власти, являющимися поставщиками информации, регламентов передачи в защищенном виде сведений, представляемых по запросам оператора информационного ресурса (COVID-19);
в) разработку и доведение до всех заинтересованных лиц инструкций и форм, по которым осуществляется представление информации в информационный ресурс (COVID-19);
г) координацию представления информации в информационный ресурс (COVID-19);
д) защиту информации, содержащейся в информационном ресурсе (COVID-19), в соответствии с требованиями, установленными Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Федеральной службой по техническому и экспортному контролю;
е) установление требований к организации и мерам защиты информации, содержащейся в информационном ресурсе (COVID-19);
ж) предоставление доступа к информационному ресурсу (COVID-19) с разграничением соответствующих прав доступа;
з) методическую поддержку по вопросам технического использования и информационного наполнения информационного ресурса (COVID-19) (пункт 12 Временных правил).
В соответствии с п.3 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.
Таким образом, аппарат Правительства РФ в соответствии с указанной нормой направил обращение по подведомственности в Министерство здравоохранения РФ.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований к аппарату Правительства РФ.
Суд также не находит оснований и для удовлетворения исковых требований, заявленных к ГБУЗ ТО «Областная клиническая больница №», поскольку в рамках своих полномочий истцу предоставлен ответ.
Судом установлено, что Министерством здравоохранения РФ в адрес ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ направлено письмо №, в котором разъяснено, что согласно ч.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", пациент либо его законный представитель имеет право по запросу, направленному в том числе в электронной форме, получать отражающие состояние здоровья пациента медицинские документы (их копии) и выписки из них, в том числе в форме электронных документов. Супруг (супруга), близкие родственники (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушки, бабушки) либо иные лица, указанные пациентом или его законным представителем в письменном согласии на разглашение сведений, составляющих врачебную <данные изъяты> или информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство, имеют право получать медицинские документы (их копии) и выписки из них, в том числе после его смерти, если пациент или его законный представитель не запретил разглашение сведений, составляющих врачебную <данные изъяты>. Порядок и сроки предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти
Письмом Министерства здравоохранения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №ТГ-36866/2023-19-01-01 Министерство здравоохранения РФ и ФИО2 были уведомлены о направлении обращения для рассмотрения в Департамент здравоохранения <адрес>.
Аппарат Правительства РФ является государственным органом, образованным для обеспечения деятельности Правительства РФ и Председателя Правительства РФ, а также организации контроля за выполнением органами исполнительной власти принятых ими решений.
Министерство здравоохранения России является федеральным органом исполнительной власти.
Министерство здравоохранения <адрес> является центральным исполнительным органом государственной власти <адрес> специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории <адрес> в сфере охраны здоровья населения <адрес>.
В соответствии с порядком, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения РФ от ДД.ММ.ГГГГ №н, пациент либо его законный представитель имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние здоровья пациента и находящейся в медицинской организации.
Аппарат Правительства РФ, Министерство здравоохранения РФ и Министерство здравоохранения <адрес> медицинскими организациями не являются. Положения о порядке ознакомления пациента либо его законного представителя с медицинской документацией, отражающей состояние здоровья пациента, на аппарат Правительства РФ, Министерство здравоохранения РФ и Министерство здравоохранения <адрес> не распространяются.
На основании изложенного, суд не находит оснований к удовлетворению заявленных требований к Министерству здравоохранения РФ и к Министерству здравоохранения <адрес>.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд также принимает во внимание, что из письменного ответа Департамента здравоохранения <адрес> следует, что в информационном ресурсе учета информации о лицах с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19, не содержатся медицинские документы пациентов. ФИО2 сообщено, что медицинская документация пациентки ФИО5 предоставлена в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать ФИО2 в удовлетворении искового заявления к Правительству Российской Федерации, Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству здравоохранения <адрес>, ГБУЗ <адрес> «Тюменская клиническая больница №» о признании незаконными действия по не рассмотрению в установленные сроки обращений по существу, не предоставлении сведений из информационного ресурса, об обязании предоставить сведения из информационного ресурса.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Красногорский городской суд в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: