Решение по делу № 3а-106/2017 от 21.09.2017

Дело № 3а-106/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Пенза 12 декабря 2017 г.

Пензенский областной суд в составе

судьи Окуневой Л.А.,

при секретаре Юнусовой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Макарова К.Н. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области, Правительству Пензенской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,

у с т а н о в и л:

Макаров К.Н. обратился в Пензенский областной суд с требованием к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области (далее - Управление Росреестра по Пензенской области), Правительству Пензенской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером общей площадью 3246 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под торговый центр, расположенного по адресу: <адрес>.

В обоснование заявленного требования указал, что кадастровая стоимость земельного участка составляет 6022498,56 руб. и не соответствует его рыночной стоимости 1628392 руб., определенной по состоянию на 1 января 2012 г. в отчете независимого оценщика. Данное обстоятельство затрагивает его права как плательщика налога, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости участка.

В связи с проведенной по делу судебной оценочной экспертизой административный истец заявленные требования уточнил и просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым в размере его рыночной стоимости – 1 658 706 руб.

В судебном заседании административный истец Макаров К.В. и его представитель Качалина А.В., допущенная к участию в административном деле на основании положений части 5 статьи 57 КАС РФ по письменному заявлению административного истца, заявленные требования с учетом уточнений поддержали, просили их удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика Правительства Пензенской области Савельева Е.В. (доверенность от 6 октября 2017 г.), разрешение уточненных требований оставила на усмотрение суда, пояснив, что государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов в Пензенской области проведена в соответствии с действующим законодательством.

Представитель заинтересованного лица ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Пензенской области Агапова Ю.С. (доверенность от 25 октября 2017 г.) разрешение уточненных требований оставила на усмотрение суда.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Пензенской области по доверенности Серикова В.В. (доверенность от 19 октября 2017 г.) разрешение уточненных требований также оставила на усмотрение суда, указав, что Управление Росреестра по Пензенской области не является субъектом спорных правоотношений.

Представитель заинтересованного лица администрации г. Сердобска Сердобского района Пензенской области в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежаще.

С учётом надлежащего извещения участвующих в деле лиц, мнения явившихся в процесс сторон, положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Судом установлено, что Макаров К.Н. является собственником земельного участка общей площадью 3246 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под торговый центр, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 24 июля 2017 г. (л.д. 12-14).

В соответствии со статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Как собственник земельного участка административный истец несет обязанность по уплате земельного налога, размер которого зависит от кадастровой стоимости земельных участков, следовательно, он вправе оспаривать кадастровую стоимость земельных участков.

В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации). На основании части 4 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым определена в соответствии с постановлением Правительства Пензенской области от 15 ноября 2013 г. № 850-пП «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Пензенской области» по состоянию на 1 января 2012 г. и составляет 6022498,56 руб., что подтверждается кадастровой справкой о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 24 июля 2017 г. (л.д. 9).

В силу пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица, обладающие зданиями, строениями, сооружениями, помещениями на праве собственности, признаются плательщиками налога на имущество физических лиц.

По общему правилу, предусмотренному пунктом 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база налога на имущество физических лиц определяется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, признаваемым объектом налогообложения.

Поскольку административный истец является собственником земельного участка и на нем лежит обязанность по уплате земельного налога, исчисляемого из кадастровой стоимости, суд приходит к выводу о том, что результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости затрагивают права и обязанности Макарова К.Н., следовательно, он вправе обратиться в суд с настоящим административным иском.

На основании части 4 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (часть 2 статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности).

Исходя из изложенного, датой, по состоянию на которую должна быть определена рыночная стоимость спорного земельного участка, следует считать 1 января 2012 г.

В обоснование своих доводов о завышении установленной кадастровой стоимости земельного участка административный истец представил отчет об оценке земельного участка от 31 мая 2017 г. , подготовленные оценщиками ООО <данные изъяты> ТВН, КВФ, согласно которому, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым составила 1628390 руб.

В ходе рассмотрения дела, оспаривая рыночную стоимость спорного земельного участка, заявленную административным истом, представитель административного ответчика Правительства Пензенской области заявила ходатайство о проведении по делу судебной оценочной экспертизы по определению рыночной стоимости земельного участка, которое судом было удовлетворено, поскольку по делам о пересмотре кадастровой стоимости лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.

По результатам проведенной судебной экспертизы в материалы дела представлено заключение эксперта ООО <данные изъяты> ПИВ от 29 ноября 2017 г. , согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым по состоянию на 1 января 2012 г. составила 1658706 рублей (л.д. 191-218). В связи с чем административным истцом заявленные требования были уточнены, Макаров К.Н. просил установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости 1658 706 рублей.

Суд, проанализировав заключение эксперта, установил, что оно подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемого земельного участка не является произвольным, эксперт в полной мере придерживался принципов федеральных стандартов оценки; заключение базируется на достоверных данных об объекте оценки, содержащих количественные и качественные характеристики оцениваемого объекта; определение рыночной стоимости в рамках использованного экспертом сравнительного подхода является мотивированным и корректным; в качестве ценообразующих факторов экспертом отобраны те факторы, которые наиболее полно описывают отличия объектов оценки от объекта сравнения; экспертом последовательно произведены корректировки по всем значимым группам элементов сравнения.

Административные ответчики, заинтересованные лица обоснованных возражений на заключение судебной оценочной экспертизы, а также доказательств, опровергающих или ставящих под сомнение достоверность выводов судебной оценочной экспертизы, не представили, ходатайств о назначении повторной судебной оценочной экспертизы не заявили.

В силу предписаний статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Оценив экспертное заключение по правилам, установленным статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд соглашается с изложенными в нем выводами, признает его допустимым и достаточным доказательством по делу, а величину рыночной стоимости, определенную экспертным заключением, достоверной.

С учетом изложенного, суд полагает, что рыночную стоимость объекта недвижимости с кадастровым по состоянию на 1 января 2012 г. надлежит установить в размере 1658 706 руб.

Согласно положениям абзаца 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.

Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

В данном случае административный истец Макаров К.Н. первоначально обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Пензенской области от 21 июля 2017 г., следовательно, установленная кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января 2017 г.

Доводы представителя административного ответчика Управления Росреестра по Пензенской области о том, что Управление является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не является субъектом спорных правоотношений, несостоятельны и противоречат положениям статьи 24.11 Закона об оценочной деятельности; пунктам 1 и 5 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 г. № 457; пунктам 1, 7 Положения об Управлении Росреестра по Пензенской области, утвержденного Приказом Росреестра от 27 октября 2009 г. № 327, согласно которым названный государственный орган осуществляет функции по государственной кадастровой оценке, а соответственно в силу части 4 статьи 38 и части 2 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является надлежащим административным ответчиком по настоящему административному делу.

Довод административного ответчика Правительства Пензенской области, приведенный в письменном отзыве на административный иск о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка установлена в соответствии с действующим законодательством, не могут быть приняты во внимание, поскольку достоверность результатов государственной кадастровой оценки земельного участка не входит в предмет проверки при рассмотрении заявления об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.

Руководствуясь статьями 175, 177-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление Макарова К.Н. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым общей площадью 3246 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под торговый центр, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 1 января 2012 г. в размере его рыночной стоимости – 1658706 (один миллион шестьсот пятьдесят восемь тысяч семьсот шесть) рублей.

Датой подачи Макаровым К.Н. заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости считать 21 июля 2017 г.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Пензенского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 13 декабря 2017 г.

Судья Л.А. Окунева

3а-106/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Макаров К.Н.
Ответчики
Правительство Пензенской области
Управление Росреестра по Пензенской области
Другие
Администрация г. Сердобска
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Пензенской области
Суд
Пензенский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.pnz.sudrf.ru
21.09.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
21.09.2017[Адм.] Передача материалов судье
22.09.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
02.10.2017[Адм.] Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
02.10.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.10.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
12.10.2017[Адм.] Предварительное судебное заседание
27.10.2017[Адм.] Судебное заседание
01.12.2017[Адм.] Производство по делу возобновлено
01.12.2017[Адм.] Рассмотрение дела начато с начала
01.12.2017[Адм.] Передача материалов судье
12.12.2017[Адм.] Судебное заседание
13.12.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.12.2017[Адм.] Дело оформлено
18.12.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее