Решение по делу № 2-100/2019 от 04.07.2018

                                                    № 2-100/2019

                                                    РЕШЕНИЕ

                                                    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                                    09 апреля 2019 года Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:

                                                    председательствующего           судьи Гавуры О.В.,

                                                    при секретаре                                         Грищук Ю.В.,

                                                    с участием:

                                                    представителя истца                             Кузовковой О.А.,

                                                    представителей ответчика Верхотурова И.А.

                                                                                                                    Адольшина А.В.,

                                                                                                                    Некрасовой Т.А.,

                                                    представителя ФГКУ «КрымТУИО» Минобороны России

                                                                                                                              Юрчук Е.И.,

                                                    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства обороны Российской Федерации к Верхотурову Игорю Анатольевичу, Малхазовой Кристине Сергеевне, третьи лица: Правительство Севастополя, ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений Минобороны России», Управление государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя, о признании права отсутствующим, признании недействительным правоустанавливающего документа на земельный участок, истребовании земельного участка из незаконного владения,

                                                    у с т а н о в и л :

                                                        Министерство обороны Российской Федерации обратилось в Гагаринский районный суд г. Севастополя с двумя аналогичными исковыми заявлениями о признании отсутствующим права собственности ответчика Верхотурова Игоря Анатольевича на земельные участки площадью по 500,00 кв.м каждый, расположенные по адресам: г. Севастополь, ул. <адрес> и г. Севастополь, ул<адрес>

                                                        Определением Гагаринского районного суда города Севастополя от 05.03.2019 дела по указанным заявления истца объединены в одно производство с присвоением делу № 2-100/2019.

                                                        Требования иска мотивированы тем, что решением сессии Севастопольского городского Совета от 18 марта 2009 года № 6626 Малхазовой К.С. передан в собственность земельный участок, общей площадью 0,1000 га, расположенный по адресу: г. Севастополь, ул. Военных строителей, 3Б/14, целевое назначение (вид разрешенного использования) земельного участка – для индивидуального дачного строительства, о чем 04.06.2009 года Регистрационной службой Главного управления юстиции в г. Севастополе выдан правоустанавливающий документ – свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество серии <данные изъяты> Из ответа Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя истцу стало известно, что в настоящее время земельный участок, выданный по вышеуказанному решению, разделен на 2 земельных участка площадью по 500 кв.м, новым земельным участкам присвоены новые кадастровые номера ; адреса: г. Севастополь, ул. <адрес> и г. Севастополь, <адрес> соответственно, которые находятся в собственности Верхотурова И.А.

                                                        Вместе с тем, земельный участок, в отношении которого Севастопольским городским Советом принято решение о передаче в собственность Малхазовой К.С., в соответствии с Приложением № 2 к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о взаиморасчетах, связанных с разделом Черноморского Флота и пребыванием Черноморского Флота Российской Федерации на территории Украины от 28 мая 1997 года, находился в пользовании Черноморского флота Российской Федерации, а именно в пределах территории военных городков № 539, 540, переданных для использования Черноморским флотом Российской Федерации. После принятия Республики Крым и города федерального значения Севастополя в состав Российской Федерации распоряжением Правительства Севастополя № 195-РП от 20.03.2015 года в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства передано имущество, в том числе, указанные военные городки № 539, 540. 25 марта 2015 года между Правительством Севастополя и Минобороны России, в лице ФГКУ «Крымское ТУИО», подписан акт приема-передачи имущества – военных городков №539 №540, общей площадью 3,4 га и 3,3515 га соответственно.

                                                         В процессе оформления правоустанавливающих документов на земельный участок военных городков и регистрации права собственности стало известно о том, что фактически спорный земельный участок, переданный по решению Севастопольского городского Совета от 18 марта 2009 года № 6626, является частью земельного участка, занимаемого воинским формированием ЧФ РФ.

                                                         Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с требованиями о признании отсутствующим права собственности на принадлежащие ответчику – Верхотурову И.А. земельные участки.

                                                        Также в иске указывается на то обстоятельство, что Севастопольский городской Совет не имел права распоряжаться землями, являющимися предметом Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о взаиморасчетах, связанных с разделом Черноморского Флота и пребыванием Черноморского Флота Российской Федерации на территории Украины от 28 мая 1997 года, и не мог быть передан в собственность физических лиц.

                                                        В ходе производства по делу истцом в порядке ст. 39 ГПК РФ требования иска увеличены, поставлены вопросы о признании недействительным государственного акта на право частной собственности на недвижимое имущество – земельный участок площадью 0,1 Га, расположенный по адресу: г. Севастополь, ул. <адрес> истребовании земельных 2-х земельных участков площадью по 500 кв.м., образованных в результате раздела земельного участка площадью 0,1 Га, из чужого незаконного владения Верхотурова Игоря Анатольевича в федеральную собственность.

                                                        В судебном заседании представитель истца Кузовкова О.А. требования иска поддержала, при этом пояснила, что зарегистрированное право собственности на спорные земельные участки является препятствием в реализации Минобороны Российской Федерации прав относительно принадлежащего в силу закона земельного участка военного городка.

                                                        Представители ответчика Верхотурова И.А. – Адольшин А.В. и Некрасова Т.А., каждый в отдельности, возражали против удовлетворения иска по тем основаниям, что истцом не предоставлены надлежащие доказательства, свидетельствующие о вхождении спорных земельных участков в состав земель военного городка. Указали, что спорные земельные участки не могли быть переданы в федеральную собственность, поскольку находились в собственности физического лица. Заявили о применении последствий пропуска срока исковой давности и о добросовестном приобретении и владении ответчиком земельными участками.

                                                        Представитель ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений Минобороны России» Юрчук Е.И. считала заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

                                                        Правительство Севастополя, Управление государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя о времени и месте рассмотрения дела извещались в установленном порядке, согласно письменных пояснений представителей просили рассматривать дело в их отсутствие.

                                                    Ответчик Малхазова К.С. в судебное заседание не явилась, вызывалась надлежаще, причин неявки суду не сообщила, что в силу ч.3 ст.167 ГПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.

                                                        Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

                                                        В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 60 Земельного кодекса Российской Федерации, каждое лицо имеет право обратиться в суд за защитой своего нарушенного права.

                                                        Согласно п. 2 ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих права или создающих угрозу его нарушения.

                                                        Как разъяснено в п. 52 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ от 29.04.2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ними – это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке.

                                                        Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записей в ЕГРП.

                                                        В силу ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

                                                        Статьей 305 ГК РФ определено, что права, предусмотренные ст. 301-304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.

                                                        Положения ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривают такие способы защиты права, как истребования имущества из незаконного владения.

                                                        Законом города Севастополя от 07.08.2014 № 56-ЗС «Об основах управления государственным имуществом города Севастополя» установлено, что управление государственным имуществом города Севастополя, в том числе объектами имущественной казны города Севастополя, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом города Севастополя, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами города Севастополя.

                                                        От имени города Севастополя полномочия по управлению и распоряжению государственным имуществом города Севастополя осуществляют Правительство Севастополя и уполномоченные им исполнительные органы государственной власти города Севастополя (ст. 3 Закона).

                                                        В силу ст. 6 приведенного Закона, а также статьи 9 Закона города Севастополя от 25.07.2014 № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» Правительство Севастополя в сфере управления государственным имуществом города Севастополя принимает решения о безвозмездной передаче имущества, находящегося в собственности города Севастополя, в федеральную собственность, в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральными законами.

                                                        Правительством Севастополя от 14.11.2014 № 483 утвержден Порядок безвозмездной передачи имущества, находящегося в собственности города федерального значения Севастополя, в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства.

                                                        Согласно подпункту «а» пункта 2 данного Порядка безвозмездной передаче в собственность Российской Федерации в соответствии с настоящим Порядком на основании решения Согласительной комиссии подлежит имущество, в том числе здания, сооружения, помещения (в том числе жилые), обособленные имущественные комплексы, состоящие из земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества, используемых для размещения личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации (военные городки), а также иные объекты недвижимого имущества (включая объекты, строительство которых не завершено), земельные участки (в том числе незастроенные земельные участки), находящиеся на территории города федерального значения Севастополя, и к фактическому использованию которого Черноморский флот Российской Федерации приступил до вступления Республики Крым в состав Российской Федерации на основании Соглашения между Российской Федерацией и Украиной о статусе и условиях пребывания Черноморского флота на территории Украины от 28 мая 1997 г.

                                                        На основании пункта 16 Порядка с принятием предусмотренного пунктом 3 настоящего Порядка решения переданное имущество для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства приобретает статус военного имущества в понимании Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" и Федерального закона от 6 февраля 1997 года N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации".

                                                        В соответствии с пунктом 14 Порядка право собственности Российской Федерации, право оперативного управления, право хозяйственного ведения, право постоянного бессрочного пользования на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Порядком, возникает с даты подписания передаточного акта.

                                                        Распоряжением Правительства Севастополя № 195-РП от 20.03.2015 года в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства передано имущество, в том числе, военный городок №539, 540 (№№ «252,253» в прилагаемом перечне).

                                                        25.03.2015 между Правительством Севастополя и Минобороны России, в лице ФГКУ «Крымское ТУИО» Минобороны России, подписан акт приема-передачи имущества, где под номером «252, 253» - указаны военные городки №539, № 540 площадью 3,4 га и 3,3515 га соответственно.

                                                        Пунктом 3 Распоряжения Правительства Севастополя № 195-РП от 20.03.2015 года ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России предложено обеспечить осуществление подготовки документации, необходимой для постановки передаваемого имущества на кадастровый учет и регистрации прав на него, иных фактических и юридических действий.

                                                        До передачи в федеральную собственность военный городок №539 использовался Российской Федерацией на основании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о взаиморасчетах, связанных с разделом Черноморского Флота и пребыванием Черноморского Флота Российской Федерации на территории Украины от 28 мая 1997 года.

                                                        В соответствии со ст. 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о взаиморасчетах, связанных с разделом Черноморского Флота и пребыванием Черноморского Флота Российской Федерации на территории Украины от 28 мая 1997 года, Украинская Сторона передает Российской Стороне в аренду земельные участки и размещенные на них объекты береговой инфраструктуры, а также акваторию бухт в городе Севастополе и Феодосийском порту, указанные соответственно в приложениях № 2 и № 3 и картах № 1 и № 2 к Соглашению между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота.

                                                        В соответствии со ст. 2 Соглашения между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота от 28 мая 1997 года, основная база Черноморского флота Российской Федерации находится в городе Севастополе. В основной базе Черноморского флота Российской Федерации размещаются его штаб и другие органы управления, а также воинские формирования, предприятия, организации и учреждения Черноморского флота Российской Федерации. Перечень и параметры объектов, используемых Черноморским флотом Российской Федерации в городе Севастополе, содержатся в Приложении № 2.

                                                        Согласно Приложению № 2 к указанному Соглашению в пользовании Черноморского флота Российской Федерации находится военный городок № 488, общей площадью 8,2 га, находившейся в пользовании 264 УHP Черноморского флота Российской Федерации.

                                                        В дальнейшем, на земельном участке 264 УНР Черноморского флота Российской Федерации общей площадью 8,2 га военного городка № 488 стали размещаться три военных городка №№ 488, 311, 539 с занимаемой площадью: 4,63 га, 0,17 га, 3,4 га соответственно. Общая площадь земельного участка, используемого 264 УНР - 8,2 га. Данный факт подтверждается Приложением № 2 по уточнению перечня и параметров объектов Черноморского флота Российской Федерации к Протоколу рабочей встречи представителей Российской Федерации и Украины по вопросам урегулирования наличия и использования земельных участков, занимаемых Черноморским флотом Российской Федерации от 27 сентября 1999 года, Протоколом № 2 от 26 декабря 2003 года заседания рабочей группы представителей регионального отделения Фонда государственного имущества Украины и морской инженерной службы Черноморского флота Российской Федерации.

                                                        Таким образом, в Соглашение о параметрах раздела Черноморского флота в составе земель военного городка № 488 вошел земельный участок военного городка № 539 общей площадью 3,4 га, предоставленный для размещения военного городка.

                                                        Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 14.07.2015 № 65 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, ул. <адрес>, площадью 77 323 кв.м, кадастровый квартал № , установлен вид разрешенного использования земельного участка: «обеспечение обороны и безопасности».

                                                        В обоснование заявленных исковых требований Министерством обороны Российской Федерации предоставлен ответ АО «Ростехинвентаризация – федеральное БТИ» Крымский филиал от 11.04.2018 года за исх №Ф91/221, и ответ Севреестра от 09.08.2018г. за исх №18/6596, из содержания которых следует, что выполнение кадастровых работ по образованию земельного участка, расположенного по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, ул. Военных строителей, площадью 77 323 кв.м. приостановлено в виду наложения земельных участков находящихся в собственности физических лиц, в том числе и земельных участков, находящихся в собственности ответчика – Верхотурова И.В.

                                                        Согласно заключению судебной землеустроительной экспертизы № 171-12/18 от 28.01.2019, проведенной ООО «Эксперт-Сервис» на момент предоставления в частную собственность земельный участок № , расположенный по ул. <адрес>, площадью 500 кв.м, кадастровый № не входил в состав военных городков № 539, 540 ЧФ РФ, находящихся в пользовании ЧФ РФ в соответствии с Соглашением между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота от 28.05.1997 года.

                                                        В то же время, согласно заключению судебной землеустроительной экспертизы № 153-11/18 от 26.12.2018, проведенной ООО «Эксперт-Сервис», на момент предоставления в частную собственность земельный участок № , расположенный по ул. <адрес>, площадью 500 кв.м, кадастровый № частично входил в состав военных городков № 539, 540 ЧФ РФ, находящихся в пользовании ЧФ РФ в соответствии с Соглашением между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота от 28.05.1997.

                                                        Из исследовательской части экспертного заключения № 153-11/18 от 26.12.2018, а также из пояснений эксперта проводившего вышеуказанные экспертизы в ходе судебного заседания следует, что точную площадь вхождения спорного земельного участка в состав земель военного городка установить не представляется возможным ввиду отсутствия достоверного каталога координат земель военных городков.

                                                        В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что истом в порядке ст. 56 ГПК РФ не предоставлены надлежащие доказательства, бесспорного свидетельствующие и позволяющие сделать вывод о вхождении спорного земельного участка в состав земельного участка военных городков, использующихся ЧФ РФ в соответствии с Соглашением между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота от 28.05.1997 года.

                                                        Установленный судебным экспертом факт наложения границ исследуемых земельных участков, не может свидетельствовать о неправомерности получения ответчиком Малхазовой К.С. земельного участка в собственность с последующей продажей его ответчику Верхотурову И.А.

                                                        Из материалов дела усматривается (т. 1 л.д. 118-119, дело № 2-2694/2018), что Малхазовой К.С. решением сессии Севастопольского городского Совета от 18 марта 2009 года № 6626 передан в собственность земельный участок, общей площадью 0,1000 га, расположенный по адресу: г. Севастополь<адрес>, целевое назначение (вид разрешенного использования) земельного участка – для индивидуального дачного строительства, в порядке ст.ст. 116, 118 ЗК Украины, предусматривающих получение земельных участков в собственность гражданами Украины в порядке бесплатной приватизации (кадастровый № ), о чем 04.06.2009 Регистрационной службой Главного управления юстиции в г. Севастополе выдан правоустанавливающий документ – свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество серии ДД.ММ.ГГГГ (номер в Книги записей регистрации прав на землю ).

                                                        В силу положений части 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», до 1 января 2017 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

                                                        В соответствии с частями 1 и 3 ст. 8 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя», сведения об объектах недвижимости, учтенных на территории города Севастополя до вступления в силу Федерального конституционного закона в соответствии с ранее действовавшими актами (далее - ранее учтенные объекты недвижимости), с учетом предусмотренного статьей 7 Закона о кадастре состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены нормативным правовым актом Правительства Севастополя.

                                                        В силу положений Постановления Правительства Севастополя от 07.08.2014 N 202 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав» (вместе с «Перечнем документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав и необходимых для государственной регистрации права») к документам, подтверждающим ранее возникшие права и необходимым для государственной регистрации прав относятся, в том числе, изданные (выданные) в установленном порядке на территории города Севастополя до 1 марта 2014 года акты органов государственной власти или местного самоуправления о предоставлении гражданину земельного участка.

                                                        То есть, документом, который подтверждает ранее возникшее право собственности ответчика Малхазовой К.С. на спорный земельный участок, является решение Севастопольского городского Совета от 18 марта 2009 года № 6626, Свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество от 04.06.2009.

                                                         13.07.2016 между собственником земельного участка - Малхазовой Кристиной Сергеевной в лице представителя по доверенности Дегтярева Юрия Ивановича и Верхотуровым Игорем Анатольевичем был заключен договор купли-продажи земельного участка площадью 1000 кв.м, расположенного по адресу: г. Севастополь, ул. <адрес> кадастровый номер 91 (предыдущий кадастровый номер по Украине ). Данный земельный участок был поставлен на кадастровый учёт в качестве ранее учтенного.

                                                        Все документы, необходимые для заключения договора купли-продажи были предоставлены в Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, 02.08.2016 переход права собственности был зарегистрирован, о чём сделана соответствующая запись под номером №

                                                        Суд считает, что государственная регистрация за Малхазовой К.С., в последующем за Верхотуровым И.А. права собственности на земельный участок, как в период действия на территории города федерального значения Севастополя законодательства Украины, так и после принятия города Севастополя в состав Российской Федерации, свидетельствует о том, что законность документа, явившегося основанием для совершения таких действий, сомнений у регистрирующих органов не вызывала.

                                                        Из материалов дела следует, что в 2018 году, приобретенный Верхотуровым И.А., земельный участок был разделен на 2 земельных участка площадью по 500 кв.м, новым земельным участкам присвоены новые кадастровые номера и адреса: г. Севастополь, ул. <адрес> и г. <адрес> соответственно.

                                                        На образованные земельные участки были запрошены градостроительные планы. Согласно полученным градостроительным планам земельных участков на них имеются зоны допустимого размещения зданий, строений и сооружений, согласно Генеральному плану города Севастополя земельные участки по функциональному назначению расположены в проектируемой зоне много- и среднеэтажной многоквартирной жилой застройки. На участках разрешается, в том числе, строительство новых зданий и сооружений на существующих участка жилого, общественного и специального назначения в соответствии с видом разрешенного использования, с учетом требований градостроительного регламента участка.

                                                        Также, согласно материалам дела, Верхотуров И.А. несет расходы по содержанию спорных земельных участков в виде оплаты земельного налога.

                                                        В 2018 году Верхотуров И.А. заключил договор подряда для осуществления строительства на своем земельном участке. Осенью 2018 Верхотуров И.А. узнал о наличии судебных споров по поводу принадлежащих ему земельных участков, строительные работы прекратил.

                                                        В ходе рассмотрения дела судом установлено, что со стороны Министерства обороны Российской Федерации, в лице уполномоченных органов Черноморского флота Российской Федерации, действующий на территории Украины, не было предпринято каких-либо действий, связанных принятием разумных и осмотрительных мер по контролю над земельным участком военного городка №539, 540, использующимся для размещения воинских формирований Черноморского флота Российской Федерации в соответствии с Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о взаиморасчетах, связанных с разделом Черноморского Флота и пребыванием Черноморского Флота Российской Федерации на территории Украины от 28 мая 1997 года.

                                                        Вместе с тем, в силу положений ст. 210 ГК РФ собственник имущества, по общему правилу, несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, что в свою очередь, предполагает должное оформление своего права (регистрацию) и его защиту.

                                                        При таких обстоятельствах, расценивать поведение Верхотурова И.А. в данном случае как недобросовестное, по мнению суда, оснований не имеется.

                                                        Сама по себе передача земель военного городка в федеральную собственность Российской Федерации безусловным свидетельством незаконности приобретения ответчиком права собственности на земельный участок являться не может и не означает, что участок выбыл из владения помимо воли собственника.

                                                        Ссылки истца на то, что решение о предоставлении земельного участка принято неуполномоченным органом – Севастопольским городским Советом, поскольку спорный земельный участок являлся предметом Соглашения между Российской Федерацией и Украиной о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины от 28 мая 1997 года, суд в данном конкретном случае отклоняет.

                                                        Согласно материалам дела следует, что земельный участок предоставлен в собственность Малхазовой К.С. на основании индивидуального акта Севастопольского городского Совета в соответствии с положениями ст.ст. 116, 118 ЗК Украины. По мнению суда, в рассматриваемом случае ответственность за нарушение порядка передачи земельного участка, в части фактического расположения, его собственнику, допущенное со стороны органа власти, не может быть возложена на гражданина.

                                                        Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о недоказанности истцом доводов о незаконном приобретении Малхазовой К.С., в последующем Верхотуровым И.А. права собственности на спорный земельный участок.

                                                        Право собственности на спорный земельный участок возникло на основании решения уполномоченного органа, в отсутствие каких-либо обременений в отношении объекта недвижимости.

                                                        Надлежащих доказательств того, что при передаче в собственность земельного участка имелись основания считать о вхождении его в состав земель военного городка, материалы дела не содержат. У ответчиков не имелось оснований полагать, что земельный участок приобретен ими неправомерно и в дальнейшем.

                                                        При этом, суд принимает во внимание совершение собственником земельного участка приведенных выше реальных действий, направленных на его освоение согласно целевому назначению.

                                                        Разрешая настоящий спор, суд учитывает и тот факт, что спорный земельный участок в настоящее время в установленном законом порядке не отнесен к особой категории земель, которые не могут находиться в собственности физических лиц.

                                                        Относительно требования иска о признании отсутствующим права собственности ответчика на земельный участок, суд исходит их следующего.

                                                        Согласно разъяснений, содержащихся в п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 года (ред. от 23.06.2015 года) в соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.

                                                        В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

                                                        Таким образом, предъявление иска о признании права отсутствующим допускается в тех случаях, когда возможность защиты нарушенного права иными средствами путем предъявления негаторного, виндикационного и иных исков исчерпана.

                                                        Кроме того, возможность обращения с требованием о признании права собственности на недвижимое имущество отсутствующим предоставлена лицу, которое в соответствии с данными ЕГРН является не только собственником спорного имущества, но и одновременно является лицом, владеющим имуществом.

                                                        В рассматриваемом случае основания для применения указанного способа защиты нарушенного права отсутствует.

                                                        На основании изложенного, суд приходит к выводу, что заявленные Министерством обороны Российской Федерации исковые требования к Верхотурову И.А., Малхазовой К.С. удовлетворению не подлежат.

                                                        На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                                                    р е ш и л :

                                                        В удовлетворении искового заявления Министерства обороны Российской Федерации к Верхотурову Игорю Анатольевичу, Малхазовой Кристине Сергеевне о признании права отсутствующим, признании недействительным правоустанавливающего документа на земельный участок, истребовании земельного участка из незаконного владения - отказать.

                                                        Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в порядке, установленном статьей 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

                                                        Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.

                                                        Мотивированный текст решения изготовлен 15.04.2019 года.

Председательствующий по делу

судья                                                /подпись/                  О.В. Гавура

Копия верна:

Судья Гагаринского районного

суда г. Севастополя                                                    О.В. Гавура

2-100/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Министерство обороны Российской Федерации
Ответчики
Малхазова К.С.
Верхотуров Игорь Анатольевич
Другие
Правительство Севастополя
Федеральное государственное казенное учреждение "Крымское трерриториальное управление имущественных отношений" МО России
Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя
Суд
Гагаринский районный суд Севастополя
Судья
Гавура Ольга Владимировна
Дело на сайте суда
gagarinskiy.sev.sudrf.ru
04.07.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.07.2018Передача материалов судье
09.07.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.07.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.07.2018Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
19.09.2018Предварительное судебное заседание
24.10.2018Судебное заседание
20.11.2018Судебное заседание
30.01.2019Производство по делу возобновлено
30.01.2019Судебное заседание
05.03.2019Судебное заседание
09.04.2019Судебное заседание
15.04.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.04.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.04.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее