Дело № 2а-857/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 сентября 2020 года г. Светлогорск
Светлогорский городской суд Калининградской области в составе судьи Севодиной О.В., при секретаре Ситишкиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №10 по Калининградской области к Ульяновой М.М. о взыскании недоимки по страховым взносам
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 10 по Калининградской области (далее по тексту - МРИ ФНС России № 10) обратилась в суд с административным иском к ответчику, указав в обоснование, что индивидуальный предприниматель Ульянова М.М. была зарегистрирована в качестве страхователя, уплачивающего страховые взносы в Пенсионный фонд РФ <Дата>. Снята с регистрационного учёта в связи с прекращением деятельности в качестве индивидуального предпринимателя <Дата>. В соответствии со ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК Российской Федерации) ответчик обязан уплачивать страховые взносы. За время осуществления предпринимательской деятельности административный ответчик ненадлежащим образом исполнял обязанности, возложенные на него Законом по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в бюджет Пенсионного фонда РФ и на обязательное медицинское страхование. Инспекцией плательщику страховых взносов было направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, которое было последним проигнорировано. Налоговый орган вынужден был обратиться с заявлением о вынесении судебного приказа. <Дата>. мировым судьей 2-го судебного участка Светлогорского района и Пионерского городского округа Калининградской области выдан судебный приказ, который <Дата>. был отменен в связи с поступившими возражениями.
В этой связи истец просит взыскать с ответчика страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере за расчетный период, начиная с <Дата> год, - налог за <Дата> год в размере 5840,00 руб., пени - 11,13 руб., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии в размере 26 545,00 руб. за <Дата> год, пени - 56,74 руб.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Ответчик в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС Российской Федерации), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, без ведения аудиопротоколирования.
Суд, исследовав материалы данного административного дела, материалы дела <№> по заявлению о выдаче судебного приказа, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Обязанность налогоплательщика самостоятельно уплачивать установленные законом налоги закреплена п. 1 ч. 1 ст. 23 и ст. 45 НК Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 286 КАС Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (ч. 2 ст. 286).
В соответствии с п. 1 ст. 48 НК Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пени, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пени, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пени, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пени, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пени, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 ст. 48 НК Российской Федерации).
Абзацем 3 п. 3 ст. 48 НК Российской Федерации предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Судом установлено, что согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей Ульянова М.М. (ИНН <№>) поставлена на учёт в налоговом органе <Дата>., снята с учёта в качестве индивидуального предпринимателя <Дата>.
Управлением Пенсионного фонда РФ в Светлогорском районе Калининградской области за ответчиком выявлена недоимка по уплате страховых взносов.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам по состоянию на <Дата>., которым установлен срок уплаты страховых взносов до <Дата>., оставлено ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца <Дата>. к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.
<Дата>. мировым судьей 1-го судебного участка Светлогорского района и Пионерского городского округа Калининградской области вынесен судебный приказ о взыскании с Ульяновой М.М. в пользу УПФ Российской Федерации (государственное учреждение) в Светлогорском районе Калининградской области задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, пени и расходов по уплате государственной пошлины.
Определением от <Дата>., на основании поступивших возражений должника, судебный приказ отменён. Взыскателю разъяснено право на обращение в суд с административным исковым заявлением в порядке предусмотренным ст. 32 КАС Российской Федерации.
Федеральным законом от 03.07.2016г. № 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" налоговым органам переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.
Пунктом 2 ст. 4 названного Закона установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01.01.2017г., а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017г., по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
Из вышеприведенных норм следует, что после 01.01.2017г. взыскание недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам, в том числе возникших до 01.01.2017г., осуществляется налоговыми органами.
Принимая во внимание, что ответчику был установлен срок уплаты страховых взносов до <Дата>., то последним днём для обращения в суд с административным иском являлось <Дата>.
В нарушение вышеуказанных требований закона заявление о выдаче судебного приказа подано межрайонной ИФНС России № 10 по Калининградской области только <Дата>., то есть по истечении предусмотренного законом процессуального срока (почти через год после установленного срока).
В связи с тем, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных НК Российской Федерации, осуществляться не может и несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания страховых взносов является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
Установленный факт несоблюдения налоговым органом установленного законом шестимесячного срока для обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки по взносам и пеням со дня истечения срока, установленного для исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов и пеней, является основанием для вынесения на обсуждение обстоятельств, связанных с причинами пропуска этого срока и основаниями для его восстановления.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999г. № 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счёт имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные п. 2 ст. 48 или п. 1 ст. 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд. Имея в виду, что данные сроки являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению, в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.
Поскольку на дату обращения с настоящим административным иском в суд, налоговый орган уже утратил право на принудительное взыскание с Ульяновой М.М. денежных средств по требованию <№> в связи с пропуском установленного шестимесячного срока, и доказательств уважительности пропуска срока административным истцом не представлено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 10 по Калининградской области к Ульяновой М.М. о взыскании недоимки по страховым взносам оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Светлогорский городской суд в течение месяца со дня составления решение в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено <Дата>.
Председательствующий: О.В. Севодина