Дело № 2а-142/2020
(УИД 24RS0027-01-2020-000051-16)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 февраля 2020 года город Кодинск
Кежемский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Гарбуза Г.С.,
при секретаре Гусевой И.И.,
с участием представителя административного истца Администрации Кежемского района Беликовой А.В., действующей на основании доверенности от 12.04.2019 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-142/2020 по административному исковому заявлению Администрации Кежемского района Красноярского края к УФССП России по Красноярскому краю в лице ОСП по Кежемскому району, УФССП России по Красноярскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Кежемского района Красноярского края обратилась в суд с исковым заявлением, в котором просит освободить её от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей в рамках исполнительного производства № 3078/18/24057-ИП.
В обоснование заявленных требований указывает на то, что решением Кежемского районного суда Красноярского края от 16.12.2013 года постановлено обязать администрацию Кежемского района выполнить мероприятия по антитеррористической защищённости учреждения, оборудовать МКДОУ «Детский сад комбинированного вида «Берёзка» системой видеонаблюдения в срок до 01.07.2014 года, обязать администрацию Кежемского района профинансировать данное мероприятие». На основании данного решения судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство №-ИП. В 2015 году за счёт средств местного бюджета в образовательном учреждении было установлено 4 видеокамеры и один комплект оборудования; в 2016 году было установлено 2 видеокамеры, в 2018 году установлено ещё 4 видеокамеры. По ходатайству администрации Кежемского района судом предоставлялась отсрочка исполнения вышеуказанного решения. Кроме того, в 2016-2017 годах истцом подавалась заявка на участие в государственной программе Красноярского края «Развитие образования», однако данной программой финансирование указанных мероприятий не предусмотрено. В дальнейшем в 2017-2019 г.г. администрация Кежемского района неоднократно обращалась в Министерство финансов Красноярского края по вопросу выделения дополнительного финансирования на выполнение предписания надзорных органов. В итоге в связи с неисполнением в установленный срок требований, содержащихся в исполнительном документе, судебным приставом-исполнителем вынесено постановление от 13.01.2020 года о возбуждении исполнительного производства в части взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей. Администрация Кежемского района является бюджетной организацией, в бюджете которой в текущем финансовом году не предусмотрены расходы на уплату исполнительского сбора. Кроме того, Администрация предпринимала все исчерпывающие меры по исполнению судебного решения, следовательно, вина истца в несвоевременном исполнении вышеприведённого решения суда отсутствует.
В судебном заседании представитель административного истца Администрации Кежемского района Красноярского края Беликова А.В. исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям, просила освободить их от уплаты исполнительского сбора.
Представитель административного ответчика ОСП по Кежемскому району в судебном заседании участия не принимал, извещены надлежащим образом – судебным извещением.
Представитель соответчика УФССП России по Красноярскому краю в судебное заседание не явился. Извещён о времени и месте его проведения надлежащим образом – судебным извещением, направленным по почте. Уведомление о вручении извещения имеется в деле.
Представитель заинтересованного лица прокуратуры Кежемского района в судебное заседание не явился. Извещён о времени и месте его проведения надлежащим образом – судебным извещением, направленным курьером.
Представитель заинтересованного лица МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Берёзка» в судебное заседание не явился. Извещён о времени и месте его проведения надлежащим образом – судебным извещением, направленным по почте. Уведомление о вручении извещения имеется в деле.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждения исполнительного производства.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч. 2 ст. 112 ФЗ "Об исполнительном производстве").
Согласно ч. 1 ст. 112 вышеназванного федерального закона должник вправе в порядке, установленном настоящим федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
С учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств суд вправе отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 данной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7 статьи 112 названного Федерального закона).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства, которые представляют собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Как разъяснено в пункте 74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона «Об исполнительном производстве», либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Исходя из этого, наличие или отсутствие вины должника в неисполнении в срок требований исполнительного документа является обстоятельством, которое может учитываться при решении вопроса об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Как следует из материалов дела и установлено судом, постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Кежемскому району УФССП России по Красноярскому краю от 13.02.2018 года возбуждено исполнительное производство № в отношении Администрации Кежемского района Красноярского края. Копия постановления была направлена в адрес должника, после чего судебным приставом-исполнителем главе администрации Кежемского района вынесено требование об исполнении решения суда в течение семи дней со дня поступления указанного требования.
30 января 2018 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Кежемскому району УФССП России по Красноярскому краю ФИО7. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с Администрации Кежемского района Красноярского края в размере 50000 рублей.
Представителем администрации Кежемского района в дело представлена информация о проделанной работе в связи с исполнением решения суда, в которой указано о направлении ходатайств о выделении денежных средств в Министерство финансов Красноярского края.
Кроме этого, в дело представлена копия муниципального контракта №-ВН/2018 на монтаж системы видеонаблюдения, заключённого ДД.ММ.ГГГГ между МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Берёзка» и ИП ФИО5
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства суд приходит к выводам об отсутствии в действиях должника Администрации Кежемского района вины в нарушении сроков исполнения судебного решения, поскольку с целью исполнения решения суда должником были предприняты все предусмотренные законом меры. Неисполнение администрацией Кежемского района в установленный срок решения суда связано с длительным процессом выделения денежных средств для приобретения и установки видеокамер и комплекта видеонаблюдения.
Одновременно с этим, нарушений требований Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебным приставом-исполнителем при вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора также не допущено.
Принимая во внимание данные обстоятельства, а также учитывая, что административный истец является бюджетным учреждением, а решение суда не исполнено в установленный срок в связи с ненадлежащим финансированием истца, данные обстоятельства являются основанием для удовлетворения исковых требований и освобождения Администрации Кежемского района от взыскания исполнительского сбора.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 273 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Администрации Кежемского района Красноярского края удовлетворить.
Освободить Администрацию Кежемского района Красноярского края от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей в рамках исполнительного производства №-ИП.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Кежемский районный суд Красноярского края путём подачи апелляционной жалобы (представления) в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме (21 февраля 2020 года).
Председательствующий Г.С. Гарбуз