производство № 2а-4453/2020
РЈРР” 28RS0004-01-2020-005313-93
РЕШЕНРР•
именем Российской Федерации
17 июля 2020 года г. Благовещенск
Благовещенский РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ СЃСѓРґ РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области, РІ составе: председательствующего СЃСѓРґСЊРё Р’РѕСЂРѕРЅРёРЅР° Р.Рљ.,
при секретаре Мосикян А.А.,
СЃ участием представителя Прокуратуры РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области Дегтяренко Рђ.Рђ., представителя УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области Кутузова Р’.Рђ.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Амурской области, действующего в интересах Антонченко Ю. Я., к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Амурской области об оспаривании отказа в предоставлении документов из личного дела,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Заместитель РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ областиД.РЎ. Неговора действующая РІ интересах Антонченко Р®.РЇ., обратилась РІ СЃСѓРґ СЃ настоящим административным исковым заявлением, указав, что прокуратурой РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области проведена проверка РїРѕ жалобе осужденного Антонченко Р®.РЇ., отбывающего наказание РІ ФКУ РРљ-5 ГУФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Красноярскому краю, РЅР° отказ РІСЂРёРѕ начальника УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области Дубровина Р®.Р’. РѕС‚ 30.12.2019 РіРѕРґР° РІ удовлетворении его обращения Рѕ направлении ему РєРѕРїРёР№ документов, хранящихся РІ его архивном личном деле, сформированном РІ период отбывания лишения СЃРІРѕР±РѕРґС‹ РІ ФКУ РРљ-8 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области, Р° именно: постановления начальника ФКУ РРљ-8 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области Рѕ переводе Антонченко Р®.РЇ. РІ Помещение камерного типа (РџРљРў) Рё Единое помещение камерного типа (ЕПКТ). Отказывая РІ удовлетворении обращения РІСЂРёРѕ руководителя управления РёСЃС…РѕРґРёР» РёР· того, что выдача РєРѕРїРёР№ документов РёР· личного дела осужденного РЅРµ предусмотрена Рнструкцией Рѕ работе отделов (РіСЂСѓРїРї) специального учета следственных изоляторов Рё тюрем ФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё, утвержденной приказом Министерства юстиции Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 23 РёСЋРЅСЏ 2005 РіРѕРґР° N 94-РґСЃРї. Указанные РІ обращении Антонченко Р®.РЇ. документы - постановления начальника ФКУ РРљ-8 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области Рѕ применении Рє нему взысканий, РЅРµ отнесены законом Рє сведениям ограниченного доступа. Более того, администрация исправительного учреждения обязана ознакомить осужденного СЃ решениями Рѕ применении дисциплинарных санкций. Соответственно Антонченко Р®.РЇ. наделен правом получить РєРѕРїРёРё данных постановлений либо иным образом ознакомиться СЃ РЅРёРјРё, РІ том числе, чтобы иметь возможность реализовать СЃРІРѕРµ право, предусмотренное С‡.4 СЃС‚.12 РЈРРљ Р Р¤, РЅР° РёС… обжалование. Однако УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области СЃРІРѕРёРј отказом нарушило данное право осужденного. Р’ целях устранения нарушения прав Антонченко Р®.РЇ. РЅР° получение РєРѕРїРёР№ документов, затрагивающих его права Рё СЃРІРѕР±РѕРґС‹, либо ознакомление СЃ РЅРёРјРё иным СЃРїРѕСЃРѕР±РѕРј, 18.03.2020 РіРѕРґР° заместителем РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° области начальнику УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области внесено представление. Согласно ответа начальника УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области РѕС‚ 16.04.2020 РіРѕРґР° отказ РІ направлении осужденному РєРѕРїРёР№ документов Рѕ применении взысканий признан РёРј правомерным, поскольку сведения, содержащиеся РІ делах осужденных, относятся Рє сведениям конфиденциального характера Рё РІ соответствии СЃ Рнструкцией Рѕ работе отделов (РіСЂСѓРїРї) исправительных колоний, воспитательных колоний Рё лечебных исправительных учреждений, утвержденной приказом Министерства юстиции Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 15.08.2007 РіРѕРґР° N 161-РґСЃРї, личные дела осужденных РјРѕРіСѓС‚ направляться только РїРѕ запросам прокуратуры Рё СЃСѓРґР°, Р° также РґСЂСѓРіРёС… органов Рё учреждений, Р° осужденные РјРѕРіСѓС‚ только лишь знакомиться СЃ содержащимися РІ личном деле РєРѕРїРёСЏРјРё судебных постановлений Рё характеристик. Вместе СЃ тем, Антонченко Р®.РЇ. РІ своем обращении РЅРµ РїСЂРѕСЃРёР» направить ему РІСЃРµ личное дело, Р° только РєРѕРїРёРё постановлений Рѕ применении Рє нему РІ период отбывания наказания дисциплинарных взысканий РІ РІРёРґРµ перевода РџРљРў Рё ЕГЖТ. РўРѕ есть тех документов, которые непосредственно затрагивают его права Рё обязанности, Рё СЃ которыми РІ соответствии СЃРѕ СЃС‚.СЃС‚. 12 Рё 117 РЈРРљ Р Р¤ его обязаны ознакомить, поскольку РѕРЅРё изменяют РїРѕСЂСЏРґРѕРє Рё условия отбывания наказания.Федеральным законодательством РЅРµ установлен специальный правовой статус Рё запрет РЅР° распространение информации, содержащейся РІ личном деле осужденного. РќР° обязанность должностных лиц выдать РїРѕ запросу осужденного РєРѕРїРёРё документов, связанных СЃ применением Рє нему дисциплинарных взысканий РІ период отбывания наказания, указывает Рё действующая судебная практика, Р° именно Кассационное определение Шестого кассационного СЃСѓРґР° общей юрисдикции РѕС‚ 09.01.2020 N 88Р°-878/2020 Рё Определение Судебной коллегии РїРѕ административным делам Верховного РЎСѓРґР° Р Р¤ РѕС‚ 01.08.2018 N 58-РљР“18-13.Таким образом, руководство УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области нарушило предусмотренное С‡. 2 СЃС‚. 24 Конституции Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рё С‡.1 СЃС‚. 12 Уголовно-исполнительного кодекса Р Р¤ право осужденного Антонченко Р®.РЇ. РЅР° получение информации Рѕ РїРѕСЂСЏРґРєРµ Рё условиях отбывания наказания РІ ФКУ РРљ-8 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области Рё ознакомление СЃ документами Рё материалами, непосредственно затрагивающими его права Рё СЃРІРѕР±РѕРґС‹. Данное нарушение РґРѕ настоящего времени РЅРµ устранено Рё приобрело длящийся характер. РќРµ предоставление осужденному Антонченко Р®.РЇ. РєРѕРїРёР№ постановлений Рѕ применении Рє нему дисциплинарных взысканий существенно препятствует реализации РёРј своего права РЅР° РёС… обжалование РІ судебном РїРѕСЂСЏРґРєРµ, затрудняя его доступ Рє правосудию Рё нарушая С‡.4 СЃС‚.12 РЈРРљ Р Р¤ Рё С‡.1 СЃС‚. 46 Конституции Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации. РќР° основании изложенного, руководствуясь С‡.1 СЃС‚. 39 РљРђРЎ Р Р¤, С‡. 3 СЃС‚. 35 Федерального закона РѕС‚ 17.01.1992 в„– 2202-1 «О прокуратуре Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации», РїСЂРѕСЃРёС‚ признать незаконным действия Управления Федеральной службы исполнения наказаний Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области, связанные СЃ отказом РІ предоставлении осужденному Антонченко Р®.РЇ. возможности получить РєРѕРїРёРё документов (постановления начальника ФКУ РРљ-8 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области) Рѕ наложении РЅР° него взысканий РІ РІРёРґРµ перевода РІ Единое помещение камерного типа Рё Помещение камерного типа РІ период отбывания наказания РІ ФКУ РРљ-8 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области, либо иным образом ознакомиться СЃ РЅРёРјРё; возложить РЅР° Управление Федеральной службы исполнения наказаний Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области обязанность обеспечить возможность осужденному Антонченко Р®.РЇ. получить РєРѕРїРёРё постановлений начальника ФКУ РРљ-8 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области Рѕ наложении РЅР° него взысканий РІ РІРёРґРµ перевода РІ Единое помещение камерного типа Рё Помещение камерного типа РІ период отбывания наказания РІ ФКУ РРљ-8 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области, либо иным образом ознакомиться СЃ РЅРёРјРё.
Административный истец Антонченко Ю.Я. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. В соответствии со ст. 150, 226 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившегося лица.
Р’ судебном заседании представитель административного истца прокуратуры РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области Дегтяренко Рђ.Рђ. настаивала РЅР° требованиях административного РёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ заявления, изложила РґРѕРІРѕРґС‹ аналогичные административному РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению. Р’ дополнение указала, что СЃСЂРѕРє РЅР° подачу настоящего административного РёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ заявления прокуратурой РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области РЅРµ пропущен, указав, что жалоба Антонченко Р®.РЇ. поступила РІ прокуратуру РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области 18 февраля 2020 РіРѕРґР°, 18 марта 2020 РіРѕРґР° было вынесено представление РѕР± устранении нарушений закона, причин Рё условий, РёРј способствующих в„– 17-13-2020/1469-20-20100001. РќР° данное представление РІ прокуратуру РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области 29 апреля 2020 РіРѕРґР° поступил ответ УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области РѕС‚ 16 апреля 2020 РіРѕРґР° в„– 28/РўРћ/1/4-4261, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем трехмесячный СЃСЂРѕРє РЅР° подачу административного РёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ заявления РЅРµ пропущен. Просила требования административного РёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ заявления удовлетворить.
Представитель административного ответчика УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области Кутузов Р’.Рђ. РІ судебном заседании возражал против удовлетворения административного РёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ заявления, указав, что административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление необоснованно. РџРѕСЂСЏРґРѕРє ознакомления СЃ определенными материалами РёР· личного дела определен ведомственными инструкциями РїРѕ работе отделов специального учёта.Личное дело является основным учетным документом РЅР° осужденного, имеет РіСЂРёС„ ограниченного распространения «Для служебного пользования». Учет, ведение Рё хранение личных дел РЅР° осужденных, содержащихся РІ колониях, возложены РЅР° сотрудников спецотделов, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем доступ осужденных Рё РґСЂСѓРіРёС… лиц Рє материалам этих дел ограничен.РџСѓРЅРєС‚ 36 В«Рнструкции Рѕ работе специальных отделов (РіСЂСѓРїРї) исправительных колоний, воспитательных колоний Рё лечебных исправительных учреждений» (далее Рнструкция), утвержденной приказом РњР® Р Р¤ РѕС‚ 15.08.2007 в„– 161 - ДСП, регулирует РїРѕСЂСЏРґРѕРє направления личных дел осужденных РїРѕ запросам прокуратуры Рё СЃСѓРґР°, Р° также РІ РґСЂСѓРіРёРµ органы Рё учреждения, Р° Рї. 37 - РїРѕСЂСЏРґРѕРє ознакомления осужденного СЃ содержащимся РІ личном деле РЅР° него РєРѕРїРёСЏРјРё судебных постановлений Рё характеристик. Согласно решения Верховного СЃСѓРґР° РѕС‚ 15.01.2015 в„– РђРљРџР14-134, В«..РІ соответствии СЃ Положением Рѕ Министерстве юстиции Р Р¤, утвержденным Указом Президента Р Р¤ РѕС‚ 13.10.2004 Рі. в„– 1313, РњРёРЅСЋСЃС‚ Р РѕСЃСЃРёРё является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции РїРѕ выработке Рё реализации государственной политики Рё нормативно-правовому регулированию РІ сфере исполнения уголовных наказаний. Р’ целях обеспечения организации деятельности учреждений, исполняющих наказания РІ РІРёРґРµ лишения СЃРІРѕР±РѕРґС‹, РІ соответствии СЃ Уголовным кодексом Р Р¤ Рё Уголовно-исполнительным кодексом Р Р¤ приказом Минюста Р РѕСЃСЃРёРё РѕС‚ 15.08.2007 Рі. в„– 161-РґСЃРї утверждена Рнструкция. РџСѓРЅРєС‚ 3 Перечня сведений конфиденциального характера, утвержденного Пунктом 3 Перечня сведений конфиденциального характера, утвержденного Указом Президента Р Р¤ РѕС‚ 06.03.1997 Рі. в„– 188, служебные сведения, доступ Рє которым ограничен органами государственной власти РІ соответствии СЃ Гражданским Кодексам Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, федеральными законами (служебная тайна), относит Рє сведениям конфиденциального характера. Р’ силу пунктов 1.2 Рё 1.5 Положения Рѕ РїРѕСЂСЏРґРєРµ обращения СЃРѕ служебной информацией ограниченного распространения РІ федеральных органах исполнительной власти Рё уполномоченном органе управления использованием атомной энергии, утвержденного Постановлением Правительства Р Р¤ РѕС‚ 03.11.1994 Рі. в„– 1233 (далее - Положение), Рє служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения РЅР° распространение которой диктуется служебной необходимостью. Руководитель федерального органа исполнительной власти РІ пределах своей компетенции определяет категории должностных лиц, уполномоченных относить служебную информацию Рє разряду ограниченного распространения. Рнструкция регламентирует деятельность специальных отделов исправительных колоний, воспитательных колоний Рё лечебных исправительных учреждений РїРѕ вопросам приема, учета, перемещения осужденных Рє лишению СЃРІРѕР±РѕРґС‹, освобождения РёС… РёР· колоний, Р° также РїРѕ РґСЂСѓРіРёРј вопросам, связанным СЃ исполнением судебным решений РІ отношении указанных лиц. Поскольку приказ Минюста Р РѕСЃСЃРёРё РѕС‚ 15.08.2007 Рі. в„– 161-РґСЃРї содержит служебную информацию ограниченного распространения, связанную СЃРѕ служебной деятельности исправительных учреждений, то РІ соответствии СЃ требованиями Перечня Рё Положения отнесен Рє категории документов: «Для служебного пользования» Рё его официальное опубликование РІ установленном РїРѕСЂСЏРґРєРµ РЅРµ требуется. Рнструкция является норматиным правовым актом федерального органа исполнительной власти, принятым Минюстом Р РѕСЃСЃРёРё РІ пределах предоставленных полномочий РІ установленным законом РїРѕСЂСЏРґРєРµ. Предоставление РєРѕРїРёР№ материалов РёР· архивного личного дела, повлекло Р±С‹ Р·Р° СЃРѕР±РѕР№ нарушение требований Приказа РњР® Р Р¤ РѕС‚ 15.08.2007 в„– 161-РґСЃРї, являющегося основным нормативно - правовым документом, регламентирующим деятельность подразделений специального учета уголовно - исполнительной системы Р Р¤.
Согласно С‡. 1 СЃС‚. 39 РљРђРЎ Р Р¤ РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ вправе обратиться РІ СЃСѓРґ СЃ административным исковым заявлением РІ защиту прав, СЃРІРѕР±РѕРґ Рё законных интересов граждан, неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц или интересов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, субъектов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, муниципальных образований, Р° также РІ РґСЂСѓРіРёС… случаях, предусмотренных федеральными законами. Данное право было основано РЅР° ложном выводе Рѕ том, что такой запрет пенитенциарное ведомство распространяет РЅР° всех осужденных, отбывающих уголовное наказание РІ РІРёРґРµ лишения СЃРІРѕР±РѕРґС‹, что может повлечь нарушения прав Рё законных интересов неограниченного РєСЂСѓРіР° лиц. Такой вывод заявителя является ошибочным, РЅРµ подтвержденным какими-либо конкретными доказательства Рё строится исключительно РЅР° единственном обращении Антонченко Р®.РЇ., что РІ СЃРІРѕСЋ очередь РіРѕРІРѕСЂРёС‚ Рѕ необоснованной подаче заявления РЅР° основании С‡. 1 СЃС‚. 39 РљРђРЎ Р Р¤. РљСЂРѕРјРµ того, обращение Антонченко Р®.РЇ. РІ адрес ответчика поступило РІ декабре 2019 Рі., РІ соответствии СЃ законодательством ему был предоставлен соответствующей ответ. Административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление было подано РІ РёСЋРЅРµ 2020 РіРѕРґР°. УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области полагает, что заявителем был пропущен процессуальный СЃСЂРѕРє для подачи соответствующего обращения. РџСЂРѕСЃРёС‚ РІ удовлетворении административного РёСЃРєР° отказать.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как следует РёР· материалов дела Рё установлено СЃСѓРґРѕРј, заявлением РѕС‚ 11 декабря 2020 РіРѕРґР° Антонченко Р®.РЇ. РїСЂРѕСЃРёР» РёР· архивного дела осуждённого Антонченко Р®.РЇ., *** РіРѕРґР° рождения, освободившегося РёР· мест лишения СЃРІРѕР±РѕРґС‹ ФКУ РРљ-8 21.05.2006 РіРѕРґР° выслать ему РєРѕРїРёРё постановления Рѕ переводе осужденного Антончено Р®.РЇ. РІ помещение камерного типа ЕПКТ СЃСЂРѕРєРѕРј 1 РіРѕРґ РѕС‚ 2006 РіРѕРґР°, постановления РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° РїРѕ надзору РѕР± отмене данного наложенного взыскания РІ РІРёРґРµ ЕПКТ СЃСЂРѕРєРѕРј 1 РіРѕРґ РѕС‚ 2006 РіРѕРґР°.
Согласно ответа РІСЂРёРѕ начальника УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области РѕС‚ 30.12.2019 РіРѕРґР° в„– РѕРі-28/РўРћ/12-483 Антонченко Р®.РЇ. разъяснено, что РІ соответствии СЃ требованиями нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность уголовно-исполнительной системы Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, личные дела осужденных, имеют РіСЂРёС„ ограниченного распространения, для служебного пользования. Для получения РєРѕРїРёРё РїСЂРёРіРѕРІРѕСЂР° РѕС‚ 29.01.2002 РіРѕРґР°, РѕРЅ вправе обратиться СЃ заявлением РІ СЃСѓРґ, постановивший РїСЂРёРіРѕРІРѕСЂ. РљРѕРїРёРё документов РёР· личного дела, РјРѕРіСѓС‚ быть представлены РїРѕ официальному запросу судебных, следственных органов Рё органов прокуратуры.
18 февраля 2020 РіРѕРґР° РІ прокуратуру РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области поступила жалоба осужденного Антонченко Р®.РЇ., отбывающего наказание РІ ФКУ РРљ-5 ГУФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Красноярскому краю, РЅР° отказ РІСЂРёРѕ начальника УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области Дубровина Р®.Р’. РѕС‚ 30.12.2019 РІ удовлетворении его обращения Рѕ направлении ему РєРѕРїРёР№ документов, хранящихся РІ его архивном личном деле, сформированном РІ период отбывания лишения СЃРІРѕР±РѕРґС‹ РІ ФКУ РРљ-8 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области, Р° именно: постановления начальника ФКУ РРљ-8 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области Рѕ переводе Антонченко Р®.РЇ. РІ Помещение камерного типа (РџРљРў) Рё Единое помещение камерного типа (ЕПКТ).
18 марта 2020 года заместителем прокурора Амурской области Д.С. Неговора внесено представление № 17-13-2020/1469-20-20100001, которым требует рассмотреть настоящее представление и принять безотлагательные меры к устранению выявленных нарушений закона, причин и условий, им способствующих, рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших нарушение закона.
Согласно ответа начальника УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области РѕС‚ 16.04.2020 РіРѕРґР° в„– РёСЃС…-28/РўРћ/1/4-4261 РІ направлении осужденному РєРѕРїРёР№ документов Рѕ применении взысканий признан РёРј правомерным, поскольку сведения, содержащиеся РІ делах осужденных, относятся Рє сведениям конфиденциального характера Рё РІ соответствии СЃ Рнструкцией Рѕ работе отделов (РіСЂСѓРїРї) исправительных колоний, воспитательных колоний Рё лечебных исправительных учреждений, утвержденной приказом Министерства юстиции Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 15.08.2007 N 161-РґСЃРї, личные дела осужденных РјРѕРіСѓС‚ направляться только РїРѕ запросам прокуратуры Рё СЃСѓРґР°, Р° также РґСЂСѓРіРёС… органов Рё учреждений, Р° осужденные РјРѕРіСѓС‚ только лишь знакомиться СЃ содержащимися РІ личном деле РєРѕРїРёСЏРјРё судебных постановлений Рё характеристик.
Данные обстоятельства сторонами не оспаривались.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации во взаимосвязи с положениями пункта 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов лиц, лишенных свободы, содержащихся в учреждениях, исполняющих уголовные наказания.
В соответствии с ч.1 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Р’ судебном заседании представителем административного ответчика УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области Кутузовым Р’.Рђ. заявлено, что РїСЂРё подаче административного РёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ заявления пропущен СЃСЂРѕРє обращения РІ СЃСѓРґ.
Как следует РёР· материалов дела, Антонченко Р®.РЇ. обратился СЃ жалобой РІ прокуратуру РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области 24 января 2020 РіРѕРґР°, которая была получена 18 февраля 2020 РіРѕРґР°. 18 марта 2020 РіРѕРґР° заместителем РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области Р”.РЎ. Неговора внесено представление в„– 17-13-2020/1469-20-20100001. Ответа начальника УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области РѕС‚ 16.04.2020 РіРѕРґР° в„– РёСЃС…-28/РўРћ/1/4-4261 поступил РІ прокуратуру РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области 29 апреля 2020 РіРѕРґР°.
С настоящим административным исковым заявлением заместитель прокурора Амурской области Д.С. Неговора обратилась 11 июня 2020 года.
Принимая во внимание, что указанные выше нарушения выявлены при получении ответа от 16.04.2020 года (входящий в прокуратуру 29.04.2020 года) по рассмотрению представления заместителя прокурора Амурской области, срок обращения в суд с данным административным исковым заявлением заместителем прокурора Амурской области не пропущен.
Согласно ч. 2 ст. 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
РР· Рї. Рї. "РІ, Рѕ" СЃС‚. 71, С‡. 1 СЃС‚. 76 Конституции Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации следует, что РІ уголовном процессе право каждого РЅР° получение информации, корреспондирующее названной обязанности органов государственной власти, регулируется уголовно-процессуальным законодательством Рё что федеральный законодатель вправе конкретизировать содержание Рё установить правовые механизмы, условия Рё РїРѕСЂСЏРґРѕРє его реализации, РЅРµ допуская РїСЂРё этом искажения существа, самой сути данного права Рё введения таких его ограничений, которые противоречили Р±С‹ конституционно значимым целям.
В силу ст. 29 Конституции Российской Федерации Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 18 февраля 2000 года N 3-П, ограничение права, вытекающего из статьи 24 (часть 2) Конституции Российской Федерации, допустимо лишь в соответствии с федеральным законом, устанавливающим специальный правовой статус не подлежащей распространению информации, обусловленный ее содержанием, в том числе наличием в ней данных, составляющих государственную тайну, конфиденциальных сведений, связанных с частной жизнью, со служебной, коммерческой, профессиональной, изобретательской деятельностью. Вся иная информация, которая, исходя из Конституции Российской Федерации и федеральных законов, не может быть отнесена к сведениям ограниченного доступа, в силу непосредственного действия статьи 24 (часть 2) Конституции России должна быть доступна гражданину, если собранные документы и материалы затрагивают его права и свободы, а законодатель не предусматривает специальный правовой статус такой информации в соответствии с конституционными принципами, обосновывающими необходимость и соразмерность ее особой защиты.
В соответствии с пунктом 1 Указа Президиума Верховного Совета СССРот 4 августа 1983 года N 9779-Х "О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан" государственные учреждения и организации выдают по заявлениям граждан копии документов, исходящих от этих учреждений и организаций, если такие копии необходимы для решения вопросов, касающихся прав и законных интересов обратившихся к ним граждан.
В силу ч. 1 ст. 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные имеют право на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания назначенного судом вида наказания. Администрация учреждения или органа, исполняющего наказание, обязана предоставить осужденным указанную информацию, а также знакомить их с изменениями порядка и условий отбывания наказаний.
Перечень документов, подлежащих вручению осужденному, а также право на получение им соответствующей информации установлены нормами Уголовно-процессуального кодекса РФ, а также ст. 12 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, которыми право указанного лица на получение каких-либо документов из личных дел не предусмотрено.
Таким образом, из системного толкования приведенных выше требований законов и иных нормативно-правовых актов, правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что осужденный, либо его представитель, действуя в интересах своего доверителя, вправе получить и ознакомиться с документами, не отнесенными законом к сведениям ограниченного доступа.
Указанные РІ обращении Антонченко Р®.РЇ. документы - постановления начальника ФКУ РРљ-8 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области Рѕ применении Рє нему взысканий, РЅРµ отнесены законом Рє сведениям ограниченного доступа.
Согласно указа Президента РФ от 06.03.1997 N 188 (ред. от 13.07.2015) "Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера", сведения, содержащиеся в личных делах осужденных, отнесены к сведениям конфиденциального характера, является подзаконным нормативно-правовым актом и применяется в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации и федеральным законам. В этой связи он не содержит запрета на ознакомление осужденного с документами из личного дела, затрагивающего его права и свободы и не являющимися конфиденциальными по отношению к ознакамливающемуся.
РџСѓРЅРєС‚ 36 В«Рнструкции Рѕ работе специальных отделов (РіСЂСѓРїРї) исправительных колоний, воспитательных колоний Рё лечебных исправительных учреждений», утвержденной приказом Министерством юстиции Р Р¤ РѕС‚ 15.08.2007 в„– 161 - ДСП, регулирует РїРѕСЂСЏРґРѕРє направления личных дел осужденных РїРѕ запросам прокуратуры Рё СЃСѓРґР°, Р° также РІ РґСЂСѓРіРёРµ органы Рё учреждения, Р° Рї. 37 - РїРѕСЂСЏРґРѕРє ознакомления осужденного СЃ содержащимся РІ личном деле РЅР° него РєРѕРїРёСЏРјРё судебных постановлений Рё характеристик.
РР· содержания данной Рнструкции Рѕ работе отделов (РіСЂСѓРїРї) исправительных колоний, воспитательных колоний Рё лечебных исправительных учреждений, осужденным разрешено знакомиться СЃ некоторыми документами РёР· личного дела.
Поскольку РІ С…РѕРґРµ рассмотрения дела установлены нарушения, допущенные руководством УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области требований закона, предусмотренные С‡. 2 СЃС‚. 24 Конституции Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рё С‡.1 СЃС‚. 12 Уголовно-исполнительного кодекса Р Р¤, право осужденного Антонченко Р®.РЇ. РЅР° получение информации Рѕ РїРѕСЂСЏРґРєРµ Рё условиях отбывания наказания РІ ФКУ РРљ-8 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области Рё ознакомление СЃ документами Рё материалами, непосредственно затрагивающими его права Рё СЃРІРѕР±РѕРґС‹, РїСЂРё таких обстоятельствах административные исковые требования заместителя РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области, действующего РІ интересах Антонченко Р®. РЇ., Рє Управлению Федеральной службы исполнения наказаний Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области РѕР± оспаривании отказа РІ предоставлении документов РёР· личного дела, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд,
РЕШРР›:
Административное исковое заявление заместителя прокурора Амурской области, действующего в интересах Антонченко Ю. Я., удовлетворить.
Признать незаконными действия Управления Федеральной службы исполнения наказаний Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области, связанные СЃ отказом РІ предоставлении осужденному Антонченко Р®. РЇ. возможности получить РєРѕРїРёРё документов (постановления начальника ФКУ РРљ-8 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области) Рѕ наложении РЅР° него взысканий РІ РІРёРґРµ перевода РІ единое помещение камерного типа Рё помещение камерного типа РІ период отбывания наказания РІ ФКУ РРљ-8 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области, либо иным образом ознакомиться СЃ РЅРёРјРё.
Возложить РЅР° Управления Федеральной службы исполнения наказаний Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области обязанность обеспечить возможность осужденному Антонченко Р®. РЇ. получить РєРѕРїРёРё постановлений начальника ФКУ РРљ-8 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области Рѕ наложении РЅР° него взысканий РІ РІРёРґРµ перевода РІ единое помещение камерного типа Рё помещение камерного типа РІ период отбывания наказания РІ ФКУ РРљ-8 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области, либо иным образом ознакомиться СЃ РЅРёРјРё
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий СЃСѓРґСЊСЏ Р.Рљ. Р’РѕСЂРѕРЅРёРЅ
Решение в окончательной форме принято 20 июля 2020 года.