Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 сентября 2020 г. г. Усть-Кут
Усть-Кутский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Колесниковой А.В., при секретаре судебного заседания Петровой Л.Ю., с участием представителя административного истца прокурора города Усть-Кута помощника прокурора Ерченко В.С., административного ответчика Карташова И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-796/2020 по административному исковому заявлению прокурора города Усть-Кута в интересах неопределенного круга лиц к Карташову Ивану Владимировичу о прекращении действия права на управление транспортным средством,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор города Усть-Кута обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Карташову И.В. о прекращении действия права на управление транспортным средством.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения в части наличия права на управление транспортными средствами у лиц, чье состояние здоровья не позволяет им осуществлять деятельность, связанную с управлением источниками повышенной опасности, в ходе которой установлено, что Карташову И.В. выдано водительское удостоверение на право управления транспортным средством от 25 апреля 2013 г. №.
Согласно заключению врачебной комиссии с учетом имеющегося у него заболевания по состоянию здоровья противопоказано управлять транспортным средством. Учитывая состояние здоровья ответчика, управление им транспортными средствами, являющимися источниками повышенной опасности, может привести к угрозе жизни и здоровья окружающих граждан. В настоящее время он не лишен права на управление транспортными средствами.
Прокурор города Усть-Кута просит суд прекратить действие права на управление транспортным средством Карташова И.В., рожденного 22 февраля 1988 г., до его выздоровления (до прекращения медицинских противопоказаний).
В судебном заседании представитель административного истца прокурора города Усть-Кута помощник прокурора Ерченко В.С. административный иск поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просил его удовлетворить.
Административный ответчик Карташов И.В. в судебном заседании административный иск не признал, суду пояснил, что диагноз ему установлен необоснованно.
Заинтересованное лицо ОГБУЗ «Усть-Кутская РБ» в судебное заседание представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, представлены отзыв на административное исковое заявление, в котором учреждение просит исковые требования прокурора удовлетворить, а также ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Заинтересованное лиц МО МВД России «Усть-Кутский» в судебное заседание представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, отзыв на административное исковое заявление не представлен.
С учетом мнения явившихся лиц на основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил рассматривать дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы административного дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований по следующим основаниям.
Статьей 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной 8 ноября 1968 г. в г. Вена, ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 г., установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
Согласно части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
На основании пункта 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
В соответствии со статьями 1 и 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ) задачами закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Пунктами 1 и 2 статьи 24 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ определено, что права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
В пункте 1 статьи 26 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ определены условия получения права на управление транспортными средствами, к которым относятся наличие определенного возраста, отсутствие противопоказаний к управлению транспортными средствами, соответствующее профессиональное обучение.
Абзацем 3 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ предусмотрено, что основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами является выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
В соответствии со статьями 23.1, 28 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством. Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, а также порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при их наличии устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 г. № 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» утвержден Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, которым определены медицинские психиатрические противопоказания для водителей транспортных средств, включающие хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.
Перечень медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 1604.
К медицинским противопоказаниям к управлению транспортным средством согласно пункту 6 указанного Перечня относятся умственная отсталость (F70 - F79).
Из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что установление у гражданина наличия прямого противопоказания к управлению транспортными средствами безусловно свидетельствует о непосредственной угрозе для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации задач и основных принципов Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.
При установлении факта прямого запрета к управлению гражданином транспортными средствами продолжение действия права управления транспортными средствами противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения и не согласуется с вышеуказанными нормами международного права, в связи с чем, такая деятельность подлежит запрету посредством прекращения действия права на управление транспортными средствами и водительского удостоверения, подтверждающего наличие указанного права.
Судом установлено, что административный ответчик Карташов И.В. имеет водительское удостоверение № на право управления транспортными средствами категорий В, С, выданное 25 апреля 2013 г. ГИБДД 3809, сроком действия до 25 апреля 2023 г., что подтверждается карточкой операции с ВУ.
В соответствии с заключением врачебной комиссии ОГБУЗ «Усть-Кутская РБ» от 26 июня 2020 г. № Карташов И.В. состоит на учете у врача-психиатра с 2013 г. с диагнозом: <данные изъяты> (F70). Заболевание включено в Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 1604.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у Карташова И.В. вышеуказанного диагноза, а также доказательств, бесспорно свидетельствующих о его стойкой ремиссии (выздоровлении), в материалы дела не представлено.
Таким образом, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 1064 до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением) у Карташова И.В. в настоящее время имеются медицинские противопоказания к управлению транспортными средствами.
Реальная опасность причинения вреда административным ответчиком при управлении транспортным средством соответствует мере, требуемой прокурором для предупреждения угрозы нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц – участников дорожного движения.
Установив указанные обстоятельства, исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований прокурора города Усть-Кута.
Решение суда является основанием для внесения в автоматизированную базу данных сведений о прекращении действия права на управление транспортным средством Карташова И.В., рожденного 22 февраля 1988 г., а также водительского удостоверения №, подтверждающего право управления транспортным средством категорий В, С, выданного 25 апреля 2013 г. ГИБДД 3809, и основанием для изъятия указанного удостоверения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░-░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░, ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ (░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░).
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 5 ░░░░░░░ 2020 ░.