№ 33-2985/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Душечкиной Н.С.,
судей Доставаловой В.В., Антонова А.С.,
при секретаре судебного заседания Кычевой Е.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 17 декабря 2024 г. гражданское дело по исковому заявлению Администрации Юргамышского муниципального округа Курганской области к Кувалдину А.А. об исполнении обязанности по завершению строительства индивидуального жилого дома и оформлению права собственности,
по апелляционной жалобе Администрации Юргамышского муниципального округа Курганской области на решение Юргамышского районного суда Курганской области от 25 октября 2024 г.
Заслушав доклад судьи Антонова А.С. об обстоятельствах дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Администрация Юргамышского муниципального округа Курганской области (далее – Администрация Юргамышского МО Курганской области) обратилась в суд с исковым заявлением Кувалдину А.А. об исполнении обязанности по завершению строительства индивидуального жилого дома и оформлению права собственности.
В обоснование исковых требований указывала, что в 2016 г. Кувалдин А.А. обратился в Администрацию Юргамышского МО Курганской области с заявлением о включении его семьи: Кувалдиной О.А., Кувалдина А.А., в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках государственной программы Курганской области «Устойчивое развитие сельских территорий Курганской области на 2014-2017 г.г. и на период до 2020 г.» с планированием улучшения жилищных условий путем строительства индивидуального жилого дома. Приказом Департамента агропромышленного комплекса Курганской области семья была включена в сводный список молодых семей – участников мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках государственной программы Курганской области «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 г.г. и на период до 2020 г.», утвержденной постановлением Правительства Курганской области от 14 октября 2013 г. № 474. 18 мая 2016 г. Кувалдину А.А. выдано свидетельство № 97 о предоставлении социальной выплаты в размере 737000 руб. на строительство жилого дома в с. Кислянское Юргамышского района Курганской области, в том числе: за счет средств федерального бюджета – 382 000 руб., за счет средств областного бюджета – 355 000 руб., срок действия которого составляет 1 год согласно п. 12 положения «О предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности в том числе молодым семьям и молодым специалистам», утвержденного постановлением Правительства Курганской области от 14 октября 2013 г. № 474 (далее – Положение № 474). Социальная выплата предоставлена Администрацией Юргамышского района на условиях участия в софинансировании мероприятий. Расчетная стоимость строительства (приобретения) жилого помещения для исчисления средств государственной поддержки составляет 1 404 000 руб. Оставшаяся доля средств расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья в размере 422 000 руб., должна быть привлечена получателем за счет собственных или заемных средств. В рамках государственной программы Курганской области и целевой программы Юргамышского района «Устойчивое развитие сельских территорий Юргамышского района» на 2014-2017 г.г. и на период до 2020 г.», 11 мая 2016 г. заключен трехсторонний договор № 9 о строительстве подрядным способом индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>, между получателем выплаты Кувалдиным А.А., Администрацией Юргамышского района и подрядчиком ООО «Кургантехстрой». В связи с неисполнением п. п. 9, 30 приложения 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. № 598 в адрес ответчика 2 сентября 2021 г. было направлено требование о завершении строительства жилого дома и оформления его в общедолевую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве. До настоящего времени требование Администрации Юргамышского района не выполнено.
С учетом измененных исковых требований просили обязать Кувалдина А.А. в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда обеспечить наличие окон, дверей, пола, скважины, оборудовать системой водоснабжения и отопления дом, расположенный по адресу: <адрес>, а также обязать Кувалдина А.А. в течение двух месяцев после окончания строительства зарегистрировать право общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, на всех членов семьи включая: Кувалдину О.А., Кувалдина А.А.
В судебное заседание представитель истца Администрации Юргамышского МО Курганской области не явился, был извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
В судебное заседание ответчик Кувалдин А.А., его представитель Трушникова Н.С. не явились, извещены надлежащим образом, ранее в судебном заседании возражали против удовлетворения иска.
Третье лицо Кувалдина О.А., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Кувалдина А.А., в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Представители третьих лиц Департамента агропромышленного комплекса, Департамента Финансов Курганской области, ООО «Кургантехстрой», ЗАО «Путь к коммунизму» в судебное заседание суда первой инстанции также не явились, извещены надлежащим образом.
Решением Юргамышского районного суда Курганской области от 25 октября 2024 г. в удовлетворении исковых требований Администрации Юргамышского МО Курганской области отказано.
В апелляционной жалобе представитель истца Администрации Юргамышского МО Курганской области просит решение Юргамышского районного суда Курганской области от 25 октября 2024 г. отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы повторяет доводы, изложенные в исковом заявлении. Полагает, что суд первой инстанции должен был учесть наличие или отсутствие вины получателя субсидии, его добросовестность, отсутствие умысла на личное обогащение, а так же отсутствие умысла на причинение вреда государству, решение должно быть таким, что бы меры социальной поддержки не обесценивались. Отмечает, что получатель выплаты Кувалдин А.А. договор со строительной компанией не прекратил, длительное время не предпринимал попыток понудить строительную компанию исполнить условия договора, и как следствие своим недобросовестным поведением злоупотреблял правом, не обращался в судебные инстанции за защитой своих прав, тогда как, по мнению апеллянта, имел реальную возможность достроить дом.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Участвующие в деле лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о месте и времени судебного заседания были извещены надлежащим образом, в связи с чем, руководствуясь ст. ст. 113, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК Российской Федерации), судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Администрация Юргамышского муниципального округа Курганской области является правопреемником Администрации Юргамышского района Курганской области.
Согласно записям трудовой книжки Кувалдин А.А. с 2001 г. и по настоящее время состоит в трудовых отношениях в качестве тракториста-слесаря с ЗАО «Путь к коммунизму» и проживает с семьей в сельской местности: <адрес>.
На основании постановления Администрации Кислянского сельсовета Юргамышского района Курганской области от 26 октября 2015 г. № 48, Кувалдин А.А. был поставлен на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
20 мая 2016 г. на основании постановления Администрации Кислянского сельсовета Юргамышского района № 29 Кувалдин А.А. приобрел в собственность земельный участок, с кадастровым №, площадью 1 357 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов с разрешенным видом пользования - для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес>
18 мая 2016 г. Кувалдин А.А. включен в список участников мероприятий – получателей социальных выплат в рамках государственной программы Курганской области «Устойчивое развитие сельских территорий Курганской области на 2014 - 2017 г.г. и на период до 2020 г.» в с. Кислянское Юргамышского района Курганской области на 2016 год, утвержденный главой Юргамышского района Курганской области и директором Департамента агропромышленного комплекса Курганской области.
Кувалдину А.А. на состав семьи из трех человек, в том числе: супруга Кувадлина О.А., сын Кувалдин А.А., выдано свидетельство № 97, согласно которому на улучшение жилищных условий – строительство индивидуального жилого дома в <адрес> предоставлена социальная выплата в размере 737 000 руб., из которых: 382 000 руб. выделяются из средств федерального бюджета, 355 000 руб. – из средств областного бюджета.
11 мая 2016 г. между Кувалдиным А.А. (получатель социальной выплаты), Администрацией Юргамышского района (Администрация) и ООО «Кургантехстрой» (подрядчик) заключен договор № 9, предметом которого является строительство подрядным способом индивидуального жилого дома общей площадью 54 кв.м по адресу: <адрес> финансируемое на общую сумму 1 053 000 руб., из которых: за счет средств федерального бюджета подлежит уплате 382 000 руб., за счет средств областного бюджета – 355 000 руб., за счет собственных (заемных) средств получателя социальных выплат – 316 000 руб.
Пунктом 3.1 указанного договора Администрация приняла на себя обязательства организовать работу по реализации и осуществлению финансирования мероприятий программы; осуществлять контроль над объемами и качеством выполненных подрядчиком работ; контролировать ход строительства объекта в установленные сроки; перечислять денежные средства по мере их поступления из бюджетов, согласно представленным отчетам подрядчика об объемах выполненных работ; в течение 5 дней после получения от подрядчика извещения об окончании этапа работ либо завершения строительства, а также по истечении срока, указанного в п. 3.2.3 настоящего договора (до 31 декабря 2016 г.), осмотреть и принять результаты работы, а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результаты работ, или иных недостатков в работе, немедленно заявить об этом подрядчику.
Подрядчик согласно п. 3.2 договора обязался: представить сметный расчет стоимости строительства жилого дома; согласовать с администрацией и получателем социальных выплат перечень и объемы подлежащих выполнению работ, их стоимость согласно сметному расчету; выполнить работу в срок до 31 декабря 2016 г. (вправе выполнить работу досрочно); выполнить работу с надлежащим качеством в соответствии с требованиями строительных норм и правил; представлять администрации все документы, необходимые для осуществления расчетов за выполненные работы; обеспечить целевое использование полученных средств; предоставить результат работ администрации и получателю социальных выплат согласно кадастровому паспорту БТИ; исправить по требованию администрации все выявленные недостатки, если в процессе выполнения работ подрядчик допустил отступления от условий договора, ухудшившие качество работы, в течение 10 дней.
Получатель социальных выплат в свою очередь обязался перечислить подрядчику собственные (заемные) средства на строительство дома в размере 316 000 руб., согласно выполненному объему работ, и оформить право собственности на жилой дом в течение 2 месяцев после окончания строительства (п. 3.3 договора).
В силу п. 5.1 договора при невыполнении или ненадлежащем исполнении сторонами своих обязательств по настоящему договору, в том числе в случае нецелевого использования средств, стороны несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством Российской Федерации.
30 декабря 2016 г. Кувалдин А.А. (получатель социальной выплаты), Администрация Юргамышского района (Администрация) и ООО «Кургантехстрой» (подрядчик) заключили дополнительное соглашение к договору от 11 мая 2016 г. № 9, которым продлили срок выполнения работ, предусмотренный п. 3.2.3 договора, до 31 декабря 2017 г., и внесли изменения в сведения о подрядчике, изложенные в разделе 9 договора, в связи с изменением его банковских реквизитов.
20 мая 2016 г. в рамках государственной программы Курганской области «Устойчивое развитие сельских территорий Курганской области на 2014 - 2017 г.г. и на период до 2020 г.» в АО «Российский сельскохозяйственный банк» владельцу свидетельства № 97 от 18 мая 2016 г. – Кувалдину А.А. был открыт банковский счет получателя субсидии, исключительно для зачисления и дальнейшего использования субсидии на строительство (приобретение) жилья.
С целевого блокированного счета №, открытого на имя Кувалдина А.А. в АО «Российский сельскохозяйственный банк», 30 июня 2016 г., 19 апреля 2017 г., на расчетный счет ООО «Кургантехстрой» перечислено 382 000 руб. и 355 000 руб., что подтверждается платежным поручением № № 3, 4.
Вступившим в законную силу решением Юргамышского районного суда Курганской области от 24 сентября 2024 г., удовлетворены исковые требования Кувалдина А.А. к ООО «Кургантехстрой» о взыскании неустойки за нарушение сроков оказания услуг, компенсации морального вреда.
В рамках вышеуказанного гражданского дела судом установлено, что Кувалдин А.А. является участником мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках государственной программы. Между Кувалдиным А.А., Администрацией Юргамышского района Курганской области и ООО «Кургантехстрой» был заключен договор строительного подряда дома в <адрес>, по условиям которого, с учетом дополнительного соглашения строительство дома должно быть завершено до 31 декабря 2017 г. Работы по договору подряда ответчиком в срок не выполнены, имеются строительные недостатки.
Кувалдиным А.А. подписаны акты о приемке выполненных работ за июнь 2016 г. на сумму 382 000 руб., за апрель 2017 г. на сумму 355 000 руб.
10 мая 2023 г. зарегистрировано право собственности за Кувалдиным А.А. на незавершенный строительством объект – дом по адресу: <адрес>.
Заключением ООО «Судебно-экспертная организация «Право» № 028/2023 от 10 апреля 2023 г., установлен перечень невыполненных работ, указанных в акте о приемке выполненных работ № 1 от 21 июня 2016 г. (отчетный период с 1 июня 2016 г. по 21 июня 2016 г.) и акте о приемке выполненных работ № 2 от 11 апреля 2017 г. (отчетный период с 1 апреля 2017 г. по 30 апреля 2017 г.), а именно: земляные работы для возведения дома в 54 кв.м. (1 этажности) не соответствуют фактическому объему строительства и превышены (указано 18,75 м3 вместо 10м3); отсутствует гидроизоляция стен фундаментов горизонтальная в 2 слоя; не проведены работы по наружной облицовке стен сайдингом с пароизоляционным слоем; не сделана изоляция перекрытий изделиями из волокнистых материалов; отсутствует внутриквартирная лестница. Стоимость невыполненных работ, но заявленных в актах о приемке выполненных работ № 1 и № 2, как исполненные, составляет 439 839 руб. Качество выполненных строительно-монтажных работ <адрес> по <адрес> не соответствует строительным нормам и правилам, государственным стандартам. Сметная стоимость затрат на устранение выявленных недостатков строительно-монтажных работ по состоянию на 10 апреля 2023 г. дома составила 341 950 руб. С учетом имеющихся дефектов строительных работ, наличия признаков незавершенного строительства основных ограждающих конструкций, требований, предъявляемых к жилым зданиям и помещениям, экспертом сделан вывод о невозможности использования без угрозы для жизни и здоровья в качестве жилого, <адрес> по <адрес>.
В материалы дела истцом также представлены акты осмотра дома по адресу: <адрес> составленные 24 октября 2018 г. и 6 октября 2022 г., согласно которым в доме отсутствуют окна, двери, полы, скважины, дом необходимо оборудовать системой водоснабжения и отопления, общая долевая собственность в отношении данного объекта недвижимости не оформлена между всеми членами семьи Кувалдина А.А.
Обращаясь в суд с настоящим иском, Администрация Юргамышского МО Курганской области ссылалась на неисполнение получателем социальных выплат Кувалдиным А.А. в установленный законом и договором срок работ по строительству дома, расположенного по адресу: <адрес>, ввиду отсутствия в нем окон, дверей, пола, оборудованной системы водоснабжения и отопления, за счет собственных (заемных) средств, а также обязанности по оформлению жилого помещения в общую собственность членов семьи.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, проанализировав положения ст. ст. 40, 72, 76 Конституции Российской Федерации, ст. ст. 309, 310, 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК Российской Федерации), положения и условия федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 – 2017 г.г. и на период 2020 г.», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. № 598, исходил из того, действующее правовое регулирование порядка предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим и работающим либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства и работать в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, предусматривает лишь возможность истребования в судебном порядке от получателя социальной выплаты денежных средств в размере предоставленной социальной выплаты в случае несоблюдения установленного срока для оформления жилого помещения в собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве. Поскольку Кувалдин А.А. зарегистрировал свое право собственности на строящийся дом 10 мая 2023 г., и в его действиях не установлено нецелевого использования социальных выплат, а вступившим в законную силу решением суда от 24 сентября 2024 г. установлены нарушения подрядчиком ООО «Кургантехстрой» условий договора № 9 от 11 мая 2016 г. при строительстве дома, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для возложения на получателя социальной выплаты Кувалдина А.А. обязанности завершить строительство жилого дома.
Судебная коллегия находит возможным согласиться с выводами суда первой инстанции как соответствующими фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, причем органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище, а малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, посредством предоставления им социальных выплат за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации отвечает провозглашенным ст. 7 (ч. 1) Конституции Российской Федерации целям социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (абз. 1 п. 3.1 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 г. № 2-П «По делу о проверке конституционности абзацев первого и четвертого пункта 30 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (приложение № 4 к федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 г.г. и на период до 2020 г.», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. № 598), в связи с жалобой гражданки М.В. Алисовой»).
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений (п. 2 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Положения, касающиеся конституционного права на жилище, находят отражение и в установленных Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» правовых основах государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий (ч. 2 ст. 1 этого федерального закона).
Одной из основных целей государственной аграрной политики согласно Федеральному закону от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» является обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве (п. 2 ч. 2 ст. 5 данного федерального закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. № 598 была утверждена Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 г.г. и на период до 2020 г.», (действовавшая в период спорных отношений), целями которой являлись: создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности; стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности; содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест на селе; активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов; формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни. Действие федеральной целевой программы досрочно прекращено с 1 января 2018 г. в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 г. № 1544.
Одна из основных задач данной федеральной целевой программы – удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье.
Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 2013 г. № 598 (Приложение № 3 к названному Постановлению Правительства Российской Федерации), установлены порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, осуществляемые в сельской местности, в которой реализуются инвестиционные проекты в сфере агропромышленного комплекса, в первую очередь с государственной поддержкой за счет средств федерального бюджета (п. 1 Правил).
В соответствии с подп. «а» п. 2 названных правил субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации (подпрограмм государственных программ субъектов Российской Федерации), направленных на устойчивое развитие сельских территорий, включая улучшение жилищных условий граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов: предоставление гражданам, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в порядке и на условиях, которые установлены Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, приведенным в Приложении № 4 к Федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий».
Типовое положение, согласно п. 1, устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там.
Жилое помещение (жилой дом), на приобретение (строительство) которого предоставляется социальная выплата, согласно п. 9 Типового положения должно быть: пригодным для постоянного проживания; обеспечено централизованными или автономными инженерными системами (электроосвещение, водоснабжение, водоотведение, отопление, а в газифицированных районах также и газоснабжение); не меньше размера, равного учетной норме площади жилого помещения в расчете на 1 члена семьи, установленной органом местного самоуправления.
Соответствие жилого помещения указанным в п. 9 настоящего Типового положения требованиям устанавливается комиссией, созданной органом местного самоуправления, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
В соответствии с п. 12 Типового положения право граждан на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством, выдача которого получателю социальной выплаты осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Срок действия свидетельства составляет 1 год с даты выдачи, указанной в свидетельстве. Свидетельство подлежит хранению в течение 5 лет (п. 29 Типового положения).
Постановлением Правительства Курганской области от 14 октября 2013 г. № 474 была утверждена государственная программа Курганской области «Устойчивое развитие сельских территорий Курганской области на 2014 - 2017 г.г. и на период до 2020 г.», которая утратила силу с 1 января 2020 г., в связи с изданием постановления Правительства Курганской области от 28 декабря 2019 г. № 458.
В силу п. 1 раздела VII Программы Курганской области (действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений – 27 апреля 2016 г.) в ее состав в числе прочих включены мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в частности по повышению доступности улучшения жилищных условий таких граждан путем предоставления социальных выплат за счет бюджетных средств на строительство и приобретение жилья в сельской местности; софинансирования строительства (приобретения) жилья, предоставляемого молодым семьям и молодым специалистам по договорам найма с правом последующего выкупа.
Приложение 1 к Программе Курганской области устанавливает порядок и условия предоставления и расходования субсидий из областного бюджета местным бюджетам муниципальных образований Курганской области на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.
В силу п. 30 названного приложения жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в срок не более 2 месяцев со дня окончания срока действия свидетельства.
Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области (в настоящее время – Департамент агропромышленного комплекса Курганской области) вправе истребовать в судебном порядке от получателя социальной выплаты средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае несоблюдения установленного срока для оформления жилого помещения в собственность.
В соответствии с п. п. 19, 20 Приложения 1 «Порядка предоставления и расходования субсидий из областного бюджета местным бюджетам муниципальных образований Курганской области на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов» к государственной Программе Курганской области «Устойчивое развитие сельских территорий Курганской области на 2014 - 2017 г.г. и на период до 2020 г.», органы местного самоуправления несут ответственность за целевое использование субсидий, достоверность представляемых документов и сведений. В случае использования субсидий не по целевому назначению указанные средства подлежат возврату в областной бюджет в порядке, установленном действующим законодательством. Контроль за целевым использованием субсидий осуществляют Департамент и Финансовое управление Курганской области в соответствии с действующим законодательством.
Из приведенных положений нормативных актов следует, что формой обеспечения жилым помещением молодых семей (молодых специалистов), нуждающихся в улучшении жилищных условий, проживающих и работающих в сельской местности в организациях агропромышленного комплекса или социальной сферы, является предоставление им за счет бюджетных средств социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья. Условиями предоставления этой выплаты является, в том числе, вложение полученной социальной выплаты в строительство дома, которое должно осуществляться в установленные нормативным актом соответствующего субъекта Российской Федерации сроки с последующей регистрацией права собственности на всех членов семьи.
Таким образом, в рассматриваемом споре юридически значимыми по делу обстоятельствами являются уважительность причин пропуска ответчиком установленного срока строительства индивидуального жилого дома, вина получателя выплаты в пропуске такого срока, целевое использование выплаты получателем, степень завершенности строительства индивидуального жилого дома.
В силу ст. 309 ГК Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
По общему правилу, закрепленному в п. 1 ст. 310 ГК Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В соответствии с п. 1 ст. 308.3 ГК Российской Федерации в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено данным Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства.
Согласно п. 1 ст. 401 ГК Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Заявляя исковые требования к Кувалдину А.А. об исполнении обязательства путем обеспечения наличия окон, дверей, пола, скважины, оборудования жилого дома системой водоснабжения и отопления, истец фактически требует исполнения обязательства в натуре путем завершения строительства дома, расположенного по адресу: <адрес>
Между тем, из буквального толкования условий договора № 9, заключенного 11 мая 2016 г. между Кувалдиным А.А., Администрацией Юргамышского района и ООО «Кургантехстрой», предметом которого является строительство подрядным способом индивидуального жилого дома общей площадью 54 кв.м по адресу: <адрес> выполнить работы по строительству жилого дома должен был подрядчик – ООО «Кургантехстрой».
Вопреки доводам апелляционной жалобы истца, на получателя социальных выплат Кувалдина А.А. обязанность по строительству вышеуказанного дома в рамках заключенного трехстороннего договора не возложена, что исключает возможность возложения на ответчика обязанности по завершению строительства дома в рамках договора № 9.
Анализ п. п. 3.1, 3.2 и 3.3 договора от 11 мая 2016 г. позволяет установить порядок исполнения обязательств сторон, а именно: первоначально разрабатывалась смета на строительство жилого дома, затем, в соответствии с указанной сметой, выполнялись работы по строительству, определенная сметная стоимость строительства оплачивалась за счет средств субсидий и за счет собственных (заемных) средств получателя субсидии за фактически выполненные объемы работ по строительству.
Соответственно, перечисление собственных (заемных) средств получателя социальных выплат обусловлено условием выполнения объемов работ по строительству подрядчиком в соответствии с согласованной сметой.
Согласно п. 4 договора № 9 стоимость работ по настоящему договору составляет 1053000 руб., которые оплачиваются за счет средств: федерального бюджета в сумме 382000 руб., областного бюджета в сумме 355000 руб., собственных (заемных) средств получателя социальных выплат в сумме 316000 руб.
На основании актов о приемке выполненных работ за июнь 2016 г. и апрель 2017 г. на расчетный счет ООО «Кургантехстрой» перечислено 382 000 руб. и 355000 руб., что подтверждается платежными поручениями № № 3 и 4.
В оставшейся части оплата сметной стоимости строительства составляет 316 000 руб. (1053000 руб. – 382000 руб. – 355000 руб.) и подлежала оплате за счет денежных средств ответчика Кувалдина А.А.
Однако акты о приемке на оставшийся объем выполненных работ отсутствуют, доказательств того, что работы фактически выполнены, не представлено.
Кроме того, как указано выше, вступившим в законную силу решением Юргамышского районного суда Курганской области от 24 сентября 2024 г. установлено, что ООО «Кургантехстрой» не выполнены работы, заявленные в актах о приемке выполненных работ за июнь 2016 г. и апрель 2017 г. Стоимость заявленных, но невыполненных работ составляет 439839 руб. Качество выполненных строительно-монтажных работ <адрес> по <адрес> не соответствует строительным нормам и правилам, государственным стандартам. Сметная стоимость затрат на устранение выявленных недостатков строительно-монтажных работ по состоянию на 10 апреля 2023 г. <адрес> по <адрес> составляет 341 950 руб. С учетом имеющихся дефектов строительных работ, наличия признаков незавершенного строительства основных ограждающих конструкций, требований, предъявляемых к жилым зданиям и помещениям, по результатам судебной экспертизы экспертами сделан вывод о невозможности использования без угрозы для жизни и здоровья – в качестве жилого, <адрес>.
С учетом вступившего в силу решения Юргамышского районного суда Курганской области от 24 сентября 2024 г. судебная коллегия полагает несостоятельными доводы апелляционной жалобы истца о необходимости учесть наличие или отсутствие вины получателя субсидии, его добросовестность, поскольку вышеприведенным решением установлена вина и ненадлежащее исполнение обязательств именно ООО «Кургантехстрой».
Доводы апелляционной жалобы о бездействии ответчика по понуждению строительной компании исполнить условия договора судебной коллегией также не принимаются, поскольку, вопреки позиции истца, именно на Администрации Юргамышского МО Курганской области в силу п. п. 3.1.2, 3.1.4 договора № 9 лежала обязанность по контролю за ходом и качеством выполняемых подрядчиком работ, осмотру и принятию результатов строительных работ.
Судебная коллегия полагает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе истца, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены вынесенного судом решения.
Решение суда постановлено в соответствии с требованиями закона, нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела судом не допущено, иных доводов, имеющих правовое значение и способных повлиять на законность и обоснованность заочного решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Юргамышского районного суда Курганской области
от 25 октября 2024 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Юргамышского муниципального округа Курганской области – без удовлетворения.
Судья-председательствующий
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 25 декабря 2024 г.