Решение по делу № 12-690/2021 от 02.06.2021

УИД 78RS0009-01-2021-004713-06

Дело № 12-690/2021

РЕШЕНИЕ

30 сентября 2021 года                                                                          Санкт-Петербург

Судья Красносельского районного суда г. Санкт-Петербурга Н.В. Барильченко, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении № 408 Красносельского районного суда Санкт-Петербурга, расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, гор. Красное Село, ул. Суворова, дом 3,

дело по жалобе защитника ООО «КитайСтрой» Беляева А.А.

на постановление государственного инспектора труда (по охране труда) Семерок М.В. от 17 марта 2021 года № 78/8-2003-20-И/12-4298-И/814 о признании ООО «КитайСтрой» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), с назначением наказания в виде административного штрафа вразмере 60 000 (шестьдесят тысяч) рублей,

с участием защитника юридического лица ООО «КитайСтрой» Луценко О.А., действующей на основании доверенности № 21-91 от 13.09.2021 года,

УСТАНОВИЛ:

постановлением государственного инспектора труда (по охране труда) Семерок М.В. от 17 марта 2021 года № 78/8-2003-20-И/12-4298-И/814 ООО «КитайСтрой» признановиновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. ч. 1 ст. 5.27.1КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 60 000 (шестьдесят тысяч) рублей.

В жалобе, поданной в Красносельский районный суд Санкт-Петербурга в установленный ст. 30.3 КоАП РФ срок, защитник юридического лицапросит вышеуказанноепостановление отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения,ссылаясь нато, что должностным лицом представителю юридического лица не была предоставлена возможность ознакомления с материалами дела, в связи с чем представитель привлекаемого лица не смог представить возражения при рассмотрении дела; привлекаемое к административной ответственности юридическое лицо не было извещено о дате составления протокола об административномправонарушении, представитель смог ознакомиться с ним только после получения копии протокола; протокол об административном правонарушении составлен с нарушением срока его составления; срок рассмотрения административного материала превысил 15 дней, определение о продлении срока рассмотрения дела отсутствует.

Законный представитель юридического лицав судебное заседание не явился, извещен о рассмотрении жалобы надлежащим образом по правилам ст. 25.15 КоАП РФ, об уважительных причинах неявки суд не уведомил, об отложении рассмотрения дела ходатайств не заявил.

Учитывая отсутствие объективных оснований для отложения судебного разбирательства в связи с отсутствием соответствующего ходатайства, в соответствии с п.4 ч.2 ст. 30.6 КоАП РФ суд полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие указанного лица, извещенного надлежащим образом, с участием защитника.

Защитник в судебном заседании доводы жалобы поддержала в полном объеме.

В соответствии с пунктом 8 части 2, частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ судом при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности, исследуются доказательства по делу.

Суд не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Исследовав в полном объеме материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, суд приходит к следующему.

Как усматривается из материалов дела, 25.02.2021 г. в отношении юридического лица ООО «КитайСтрой» составлен протокол об административном правонарушении78/7-2043-21-НС/814/1, согласно которому 21.01.2021 г. при осуществлении выезда на место несчастного случая, произошедшего с подсобным рабочим работником ООО «КитайСтрой» Сапуновым П.Н., по адресу: г. Санкт-Петербург, Красносельский р-н, пр. Патриотов участок 2 (Северо-Восточнее пересечения с ул. Адмирала Черокова, квартал 32а-1), были выявлены следующие нарушения законодательства о труде и об охране труда, а именно:

    Колодцы, шурфы и другие выемки должны быть закрыты крышками, щитами или ограждены. В темное время суток указанные ограждения должны быть освещены электрическими сигнальными лампочками (пункт 44 «Правила охраны труда в строительстве», утверждены приказом Министерства труда и социально защиты Российской Федерации от 11.12.2020 г. N 883н).

    Территория строительной площадки, включая проезды, проходы на производственных территориях, проходы к рабочим местам должны содержаться в чистоте, очищаться от мусора и снега, не загромождаться складируемыми материалами и строительными конструкциями, (пункт 41 «Правил по охране труда при строительстве, реконструкции и ремонте», утверждены приказом Министерства труда и социально защиты Российской Федерации от 11.12.2020 г. N 883н);

    Ограждения и защитные устройства должны окрашиваться в цвета безопасности, (пункт 75 «Правила охраны труда в строительстве», утверждены приказом Министерства труда и социально защиты Российской Федерации от 11.12.2020 г. N 883н).

Таким образом, юридическое лицо ООО «КитайСтрой» допустило нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи и частью 3 статьи 11.23 настоящего Кодекса

При рассмотрении дела должностным лицом сделан вывод об обоснованности предъявленного обвинения, ООО «КитайСтрой» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 60000 рублей.

С данными выводами должностного лица нельзя согласиться в виду следующего.

Частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи и частью 3 статьи 11.23 настоящего Кодекса, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).

В силу положений статьи 26.1 названного Кодекса в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Требования к содержанию постановлений, выносимых по делам об административных правонарушениях, содержатся в статье 29.10 КоАП РФ.

Согласно положениям п.4-6 ч.1 ст.29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны, в том числе, обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, и мотивированное решение по делу, основанное на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела.

Тем самым данные нормы гарантируют права участников производства по делам об административных правонарушениях и выполнение задач данного производства (статья 24.1 названного Кодекса).

В ходе рассмотрения настоящего дела должностным лицом указанные требования закона выполнены не были.

Так, в соответствии с ч.2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Согласно положениям ч.1 ст. 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

В силу положений ч.3, 4, 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Исходя из смысла и содержания статьи 28.2, части 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность реализовать гарантии защиты, знакомиться с протоколом об административном правонарушении, давать объяснения по существу вменяемого административного правонарушения.

Системное толкование вышеприведенных положений статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет прийти к выводу о том, что протокол об административном правонарушении, по общему правилу, составляется в присутствии лица, в отношении которого он составлен. Протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, только при наличии сведений о его надлежащем извещении о месте и времени его составления.

Иное толкование вышеприведенных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий.

Указанное выше несоблюдение процессуальных требований, предъявляемых статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к порядку составления протокола об административном правонарушении, влечет нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу.

Из материалов дела установлено, что протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом 25.02.2021 года в отсутствие законного представителя юридического лица ООО «КитайСтрой» и в отсутствие его защитника. При этом, материалы дела не содержат сведений о надлежащем извещении законного представителя юридического лица о составлении протокола, поскольку 24.02.2021 г. должностным лицом составлено уведомление о вызове привлекаемого лица на составление протокола об административном правонарушении на 25.02.2021 г. в 09 час.30 мин., однако материалы дела не содержат сведений о направлении указанного уведомления привлекаемому юридическому лицу (л.д. 32, 27-31). Протокол об административном правонарушении вынесен должностным лицом 25.02.2021 года в отсутствие надлежащего извещения законного представителя юридического лица, при отсутствии сведений о его надлежащем извещении.

В соответствии со ст.26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Требования к содержанию постановлений, выносимых по делам об административных правонарушениях, содержатся в статье 29.10 КоАП РФ.

Согласно положениям части 1статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны, В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны: должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес; дата и место рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; мотивированное решение по делу; срок и порядок обжалования постановления.

В силу ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Положения названной статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагают не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом допущены существенные нарушения процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, требования статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении не соблюдены, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть настоящее дело.

При вышеизложенных обстоятельствах, в связи с допущенным существенным нарушением процессуальных требований, свидетельствующих о несоблюдении установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности,вынесенное постановление нельзя признать законным, в связи с чем, суд также приходит к выводу о недопустимости оценки иных обстоятельств дела, связанных с вменяемым юридическому лицу событием административного правонарушения, послуживших основанием для вынесения обжалуемого постановления.

В соответствии с п.4 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Принимая во внимание изложенное, а также то обстоятельство, что срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5. КоАП РФ за административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 5.27.1 КоАП РФ составляет 1 года, на момент рассмотрения жалобы не истек, постановление государственного инспектора труда (по охране труда) Семерок М.В. от 17 марта 2021 года № 78/8-2003-20-И/12-4298-И/814 подлежит отмене, а дело – возвращению в Государственную инспекцию труда в городе Санкт-Петербурге на новое рассмотрение.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.1-30.8, 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Жалобу защитника ООО «КитайСтрой» Беляева А.А. – удовлетворить.

В соответствии с п.4 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ постановление государственного инспектора труда (по охране труда) Семерок М.В. от 17 марта 2021 года № 78/8-2003-20-И/12-4298-И/814 о признании ООО «КитайСтрой» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 60 000 (шестьдесят тысяч) рублей,- отменить;дело возвратить в Государственную инспекцию труда в городе Санкт-Петербурге на новое рассмотрение.

Решение суда может быть обжаловано или опротестовано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

СУДЬЯ:

12-690/2021

Категория:
Административные
Ответчики
ООО "КитайГород"
Другие
Беляев А.А.
Суд
Красносельский районный суд Санкт-Петербурга
Судья
Барильченко Надежда Витальевна
Статьи

5.27.01

Дело на сайте суда
ksl.spb.sudrf.ru
02.06.2021Материалы переданы в производство судье
26.07.2021Судебное заседание
30.09.2021Судебное заседание
01.10.2021Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
16.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее