Докладчик Ярадаев А.В. Апелляционное дело № 33-2561/2021 УИД 21RS0025-01-2020-001208-24
Судья Михайлова А.Л.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
16 июня 2021 года г. Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Ярадаева А.В.,
судей Арслановой Е.А., Степановой З.А.,
при секретаре судебного заседания Владимирове А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело № 2-101/2021 по иску администрации г. Чебоксары к Федорову В.В. о возложении обязанности освободить часть муниципального земельного участка, по встречному иску Федорова В.В. к администрации г. Чебоксары об установлении факта владения земельным участком, признании права собственности на земельный участок по приобретательной давности, признании наличия реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении смежной границы между земельными участками, признании согласованной и установленной смежной границы между земельными участками
по апелляционной жалобе Федорова В.В. на решение Московского районного суда г. Чебоксары от 1 апреля 2021 года, которым первоначальный иск удовлетворен, в удовлетворении встречного иска отказано.
Заслушав доклад судьи Ярадаева А.В., объяснения ответчика Федорова В.В., поддержавшего апелляционную жалобу, представителя истца – администрации г. Чебоксары – Романовой Н.В., возражавшей против ее удовлетворения, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Администрация г. Чебоксары обратилась в суд с иском к Федорову В.В. о возложении обязанности в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу освободить имеющую указанные в исковом заявлении координаты характерных точек часть – площадью 105 кв.м – муниципального земельного участка с кадастровым номером "1" от ограждения, выполненного из бетонных и металлических изделий, расположенного по адресу: г. Чебоксары, ул. ..., ... (с учетом уточнения заявленного требования в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Иск обоснован следующими обстоятельствами.
В силу статьи 41 устава муниципального образования «город Чебоксары – столица Чувашской Республики», принятого решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 30 ноября 2005 года № 40, администрация г. Чебоксары является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным полномочиями как по решению вопросов местного значения, так и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города федеральными законами и законами Чувашской Республики.
В соответствии со статьей 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется, в частности, органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных данным пунктом.
Согласно положениям статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы распоряжения земельными участками, находящимися в пределах г. Чебоксары, относятся к вопросам местного значения.
4 октября 2018 года в администрацию г. Чебоксары поступило обращение от АО «Водоканал», из которого стало известно, что проведение запланированных данной организацией мероприятий по санации двух водоотводов, расположенных по ул. ... г. Чебоксары, не представляется возможным, поскольку доступ к водоотводам, расположенным на муниципальных землях общего пользования, ограничен самовольно установленными капитальными сооружениями граждан.
Из жалобы ФИО., зарегистрированной 5 сентября 2018 года, администрации г. Чебоксары также стало известно, что в 2018 году Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике были проведены внеплановые проверки земельных участков, находящихся по ул. ... г. Чебоксары.
16 ноября 2018 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике по запросу администрации г. Чебоксары представлена информация о том, что в связи с обращениями АО «Водоканал» и ФИО. с апреля по август 2018 года проведены административные обследования, а в последующем – внеплановые проверки в отношении собственников земельных участков, расположенных по ул. ... г. Чебоксары, в том числе в отношении Федорова В.В., являющегося собственником земельного участка с кадастровым номером "2", расположенного по адресу: г. Чебоксары, ул. ..., ....
В ходе проверок было установлено, что собственники указанных земельных участков, в частности, Федоров В.В., используют часть муниципальных земель общего пользования и земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Так, Федоровым В.В. на части - площадью 105 кв. м - земельного участка с кадастровым номером "1" (земли общего пользования - уличная сеть) установлено ограждение, выполненное из бетонных и металлических изделий.
По данному факту постановлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике от 7 августа 2018 года Федоров В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением судьи Московского районного суда г. Чебоксары от 21 сентября 2018 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба Федорова В.В. – без удовлетворения.
Решением судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 30 октября 2018 года это же постановление, решение судьи Московского районного суда г. Чебоксары от 21 сентября 2018 года оставлены без изменения, жалоба Федорова В.В. – без удовлетворения.
Кроме того, 18 июня 2018 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике на имя Федорова В.В. было выдано предписание об устранении в срок 20 ноября 2018 года нарушения земельного законодательства, выразившегося в самовольном занятии и использовании части земельного участка с кадастровым номером "1" (земли общего пользования – уличная сеть) площадью 105 кв.м, прилегающей к земельному участку с кадастровым номером "2", расположенному по адресу: г. Чебоксары, ул. ..., ....
В ходе внеплановой проверки, проведенной 24 декабря 2018 года в отношении Федорова В.В., Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике был выявлен факт неисполнения Федоровым В.В. предписания об устранении нарушения земельного законодательства, в связи с чем Федорову В.В. повторно было выдано предписание об устранении нарушения земельного законодательства в срок до 10 июня 2019 года, которое Федоровым В.В. также не исполнено, что было установлено Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике по результатам внеплановой проверки, проведенной 9 июля 2019 года.
Также 9 июля 2019 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике было вынесено постановление об устранении выявленного нарушения земельного законодательства, согласно которому Федоров В.В. должен был исполнить его в срок до 5 декабря 2019 года.
В соответствии с проектом планировки территорий общего пользования в населенных пунктах Чебоксарского городского округа (г. Чебоксары, п. Сосновка, п. Н. Лапсары, д. Чандрово), утвержденным постановлением администрации г. Чебоксары от 31 июля 2017 года № 1861, земельные участки с кадастровыми номерами "1", "2" находятся в границах красных линий ул. ... г. Чебоксары.
В настоящее время имущество Федорова В.В. (забор из бетонных и металлических изделий) продолжает находиться на земельном участке с кадастровым номером "1" без правоустанавливающих документов.
26 ноября 2020 года МБУ «Управление территориального планирования» по запросу Управления муниципального контроля администрации г. Чебоксары представило актуальные сведения о расположении объектов Федорова В.В. на части земельного участка с кадастровым номером "1".
Федоров В.В. обратился в суд со встречным иском к администрации г. Чебоксары, просил установить факт владения в течение срока приобретательной давности земельным участком площадью 105 кв.м, имеющим указанные во встречном исковом заявлении координаты, являющимся частью земельного участка с кадастровым номером "1" и прилегающим с восточной стороны к земельному участку с кадастровым номером "2", расположенному по адресу: г. Чебоксары, ул. ..., ..., признать право собственности на земельный участок площадью 105 кв.м, имеющий координаты, указанные во встречном исковом заявлении, являющийся частью земельного участка с кадастровым номером "1" и прилегающий с восточной стороны к земельному участку с кадастровым номером "2", расположенному по адресу: г. Чебоксары, ул. ..., ..., признать наличие реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении смежной границы между земельными участками с кадастровыми номерами "1", "2", имеющей координаты, указанные во встречном исковом заявлении, признать смежную границу между земельными участками с кадастровыми номерами "1", "2" установленной и согласованной по координатам, указанным во встречном исковом заявлении.
Встречный иск мотивирован следующими обстоятельствами.
На основании постановления главы администрации г. Чебоксары от 20 ноября 1992 года № 770/3 на земельном участке площадью 3,0 га в районе ул. ... кооперативу «...» было разрешено проведение проектно-изыскательских работ для строительства жилого комплекса.
Постановлением администрации г. Чебоксары от 30 декабря 1992 года № 917 земельный участок площадью 3 га по ул. ... г. Чебоксары был предоставлен кооперативу «...» для строительства комплекса индивидуальных жилых домов.
Кооперативом «...» земельный участок был выделен, в том числе Федорову В.В., и он приступил на нем к строительству жилого дома по адресу: г. Чебоксары, ул. ..., ... (поз.12).
Распоряжением администрации г. Чебоксары от 7 марта 2001 года № 471-р земельный участок по адресу: г. Чебоксары, ул. ..., ... (поз.12), был изъят у производственного кооператива «...» с 16 октября 2000 года и предоставлен Федорову В.В. для завершения строительства жилого дома.
Границы земельного участка, расположенного по адресу: г. Чебоксары, ул. ..., ..., были определены в 1992 году и в последующем не изменялись. Существующее ограждение земельного участка также было возведено в 1992 году, его местоположение затем не изменялось.
По договору аренды земельного участка от 23 декабря 2004 года № 131/884-МЖ земельный участок по указанному адресу предоставлялся Федорову В.В. в аренду для завершения строительства жилого дома.
В 2012 году по заказу Федорова В.В. был изготовлен межевой план земельного участка с кадастровым номером "2", расположенного по адресу: г. Чебоксары, ул. ..., ..., который он приобрел в собственность по заключенному с администрацией г. Чебоксары договору купли-продажи земельного участка от 24 января 2013 года № 2943-МФ.
На земельном участке с кадастровым номером "2" расположен жилой дом, находящийся в собственности Федорова В.В.
В период застройки земельного участка его границы красными линиями не ограничивались, они были установлены позже.
В настоящее время администрация г. Чебоксары требует от Федорова В.В. освобождения части - площадью 105 кв.м - смежного земельного участка с кадастровым номером "1", однако границы указанного земельного участка были определены без учета фактически сложившегося землепользования и без согласования с Федоровым В.В., что повлекло реестровую ошибку в сведениях ЕГРН о местоположении смежной границы между земельными участками с кадастровыми номерами "1", "2".
При этом спорной частью - площадью 105 кв.м – земельного участка с кадастровым номером "1" Федоров В.В. пользуется открыто, непрерывно и добросовестно с 1992 года, то есть уже в течение 28 лет.
Федоров В.В. предпринимал меры для узаконения пользования землей и обращался в администрацию г. Чебоксары с заявлением передать ему в собственность используемый земельный участок, являющийся частью земельного участка с кадастровым номером "1", но ему в этом было отказано.
По делу постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Федоров В.В. просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении первоначального иска отказать, а встречный иск удовлетворить.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции были извещены в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.
Представители третьих лиц – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Чебоксары, Управления ЖКХ, энергетики, транспорта и связи администрации г. Чебоксары, Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом администрации г. Чебоксары, МБУ «Управление территориального планирования» г. Чебоксары, МКУ «Земельное управление» г.Чебоксары, АО «Водоканал», ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
В соответствии с частью 3 статьи 167, частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, на основании части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит, что основания для отмены принятого по делу решения отсутствуют.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (пункт 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется, в частности, органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных данным пунктом.
Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований (пункт 1 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации).
Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных названным Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи (пункт 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации).
Если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения (пункт 1 статьи 261 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Пункт 1 статьи 264 Гражданского кодекса Российской Федерации закрепляет, что земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.
Согласно статье 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В силу статьи 305 Гражданского кодекса Российской Федерации права, предусмотренные статьями 301 - 304 названного Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что защита гражданских прав осуществляется, в частности, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу пункта 2 статьи 62 Земельного кодекса Российской Федерации на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
Согласно статье 76 Земельного кодекса Российской Федерации самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.
Таким образом, требование об освобождении земельного участка подлежит удовлетворению при установлении судом факта занятия ответчиком земельного участка в отсутствие законных оснований.
Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (часть 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Особенности распределения обязанностей доказывания по такому иску заключаются в том, что лицо, обратившееся в суд, должно представить доказательства принадлежности ему имущества и совершения ответчиком действий, реально препятствующих осуществлению законным владельцем своих прав в отношении данного имущества. Ответчик при этом должен доказать правомерность своего поведения.
В соответствии с частью 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее также – Федеральный закон № 218-ФЗ) существование объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, подтверждает его государственный кадастровый учет.
Пунктом 3 части 4 статьи 8 Федерального закона № 218-ФЗ предусмотрено, что в кадастр недвижимости в качестве основных сведений об объекте недвижимости вносятся, в том числе сведения об описании местоположения объекта недвижимости.
В соответствии с частью 1 статьи 43 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании данного закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка).
Таким образом, уточнение местоположения границ земельного участка осуществляется в отношении земельного участка, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости (государственный кадастровый учет земельного участка осуществлен), но границы которого не установлены в соответствии с требованиями Федерального закона №218-ФЗ.
В силу части 1 статьи 21 Федерального закона №218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно части 3 статьи 61 Федерального закона № 218-ФЗ воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном названным Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав (часть 4 статьи 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания наличия реестровой ошибки возлагается на лицо, требующее исправления такой ошибки.
Статьей 234 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом, если иные срок и условия приобретения не предусмотрены настоящей статьей, в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации (пункт 1).
Течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со статьями 301 и 305 настоящего Кодекса, начинается со дня поступления вещи в открытое владение добросовестного приобретателя, а в случае, если было зарегистрировано право собственности добросовестного приобретателя недвижимой вещи, которой он владеет открыто, - не позднее момента государственной регистрации права собственности такого приобретателя (пункт 4).
В пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что при разрешении споров в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следует учитывать, что они приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством.
Как следует из материалов дела, в ЕГРН содержатся сведения о многоконтурном земельном участке из земель населенных пунктов площадью 55506 кв.м с кадастровым номером "1", видом разрешенного использования «земли общего пользования для их содержания и благоустройства», имеющем местоположение: Чувашская Республика – Чувашия, г. Чебоксары, в северной части кадастрового квартала по ул. ..., ул...., ул. ..., относящемся к категории ранее учтенных объектов недвижимости, поставленном на кадастровый учет 10 августа 2007 года в границах, определенных первоначально в Описании земельного участка, подготовленном ООО «А» в 2007 году по заказу МКУ «Земельное управление» г.Чебоксары.
В последующем сведения ЕГРН о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером "1" неоднократно уточнялись.
7 ноября 2008 года в ЕГРН внесена запись о государственной регистрации права собственности муниципального образования «г. Чебоксары – столица Чувашской Республики» на земельный участок с кадастровым номером "1"
Земельный участок из земель населенных пунктов площадью 1 200 кв.м с кадастровым номером "2", видом разрешенного использования «для обслуживания индивидуального жилого дома», имеющий адрес: Чувашская Республика-Чувашия, г. Чебоксары, ул. ..., ..., согласно сведениям ЕГРН поставлен на кадастровый учет 3 октября 2012 года.
Местоположение границ земельного участка с кадастровым номером "2" определено на основании межевого плана от 23 августа 2012 года, подготовленного по заказу Федорова В.В. кадастровым инженером ООО «И» ФИО 2
Данный земельный участок образован путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами "4", "3", "5" согласно подготовленной ООО «И» по заказу Федорова В.В. схеме расположения земельных участков на кадастровом плане соответствующей территории, утвержденной 9 августа 2012 года, которой смежная граница между земельным участком с кадастровым номером "2" и земельным участком с кадастровым номером "1" по фактическому землепользованию не определялась, в этой части границы земельных участков не перераспределялись.
По договору купли-продажи земельного участка от 24 января 2013 года № 2943-МФ земельный участок с кадастровым номером "2" администрацией г.Чебоксары был продан Федорову В.В.
18 февраля 2013 года в ЕГРН внесена запись о праве собственности Федорова В.В. на земельный участок с кадастровым номером "2".
До этого земельный участок площадью 990 кв.м с кадастровым номером "4" по договору аренды земельного участка от 23 декабря 2004 года № 131/884-МЖ администрацией г.Чебоксары предоставлялся Федорову В.В. на срок до 2 сентября 2005 года для завершения строительства и ввода в эксплуатацию жилого дома, расположенного по адресу: г.Чебоксары, ул. ..., ..., согласно распоряжению администрации г. Чебоксары от 2 сентября 2004 года № 2760-р.
Первоначально земельный участок площадью 990 кв.м был изъят у ПК «...» и предоставлен Федорову В.А. в аренду на срок до 16 октября 2003 года для завершения строительства индивидуального жилого дома по адресу: по адресу: г. Чебоксары, ул. ..., ..., согласно распоряжению администрации г. Чебоксары от 7 марта 2001 года № 471-р.
В выданном ранее Управлением архитектуры и градостроительства администрации г. Чебоксары градостроительном заключении о возможности использования земельного участка от 16 октября 2000 года № Ф-1236 было указано, что площадь под застройку (для завершения строительства индивидуального жилого дома) земельного участка по адресу: г. Чебоксары, ул. ..., ... (поз.12), должна составлять 990 кв.м (ориентировочно), площадь под благоустройство – 161 кв.м (ориентировочно), общая площадь – 1 151 кв.м (ориентировочно), и при этом должны быть приняты во внимание красная линия улицы и линия застройки.
Из топографического плана с границами планируемого земельного участка, согласованного главным архитектором г. Чебоксары, следует, что кроме земельного участка под застройку (для завершения строительства индивидуального жилого дома) по адресу: г. Чебоксары, ул. ..., ..., был предусмотрен также участок для санитарной уборки и благоустройства, расположенный на территории общего пользования за красной линией и линией застройки.
При этом согласно расчету геодезических параметров земельного участка на плоскости от 7 сентября 2000 года, приведенному с указанием местоположения поворотных точек границ, площадь земельного участка для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: г. Чебоксары, ул. ..., ... (поз.12), составляет 990 кв.м.
28 февраля 2001 года между МУП «...» (заказчиком) и Федоровым В.В. (исполнителем) на срок с 28 февраля 2001 года по 16 октября 2003 года был заключен договор № 7-4-01 на уборку закрепленной территории, из которого следует, что Федоров В.В. во исполнение данного договора обязался проводить регулярную уборку закрепленной территории по оси проезжей части, которой являлась территория, обозначенная красной линией на плане местности, прилагаемом к договору.
Как было установлено пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (утратившего силу с 15 марта 2015 года) границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Правилами внешнего благоустройства, соблюдения чистоты и порядка в городе Чебоксары, утвержденными решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 16 мая 2001 года № 163, было предусмотрено, что содержание и уборку территорий домовладений, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, а также прилегающих к ним участков улиц (по осевой линии) осуществляют домовладельцы (пункт 2.6.4).
Таким образом, из содержания указанных выше документов вытекает, что кроме земельного участка площадью 990 кв.м, предоставленного в аренду под застройку (для завершения строительства индивидуального жилого дома) по адресу: г. Чебоксары, ул. ..., ..., местоположение границ которого определялось, в том числе с учетом красной линии и линии застройки, Федоров В.В. пользовался также частью - ориентировочной площадью 161 кв.м - территории за красной линией и линией застройки, прилегающей к указанному участку, временно закрепленной за ним для санитарной уборки и благоустройства.
Следовательно, указанная часть территории не включалась в границы земельного участка площадью 990 кв.м, предоставленного в аренду под застройку (для завершения строительства индивидуального жилого дома) по адресу: г. Чебоксары, ул. ..., ....
Самостоятельный земельный участок на прилегающей территории площадью 161 кв.м администрацией г. Чебоксары не формировался и на кадастровый учет не ставился.
Следовательно, Федоров В.В. приобрел в собственность земельный участок с кадастровым номером "2" в границах, уже учтенных в ЕГРН, которые были определены по результатам кадастровых работ, выполненных по заказу самого Федорова В.В., в черту которых часть прилегающей территории, представлявшаяся ранее Федорову В.В. для уборки и благоустройства, не включалась.
В соответствии с пунктом 2 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (далее также - органы государственного земельного надзора).
Предметом проверок при осуществлении государственного земельного надзора является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность (пункт 3 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).
Органом, осуществляющим функции органа государственного земельного надзора и органа регистрации прав на территории на территории Чувашской Республики является Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике.
Вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом (часть 4 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Постановлением должностного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике от 7 августа 2018 года № 2100-152-18 о назначении административного наказания Федоров В.В. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данным постановлением установлено, что Федоровым В.В. в отсутствие предусмотренных законодательством прав используется часть – площадью 105 кв.м - земельного участка с кадастровым номером "1" (земли общего пользования – уличная сеть), на которой расположен забор из бетонных изделий, и часть – площадью 8 кв.м – земельного участка с кадастровым номером "6" (земли общего пользования), на которой расположено ограждение из сетки-рабицы, прилегающие с восточной и западной сторон к земельному участку с кадастровым номером "2".
18 июня 2018 года, 24 декабря 2018 года, 9 июля 2019 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в адрес Федорова В.В. выносились предписания об устранении данного нарушения земельного законодательства, однако сведений об их исполнении в деле не имеется.
Факт привлечения Федорова В.В. к административной ответственности по статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях свидетельствует о том, что Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, осуществляя государственный земельный надзор, пришло к выводу о достаточности содержащихся в ЕГРН сведений о местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами "1", "2" для вывода о том, что Федоровым В.В. самовольно занята часть земельного участка с кадастровым номером "1".
В то же время наличие какой-либо реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами "1", "2", возможной исключить административную ответственность Федоровой Н.В. за самовольное занятие части земельного участка с кадастровым номером "1", Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике в качестве компетентного органа, осуществляющего ведение ЕГРН, выявлено не было.
Решением судьи Московского районного суда г.Чебоксары от 21 сентября 2018 года постановление должностного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике от 7 августа 2018 года №2100-152-18 оставлено без изменения, жалоба Федорова В.В. – без удовлетворения.
Решением судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 30 октября 2018 года постановление должностного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике от 7 августа 2018 года №2100-152-18 и решение судьи Московского районного суда г. Чебоксары от 21 сентября 2018 года оставлены без изменения, жалоба Федорова В.В. – без удовлетворения.
Из представленных филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Чувашской Республике - Чувашии схем расположения земельных участков с кадастровыми номерами "1", "2" видно, что наложения их границ не имеется.
Нахождение спорного ограждения за пределами учтенных в ЕГРН границ земельного участка с кадастровым номером "2" Федоровым В.В. не оспаривается.
Вместе с тем, как указано в представленном в материалы дела отзыве филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Чувашской Республике - Чувашии от 5 августа 2020 года № 04-2673/20 на исковое заявление администрации г.Чебоксары и встречное исковое заявление Федорова В.В., несоответствие фактически сложившейся смежной границы между земельными участками с кадастровыми номерами "1", "2" сведениям ЕГРН может свидетельствовать о реестровой ошибке, допущенной при межевании указанных земельных участков, и что данный факт является достаточным основанием для признания несостоятельными требования администрации г.Чебоксары об освобождении земельного участка.
Кроме того, в указанном отзыве отмечено, что границы земельного участка с кадастровым номером "1" как согласованные со смежными границами на кадастровом учете не стоят, устанавливались по красным линиям, без учета интересов правообладателей смежных земельных участков, что и могло породить реестровую ошибку в координатном описании местоположения земельных участков.
Однако такая позиция филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Чувашской Республике - Чувашии не может быть признана обоснованной.
В отзыве Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике от 11 марта 2021 года № 03/03400 на встречное исковое заявление Федорова В.В. отмечено, что наличие реестровой ошибки предполагает, что неверно были определены границы земельного участка, уже находящегося в собственности лица – заказчика кадастровых работ. В данном же случае земельный участок приобретен Федоровым В.В. в установленных границах с характеристиками, оговоренными договором купли-продажи.
Как усматривается из материалов дела, при определении границ земельного участка с кадастровым номером "1" учтенные в ЕГРН границы земельного участка с кадастровым номером "4" не изменялись и на тот момент земельный участок с кадастровым номером "4" находился в неразграниченной государственной собственности, а право распоряжения им в силу части 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» принадлежало также администрации г. Чебоксары, равно как и право распоряжения земельным участком с кадастровым номером "1".
Поскольку для завершения строительства индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: г. Чебоксары, ул. ..., ..., Федорову В.В. предоставлялся земельный участок площадью 990 кв.м уже в установленных границах, без учета площади прилегающей территории, которая была предусмотрена для санитарной уборки и благоустройства, наличие ограждения, установленного за пределами его границ, не являлось обстоятельством, влекущим обязанность администрации г. Чебоксары учитывать местоположение указанного ограждения при определении границ земельного участка с кадастровым номером "1".
Согласно пункту 3 Требований к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственных кадастровый учет, утвержденных приказом Росземкадастра от 2 октября 2002 года № П/327, документы о межевании, представляемые для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет, а также для внесения в государственный земельный кадастр уточненных сведений о ранее учтенных земельных участках и (или) сведений о сформированных частях земельных участков оформляются в виде Описаний земельных участков.
Пунктами 4 и 6 этих же Требований было установлено, что план земельного участка (описание земельного участка) могло быть выполнено как на основании материалов межевания земель, выполняемых геодезистами в полевых условиях, так и на основании данных, имеющихся в землеустроительной, градостроительной, картографической и иной документации, без проведения геодезических работ.
Следовательно, внесение в ЕГРН сведений о границах земельного участка с кадастровым номером "1" на основании Описания земельного участка, подготовленного ООО «А» в 2007 году по заказу МКУ «Земельное управление» г. Чебоксары, не противоречило действовавшему в то время законодательству.
Пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии определены как линии, обозначающие существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Таким образом, красные линии обозначают, в том числе границы земельных участков, на необходимость учета красных линий при определении границ земельного участка было указано, в частности, в пункте 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем установление границ земельного участка с кадастровым номером "1" с учетом красной линии не может быть признано обстоятельством, свидетельствующим о нарушении закона, допущенном при определении границ данного земельного участка.
Учитывая, что сведения о границах земельного участка с кадастровым номером "1" содержатся в ЕГРН, отсутствуют также и основания полагать, что данный земельный участок имеет всего лишь «декларированные» границы.
В межевом плане от 23 октября 2020 года, подготовленном кадастровым инженером ООО «ЦКУ», границы земельного участка с кадастровым номером "2" определены по указанию Федорова В.В. с включением в состав земельного участка части земельного участка с кадастровым номером "1". При этом площадь земельного участка с кадастровым номером "2" будет увеличена на 102 кв.м и составлять 1302 кв.м.
Между тем согласно решению Чебоксарского городского Собрания депутатов от 14 апреля 2011 года № 160 максимальный размер земельных участков, предоставляемых гражданам для индивидуального жилищного строительства, составляет 1200 кв.м.
Из схемы расположения земельных участков, имеющейся в указанном межевом деле, видно, что в границы земельного участка с кадастровым номером "2" кадастровым инженером включена часть земельного участка с кадастровым номером "1" на территории, прилегающей к земельному участку с кадастровым номером "2", которая градостроительным заключением от 16 октября 2000 года № Ф-1236 была предусмотрена для санитарной уборки и благоустройства.
Изложенное выше свидетельствует о том, что реестровой ошибки в сведениях о местоположении смежной границы между земельными участками с кадастровыми номерами "1", "2" не имеется, но при этом Федоров В.В. претендует на часть земельного участка с кадастровым номером "1", необоснованно полагая, что территория, прилегающая к земельному участку с кадастровым номером "2", предусмотренная ранее для санитарной уборки и благоустройства, должна быть включена в границы данного земельного участка.
В исполнительном чертеже и исполнительной съемке сетей водоснабжения по ул. ... г. Чебоксары, выполненных ООО «...» по заказу АО «Водоканал» в 2018 году, содержатся сведения о том, что спорное ограждение земельного участка Федорова В.В. расположено за пределами его границ на землях по месту нахождения водоотводов.
Согласно письмам АО «Водоканал в адрес органов местного самоуправления г.Чебоксары от 4 октября 2018 года № 3749/30, от 18 сентября 2019 года №4359/19, от 20 января 2020 года №146/19 при подготовке разрешительной документации на земляные работы для санации двух водоотводов по ул. ... г.Чебоксары по месту их нахождения были установлены факты самозахвата земельных участков.
26 ноября 2020 года МБУ «Управление территориального планирования» по запросу Управления муниципального контроля администрации г. Чебоксары представило актуальные сведения о расположении указанных объектов Федорова В.В. на части – площадью 105кв.м - земельного участка с кадастровым номером "1", координаты которой приведены в исковом заявлении.
Установив, что Федоровым В.В. не доказана правомерность использования спорной части муниципального земельного участка, руководствуясь положениями статей 8, 218, 264, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 15, 26, 42, 76 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», статей 8, 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», разъяснениями, данными в пункте 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», суд пришел к выводу об удовлетворении иска администрации г. Чебоксары.
При определении срока исполнения решения в этой части, суд руководствовался положениями статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении встречного иска Федорова В.В., суд, руководствуясь положениями статей 14, 15, 18, 21, 22, 43, 61, 69 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», статей 39, 40 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», статей 15, 20, 25, 39.1,39.2, 39.20, 59, 64, 85 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации разъяснениями, содержащимися в пункте 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», исходил из отсутствия в деле достоверных доказательств, подтверждающих существование указанной реестровой ошибки, и предусмотренных законом оснований для признания за ответчиком права собственности на часть земельного участка общего пользования в силу приобретательной давности.
Кроме того, суд отметил, что Федоров В.В. фактически не согласен с частью границ находящегося в собственности земельного участка и его требования направлены на смещение его границ в сторону земельного участка из земель общего пользования.
Доводы апелляционной жалобы не могут изменить правовую судьбу решения суда.
Судебная коллегия не может согласиться с доводом апелляционной жалобы о несоответствии обжалуемого решения требованиям статей 67, 71, 195-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, так как обоснованность данного довода не подтверждается материалами дела.
Вопреки доводам апелляционной жалобы суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нарушений норм материального права и нарушений норм процессуального права, которые могли привести к принятию неправильного решения, в том числе нарушения права ответчика на представление доказательств, а также нарушений норм процессуального права, согласно части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являющихся безусловным основанием к отмене решения в апелляционном порядке, судом не допущено.
При таких обстоятельствах приводимая в апелляционной жалобе субъективная правовая оценка обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, которая выражает позицию ответчика и его несогласие с принятым по делу решением, правильность выводов суда не опровергает и отмену решения не влечет.
Руководствуясь изложенным и статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░ 1 ░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░. ░░░░░░) ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░: