Решение по делу № 2а-34/2020 от 21.11.2019

Дело № 2а-34/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В«21В» мая 2020 Рі. СЃ.Чесма                 

    Р§РµСЃРјРµРЅСЃРєРёР№ районный СЃСѓРґ Челябинской области РІ составе: председательствующего СЃСѓРґСЊРё Шульгина Рљ.Р’., РїСЂРё секретаре Думенко Рћ.Рђ.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Министерства экологии Челябинской области к администрации Тарасовского сельского поселения Чесменского муниципального района Челябинской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Министерство экологии Челябинской области обратилось в суд с административным иском к администрации Тарасовского сельского поселения Чесменского муниципального района Челябинской области (с учетом уточненных требований) о признании бездействия незаконным и возложении обязанности заключить с Министерством промышленности, новых технологий и природных ресурсов Челябинской области договор на водопользование частью акватории водного объекта – ручей Сухой с целью размещения гидротехнического сооружения в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу.

Административный истец обосновал требования тем, что в собственности административного ответчика находится гидротехническое сооружение (гидроузел III класса) площадью 13020,9 кв.м., расположенное на ручье Сухой в 1 км на юг от п. Тарасовка. Размещение на ручье Сухой гидроузла III класса квалифицируется как вид использования части акватории водного объекта. Договор водопользования водным объектом у администрации Тарасовского сельского поселения отсутствует, что не соответствует ст.ст. 12, 13, 16 Водного кодекса Российской Федерации и Постановлению Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 № 165 «О подготовке и заключении договора водопользования».

В судебное заседание представитель административного истца Министерства экологии Челябинской области не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, на исковых требованиях настаивает.

Представитель административного ответчика администрации Тарасовского сельского поселения Чесменского муниципального района не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, по существу административного иска возражает, просит отказать.

Представители заинтересованных лиц: Министерства промышленности, новых технологий и природных ресурсов Челябинской области, Нижне-Обское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, администрации Чесменского муниципального района Челябинской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

По мнению Нижне-Обского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов эксплуатация напорных ГТС не подпадает под действие пункта 2 части 2 статьи 11 Водного кодекса РФ и оформление договоров водопользования не требуется.

Министерство промышленности, новых технологий и природных ресурсов Челябинской области придерживается аналогичной позиции.

Администрация Чесменского муниципального района Челябинской области также считает, что требования административного истца заявлены необоснованно.

Руководствуясь положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд признал возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, администрация Тарасовского сельского поселения Чесменского муниципального района Челябинской области является собственником объекта: Гидротехническое сооружение, общей площадью 13020,9 кв.м., находящееся на ручье Сухой в 1 км на юг от п. Тарасовка Чесменского района Челябинской области, кадастровый номер 74:24:0000000:1192, дата государственной регистрации права в ЕГРН 08.07.2015 № 74-74/024-74/024/902/2015-160/2 (л.д. 23).

По сведениям, поступившим из Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области (20.02.2017 исх.№ 4/2625) в Министерство экологии Челябинской области собственник указанного гидротехнического сооружения не оформил прав пользования поверхностными водными объектами в соответствии со статьей 11 Водного кодекса Российской Федерации (л.д. 13-16).

14 апреля 2017 года государственным инспектором Магнитогорского территориального отдела регионального государственного экологического надзора Министерства экологии Челябинской области Гончаровым Е.В. была проведена внеплановая документарная проверка в отношении администрации Тарасовского сельского поселения, в ходе которой установлено отсутствие договора водопользования водным объектом. На основании предписания от 14.04.2017 № 82 Администрации установлен срок для заключения данного договора – до 15.02.2018 (л.д. 17-22).

Постановлением о назначении административного наказания от 14.04.2017 № 73-М юридическое лицо – администрация Тарасовского сельского поселения Чесменского муниципального района Челябинской области подвергнуто административному наказанию, предусмотренному статьей 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 24-28).

20 марта 2018 года государственным инспектором Гончаровым Е.В. проведена внеплановая документарная проверка в отношении администрации Тарасовского сельского поселения с целью контроля исполнения предписания об устранения нарушения законодательства в сфере охраны окружающей среды от 14.04.2017 № 82, в ходе которой установлено, что договор на водопользование водным объектом не заключен. С учетом проделанной администрацией Тарасовского сельского поселения предварительной работы по исполнению предписания от 14.04.2017 № 82 срок его исполнения продлен до 15.02.2019 года, о чем вынесено предписание № 57 от 20.03.2018 (л.д. 29-38).

Из письма администрации Тарасовского сельского поселения от 15.03.2018 № 26 следует, что Администрацией заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца; обеспечен контроль за показателями состояния ГТС в соответствии с правилами эксплуатации; сделан расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни и здоровью физических лиц в результате аварии ГТС; имеется комиссионный акт обследования ГТС от 09.02.2018, согласно которому ГТС относится к IV классу и опасности для населения не создает (л.д. 39).

Указанные в письме Администрации мероприятия подтверждаются материалами дела (л.д. 150-154).

Согласно акту проверки № 54 от 18.03.2019 предписание № 57 от 20.03.2018 административным ответчиком не выполнено (л.д. 40-43).

По существу данного нарушения администрация Тарасовского сельского поселения пояснила, что предписание не исполнено из-за отсутствия финансирования (л.д. 46).

Предписанием от 18.03.2019 № 54 срок заключения договора на водопользование водным объектом с целью размещения на нем ГТС продлен до 23.09.2019 года (л.д. 44-45).

На основании постановления по делу об административном правонарушении № 3-195/19 от 08.05.2019, вынесенного мировым судьей судебного участка № 1 Чесменского района Челябинской области, юридическое лицо – администрация Тарасовского сельского поселения освобождено от административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ на основании статьи 2.9 КоАП РФ (л.д. 47-54).

21 октября 2019 года государственным инспектором Гончаровым Е.В. проведена внеплановая документарная проверка в отношении администрации Тарасовского сельского поселения по вопросу исполнения предписания об устранении нарушения законодательства в сфере охраны окружающей среды от 18.03.2019 № 54 и установлено, что пункт 1 Предписания обязывающий юридическое лицо заключить договор на водопользование водным объектом с целью размещения на нем ГТС не выполнен (л.д. 57-60).

Из материалов дела следует, что администрация Тарасовского сельского поселения дважды обращалась в Министерство промышленности, новых технологий и природных ресурсов Челябинской области с документами для заключения договора на водопользование водным объектом 25 декабря 2019 года и 10 марта 2020 года (л.д. 238, 242).

25 декабря 2019 года Министерство промышленности, новых технологий и природных ресурсов Челябинской области отказало в рассмотрении документов в связи с неполнотой предоставленных сведений (л.д. 192, 216).

26 марта 2020 года Министерство промышленности, новых технологий и природных ресурсов Челябинской области вновь отказало в рассмотрении документов для предоставления водного объекта или его части в пользование на основании договора водопользования на основании пункта 37 Административного регламента по предоставлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной услуги в сфере переданного полномочия Российской Федерации по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования, утвержденного приказом Минприроды России от 12.03.2012 № 57 (л.д. 215).

В отзыве по делу от 20.04.2020 Министерство промышленности, новых технологий и природных ресурсов Челябинской области указало, что в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 26.07.2017 № 208-ФЗ «О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации» использование водных объектов для целей эксплуатации мостов, подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации без предоставления водных объектов в пользование (статья 51.2 Водного кодекса РФ). При указанных обстоятельствах заключение права пользования водным объектом, на котором размещено линейное сооружение – ГТС, не требуется (л.д. 234).

Нижне-Обское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов также полагает, что эксплуатация напорных ГТС не подпадает под действие пункта 2 части 2 статьи 11 Водного кодекса РФ и оформление договоров водопользования не требуется (л.д. 243-244).

Обсудив доводы указанных заинтересованных лиц, суд находит их обоснованными.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.

Согласно части первой 1 статьи 11 Водного кодекса РФ право пользования поверхностными водными объектами или их частями приобретается физическими лицами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В силу пункта 2 части 2 статьи 11 Водного кодекса РФ на основании договоров водопользования право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях использования акватории водных объектов, если иное не предусмотрено частями 3 и 4 настоящей статьи.

Согласно подпункту «б» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 № 165 (в ред. от 15.01.2020) «О подготовке и заключении договора водопользования» водные объекты или их части, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или собственности муниципальных образований (далее - водный объект), предоставляются в пользование для использования акватории водных объектов, необходимой для эксплуатации судоремонтных и судостроительных сооружений и занятой гидротехническими сооружениями.

Согласно статье 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О безопасности гидротехнических сооружений» под гидротехническими сооружениями понимается - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

В соответствии с частями 1, 2 статьи 21 Водного кодекса РФ предоставление водного объекта, находящегося в федеральной собственности, в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства осуществляется на основании решения Правительства Российской Федерации.

В иных случаях, кроме предусмотренных частью 1 настоящей статьи случаев, предоставление водных объектов в пользование осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.

Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением случаев, указанных в части 1 статьи 21 настоящего Кодекса (п.1 ч.1 ст.26 Водного кодекса РФ).

Статьей 1 Водного кодекса РФ используются следующие понятия:

акватория - водное пространство в пределах естественных, искусственных или условных границ;

водопользователь - физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом;

использование водных объектов (водопользование) - использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц;

водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима;

водный фонд - совокупность водных объектов в пределах территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 102 Земельного кодекса РФ к землям водного фонда относятся земли:

покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах;

занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.

Согласно части 3 статьи 102 Земельного кодекса РФ в целях строительства водохранилищ и иных искусственных водных объектов осуществляется резервирование земель.

Порядок использования и охраны земель водного фонда определяется настоящим Кодексом и водным законодательством (ч. 4 ст. 102 Земельного кодекса РФ).

Согласно акту исследования состояния гидротехнических сооружений водохранилища на ручье Сухой от 23.08.2001 в результате исследования ГТС установлено следующее:

- гидротехнические сооружения предназначены для орошения, срок строительства – 1972 г., класс сооружений – IV, находится на ручье Сухой в 1 км на юг от п.Тарасовка;

- состав ГТС: плотина земляная насыпная однородная; водосбросные трубы, донный водоспуск, естественное понижение – лощина, переходящая в земляной канал;

- водосбросное сооружение: тип сооружения не классифицируется, представляет собой 3 нитки стальных труб диаметром 1400 мм, проложенных в правом плече тела плотины, с уклоном 0,06, длина каждой нитки 77м;

- водовыпуск донный, управляемый, труба стальная диаметром 426 мм, длиной 81 м, на донном оголовке сороудерживающая решетка, выходной консольного типа, в нижнем бьефе колодец из сборного железобетона для размещения задвижек (л.д. 152).

Исходя из данного акта, суд установил, что ГТС на ручье Сухой является искусственной плотиной, после строительства которой, образовался водный объект для орошения сельскохозяйственных угодий.

Согласно реестра гидротехнических сооружений водохозяйственного комплекса поднадзорных Уральскому управлению Ростехнадзора Челябинской области на 01.01.2014 следует, что гидроузел на ручье Сухой безхозяйный, класс сооружения IV, проект: орошение, фактически не используется, уровень безопасности пониженный, техническое состояние работоспособное (л.д. 155).

В соответствии с перечнем гидротехнических сооружений (комплексов) по классам опасности, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (по состоянию на 01.01.2014) гидроузел на ручье Сухой относится к IV классу ГТС (л.д. 154 об.ст.).

Судом установлено, что по настоящее время водоем, образовавшийся после возведения плотины, по назначению не используется.

Как отмечено в заявлении Нижнее-Обского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, к акватории могут относится только земли водного фонда указанные в пункте 1 статьи 102 Земельного кодекса РФ. Напорные ГТС (плотины образующие водоемы) находятся на землях водного фонда, но не в акватории водного объекта, поскольку являются первичными к образованным ими водохранилищам (прудам). При указанных обстоятельствах действие пункта 2 части 2 статьи 11 Водного кодекса РФ не распространяется на ГТС, расположенный на ручье Сухой в 1 км от п. Тарасовка, поэтому оформление договора водопользования не требуется.

Суд соглашается с данными доводами, поскольку из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что Водный кодекс Российской Федерации прямо не предусматривает заключение договора водопользования при эксплуатации подводных участков водосбросных труб и донного водоспуска гидротехнического сооружения, такой договор подлежит заключению только при использовании акватории водного объекта, а доказательств использования административным ответчиком акватории водного объекта при эксплуатации ГТС суду не представлено.

Кроме того, следует отметить позицию по данному делу Министерства промышленности, новых технологий и природных ресурсов Челябинской области, которое в силу Постановления Губернатора Челябинской области от 08.08.2019 № 296 предоставляет водные объекты или их части, находящиеся в федеральной собственности и расположенные на территории Челябинской области, в пользование на основании договоров водопользования, которое также считает, что оснований для заключения договора на право пользования водным объектом с администрацией Тарасовского сельского поселения Чесменского муниципального района Челябинской области не требуется.

Таким образом, суд приходит к выводу, что требования административного истца о признании бездействия административного ответчика незаконным и возложении на администрацию Тарасовского сельского поселения обязанности заключить с Министерством промышленности, новых технологий и природных ресурсов Челябинской области договор на водопользование частью акватории водного объекта – ручей Сухой с целью размещения гидротехнического сооружения в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу не подлежат удовлетворению.

    

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-181 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

    Р’ удовлетворении административного РёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ заявления Министерства экологии Челябинской области Рє администрации Тарасовского сельского поселения Чесменского муниципального района Челябинской области Рѕ признании бездействия незаконным Рё возложении обязанности заключить СЃ Министерством промышленности, новых технологий Рё природных ресурсов Челябинской области РґРѕРіРѕРІРѕСЂ РЅР° водопользование частью акватории РІРѕРґРЅРѕРіРѕ объекта – ручей РЎСѓС…РѕР№ СЃ целью размещения гидротехнического сооружения РІ течение 6 месяцев после вступления решения СЃСѓРґР° РІ законную силу, отказать.

    Р РµС€РµРЅРёРµ может быть обжаловано РІ апелляционном РїРѕСЂСЏРґРєРµ РІ течение РѕРґРЅРѕРіРѕ месяца, СЃРѕ РґРЅСЏ принятия решения СЃСѓРґР° РІ окончательной форме РІ Челябинский областной СЃСѓРґ через Чесменский районный СЃСѓРґ.

Председательствующий: К.В. Шульгин

Копия верна

Судья К.В. Шульгин

2а-34/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Министерство экологии Челябинский области
Ответчики
Администрация Тарасовского сельского поселения
Другие
Министерство имущества Челябинской области
Администрация Чесменского муниципального района
Министерство промышленности, новых технологий и природных ресурсов Челябинской облатси
Гончаров Е.В.
Нижне-обское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов
Суд
Чесменский районный суд Челябинской области
Судья
Шульгин Константин Владимирович
Дело на сайте суда
chesm.chel.sudrf.ru
27.11.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
27.11.2019[Адм.] Передача материалов судье
27.11.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
27.11.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.11.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
27.11.2019[Адм.] Предварительное судебное заседание
20.12.2019[Адм.] Судебное заседание
28.01.2020[Адм.] Судебное заседание
02.03.2020[Адм.] Судебное заседание
13.03.2020[Адм.] Судебное заседание
24.03.2020[Адм.] Судебное заседание
15.05.2020[Адм.] Производство по делу возобновлено
15.05.2020[Адм.] Судебное заседание
02.06.2020[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.06.2020[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.06.2020[Адм.] Дело оформлено
21.05.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее