УИД 42RS0033-01-2024-000901-60
Дело № 2-1115/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Прокопьевск 19 сентября 2024 года
Центральный районный суд города Прокопьевска Кемеровской области
в составе председательствующего судьи Козловой И.Г.,
при секретаре судебного заседания Кордюковой И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сорокина Андрея Викторовича, Сорокиной Натальи Николаевны, Сорокина Виктора Андреевича к администрации города Прокопьевска о включении в список граждан, подлежащих переселению, заключении договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья,
УСТАНОВИЛ:
Истцы Сорокин А.В., Сорокина Н.Н. и Сорокин А.В. обратились в суд с иском к администрации города Прокопьевска о включении их в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ООО «Шахта Красногорская», заключении с ними договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, направляемых на снос ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ООО «Шахта Красногорская».
Требования мотивированы тем, что истцы зарегистрированы и проживают в жилом доме по <адрес> в г. Прокопьевске. Собственником указанного дома является Сорокин А.В. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ. Дом находится на горном отводе ООО «Шахта Красногорская», однако администрация города Прокопьевска отказывает истцам в предоставлении социальной выплаты, поскольку дом не подработан, не является ветхим, сносу не подлежит. Истцы не согласны с этим, полагают, что дом подработан горными работами ООО «Шахта Красногорская», в связи с чем обратились в суд.
Истцы Сорокин В.А., Сорокина Н.Н. и Сорокин А.В., представитель истца Сорокина А.В. – Тихонов М.С., действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности (л.д. 68), в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д. 163).
Представитель ответчика администрации города Прокопьевска – Ивочка И.С., действующая на основании доверенности (л.д. 60), в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Минэнерго России - Асланова А.А., действующая на основании доверенности (л.д.50) в судебное заседание не явилась о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие. Представила в суд письменный отзыв на исковое заявление в соответствии с которым истцы в списке граждан проектов ликвидации ООО «Шахта Красногорская», проживающие по адресу: <адрес>, не значатся. Для включения в список граждан в соответствии с Эталоном проекта ликвидации шахты, утвержденным Минэнерго России от 01.11.2001 №308 необходимо заключение специализированной научно-исследовательской организации о степени влияния горных работ на состояние жилья. Материалами обследования специализированной научно-исследовательской организации о степени влияния горных работ на состояние <адрес> по адресу: <адрес>-<адрес> Минэнерго Росси не располагает, и основания для отнесения его к категории домов, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодными для проживания по категории безопасности, отсутствуют. Таким образом, у администрации г. Прокопьевска Кемеровской области-Кузбасса нет правовых оснований для включения истцов в список граждан и заключения договора на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья взамен сносимого ветхого (л.д.44-46).
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства угольной промышленности Кузбасса – Токарев О.С. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил возражения на исковое заявление (л.д.52-53).
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу положений статьи 40 Конституции Российской Федерации конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицам, занимающим его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, в исключении случаев произвольного лишения граждан жилища.
В соответствии с пунктами 1, 8, 9 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 4 ст. 15 ЖК РФ).
В силу ч. 1 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом (ч. 2 ст. 30 ЖК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В соответствии с Федеральным законом от 20.06.1996 N 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности» (с последующими изменениями и дополнениями) предусмотрены мероприятия по реструктуризации угольной промышленности.
Пунктами 2 и 3 статьи 5 Федерального закона от 20.06.1996 N 81-ФЗ предусмотрено, что финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также собственных средств организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев).
Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 N 840 «О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования» (с последующими изменениями и дополнениями) во исполнение Федерального закона «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, пунктом 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечению занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
Таким образом, решая вопрос о ликвидации угольных шахт, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.
До 26 декабря 2023 года порядок и условия предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков регулировались Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 года N 428 (далее – Правила N 428).
Постановлением Правительства РФ от 22.12.2023 N 2252 внесены изменения в некоторые акты Правительства РФ, в том числе, постановление Правительства РФ от 13.07.2005 N428 признано утратившим силу с 26.12.2023.
В соответствии с подпунктами «а», «б» пункта 5 Правил N 428, действовавших на момент возникновения спорных правоотношений, межбюджетные трансферты направлялись на финансовое обеспечение реализации мероприятий, в том числе, по сносу многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, и (или) жилых домов (жилых помещений), признанных непригодными для проживания, ставших аварийными или непригодными для проживания в результате ведения горных работ на ликвидированных до 1 января 2012 года угольных (сланцевых) шахтах, а также на ликвидированных с 1 января 2012 г. шахтах в гг. Прокопьевске, Киселевске и Анжеро-Судженске (Кемеровская область) (далее - ветхое жилье); по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.
Согласно указанным Правилам содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, осуществлялось в форме предоставления социальных выплат в соответствии со списками переселяемых из ветхого жилья граждан в составе утвержденных проектов ликвидации шахт.
В соответствии с абзацем 1 пункта 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.
Согласно абзацу 2 пункта 8 (с дополнениями, внесёнными Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2564) основаниями для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, являлись:
- рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности;
- государственная регистрация смерти или объявление умершим гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению;
- снятие гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению, с регистрационного учета по месту жительства в ветхом жилье;
- проживание гражданина в не учтенных при разработке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов домах, являющихся ветхим жильем, на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности;
- фактическое отсутствие гражданина, зарегистрированного по месту жительства в ветхом жилье и владеющего правом собственности или иным законным правом на него, в таком ветхом жилье на дату утверждения списка граждан, подлежащих переселению.
Предусмотренный указанным пунктом перечень оснований для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, являлся исчерпывающим.
Аналогичные положения закреплены в Правилах предоставления и распределения в 2024 и 2025 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.12.2023 N 2252, в соответствии с которым внесены изменения в государственную программу Российской Федерации «Развитие энергетики», утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 321 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие энергетики».
Согласно указанным Правилам субсидии из федерального бюджета предоставляются бюджету субъекта Российской Федерации для предоставления субсидий местным бюджетам, в целях оказания финансовой поддержки выполнения органами местного самоуправления шахтерских городов и (или) поселков мероприятий по содействию гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, в рамках реализации программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков и в рамках федерального проекта "Реализация программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков (реструктуризация угольной промышленности)" государственной программы Российской Федерации "Развитие энергетики".
Высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации ежегодно, до 1 марта текущего года, формируют и направляют в Министерство энергетики Российской Федерации заявки на предоставление субсидии из федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период, согласовывает и утверждает список граждан, подлежащих переселению, составленный на основании утвержденного проекта ликвидации угольной (сланцевой) шахты и разреза, устанавливающий размер социальной выплаты гражданам на приобретение (строительство) жилья взамен ветхого жилья, а также план-прогноз ежемесячного переселения граждан в пределах размера субсидий из федерального бюджета, утвержденный высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 4 Правил предоставления и распределения в 2024 и 2025 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.12.2023 N 2252 (далее – Правила N 2252), содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину, определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, утверждаемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
В соответствии с п. 9 Правил N 2252 основаниями для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, являются:
- рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности;
- государственная регистрация смерти или объявление умершим гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению;
- снятие гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению, с регистрационного учета по месту жительства в ветхом жилье;
- проживание гражданина в не учтенных при разработке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов домах, являющихся ветхим жильем, на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности;
- фактическое отсутствие гражданина, зарегистрированного по месту жительства в ветхом жилье и владеющего правом собственности или иным законным правом на него, в таком ветхом жилье на дату утверждения списка граждан, подлежащих переселению.
Таким образом, изложенные в постановлении Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 года N 428 специальные нормы по отношению к гражданам, проживающим на момент ликвидации угольных предприятий и зарегистрированным по месту жительства в ветхих жилых помещениях, пришедших в негодность из-за воздействия горных работ, на дату утверждения списка граждан, подлежащих переселению, действовавшие на момент возникновения спорных правоотношений, закреплены в полном объеме в новом постановлении Правительства РФ от 22.12.2023 N 2252.
Указанные меры социальной помощи носят целевой характер, являются одной из форм государственной социальной помощи, оказываемой лицам, проживавшим на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и продолжающим проживать до настоящего времени в жилых домах, ставших непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах, сохраняющим в нем регистрацию по месту жительства и не имеющим другого жилого помещения. При этом совокупность данных обстоятельств, должна иметь место на дату принятия решения о ликвидации шахты.
Так, согласно пункту 7 Правил N 2252 социальные выплаты предоставляются при условии, что гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты. Указанные обязательства принимаются и подписываются всеми совершеннолетними членами семьи гражданина.
В свою очередь, орган местного самоуправления заключает с гражданином договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков (далее - договор), по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации (п. 10 Правил N 2252).
В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 22.12.2023 N 2252 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», государственной программы Кемеровской области - Кузбасса «Жилищная и социальная инфраструктура Кузбасса», утвержденной постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 12.12.2023 N816, постановлением Правительства Кемеровской области-Кузбасса от 20.02.2024 № 77 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из бюджета Кемеровской области-Кузбасса бюджетам муниципальных образований Кемеровской области-Кузбасса в целях оказания финансовой поддержки выполнения органами местного самоуправления шахтерских городов и (или) поселков мероприятий по содействию гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, в рамках реализации программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков (далее – Правила № 77).
В соответствии с п. 2 указанных Правил главным распорядителем бюджетных средств, предусмотренных на предоставление субсидий, является Министерство угольной промышленности Кузбасса.
Пунктами 20-25 Правил № 77 предусмотрено, что формирование списков граждан, подлежащих переселению, осуществляется органами местного самоуправления муниципального образования Кемеровской области - Кузбасса в соответствии с требованиями положений Федерального закона от 27.07.2006 N152-ФЗ «О персональных данных».
Орган местного самоуправления муниципального образования Кемеровской области - Кузбасса заключает с гражданином договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков (далее - договор), по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации.
Гражданин в пределах срока действия договора имеет право приобрести на первичном или вторичном рынке жилья у любых физических и юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение (в том числе квартиру, комнату, индивидуальный жилой дом или его часть), отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта (в том числе в сельской местности), выбранного для постоянного проживания, либо использовать социальную выплату на участие в долевом строительстве многоквартирного дома.
Социальные выплаты предоставляются при условии, что:
- гражданин, проживающий по договору социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищном фонде, принимает обязательство о расторжении указанного договора и освобождении занимаемого жилого помещения, его сдаче (передаче) органу местного самоуправления в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты;
- гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты.
Указанные обязательства принимаются и подписываются всеми совершеннолетними членами семьи гражданина.
Пунктом 23 Правил N 77 предусмотрено, что основаниями для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, являются:
- рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности;
- государственная регистрация смерти или объявление умершим гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению;
- снятие гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению, с регистрационного учета по месту жительства в ветхом жилье;
- проживание гражданина в не учтенных при разработке проектов ликвидации угольных шахт и разрезов домах, являющихся ветхим жильем, на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности;
- фактическое отсутствие гражданина, зарегистрированного по месту жительства в ветхом жилье и владеющего правом собственности или иным законным правом на него, в таком ветхом жилье на дату утверждения списка граждан, подлежащих переселению.
Изложенные нормы являются специальными по отношению к гражданам, проживающим на момент ликвидации угольных предприятий и зарегистрированным по месту жительства в ветхих жилых помещениях, пришедших в негодность из-за воздействия горных работ, на дату утверждения списка граждан, подлежащих переселению.
Анализ вышеуказанных нормативно-правовых актов позволяет сделать вывод о том, что предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета и содействие в приобретении жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилому помещению, направлены на оказание гражданам, проживающим в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности именно в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах, содействие приобрести взамен ставшего непригодным для проживания жилого помещения, отвечающего требованиям, предъявляемым к таким помещениям.
Следовательно, предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах; наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности, регистрация гражданина по месту жительства в ветхом жилье на дату принятия решения о ликвидации шахты, нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть не обеспеченных иным жильем.
При этом отсутствие совокупности данных обстоятельств является безусловным основанием для отказа в предоставлении социальной выплаты.
Как указано в определении Конституционного суда РФ от 07.02.2008 №266-О-О и следует из приведенных положений, социальные выплаты в рамках указанных мероприятий направлены на обеспечение и защиту интересов граждан, переселяемых на определенных основаниях из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности.
Судом установлено и следует из материалов дела, что на основании договора дарения дома (части дома) от ДД.ММ.ГГГГ собственником спорного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, являлась ФИО13 (19-20).
Согласно свидетельству о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ №№ сын Сорокин Андрей Викторович, ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, унаследовал после матери ФИО14., умершей ДД.ММ.ГГГГ, индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 21).
Право собственности истца Сорокина А.В. на указанное жилое помещение зарегистрировано в ЕГРН (запись о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ - л.д. 23).
Таким образом, в настоящее время собственником спорного жилого дома является истец Сорокин А.В., что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 23-24).
Согласно свидетельству о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ между Сорокиным Андреем Викторовичем и ФИО15 Натальей Николаевной заключен брак, ФИО16 присвоена фамилия Сорокина (л.д.16).
Из свидетельства о рождении Сорокина Виктора Андреевича, ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, следует, что его родителями являются Сорокина Н.Н. и Сорокин А.В (л.д. 17-18).
Истцы зарегистрированы по месту жительства в указанном жилом помещении: Сорокин А.В.– с ДД.ММ.ГГГГ, Сорокина Н.Н. – с ДД.ММ.ГГГГ, Сорокин В.А. – с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копиями паспортов истцов (л.д. 7-19), справкой с места жительства (л.д. 67).
Как следует из информации, представленной администрацией города Прокопьевска, по результатам инвентаризации жилищного фонда, расположенного на территории отводов шахт, находящихся в частной собственности: им. Ворошилова, им. Дзержинского, «Зенковская», «Красногорская», «Коксовая-2», «Тырганская», «Зиминка», проведенной в 2013 года, жилой дом ао адресу: <адрес> расположен за пределами территории горных отводов. В списках ветхого жилищного фонда, подлежащего сносу по проектам ликвидации шахт города Прокопьевска, дом по адресу: <адрес> не значится, сносу в рамках Комплексной программы не подлежит (л.д.54).
Вместе с тем, истцы полагают, что имеются достаточные правовые основания для включения их в список граждан, подлежащих переселению из ветхого и ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ жилья.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно статье 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В процессе судебного разбирательства с целью проверки обоснованности доводов и возражений сторон по ходатайству стороны истцов для определения технического состояния спорного жилого помещения, расположенного по <адрес> в г. Прокопьевске, установления причинно-следственной связи между его техническим состоянием и ведением горных работ угольного предприятия определением суда от ДД.ММ.ГГГГ была назначена судебная горно-геологическая экспертиза в ООО «Научный центр горной механики и маркшейдерского дела» (л.д. 76-77).
Согласно заключению экспертов ООО «Научный центр горной механики и маркшейдерского дела» №/№ от ДД.ММ.ГГГГ «Оценка степени влияния горных работ ООО «Шахта Красногорская» на техническое состояние жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>-<адрес> <адрес> и рекомендации о возможности его сохранения или сноса» жилой дом по адресу: <адрес> находится за горном отводом, но в зоне влияния подземных горных работ ООО «Шахта Красногорская», по состоянию на июнь 2013 года имел физический износ 71%, то есть являлся ветхим. Причиной ветхого состояния жилого дома по <адрес> явился комплекс влияющих факторов, однако основным фактором являются горные работы ООО «Шахта Красногорская», так как суммарные горизонтальные деформации земной поверхности превышают допустимые значения. Следовательно, техническое состояние жилого дома находилось в причинно-следственной связи с ведением горных работ ООО «Шахта Красногорская» (л.д. 85-159).
В силу ч. 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Суд оценивает экспертное заключение с точки зрения соблюдения процессуального порядка назначения экспертизы, соблюдения процессуальных прав лиц, участвующих в деле, соответствия заключения поставленным вопросам, его полноты, обоснованности и достоверности в сопоставлении с другими доказательствами по делу.
По настоящему делу, экспертиза проведена компетентным экспертом, в соответствии с требованиями Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ (ред.от 01.07.2021) «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» на основании определения суда о поручении проведения экспертизы, эксперты предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Давая оценку заключению судебной экспертизы, суд, проанализировав его содержание, приходит к выводу о том, что оно в полном объеме отвечает требованиям статьи 86 ГПК РФ.
Заключение экспертов содержит подробное описание произведенных исследований, сделанные в результате их выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы, в обоснование сделанных выводов эксперты приводят соответствующие данные из имеющихся в распоряжении экспертов документов, основываются на исходных объективных данных, а также на использованной при проведении исследования научной и методической литературе, в соответствии с действующими нормативными актами, в заключении указаны данные о квалификации экспертов, образовании, стаже работы.
В данном случае сомнений в правильности результатов, назначенной в рамках рассмотрения данного дела судебной экспертизы, не имеется.
Суд принимает в основу решения в части определения степени влияния горных работ угольного предприятия на состояние жилого дома заключение ООО «Научный центр горной механики и маркшейдерского дела» №/№ от ДД.ММ.ГГГГ как достоверное, обоснованное, принятое в соответствии с действующим законодательством.
Представитель ответчика не возражал против проведения по делу судебной экспертизы и оспаривает заключение ООО «Научный центр горной механики и маркшейдерского дела», о назначении по делу иной экспертизы не ходатайствовал.
Таким образом, суд приходит к выводу, что жилой дом по адресу: <адрес> подвергся влиянию горных работ ООО «Шахта Красногорская», отнесен к категории ветхих и подлежащих сносу по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ООО «Шахта Красногорская», в связи с чем суд находит обоснованными доводы истцов о наличии оснований для включения их в уточненный список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилого фонда, заключения с ними договора о предоставлении социальной выплаты.
Вместе с тем, как указывалось выше, для включения в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, необходимо наличие совокупности условий (признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличие права на данное жилое помещение и регистрация гражданина по месту жительства в ветхом жилье на дату принятия решения о ликвидации шахты, нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, то есть отсутствие иного жилья).
При этом совокупность данных обстоятельств должна иметь место на дату принятия решения о ликвидации шахты.
Согласно общеизвестным сведениям, размещенным в общем доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте ФНС России (https://egrul.nalog.ru/index.html), решение о ликвидации угольных предприятий: ООО «Шахта Красногорская» (ОГРН 1034205076355, ИНН 4205059235) было принято 25.04.2007.
Распоряжением администрации Кемеровской области от 29.04.2013 №355-р главе города Прокопьевска рекомендовано в срок до 1 июля 2013 г. в установленном порядке организовать и провести инвентаризацию ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности, определить количественный список граждан, зарегистрированных по месту жительства и проживающих в жилищном фонде, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности.
Согласно протоколу заседания межведомственной рабочей группы при Министерстве энергетики Российской Федерации по подготовке проекта комплексной программы поэтапной ликвидации убыточных шахт и переселения жителей из ветхого аварийного жилья в городах Прокопьевск, Киселевск, Анжеро-Судженск от 16 мая 2013 года администрации Кемеровской области предписано в срок до 1 сентября 2013 года доработать комплексную программу поэтапной ликвидации убыточных шахт и переселения жителей из ветхого аварийного жилья в городах Прокопьевск, Киселевск, Анжеро-Судженск и направить ее на согласование заинтересованным федеральным органам исполнительной власти.
Список граждан, подлежащих переселению с территории горных отводов ООО «Шахта Красногорская», составлен администрацией города Прокопьевска на момент обследования СФ ОАО «ВНИМИ», т.е. на июнь 2013 года.
В силу пункта 9 Правил предоставления и распределения в 2024 и 2025 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.12.2023 N 2252, списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, должны ежегодно уточняться, что означает проверку названных списков с целью уточнения состава лиц, проживавших и имеющих право на проживание в жилом помещении, подлежащем сносу, не имеющих другого жилья и нуждающихся в силу этого в предоставлении государственной помощи.
Таким образом, право у гражданина на получение социальной выплаты возникло после принятия решения о ликвидации шахты и может им быть реализовано после составления заключения СФ ОАО «ВНИМИ» (июнь 2013 года).
Судом установлено, что на дату принятия решения о ликвидации угольного предприятия, составления списков граждан, подлежащих переселению с территории горного отвода ООО «Шахта Красногорская», жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, фактически находился в собственности истца Сорокина А.В. (в настоящее время право собственности зарегистрировано в установленном порядке), все истцы состояли на регистрационном учете и проживали в указанном жилом помещении, сохраняют в нем регистрацию до настоящего времени.
Истцы Сорокина Н.Н., Сорокин В.А. являются членами семьи собственника спорного жилого помещения Сорокина А.В.
Согласно справкам филиала №15 БТИ Прокопьевского городского округа и Прокопьевского муниципального округа истцы Сорокин А.В., Сорокина В.А., Сорокина (Стебаева) Н.Н. до 17.01.20200 жилых помещений в собственности не имели, участие в приватизации не принимали (л.д. 61-66).
Из представленных сведений ЕГРН также следует, что истцы Сорокин А.В., Сорокина Н.Н. иных жилых помещений в собственности не имеют, не приобрели право пользования иным жилым помещением, пригодным для проживания (л.д. 58-59).
В соответствии с п. 9 Правил N 2252, п. 23 Правил N 77, а также ранее действовавшим Правилами № 428 (абз. 2 п. 8) основаниями для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, является, в том числе, рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности.
Таким образом, суд приходит к выводу, что спорное жилое помещение – жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, является для истцов Сорокиной Н.Н. и Сорокина А.В. единственным и постоянным местом жительства, истцы не имеют в собственности иных жилых помещений, пригодных для проживания, не приобрели право пользования иным жилым помещением, пригодным для проживания.
Вместе с тем, согласно сведениям ЕГРН (л.д. 55) истец Сорокин В.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ являлся собственником квартиры площадью 49, 2 кв.м., расположенной по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи объекта недвижимости с использованием кредитных средств от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 55).
Таким образом, истец Сорокин В.А. на дату составления списков граждан, подлежащих переселению с территории горного отвода ООО «Шахта Красногорская», был обеспечен жилым помещением, пригодным для проживания, что является основанием для отказа в предоставлении социальной выплаты.
Социальная выплата как мера социальной помощи носит целевой характер; является одной из форм государственной социальной помощи, оказываемой лицам, проживавшим на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и продолжающим проживать до настоящего времени в жилых домах, ставших непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах, сохраняющим в нем регистрацию по месту жительства и не имеющим другого жилого помещения.
При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии всей совокупности условий, необходимых и достаточных для включения истцов Сорокина А.В., Сорокиной Н.Н. в уточненный список граждан, подлежащих переселению, истцы нуждаются в социальной поддержке государства и переселении из ветхого жилья, данное право приобрели на законных основаниях, поэтому требования к администрации города Прокопьевска являются законными и обоснованными.
В связи с указанным, суд удовлетворяет требования о включении истцов в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированном угольном предприятии.
Поскольку включение граждан в списки лиц, подлежащих переселению, является основанием для предоставления социальной выплаты в дальнейшем, требования истцов о заключении с ними договора о предоставлении социальной выплаты также подлежат удовлетворению.
В отношении истца Сорокина В.А. не установлена совокупность условий, при которых у гражданина возникает право на получение социальной выплаты, в связи с чем суд отказывает истцу в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Сорокина Андрея Викторовича, Сорокиной Натальи Николаевны к администрации г. Прокопьевска удовлетворить.
Обязать администрацию города Прокопьевска включить Сорокина Андрея Викторовича, ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> <адрес>; Сорокину Наталью Николаевну, ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> <адрес>, в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на угольном предприятии.
Обязать администрацию города Прокопьевска заключить с Сорокиным Андреем Викторовичем, ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> <адрес>; Сорокиной Натальей Николаевной, ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> <адрес>, договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств федерального бюджета, направляемых на содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого, ставшего не пригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на угольном предприятии.
В удовлетворении требований Сорокина Виктора Андреевича к администрации города Прокопьевска о включении в список граждан, подлежащих переселению, заключении договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровском областном суде через Центральный районный суд г.Прокопьевска Кемеровской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья (подпись) И.Г. Козлова
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 03.10.2024.
Судья (подпись) И.Г. Козлова
Подлинный документ подшит в деле УИД 42RS0033-01-2024-000901-60 (№ 2-1115/2024) Центрального районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области.