Дело № 2-180/2021
22RS0066-01-2020-004986-72
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 февраля 2021 года г. Барнаул
Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Косиловой Д.В.,
при секретаре Кирюшиной М.С.,
с участием помощника прокурора Ефимовой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Центрального района г.Барнаула в интересах неопределенного круга лиц к ООО ПКФ «Мария-Ра», ООО «Дело-2», Кулешову Сергею Николаевичу о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Центрального района г.Барнаула в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к ООО ПКФ «Мария-Ра», ООО «Дело-2», Кулешову С.Н., в котором просил признать незаконным бездействие ответчиков по невыполнению п.п. 14, 21 Постановления Правительства РФ от 19.10.2017 №1273 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)» в отношении торгового объекта по адресу: г.Барнаул, Змеиногорский тракт, 71в; возложить на ответчиков обязанность выполнить требования п.14, 21 Постановления Правительства РФ от 19.10.2017 №1273 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)» в отношении торгового объекта по адресу: г. Змеиногорский тракт, 71 в, а именно: создать комиссию по обследованию и категорированию вышеуказанного торгового объекта и в течение 30 рабочих дней с момента ее создания определить категорию данного торгового или рекомендовать исключить торговый объект (территорию) из Перечня, при отсутствии у торгового объекта (территории) признаков, позволяющих его отнести к определенной категории; провести обследование данного торгового объекта (территории) на предмет состояния его антитеррористической защищенности; в случае присвоения категории торговому объекту разработать паспорт безопасности и в течение 30 дней со дня его составления согласовать его с руководителями территориального органа безопасности, территориального органа Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии РФ или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ и уполномоченного органа субъекта РФ по месту нахождения торгового объекта (территории) или уполномоченными ими должностными лицами.
В обоснование своих требований указал, что прокуратурой Центрального района г.Барнаула проведена проверка соблюдения требований законодательства об антитеррористической защищенности торговых объектов. Установлено, что ответчики являются собственниками торгового объекта, расположенного по адресу: г.Барнаул, Змеиногорский тракт, 71в.
Постановлением Правительства РФ от 19.10.2017 №1273 утверждены требования к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории) (далее - Постановление Правительства РФ от 19.10.2017 №1273).
Распоряжением Правительства Алтайского края от 05.06.2018 №168-р утвержден перечень торговых объектов (территорий), расположенных в пределах территории Алтайского края и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты.
В ходе проверки установлено, что распоряжением Правительства Алтайского края от 05.06.2018 №168-р утвержден перечень торговых объектов (территорий), расположенных в пределах территории Алтайского края и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты.
Ответчикам 09.06.2018 Управлением Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры направлялись в установленном Постановлением Правительства РФ №1273 порядке уведомления о включении торгового объекта, расположенного по адресу: г.Барнаул, Змеиногорский тракт, 71в, в вышеназванный перечень, которое получено ООО «ПКФ Мария-Ра» 09.07.2018, ООО «Дело-2» 11.07.2018, Кулешовым С.Н. 08.08.2018.
Вместе с тем, в нарушение п.4 ч.2, ч.3.1 ст. 5 Федерального закона № 35-ФЗ, п.п.14, 18, 21 Постановления Правительства РФ №1273 ответчиками до настоящего времени обследование и категорирование вышеуказанного торгового объекта не проведено, паспорт безопасности не разработан, с уполномоченными лицами не согласован.
В целях устранения выявленных нарушений закона прокуратурой Центрального района г.Барнаула 19.05.2020 в адрес ООО ПКФ «Мария-Ра» было внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму, меры к устранению нарушений до настоящего времени не приняты.
Выявленные нарушения свидетельствуют о невыполнении ответчиками установленных законом мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности торговых объектов, что создает угрозу безопасности и защищенности граждан. Непринятие мер в области антитеррористической защищенности функционирующих торговых объектов нарушают права неопределенного круга лиц и представляют угрозу для граждан и общества.
В судебном заседании представитель прокуратуры Ефимова О.Н. на удовлетворении иска настаивала по основаниям, изложенным в нем.
Представитель ответчика ООО ПКФ «Мария-Ра» Лазарева А.Ю. исковые требования не признала, представив письменный отзыв на иск.
Представитель ответчика ООО «Дело-2» и третьего лица ООО «Новэкс» Соколов И.В. указал на готовность названных юридических лиц исполнить вышеназванную обязанность, для чего ООО ПКФ «Мария-Ра» и Кулешову С.Н. были 25.01.2021 года направлены соответствующие уведомления с назначением даты проведения обследования торгового объекта, собственник Кулешов С.Н. также подтвердил готовность в письменном сообщении провести обследование торгового объекта, однако таковое не состоялось ввиду несогласия ООО ПКФ «Мария-Ра».
Ответчик Кулешов С.Н. в судебное заседание не явился, извещался в установленном порядке по адресу места жительства и регистрации, конверты возвращены с отметкой «истек срок хранения».
Применительно к правилам ч. 2 ст. 117 ГПК РФ, отказ в получении почтовой корреспонденции, о чем свидетельствует его возврат по истечении срока хранения, следует считать надлежащим извещением о слушании дела.
При этом суд отмечает, что при возвращении почтовым отделением связи судебных повесток и извещений с отметкой "за истечением срока хранения" неявка лица в суд по указанным основаниям есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела.
Ранее неоднократно получая судебную корреспонденцию, возражений на иск не представлял.
Представитель третьего лица Управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры Касько Е.Г., представив письменный отзыв на иск, исковые требования прокурора полагал подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Представители третьих лиц Управления Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по АК Будакова Ю.А., УФСБ России по АК Васькова М.Г. полагали требования прокурора обоснованными.
Иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены.
Суд, с учетом мнения участников процесса, на основании положений ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, оценив все доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований по следующим основаниям.
Согласно пункту 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) является обязательным для физических и юридических лиц в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Требования к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) (далее - Требования), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19 октября 2017 года N 1273 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)", разработаны на основе требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 года N 272 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)", так как места массового пребывания людей, в том числе торговые объекты, являются потенциально опасными с точки зрения террористических посягательств.
Действие постановления Правительства Российской Федерации от 19 октября 2017 года N 1273 распространяется на предприятия и организации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 3 Требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) возлагается на правообладателей торговых объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников торговых объектов (территорий).
В соответствии с п.5 Постановления Правительства РФ от 19.10.2017 №1273 перечень торговых объектов (территорий), расположенных в пределах территории субъекта Российской Федерации и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты, определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (далее - уполномоченный орган субъекта Российской Федерации).
Указанный перечень формируется по форме, утвержденной Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, и утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Согласно п.7 Постановления Правительства РФ от 19.10.2017 №1273 уполномоченный орган субъекта Российской Федерации в течение 1 месяца после утверждения перечня, предусмотренного пунктом 5 настоящих требований, письменно уведомляет соответствующих правообладателей торговых объектов (территорий) о включении торговых объектов (территорий) в указанный перечень.
Пунктом 14 Постановления Правительства РФ от 19.10.2017 №1273 установлено, что для проведения категорирования торгового объекта (территории) решением правообладателя торгового объекта (территории) создается комиссия по обследованию и категорированию торгового объекта (территории) (далее - комиссия) в течение 1 месяца со дня получения уведомления о включении этого торгового объекта (территории) в перечень, предусмотренный пунктом 5 настоящих требований.
Срок работы комиссии составляет 30 рабочих дней.
В соответствии с п.15 Постановления Правительства РФ от 19.10.2017 №1273 в состав комиссии включаются:
а) представители торгового объекта (территории), отвечающие за безопасность и инженерно-технические средства охраны, а также иные специалисты по решению правообладателя объекта (территории), в том числе представители организации, осуществляющие техническую эксплуатацию торгового объекта (территории);
б) представители территориального органа безопасности, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по месту нахождения торгового объекта (территории) (по согласованию);
в) представители уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления (по согласованию).
Согласно п.17 Постановления Правительства РФ от 19.10.2017 №1273 в ходе своей работы комиссия:
а) осуществляет сбор и анализ исходных данных о торговом объекте (территории);
б) изучает конструктивные и технические характеристики торгового объекта (территории), организацию его функционирования, действующие меры по обеспечению безопасного функционирования торгового объекта (территории);
в) определяет степень угрозы совершения террористического акта на торговом объекте (территории) и возможные последствия его совершения;
г) выявляет потенциально опасные участки торгового объекта (территории) и (или) его критические элементы;
д) определяет категорию торгового объекта (территории) или подтверждает (изменяет) ранее присвоенную категорию либо рекомендует исключить торговый объект (территорию) из перечня, предусмотренного пунктом 5 настоящих требований, при отсутствии у торгового объекта (территории) признаков, позволяющих его отнести к определенной категории;
е) проводит обследование торгового объекта (территории) на предмет состояния его антитеррористической защищенности;
ж) определяет с учетом категории торгового объекта (территории) и оценки состояния его антитеррористической защищенности необходимые мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности торгового объекта (территории), а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ, прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий и источников финансирования.
В соответствии с п.18 Постановления Правительства РФ от 19.10.2017 №1273 результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования торгового объекта (территории).
Согласно пункту 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 октября 2017 года N 1273 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)" в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) с учетом степени угрозы совершения на них террористического акта и масштаба возможных последствий совершения на них террористического акта осуществляется категорирование торговых объектов (территорий).
В соответствии с пунктом 13 указанного Постановления всем торговым объектам (территориям) присваивается категория, соответствующая наивысшему количественному показателю любого из критериев категорирования, указанных в пункте 12 настоящих требований.
В соответствии с пунктом 21 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 октября 2017 года N 1273 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)" на каждый торговый объект (территорию) в течение 30 дней после проведения его обследования и категорирования на основании акта обследования и категорирования торгового объекта (территории) разрабатывается паспорт безопасности, представляющий собой информационно-справочный документ постоянного действия, отражающий состояние антитеррористической защищенности торгового объекта (территории) и содержащий перечень необходимых мероприятий по предупреждению (пресечению) террористических актов на торговом объекте (территории).
Паспорт безопасности составляется руководителем объекта на основании акта обследования и категорирования торгового объекта (территории) с учетом данных, предоставляемых членами комиссии в соответствии с их компетенцией, и утверждается правообладателем торгового объекта (территории) либо уполномоченным им должностным лицом.
Паспорт безопасности в течение 30 дней со дня его составления подлежит согласованию с руководителями территориального органа безопасности, территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации и уполномоченного органа субъекта Российской Федерации по месту нахождения торгового объекта (территории) или уполномоченными ими должностными лицами.
Как указано выше, на основании п.5 Требований перечень торговых объектов (территорий), расположенных в пределах территории субъекта Российской федерации и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты, определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Указом Губернатора Алтайского края от 10.05.2018 № 65 «О внесении изменений в указ Губернатора Алтайского края от 25.04.2014 №48» функции уполномоченного органа Алтайского края, определяющего перечень торговых объектов (территорий), расположенных в пределах Алтайского края и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты, возложены на управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры.
Распоряжением Правительства Алтайского края от 05.06.2018 № 168-р утвержден перечень торговых объектов (территорий), расположенных в пределах территории Алтайского края и подлежащих категорировании в интересах их антитеррористической защиты, в который включен торговый объект, общей площадью 1427 кв.м., расположенный по адресу: г.Барнаул, Змеиногорский тракт, 71в.
Распоряжением Губернатора Алтайского края от 24.12.2020 № 149-рг утвержден новый Перечень торговых объектов (территорий), расположенных в пределах территории Алтайского края и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты, куда также включен торговый объект, общей площадью 1427 кв.м., расположенный по адресу: г.Барнаул, Змеиногорский тракт, 71в.
При этом, согласно ответу на запрос суда администрации Губернатора и Правительства Алтайского края от 05.02.2021 года №99дсп, Распоряжение Правительства Алтайского края от 05.06.2018 № 168-р, которым утвержден аналогичный перечень, не утратило силы и продолжает действовать в качестве основания для выполнения правообладателями торговых объектов, включенных в данный перечень, обязанности обеспечить проведение категорирования данных торговых объектов в соответствии с требованиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19.10.2017 № 1273 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)», при условии, что такое категорирование не было проведено в установленном порядке и торговые объекты включены в перечень, утвержденный распоряжением Губернатора Алтайского края от 24.12.2020 № 149-рг.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ответчики являются собственниками торгового объекта, расположенного по адресу: г.Барнаул, Змеиногорский тракт, 71в, а именно: ООО ПКФ «Мария-Ра» принадлежат помещения Н1, площадью 131,9 кв.м., и Н2, площадью, 513,9 кв.м., расположенные на первом этаже здания, ООО «Дело-2» принадлежит помещение Н3, площадью 519,2 кв.м., расположенное на втором этаже здания, Кулешову С.Н. принадлежит помещение Н4, площадью 527,3 кв.м., расположенное на третьем этаже здания, что подтверждено выпиской из ЕГРН.
09.06.2018 Управлением Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры (далее - Управление) направлялись в установленном Постановлением Правительства РФ №1273 порядке уведомления о включении торгового объекта, расположенного по адресу: г.Барнаул, Змеиногорский тракт, 71в, в вышеназванный перечень, которые получены ООО «ПКФ Мария-Ра», ООО «Дело-2», Кулешовым С.Н.
Действительно, 19.06.2018 на основании данного уведомления, ООО «ПКФ Мария-Ра» был издан приказ о создании комиссии по обследованию торгового объекта.
05.12.2018 по результатам обследования торгового объекта в части принадлежащей ООО «ПКФ Мария-Ра», площадью 645,1 кв.м., ответчиком ООО «ПКФ Мария-Ра» составлен акт, согласно которому принято решение об исключении названного торгового объекта из Перечня. В акте обследования и категорирования торгового объекта было зафиксировано особое мнение члена комиссии - представителя Управления Леоновой Н.В. по вопросу обследования только первого этажа здания, площадью 645,1 кв.м.
Обследование как в целом торгового объекта по Змеиногорскому тракту, 71в, с участием всех правообладателей, так и обследования иных нежилых помещений, принадлежащих ООО «Дело-2», Кулешову С.Н. не проводилось, что лицами, участвующими в деле, не оспаривалось.
22.08.2019 в адрес Управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры представителем правообладателя по доверенности В.Е. Ефремовым были представлены вторые экземпляры акта обследования и категорирования торгового объекта от 05.12.2018 года.
27.09.2019 Управлением на имя директора ООО «ПКФ Мария-Ра» Ракшина А.Ф. с сопроводительным письмом (от 27.09.2019 №43-06/П/3835) акт возвращен с указанием на нарушения требований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.10.2020 №1273 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)», при их составлении с перечнем замечаний, которые подлежали устранению.
А именно в отношении торгового объекта, расположенного по адресу: г.Барнаул, Змеиногорский тракт, 71в, Управлением указано на то, что в перечень торговых объектов (территорий), расположенных в пределах территории Алтайского края и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты, включено все здание, расположенное по указанному адресу, которое имеет общую площадь 1427 кв.м. Данное здание принадлежит на праве собственности трем собственникам - ООО ПКФ «Мария-Ра», ООО «Дело-2» и Кулешову С.Н. Акт обследования и категорирования торгового объекта (территории) представлен только на часть здания, принадлежащую и используемую ООО ПКФ «Мария-Ра», площадью 645,1 кв.м., которая расположена в здании общей площадью 1429,4 кв.м. Указанные в данном акте прогнозируемое количество пострадавших (одновременно находящихся на торговом объекте людей) и прогнозируемый максимальный материальный ущерб относятся только к части здания, принадлежащей ООО ПКФ «Мария-Ра». Необходимо провести обследование всего здания целиком, определить общие показатели для всего здания и принять решение о категорировании всего торгового объекта.
Акт с сопроводительным письмом с указанными замечаниями были вручены нарочно представителю ответчика ООО «ПКФ Мария-Ра».
Требования Управления об исправлении выявленных нарушений до настоящего времени не исполнено.
Позднее в Управление обращалось ООО «Дело-2» с приглашением провести обследование и категорирование части торгового объекта, принадлежащей данному обществу и Кулешову С.Н. При этом представитель ООО «Дело-2» и Кулешов С.Н. указывали, что принадлежащие им второй и третий этаж торгового объекта соответствуют в совокупности критериям третьей категории антитеррористической защищенности торговых объектов. Данное обследование не состоялось, так как необходимо было проводить обследование всего здания целиком.
Кулешов С.Н. с предложением исключить принадлежащую ему часть торгового объекта из Перечня в Управление не обращался.
Соответственно данный объект вцелом, как и его части, из перечня торговых объектов (территорий), расположенных в пределах территории Алтайского края и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты Управлением не исключались, как следствие на ответчиках лежит обязанность по исполнению положений Постановления Правительства Российской Федерации от 19 октября 2017 года N 1273.
Несвоевременное проведение обследования уполномоченными на то лицами и категорирования торгового объекта (территории) влияет на сроки организации и степень надлежащей антитеррористической защищенности торгового объекта.
Доводы представителя ответчика ООО «ПКФ Мария-Ра» о том, что часть торгового объекта площадью 645,1 кв.м., принадлежащая ему, должна быть исключена из Перечня объектов, подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты, у ООО «ПКФ Мария-Ра» отсутствует обязанность по обследованию всего здания, судом не принимается, поскольку в соответствии с Указом Губернатора Алтайского края от 10.05.2018 № 65 «О внесении изменений в указ Губернатора Алтайского края от 25.04.2014 №48», функции уполномоченного органа Алтайского края, определяющего Перечень торговых объектов (территорий), расположенных в пределах Алтайского края и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты, возложены на управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры. Ответчики были уведомлены, в том числе Управлением при возвращении представленного акта с замечаниями, о включении всего торгового объекта, площадью 1427 кв.м., в указанный Перечень, с требованием о признании указанного Перечня недействительным в части включения в него всего торгового объекта по адресу: Алтайский край, г.Барнаул, Змеиногорский тракт, 71в, не обращались.
При этом суд учитывает, что основанием для включения в Перечень всего здания вцелом в качестве самостоятельного торгового объекта послужил ряд характеристик данного здания: общий вход для посетителей на первый, второй и третий этаж здания, использование площадей здания по единому функциональном назначению - для осуществления торговой деятельности, наличие у здания единых для всех помещений конструктивных элементов (фундамент, стены) и инженерных сетей, относящихся к потенциально опасным участкам и (или) критическим элементам всего здания.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что выявленные нарушения свидетельствуют о невыполнении ответчиками установленных законом мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности торгового объекта, что создает угрозу безопасности и защищенности граждан, непринятие мер в области антитеррористической защищенности функционирующих торговых объектов нарушают права неопределенного круга лиц и представляют угрозу для граждан и общества.
Поскольку в добровольном порядке в предусмотренный законом срок ответчики приведенную выше обязанность не исполнили, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований в части возложения обязанности на ООО ПКФ «Мария-Ра», ООО «Дело-2», Кулешова С.Н. выполнить требования пунктов 14, 21 Постановления Правительства РФ от 19.10.2017 №1273 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)» в отношении приведенного выше торгового объекта.
В силу положений ч.1, 2 ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом исковых требований прокурора района, а также того, что ответчикам необходим срок для проведения определенных мероприятий для исполнения возложенной обязанности, суд полагает возможным обязать ответчиков исполнить решение суда в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Между, тем, в удовлетворении исковых требований истцу о признании незаконным бездействия ООО ПКФ «Мария-Ра», ООО «Дело-2», Кулешова С.Н. по невыполнению п.п. 14, 21 Требований, утвержденных Постановления Правительства РФ от 19.10.2017 №1273 в отношении торгового объекта, расположенного по адресу: г.Барнаул, Змеиногорский тракт, 71в, суд полагает необходимым отказать, поскольку указанное требование в данном случае является не предметом, а основанием иска. Кроме того, признание факта незаконного бездействия не направлено на реальную защиту прав интереса неопределенного круга лиц, так как не приведет к понуждению ответчиков совершить определенные действия в целях защиты нарушенного права.
По делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, прокурор, обратившийся с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, освобождается от уплаты государственной пошлины (подп. 9 п. 1 ст. 333.36. Налогового кодекса РФ).
В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счёт средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 61.1. Бюджетного Кодекса РФ в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, - государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - по нормативу 100 процентов по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации).
Таким образом, на основании положений Налогового кодекса РФ в силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчиков, не освобождённых от уплаты государственной пошлины, подлежит взысканию в доход бюджета муниципального образования городского округа г.Барнаула государственная пошлина, от уплаты которой прокурор освобождён, в размере, определенном ст. 333.19. Налогового кодекса РФ для исков неимущественного характера, в сумме 300 руб. по 100 руб. с каждого.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Центрального района г.Барнаула удовлетворить частично.
Возложить обязанность на ООО ПКФ «Мария-Ра», ООО «Дело-2», Кулешова Сергея Николаевича в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить требования пунктов 14, 21 Постановления Правительства РФ от 19.10.2017 №1273 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)» в отношении торгового объекта по адресу: Алтайский край, г.Барнаул, Змеиногорский тракт, 71в, а именно: создать комиссию по обследованию и категорированию торгового объекта, провести обследование данного торгового объекта на предмет состояния его антитеррористической защищенности, определить категорию данного торгового объекта либо рекомендовать исключить торговый объект (его часть) из Перечня при отсутствии у торгового объекта признаков, позволяющих отнести его к определенной категории, при присвоении категории торговому объекту разработать паспорт безопасности.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с ООО ПКФ «Мария-Ра», ООО «Дело-2», Кулешову Сергею Николаевичу государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования городского округа города Барнаула в размере 300 руб., по 100 руб. с каждого.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Железнодорожный районный суд г. Барнаула.
Судья Д.В. Косилова