УИД 69RS0040-02-2020-006953-47
Дело № 2а-273/2021 судья – Панасюк Т.Е.
№ 33а-2222/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 июня 2021 года город Тверь
Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Никитушкиной И.Н.,
судей Васильевой Т.Н. и Образцовой О.А.,
при секретаре судебного заседания Османовой Т.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери
по докладу судьи Никитушкиной И.Н.
административное дело по апелляционным жалобам Правительства Тверской области, ГКУ Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области» на решение Центрального районного суда г. Твери от 05.03.2021
по административному иску прокурора Кесовогорского района Тверской области, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Министерству транспорта Тверской области, государственному казённому учреждению Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности совершить определенные действия,
установила:
12.11.2020 и.о. прокурора Кесовогорского района Тверской области, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с приведенным выше административным иском.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Кесовогорского района Тверской области по обращениям жителей Кесовогорского района проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения.
В ходе проверки прокуратурой района 15.07.2020 при обследовании участка автомобильной дороги 1 класса «Бежецк - Кесова Гора - Кашин» совместно с государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Кашинский» установлено, что на проезжей части данной автомобильной дороги имеются недостатки в содержании, а именно: на покрытии проезжей части дороги имеются дефекты в виде выбоин с резко выраженными краями, просадок с плавно очерченными краями, размеры которых превышают предельно допустимые нормы, установленные техническим регламентом, что является нарушением пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597- 2017. На укрепленной части обочин имеются дефекты в виде просадок, размеры которых превышают предельно допустимые нормы, что является нарушением пункта 5.3.1 ГОСТа Р 50597-2017; <данные изъяты>.
Ненадлежащее состояние дорожного покрытия участка автомобильной дороги 1 класса «Бежецк - Кесова Гора - Кашин» привело к размыву дороги на <данные изъяты>, что создало угрозу прекращения проезда по автодороге.
В ходе проверки прокуратурой района 15.07.2020 при обследовании участка автомобильной дороги 2 класса «Кесова Гора - Федцово» совместно с государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Кашинский» установлено, что на проезжей части данной автомобильной дороги имеются недостатки в содержании, а именно: дорожное покрытие с <данные изъяты> выполнено в песчано-гравийном исполнении, где имеются дефекты в виде просадок с плавно очерченными краями, размеры которых превышают предельно-допустимые нормы, что является нарушением пунктов 4.2, 5.2.4 ГОСТ Р 50597- 2017; с <данные изъяты> дорожное покрытие выполнено в асфальтно-бетонном исполнении, где имеются дефекты в виде выбоин с резко выраженными краями, размеры которых превышают предельно допустимые нормы, что является нарушением пункта 5.3.1 ГОСТ Р 50597- 2017; обочины автомобильной дороги имеют занижение по отношению к краю проезжей части дороги в виде просадок, размеры которых превышают предельно-допустимые нормы, что является нарушением пункта 5.3.1 ГОСТ Р 50597- 2017.
В результате выявленных нарушений 23.04.2020, 31.07.2020 прокуратурой района в адрес ГКУ «Дирекция ТДФ» внесены представления, которые рассмотрены, однако мер по устранению нарушений не принято, капитальный ремонт дороги не проведен.
Непринятие достаточных мер по надлежащему ремонту дорожного покрытия автомобильных дорог нарушает конституционные права граждан - жителей данных территорий и иных участников дорожного движения, а также обязательные требования законодательства о безопасности дорожного движения. Указанные дефекты дорожного покрытия не позволяют участникам дорожного движения выполнять требования Правил дорожного движения, вызывают опасность возникновения дорожно-транспортных происшествий, что создает реальную угрозу жизни и здоровью участников дорожного движения.
Ссылаясь на приведенные обстоятельства, прокурор просил:
- признать незаконным бездействие Министерства транспорта Тверской области, ГКУ «Дирекция ТДФ», выразившееся в необеспечении соответствия заявленных в административном иске автомобильных дорог требованиям ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля, утверждённому Приказом Росстандарта от 26.09.2017 №1245-ст;
- возложить обязанность на Министерство транспорта Тверской области обеспечить и проконтролировать соответствие дорожного покрытия требованиям ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля, утверждённому Приказом Росстандарта от 26.09.2017 №1245-ст, а на ГКУ «Дирекция ТДФ» - организовать проведение работ по приведению в соответствие с указанным ГОСТ автомобильной дороги 1 класса «Бежецк - Кесова Гора - Кашин» на участках <данные изъяты>, в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Протокольным определением суда от 15.12.2020 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Правительство Тверской области, ФИО
Определением суда от 15.01.2021 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «Калязинское дорожное ремонтно-строительное управление» (далее – ООО «Калязинское ДРСУ»).
В письменном отзыве на административный иск заинтересованное лицо ФИО указала, что автомобильная дорога «Кесова Гора – Федцово» протяженностью <данные изъяты> находится в аварийном состоянии на протяжении многих лет, а именно имеет просадки, выбоины, ямы, разбитый асфальт, отсутствие разметки, что затрудняет движение транспортных средств. По данной дороге добираются в школу ученики и учителя. Перевозка по таким дорогам небезопасна. ГКУ «Дирекция ТДФ» не отреагировало на неоднократные обращения ФИО Со стороны Министерства транспорта Тверской области ответа и разъяснений по ее обращению так и не поступило. Ответственные органы не выполняют свои обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения, не принимает мер к самостоятельному своевременному решению вопросов по надлежащему содержанию автомобильной дороги. На основании изложенного, полагала, что заявленные прокурором требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В письменных возражениях заинтересованное лицо Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области полагало, что заявленные прокурором требования не подлежат удовлетворению. Обратило внимание, что именно Министерство транспорта Тверской области планирует и координирует организацию работ по содержанию автомобильных дорог. Пунктом 5 Положения о Министерстве транспорта Тверской области, утвержденного Постановлением Правительства Тверской области от 18.11.2011 №74-пп предусмотрено, что Министерство является главным распорядителем и получателем бюджетных средств, предусмотренных на реализацию возложенных на него функций. Министерство транспорта Тверской области осуществляет планирование дорожной деятельности и разработку мероприятий государственных программ Тверской области в сфере использования автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области и осуществления дорожной деятельности на основании документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляется в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области и оценки их транспортно-эксплуатационного состояния, государственных программ Тверской области.
От заинтересованного лица Правительства Тверской области также поступили возражения на административно исковое заявление, в которых указано, что административными ответчиками в рамках отведенных лимитов бюджетных ассигнований предпринимались необходимые меры к обеспечению надлежащего состояния автомобильных дорог. С целью реализации возложенных на них полномочий, между ГКУ «Дирекция ТДФ» и ООО «Калязинское ДРСУ» заключен государственный контракт № <данные изъяты> на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области в Калязинском, Кимрском, Кесовогорском районах и Кашинском городском округе. В соответствии с данным контрактом в ведомости работ включены мероприятия по ямочному ремонту асфальтобетонного покрытия, укреплению обочин песчано-гравийной смесью, планировке существующих обочин автогрейдером. Со стороны ГКУ «Дирекция ТДФ» приняты меры и выполнены все необходимые действия в рамках его компетенции. Полагало, что заявленные прокуратурой требования являются преждевременными и удовлетворению не подлежат.
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Центрального района города Твери Артемьев Д.Е. поддержал заявленные требования в полном объеме по доводам, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери Салтыкова А.И. и представитель заинтересованного лица Администрации города Твери Репина О.Ю. возражали против удовлетворения заявленных требований.
Представитель административного ответчика ГКУ Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области» (далее - ГКУ «Дирекция ТДФ») Греян А.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам письменного отзыва на иск, в котором ссылался на отсутствие незаконного бездействия. Полагал, что заявленные прокурором требования не исполнимы. Указал, что собственником спорных автомобильных дорог является Тверская область в лице Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области. Дороги находятся в оперативном управлении ГКУ «Дирекция ТДФ». Проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог Тверской области осуществляется за счет средств областного бюджета Тверской области. ГКУ «Дирекция ТДФ» реализует только те задачи, которые ставит перед ним собственник - Тверская область в лице его компетентных органов, а именно Министерства транспорта Тверской области. ГКУ «Дирекция ТДФ» неоднократно обращалось в Министерство транспорта Тверской области с информацией о состоянии заявленных в административном иске автомобильных дорог и необходимости ремонта проезжей части, проведения строительно-монтажных работ. Таким образом, ГКУ «Дирекция ТДФ» в рамках своих полномочий предприняло исчерпывающие меры по обеспечению безопасности дорожного движения на указанных в административном иске автомобильных дорогах.
Остальные участники процесса, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, не явились, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, в связи с чем судом определено рассмотреть дело в их отсутствие.
Решением Центрального районного суда города Твери от 05.03.2021 административные исковые требования прокурора Кесовогорского района Тверской области удовлетворены.
Суд признал незаконным бездействие Министерства транспорта Тверской области, государственного казенного учреждения Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области», выразившееся в необеспечении соответствия заявленных в административном иске автомобильных дорог требованиям ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля, утвержденного Приказом Росстандарта от 26.09.2017 №1245-ст.
Суд возложил на Министерство транспорта Тверской области и государственное казенное учреждение Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области» в пределах предоставленных каждому из них полномочий обязанности по обеспечению, контролю и организации в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу проведения работ по приведению в соответствие с требованиям ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля, утвержденного Приказом Росстандарта от 26.09.2017 №1245-ст, автомобильной дороги 1 класса «Бежецк - Кесова Гора - Кашин» на участках с <данные изъяты>, автомобильной дороги 2 класса «Кесова Гора - Федцово» на участках с <данные изъяты>, и уведомлению в установленный частью 9 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срок суда и прокурора Кесовогорского района Тверской области.
15.04.2021 в суд поступила апелляционная жалоба ГКУ «Дирекция ТДФ», на приведенное решение суда, в которой ставится вопрос об отмене решения суда и принятии нового судебного акта противоположного содержания.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указано на недоказанность установленных судом обстоятельств бездействия.
Повторяя позицию, изложенную в отзыве на административное исковое заявление, ГКУ «Дирекция ТДФ» полагает, что в рамках своих полномочий ГКУ «Дирекция ТДФ» предприняло исчерпывающие меры для приведения спорной автодороги в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597- 2017.
По мнению заявителя жалобы указанное в резолютивной части решения суда требование о приведении участков автомобильной дороги в соответствие с ГОСТ Р 50597- 2017 не соответствует тем выводам, к которым пришел суд в мотивировочной части решения.
Указывает на то, что в резолютивной части решения суда требования удовлетворяются в полном объеме, без учета того обстоятельства, что в указанный стандарт входит перечень требований к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования, допустимых по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, нарушение которых не было установлено судом и подтверждено материалами дела.
16.04.2021 в суд поступила апелляционная жалоба Правительства Тверской области, в которой содержится просьба об отмене решения суда с принятием нового – об отказе в удовлетворении административного иска.
В поданной жалобе заявитель указывает на недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств бездействия административных ответчиков. Полагает, что судом не дана надлежащая оценка доказательствам, имеющимся в материалах дела, в частности распоряжению Правительства Тверской области от 25.12.2019 № 960-рп «Об утверждении Программы дорожных работ на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области на 2020 – 2022 годы» (далее - Программа).
Указанной Программой в 2021 году были запланированы дорожные работы на участке автомобильной дороги «Бежецк - Кесова Гора - Кашин», пролегающей в Кесовогорском районе, протяженностью 22,2 км, в промежутке с 36 км + 809 м по 48 км 600 м. Реализация объекта планируется при наличии дополнительных бюджетных ассигнований в рамках государственной программы Тверской области «Развитие транспортного комплекса и дорожного хозяйства Тверской области» на 2020 – 2028 годы.
Указанные в административном иске участки автодороги, не соответствующие установленным требованиям, включены в указанный перечень проведения дорожных работ.
Полагает, что данный факт нельзя рассматривать как бездействие.
Прокуратура, обращаясь с настоящим иском, самостоятельно определяет очередность принятия решения о проведении необходимых работ в отношении конкретных дорог, когда критерии приоритетности включения автомобильных дорог в Программу определены в Постановлении Правительства от 08.02.2018 № 50-пп.
По мнению заявителя, резолютивная часть решения суда о возложении обязанности приведения участков автомобильных дорог в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017, противоречит установленным обстоятельствам, которыми подтверждены нарушения только пунктов 5.2.4, 5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017. Нарушение иных пунктов судом не установлено. Установленный решением суда срок исполнения возложенной обязанности является не разумным, не отвечает требованиям исполнимости. Действия ГКУ «Дирекция ТДФ» производны от действий Министерства транспорта и их выполнение возможно только после выделения Министерством денежных средств.
В письменных возражениях прокурора Кесовогорского района Тверской области выражается несогласие с доводами апелляционных жалоб, содержится просьба об оставлении решения суда без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Правительства Тверской области Котов И.Н. поддержал доводы апелляционной жалобы, прокурор Обиход И.Д. просил решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, в связи с чем на основании части 7 статьи 150, части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на них, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В целях защиты прав неопределенного круга лиц в силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор наделен правом обращения в суд.
В соответствии с Перечнем автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области», утвержденным постановлением Администрации Тверской области от 10.02.2009 № 30-па, автомобильная дорога «Бежецк - Кесова Гора - Кашин» относится к дорогам 1 класса, автомобильная дорога «Кесова Гора - Федцово» является дорогой 2 класса
Указанные дороги, собственником которых является Тверская область в лице Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области, переданы в оперативное управление ГКУ «Дирекция ТДФ» на основании распоряжения Комитета по управлению имуществом Тверской области № 1514 от 04.06.2010 «О закреплении имущества на праве оперативного управления».
В ходе обследования указанных выше автомобильных дорог выявлены недостатки в состоянии автомобильных дорог, а именно, несоответствие покрытия проезжей части требованиям, установленным в пунктах 5.2.4, 5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017, а именно наличие на всем протяжении указанных автомобильных дорог многочисленных выбоин, просадок, колейности, что создает угрозу для безопасности жизни и здоровья неопределенного круга участников дорожного движения.
Данное обстоятельство участвующими в деле лицами не оспаривается.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о не исполнении административными ответчиками возложенной на них законом обязанности по организации и контролю за содержанием и проведением ремонта автомобильных дорог, в связи с чем возложил на них обязанность по устранению выявленных нарушений.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с данными выводами суда первой инстанции в силу следующего.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Статьей 4 названного Закона установлено, что законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ).
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 «О правилах дорожного движения», установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
В силу статьи 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности обеспечивается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также физическими или юридическими лицами, являющимися собственниками таких автомобильных дорог или правообладателями земельных участков, предоставленных для размещения таких автомобильных дорог.
Требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям установлены ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт РФ. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного Приказом Росстандарта № 1245-ст от 26 сентября 2017 года (далее - ГОСТ Р 50597-2017).
В силу пунктов 5.2.4, 5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений. Обочины и разделительные полосы не должны иметь дефектов, влияющих на безопасность дорожного движения.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Постановлением Администрации Тверской области от 01.02.20211 № 12-па утвержден Порядок содержания автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области.
Настоящий Порядок определяет правила организации и проведения работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области в целях обеспечения безопасного и бесперебойного дорожного движения по ним (пункт 1).
Согласно пунктам 2, 3, 5 Порядка Министерство транспорта Тверской области планирует и координирует организацию работ по содержанию автомобильных дорог. Государственное казенное учреждение Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области» осуществляет организацию работ по содержанию автомобильных дорог в части подготовки конкурсной документации, заключения и исполнения государственных контрактов. Дорожные работы осуществляются в соответствии с Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 № 402.
Как следует из Постановления Правительства Тверской области от 08.02.2018 № 50-пп «О Порядке ремонта автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Тверской области» организацию работ по ремонту автомобильных дорог осуществляет государственное казенное учреждение Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области» (далее - Дирекция) (пункт 2). Исполнителями работ по ремонту автомобильных дорог являются организации, привлекаемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд (далее - Исполнители) (пункт 3). Министерство транспорта Тверской области координирует организацию работ по ремонту автомобильных дорог (пункт 4).
Автомобильная дорога Тверской области 1 класса «Бежецк - Кесова Гора - Кашин» протяженностью 75,5 км, идентификационный номер <данные изъяты>, а также автомобильная дорога 2 класса «Кесова Гора - Федцово» протяженностью 22,6 км, идентификационный номер <данные изъяты>, собственником которых является Тверская область в лице Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области, переданы в оперативное управление ГКУ «Дирекция ТДФ» на основании распоряжения Комитета по управлению имуществом Тверской области №1514 от 04.06.2010 «О закреплении имущества на праве оперативного управления».
Постановлением Администрации Тверской области от 24.12.2008 № 492-па Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области наделена функциями по осуществлению деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию (дорожной деятельности) в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Тверской области.
В пункте 2.3 Устава Дирекции приведены специальные управленческие, организационные, контрольные и другие виды деятельности в отношении автомобильных дорог Тверской области.
В частности, согласно подпункту 2.3.5 Дирекция осуществляет диагностику и оценку транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог Тверской области,
в силу подпункта 2.3.3 - в рамках компетенции государственного заказчика заключает государственные контракты (договоры) с отечественными и зарубежными организациями на осуществление дорожной деятельности, закупку товаров и услуг;
согласно подпункту 2.3.7 – осуществляет техническое обследование, испытания, паспортизацию автомобильных дорог Тверской области;
согласно подпункту 2.3.8 - обеспечивает безопасное и бесперебойное движение транспорта по автомобильным дорогам Тверской области в соответствии с целевым финансированием и заключаемыми договорами подряда по содержанию автомобильных дорог Тверской области, реализует меры по повышению безопасности движения за счет улучшения транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог Тверской области, а также по обустройству их объектами дорожного сервиса.
20.12.2019 между ГКУ «Дирекция ТДФ» и ООО «Калязинское ДРСУ» заключен государственный контракт № <данные изъяты> на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области в Калязинском, Кимрском, Кесовогорском районах и Кашинском городском округе (том 1, л.д. 58-92).
В перечень предусмотренных контрактом мероприятий включены работы по ямочному ремонту асфальтобетонного покрытия, укреплению обочин песчано-гравийной смесью, планировке существующих обочин автогрейдером.
Работы по восстановлению изношенных слоев асфальтобетонного покрытия, восстановлению обочин, капитальному ремонту (при необходимости) проезжей части дорог контрактом не предусмотрены.
Как установлено судом, автомобильная дорога «Кесова Гора -Федцово» не поддается текущему ремонту, в отношении указанной дороги необходимо провести комплекс работ по ее восстановлению, что в рамках государственного контракта №<данные изъяты> (1) от <данные изъяты> не предусмотрено. Участок дороги с 37 км по 41 км автомобильной дороги регионального значения «Бежецк - Кесова Гора - Кашин» разрушается, капитальный ремонт длительное время не проводился. В рамках текущего ремонта и содержания дороги привести дорогу в соответствии с требованиями ГОСТ невозможно, в отношении указанной дороги необходимо провести комплекс работ по ее восстановлению, что в рамках государственного контракта №<данные изъяты> (1) от 20.12.2019 невозможно (том 1, л.д. 94-95).
Из письма Главы Кесовогорского района Тверской области от <данные изъяты>, адресованного Губернатору Тверской области, следует, что автодорога «Бежецк - Кесова Гора - Кашин» пришла в полную негодность и не поддается ямочному ремонту, необходим капитальный ремонт методом сплошного перекрытия дорожного полотна (том 1, л.д. 96).
Административными ответчиками не представлено доказательств, указывающих на возможность приведения заявленных в административном иске автомобильных дорог в нормативное состояние путем выполнения работ по их содержанию.
Выявленные в ходе проведения прокурорской проверки повреждения автомобильных дорог не соответствуют допустимым предельным размерам отдельных просадок, выбоин, проломов, установленным пунктами 5.2.4, 5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017.
Исходя из установленных обстоятельств дела, вывод суда о признании незаконным бездействия административных ответчиков и возложении на них обязанности по организации работ по ремонту автомобильных дорог является верным.
Вопреки доводам апелляционной жалобы вывод суда о незаконном бездействии ГКУ «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области, является законным и обоснованным, поскольку Дирекция территориального дорожного фонда в силу приведенных выше положений Устава наделена функциями по осуществлению деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию в отношении автомобильных дорог Тверской области. В целях реализации указанных функций Дирекция территориального дорожного фонда определена государственным заказчиком в сфере дорожной деятельности Тверской области. Дирекция территориального дорожного фонда осуществляет специальные управленческие, организационные, контрольные, надзорные и другие функции в рамках полномочий государственного заказчика и в соответствии с положениями законодательных и нормативно-технических актов Российской Федерации и Тверской области, ведет реестр жалоб и обращений органов государственной власти, органов местного самоуправления, граждан и юридических лиц о состоянии автомобильных дорог Тверской области.
Доводы апелляционной жалобы о том, что распоряжением Правительства Тверской области от 25.12.2019 № 960-рп «Об утверждении Программы дорожных работ на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области на 2020 – 2022 годы» запланированы дорожные работы на участке автомобильной дороги «Бежецк – Кесова Гора – Кашин» протяженностью 22,2 км. в промежутке с <данные изъяты>, не опровергают выводы суда, положенные в основу решения.
Из пояснений в судебном заседании суда апелляционной инстанции представителя Правительства Тверской области Котова И.Н. следует, что срок реализации данной Программы предусмотрен до 2028 года и зависит от выделения бюджетных ассигнований. При этом, срок реализации Программы в части указанных в административном иске участков дорог не определен.
Установленный судом срок на устранение нарушений законодательства, является разумным и обоснованным, определен с учетом срока проведения конкурсных процедур.
Увеличение этого срока будет противоречить задачам, определенным Федеральным законом «О безопасности дорожного движения», к которым относятся охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Доводы апелляционных жалоб аналогичны тем, которые являлись предметом исследования суда первой инстанции, фактически сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой установленных по делу обстоятельств и представленных в их подтверждение доказательств.
Обстоятельства дела, возражения и доводы сторон, а также представленные доказательства получили надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в постановленном по делу решении, не согласиться с которой оснований не имеется.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает необходимым постановленное по делу решение изменить, дополнив абзац 3 резолютивной части решения суда указанием на пункты 5.2.4, 5.3.1 «ГОСТ Р 50597-2017», поскольку нарушение указанных пунктов ГОСТ Р 50597-2017 установлено в рамках настоящего административного дела.
Нарушений норм материального и процессуального права судом в ходе разрешения спора не допущено.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда города Твери от 05.03.2021 изменить, дополнить абзац третий резолютивной части решения суда после слов «в соответствии с требованиями» указанием «пунктов 5.2.4 и 5.3.1».
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы Правительства Тверской области, ГКУ Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области» - без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции во Второй кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи