Дело №5-207/2022
№
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
05 марта 2022 года Санкт-Петербург
Судья Петроградского районного суда Санкт-Петербурга Медведева Е.В.,
с участием защитника <ФИО>5,
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренного ч.5 ст.20.2 КоАП РФ в отношении
Леонтьева Ильи Владимировича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, холостого, официально не трудоустроенного, зарегистрированного по адресу: <адрес>, фактически проживающего по адресу: <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Леонтьев И.В. совершил нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, а именно:
27 февраля 2022 года в период времени с 20 час. 20 мин. до 20 час. 30 мин. Леонтьев И.В., находясь у д. 35 по Невскому пр. в г. Санкт-Петербурге, добровольно присутствовал в массе граждан не менее 300 человек с целью публичного выражения своего мнения и формирования мнения окружающих по поводу актуальных проблем общественно-политического характера на тему: «В поддержку борьбы народов Украины против российской агрессии», являясь участником публичного мероприятия в форме митинга, несогласованного в установленном порядке с Комитетом по вопросам законности, правопорядка и безопасности г. Санкт-Петербурга, целью которого было привлечение внимания окружающих к указанной проблеме общественно-политического характера, то есть с нарушением требований ч.1 ст. 7, п.3 ст. 2, ч.2.2 ст. 8 Федерального закона от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», в месте, запрещенном для проведения данного публичного мероприятия, в нарушении требования ст. 5-2 закона Санкт-Петербурга № 390-70 от 21.06.2011 г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях в Санкт-Петербурге», а также с нарушением санитарных норм и правил, предусмотренных п.п. 6.2 п. 6 постановления главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.03.2020 № 9 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019», в соответствии с которыми гражданам необходимо соблюдать дистанцию до других граждан не менее 1 метра, п. 4.4 постановления главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2020 № 15 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» предписывающего, соблюдать всем физическим лицам социальную дистанцию от 1,5 до 2 метров. Участники данного массового одновременном пребывания граждан в общественном месте, находились на расстоянии менее 1 метра друг от друга, чем создали угрозу распространения случаев, заболевания новой коронавирусной инфекции (COVID-2019).
При этом Леонтьев И.В. находился в непосредственной близости, а именно менее 1 метра от других участников митинга, скандирующих лозунг «Нет войне», информируя тем самым присутствующих о целях данного митинга и выражая свое мнение и формируя мнение окружающих к данной проблеме.
В связи с допущенными участниками данного митинга нарушениями требований ч.1 ст. 7, п.3 ст. 2 Федерального закона РФ №54-ФЗ от 19.06.2004 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», сотрудник полиции старший инспектором ОООП УМВД России по Центральному району г. СПб старший лейтенант полиции <ФИО>4, осуществляющий в соответствии со ст. 2, 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 3-ФЗ «О полиции», обязанности по обеспечению правопорядка в общественных местах и предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, в соответствии с п.1, 7 ч.1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», посредством громко-усиливающей аппаратуры публично уведомил о нарушениях всех лиц, участвующих в данном митинге, в том числе Леонтьева И.В., и потребовал прекратить публичное мероприятие.
Данное законное требование сотрудника полиции прекратить митинг и разойтись Леонтьев И.В. проигнорировал в нарушение ч.3 ст. 30, п.1,7 ч. 1 ст. 13 Федерального закона РФ от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», продолжала нарушать требования ч.3 ст.6, ч.1 ст. 7, п.3 ст. 2, ч.2.2 ст.8 Федерального закона РФ-№54-ФЗ от 19.06.2004 г «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», а также требования статьи 5-2 закона Санкт-Петербурга № 390-70 от 21.06.2011 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях в Санкт-Петербурге», в части, запрещающей проведение митингов на Невском проспекте г. Санкт-Петербурга и в радиусе 100 метров на территориях, прилегающих к зданиям и входам в вестибюли станций метрополитена, а также регламентирующих порядок подачи уведомлений о проведении публичного мероприятия, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
В судебное заседание Леонтьев И.В. явился, вину не признал представил письменные объяснения, и указал, что 27.02.2022 года был перед Гостиным двором, принимая участие в акции не в поддержку народов Украины, а против боевых действий России на территории Украины, полагая, что мирное выражение своей позиции по этому вопросу является его конституционным правом, в связи с чем противоречащие конституции нормы требования сотрудника полиции прекратить мирную акцию и последующее задержание незаконно и необоснованно.
Защитник <ФИО>5 пояснила, что состав административного правонарушения в действиях Леонтьева И.В. отсутствует и производство по делу подлежит прекращению, как потому что он не нарушал положения ч.3 ст.6 Федерального закона РФ №54-ФЗ, и не подача уведомления о проводимом мероприятии такого нарушения не образует, так и поскольку протокол об административном правонарушении является недопустимым доказательством, так как в нем указано, что Леонтьев И.В. ознакомлен с протоколом 22.02.2022 года, то есть дата до его составления. Кроме того, представленными доказательствами не подтверждается участие Леонтьева И.В. в публичном мероприятии. В случае признания его вины и привлечения к ответственности просила учесть, что он является инвалидом детства 3 группы, отягчающих обстоятельств не имеется.
Исследовав материалы дела, заслушав участников процесса, суд приходит к следующим выводам.
Частью пятой ст.20.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Статья 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, наряду с провозглашением права каждого свободно выражать свое мнение, исходит из того, что осуществление такой свободы налагает обязанности и ответственность и может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены в законе и необходимы в демократическом обществе в целях охраны здоровья и нравственности.
Исходя из провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации цели утверждения гражданского мира и согласия и учитывая, что в силу своей природы публичные мероприятия (собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование) могут затрагивать права и законные интересы широкого круга лиц - как участников публичных мероприятий, так и лиц, в них непосредственно не участвующих, - государственная защита гарантируется только праву на проведение мирных публичных мероприятий, которое, тем не менее, может быть ограничено федеральным законом в соответствии с критериями, предопределяемыми требованиями ст. 17, 19, 55 Конституции Российской Федерации, на основе принципа юридического равенства и вытекающего из него принципа соразмерности, то есть в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе закрепленными во Всеобщей декларации прав человека, согласно п. 1 ст. 20 которой каждый человек имеет право на свободу мирных собраний, и в Международном пакте о гражданских и политических правах, ст. 21 которого, признавая право на мирные собрания, допускает введение обоснованных ограничений данного права, налагаемых в соответствии с законом и необходимых в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
Порядок реализации установленного Конституцией РФ права граждан России собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование регулируется Федеральным законом N 54-ФЗ.
В ст. 2 Федерального закона №54-ФЗ публичное мероприятие определено как открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. Целью публичного мероприятия, среди прочего, является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
В рамках организации публичного мероприятия Федеральным законом №54-ФЗ предусматривается ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности (ст. 4).
К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу п. 1 ч. 4 ст. 5 Федерального закона №54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления.
Частью 1 ст. 6 Федерального закона №54-ФЗ установлено, что участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.
Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны, среди прочего, выполнять все законные требования сотрудников органов внутренних дел, соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия (ч. 3 ст. 6 Федерального закона N 54-ФЗ).
В соответствии с положениями ч. 2.2 ст. 8 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности законом субъекта Российской Федерации дополнительно определяются места, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций, в том числе, если проведение публичных мероприятий в указанных местах может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры.
Согласно ч. 1 ст. 5.2 Закона Санкт-Петербурга N 390-70 от 21.06.2011 г. "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях в Санкт-Петербурге" в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций на Дворцовой площади, Исаакиевской площади и Невском проспекте, а также в радиусе 100 метров на территориях, прилегающих к зданиям и входам в вестибюли станций метрополитена.
Указанные требования закона Леонтьевым И.В. выполнены не были, поскольку он фактически участвовал в проведении публичного мероприятия по поводу актуальных проблем общественно-политического характера на тему: «В поддержку борьбы народов Украины против российской агрессии», уведомление о проведении которого не было подано, о чем сотрудник полиции довел до сведения всех участников митинга, и потребовал его прекратить. При этом проведение такого мероприятия на Невском пр., на территории, прилегающий к выходам из станций метрополитена, прямо запрещено законом, нарушает общественную безопасность. Таким образом, порядок участия в публичном мероприятии Леонтьевым И.В. был нарушен, требование сотрудника полиции не исполнено.
Вина Леонтьева И.В. в совершении правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами:
- протоколом об административном правонарушении АП № от 28 февраля 2022 года, в котором изложены вышеуказанные события административного правонарушения;
- рапортом сотрудника полиции <ФИО>6 от 27.02.2022 года о доставлении совместно с сотрудником полиции <ФИО>7 в 23 час. 12 мин. в дежурную часть 18 отдел полиции Леонтьева И.В., который добровольно присутствовал в массе граждан не менее 300 человек в период времени с 20 час. 20 мин. до 20 час. 30 мин. у дома 35 по Невскому пр. в Санкт-Петербурге, у станции метро «Гостиный двор», с целью выражения своего мнения и формирования мнения окружающих по поводу актуальных проблем общественно-политического характера на тему: «В поддержку борьбы народов Украины против российской агрессии», и который проигнорировал требование сотрудника полиции <ФИО>8. о прекращении публичного мероприятия, проводимого с нарушением закона;
- аналогичным рапортом сотрудника полиции <ФИО>7;
- объяснениями <ФИО>7 и <ФИО>6, аналогичных данным вышеуказанных рапортов, в которых они, кроме того, сообщают, что наблюдали события у станции метро «Гостиный двор», находясь в служебном автобусе, наблюдали как участники несогласованного мероприятия скандировали лозунги «Нет войне» и требования сотрудника полиции о прекращении противоправного поведения, в связи невыполнением указанных требований в 20 час. 30 мин. сотрудники специального полка стали задерживать указанных граждан и сопровождать в автобус;
- протоколом ДЛ САП № от 27.02.2022 г. о доставлении Леонтьева И.В. в 18 отдел полиции;
- протоколом об административном задержании № Леонтьева И.В. для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст.20.2, ч.1 ст.20.2.2 КоАП РФ;
- объяснениями старшего лейтенанта полиции <ФИО>9., согласно которым при исполнении служебных обязанностей 27.02.2022 года он с помощью громкоусиливающей аппаратуры неоднократно уведомлял участников проводимого у дома 35 по Невскому пр. мероприятия о том, что оно не законно, а также предупреждал об ответственности и требовал прекратить проводимое с нарушением закона мероприятие; однако, несмотря на предупреждения, группа лиц в составе не менее 300 человек отказалась выполнить его законные требования;
- текстами обращений, использованных сотрудником полиции для информирования и предупреждения граждан во время проведения мероприятия по вышеуказанному адресу;
- данными видеозаписей на CD-носителе, предоставленных ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, из которых следует, что у Гостиного Двора находится большое скопление людей, расстояние между которыми менее 1 метра, которые скандируют лозунги: «Нет войне», при этом сотрудник полиции с помощью громкоусиливающей аппаратуры сообщает вышеуказанную информацию о незаконности мероприятие и требует его прекратить, разъясняя ответственность;
- сообщением из Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности о том, что на 27.02.2022 года уведомлений о проведении публичных мероприятий на территории Санкт-Петербурга не подавалось и не согласовывалось.
Таким образом, из представленных доказательств следует, что Леонтьев И.В., осознавая, что проводится незаконное мероприятие, находился в составе группы граждан, выкрикивающих вышеуказанные лозунги, выражая свое отношение к заявленной общественно-политической проблеме и вопросам внешней политики, связанным с проведением Россией военной операции на Украине, в нарушение вышеуказанных положений закона, регламентирующих правила поведения участников публичных мероприятий, а также с нарушением санитарных правил, игнорировал законные требования сотрудника полиции вплоть до своего задержания, что является нарушением требований ч. 3 ст. 6 Федерального закона N 54-ФЗ.
Доводы защитника и пояснения Леонтьева И.В. о том, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, опровергаются представленными и исследованными судом вышеизложенные доказательства, которые содержат необходимые сведения, указывающие на событие данного нарушения, и на лицо, к нему причастное, в том числе о том, что задержания участников публичного мероприятия были произведены после того, как до них доведена информация о его незаконности, и они не исполнили требование сотрудника полиции разойтись. Указание Леонтьева И.В. на то, что он имел иную цель при участие в акции, а также на мирный характер акции, не имеет значения для квалификации его действий, поскольку общие совместные действия участников мероприятия были объединены замыслом и целью, связанной с требованием прекращения военных действий, и установленные судом цели участников мероприятия были направлены на выражение своего отношения к военной операции России на Украине, что отражено в протоколе об административном правонарушении, при этом ими были нарушены вышеуказанные требования закона.
Какие-либо нарушения конституционных прав на свободу собраний при таких обстоятельствах отсутствуют.
Существенных нарушений требований КоАП РФ при получении вышеуказанных доказательств судом не установлено. Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии с правилами, предусмотренными ст.ст.28.2, 28.3 КоАП РФ, которыми должностные лица органов внутренних дел (полиции) наделены полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ст.20.2 КоАП РФ.
Указание даты ознакомления Леонтьева И.В. с протоколом об административном правонарушении 22.02.2022 года вместо правильного 28.02.2022 года является явной технической ошибкой и не влечет признание такого протокола недопустимым доказательством.
Оснований сомневаться в достоверности данных видеозаписи и объяснений сотрудников полиции не имеется, поскольку они соответствуют друг другу, а также иным материалам дела.
При этом действия Леонтьева И.В. по ч.5 ст.20.2 КоАП РФ квалифицированы правильно, поскольку тематика проводимого мероприятия соответствует понятию публичного мероприятия, указанного в ст. 2 Федерального закона №54-ФЗ.
Таким образом, вина Леонтьева И.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, полностью подтверждается исследованными судом доказательствами.
Суду не представлено сведений об имущественным положением привлекаемого к административной ответственности лица, в связи с чем оснований для применения положений ч.2.2 ст.4.1 КоАП РФ.
Принимая во внимание обстоятельства дела, характер совершенного правонарушения, а также данные о личности Леонтьева И.В., который привлекается к административной ответственности впервые, является инвалидом 3 группы, суд полагает разумным и справедливым назначить ему наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9-29.11 КоАП РФ, суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Леонтьева Илью Владимировича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десяти тысяч) рублей.
Наименование получателя платежа:
УФК по г. Санкт-Петербургу (УВМ ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и ЛО),
Номер счёта получателя платежа: 03100643000000017200
КПП: 784201001, ИНН: 7830002600, Кор счёт: 40102810945370000005
КБК 188 1 16 01201019000140
БИК 014030106, ОКТМО 40392000, УИН 188 80378220140017275
Назначение платежа: Административный штраф.
Постановление может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья: Е.В. Медведева