Дело № 2а-298/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Константиновка 28 ноября 2017 года
Константиновский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи О.В. Гайдамак,
при секретаре Ю.Н. Керимовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Константиновского района, выступающего в интересах неопределённого круга лиц – жителей Новопетровского сельсовета Константиновского района, к администрации Новопетровского сельсовета о признании незаконным бездействия администрации Новопетровского сельсовета по непринятию мер по разработке и не направлению проекта генерального плана муниципального образования в Новопетровский сельский Совет народных депутатов, а также об обязании администрации Новопетровского сельсовета в срок до 01 октября 2018 года разработать указанный проект и направить его для утверждения в Новопетровский сельский Совет народных депутатов,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Константиновского района Амурской области, выступающий в интересах неопределённого круга лиц – жителей Новопетровского сельсовета Константиновского района, обратился в суд с указанным административным исковым заявлением.
В обоснование поданного иска указал, что прокуратурой Константиновского района в соответствии со ст. 22 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», проведена проверка исполнения градостроительного законодательства администрацией Новопетровского сельсовета Константиновского района в части своевременности разработки и утверждения генерального плана монопольного образования, в ходе которой установлено следующее.
Согласно нормам действующего градостроительного законодательства (Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»), а также положениям Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закону Амурской области от 03 октября 2014 года № 413-ОЗ О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями области», Уставу Новопетровского сельсовета администрация Новопетровского сельсовета обязана была в срок до 31 декабря 2013 года разработать и внести на утверждение Новопетровского сельского Совета народных депутатов генеральный план сельского поселения. На момент проверки прокуратурой Константиновского района данный проект не был разработан администрацией Новопетровского сельсовета и не передан на утверждение в Новопетровский сельский Совет народных депутатов.
Прокурором Константиновского района 28 августа 2017 года главе муниципального образования было внесено представление об устранении нарушений законодательства, однако требования прокурора до настоящего времени не удовлетворены, меры к устранению нарушений законодательства не приняты.
На основании изложенного, с учётом того, что бездействие администрации Новопетровского сельсовета по рассматриваемому вопросу влечёт нарушение прав неограниченного круга лиц, проживающих на территории муниципального образования, руководствуясь указанными нормами права, а также статьями 39, 218 КАС РФ, прокурор Константиновского района просит суд признать незаконным бездействие администрации Новопетровского сельсовета по непринятию мер по разработке и не направлению проекта генерального плана муниципального образования в Новопетровский сельский Совет народных депутатов, и обязать администрацию Новопетровского сельсовета в срок до 01 октября 2018 года разработать указанный проект и направить его для утверждения в Новопетровский сельский Совет народных депутатов.
В судебное заседание не явились: прокурор Константиновского района, извещён надлежащим образом, согласно письменному ходатайству, просил о рассмотрении дела в своё отсутствие в связи с занятостью в иных процессах и проверках; представители ответчика – администрации Новопетровского сельсовета и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Новопетровского сельского Совета народных депутатов, извещены своевременно и надлежащим образом, ходатайств об отложении не заявляли. Как следует из представленного суду письменного отзыва, администрация Новопетровского сельсовета административные исковые требования признаёт в полном объёме, заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Руководствуясь положениями ст. 150 КАС РФ, суд определил: продолжить рассмотрение дела в отсутствие неявившихся участников процесса.
Изучив доводы административного иска, исследовав представленные документы в их совокупности, суд приходит к следующему.
Положениями статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 131-ФЗ) определён круг вопросов местного значения городского, сельского поселения.
Частью 1 указанной статьи предусмотрены вопросы местного значения городского поселения, среди которых к вопросам городского поселения отнесено утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений (п. 20 ч. 1 ст. 14).
Как следует из положений части 3 статьи 14 вышепоименованного закона к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населённых пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
В силу ст. 1 Закона Амурской области от 03 октября 2014 года № 413-О3 «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями области» за сельскими поселениями области, помимо вопросов местного значения, отнесенных частью 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельских поселений, отнесены вопросы, предусмотренные пунктами 4, 6 - 8, 13, 13.1, 15, 18, 19 (в части использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20, 22, 24, 26, 27, 31, 32, 33.1, 33.2, 34, 37, 38 части 1 статьи 14 указанного Федерального закона.
Таким образом, суд приходит к выводу, что к вопросам местного значения Новопетровского поселения отнесено утверждение генеральных планов поселения.
Градостроительная деятельность, то есть деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, регулируется Градостроительным кодексом Российской Федерации (п. 1 ст. 1 ГрК РФ, принятого 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ).
К полномочиям органов местного самоуправления в градостроительной деятельности относится, в частности, подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений (п. 1 ч. 1 ст. 8 ГрК РФ).
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учёта интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (ч. 1 ст. 9 ГрК РФ).
Как следует из п. 2 ч. 1 ст. 18 ГрК РФ, генеральные планы поселений являются документами территориального планирования муниципальных образований.
Генеральный план поселения, в также вносимые в него изменения, должны быть утверждены представительным органом местного самоуправления поселения (ч. 1 ст. 24 ГрК РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 24 ГрК РФ, решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.
Согласно положениям ч.ч. 11-13 ст. 24 ГрК РФ, проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со ст. 28 ГрК РФ.
Протоколы публичных слушаний по проекту генерального плана, заключение о результатах таких публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа соответственно в представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа.
Представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа с учётом протоколов публичных слушаний по проекту генерального плана и заключения о результатах таких публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколами и заключением.
Согласно требованиям, установленным ч. 5, 20 ст. 45 ГрК РФ, органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, и утверждают документацию по планировке территории в границах поселения, городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2, 5.2 настоящей статьи, с учетом особенностей, указанных в части 5.1 настоящей статьи.
Порядок подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органов местного самоуправления, порядок принятия решения об утверждении документации по планировке территории для размещения объектов, указанных в частях 4, 4.1 и 5 - 5.2 настоящей статьи, подготовленной в том числе лицами, указанными в пунктах 3 и 4 части 1.1 настоящей статьи, устанавливаются настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно ч. 3 ст. 51 ГрК РФ, п. 14 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» с 01 июня 2014 года на территории сельских поселений за отдельными исключениями не допускается предоставление земельных участков для строительства и выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки.
В силу Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», срок утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов был продлён до 01 июня 2014 года.
Как следует из п. 21 ст. 4 Устава Новопетровского сельсовета, к вопросам местного значения Новопетровского сельсовета относятся, в частности, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.
В п. 15 ст. 34 Устава указано, что подготовка генерального плана Новопетровского сельсовета, правил землепользования и застройки, местных нормативов градостроительного проектирования относится к полномочиям администрации Новопетровского сельсовета.
Кроме того, глава Новопетровского сельсовета как глава администрации Новопетровского сельсовета обладает правом представлять на рассмотрение Новопетровскому сельскому Совету народных депутатов проекты нормативных актов о введении или отмене местных налогов и сборов, а также другие правовые акты, предусматривающие расходы, покрываемые за счёт бюджета Новопетровского сельсовета (п. 7 ст. 35 Устава).
Как следует из материалов дела, на момент прокурорской проверки, проведённой 28 августа 2017 года, в нарушение вышеуказанных норм права, генеральный план Новопетровского сельсовета не разработан, и представительным органом местного самоуправления – Новопетровским сельским Советом народных депутатов не утверждён.
В связи с выявленными нарушениями, 28 августа 2017 года прокуратурой Константиновского района главе муниципального образования внесено представление об устранении нарушений градостроительного законодательства.
В соответствии с ответом на представление прокурора, датированным 11 сентября 2017 года исх. №, глава Новопетровского сельсовета сообщила, что на разработку генерального плана требуются большие финансовые средства. В бюджете Новопетровского сельсовета на 2017 год подобное финансирование не было предусмотрено. При планировании бюджета на 2018 год финансовые средства на разработку генерального плана будут предусмотрены.
Документов, свидетельствующих о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения в области градостроительной деятельности из ведения органов местного самоуправления муниципальному образованию – Константиновскому району в материалы дела не представлено. Также стороной административного ответчика не представлено решения о предоставлении отсрочки составления проекта генерального плана в связи с отсутствием необходимости и финансовых средств.
В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Как следует из положений ч. 4 ст. 218 КАС РФ, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании изложенного, руководствуясь нормами действующего законодательства, суд приходит к выводу, что бездействие администрации Новопетровского сельсовета в части непринятия мер по разработке и внесению проекта генерального плана в представительный орган для утверждения, влечёт нарушение прав неопределённого крут лиц, проживающих на территории муниципального образования, поскольку отсутствие документа территориального планирования не позволяет исполнить требования законодательства по установлению границ муниципального образования и полной мере осуществлять функции распоряжения землями, определять функциональные зоны застройки и развития населённых пунктов муниципального образования, размещения дорог и инженерных систем электро-, водо- и теплоснабжения.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, при принятии судом решения по указанной категории административных дел, в резолютивной части решения необходимо указание на срок устранения нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление прокурора Константиновского района, выступающего в интересах неопределённого круга лиц – жителей Новопетровского сельсовета Константиновского района к администрации Новопетровского сельсовета удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Новопетровского сельсовета по непринятию мер по разработке и не направлению проекта генерального плана муниципального образования в Новопетровский сельский Совет народных депутатов.
Обязать администрацию Новопетровского сельсовета в срок до 01 октября 2018 года разработать указанный проект и направить его для утверждения в Новопетровский сельский Совет народных депутатов.
Обязать администрацию Новопетровского сельсовета в течение одного месяца с момента исполнения решения суда сообщить об этом прокурору Константиновского района и в Константиновский районный суд Амурской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Константиновский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 02 декабря 2017 года.
Председательствующий судья О.В. Гайдамак