Решение по делу № 2а-232/2021 от 23.03.2021

дело № 2а-232/2021

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

6 апреля 2021 года село Илек Илекского района

Оренбургской области

Илекский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего, судьи Турмухамбетова М.Т., при секретаре судебного заседания Томяк Я.А.,

с участием прокурора Илекского района Оренбургской области Ташимова Э.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора Илекского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Мухрановский сельсовет Илекского района Оренбургской области о возложении обязанности по созданию маневренного жилищного фонда,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Илекского района Оренбургской области обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Мухрановский сельсовет Илекского района Оренбургской области, указывая в обоснование иска, что маневренный фонд на территории МО Мухрановский сельсовет Илекского района Оренбургской области не создан, обязанность его формирования действующим законодательством возложена на орган местного самоуправления, а бездействие ответчика создает угрозу нарушения конституционных прав и законных интересов неопределенного круга лиц на предоставление жилых помещений маневренного фонда в случаях, предусмотренных статьей 95 Жилищного кодекса Российской Федерации. Административный истец просит суд обязать административного ответчика в срок до 1 января 2023 года создать на территории муниципального образования Мухрановский сельсовет Илекского района Оренбургской области маневренный жилищный фонд.

В судебном заседании прокурор Илекского района Оренбургской области Ташимов Э.К. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика глава муниципального образования Мухрановский сельсовет Илекского района Оренбургской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Выслушав прокурора Илекского района Оренбургской области Ташимова Э.К. и исследовав материалы дела, оценив совокупность представленных доказательств, суд приходит к следующему выводу.

В силу статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что прокуратурой Илекского района Оренбургской области проведена проверка соблюдения законодательства в сфере жилищных правоотношений в деятельности муниципального образования Мухрановский сельсовет Илекского района Оренбургской области.

Из ответа главы администрации МО Мухрановский сельсовет Илекского района Оренбургской области Зориной Н.П. следует, что на территории поселения проживает 668 человек, количество домовладений- 394, жилых помещений (домов), принадлежащих муниципальному образованию нет, количество граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий- 11 семей, помещений, отнесенных к маневренному жилищному фонду не имеется.

Бездействие административного ответчика по созданию маневренного жилого фонда явилось основанием для обращения прокурора в суд.

Отсутствие на территории МО Мухрановский сельсовет Илекского района Оренбургской области маневренного жилищного фонда административный ответчик не отрицает.

Вместе с тем, орган местного самоуправления обязан создать маневренный фонд по обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище, заключающееся в создании на территории своего муниципального образования специализированного маневренного жилого фонда, состоящего из конкретных жилых помещений (помещения).

Такая обязанность прямо предусмотрена законом и возложена на органы местного самоуправления, не ставится в зависимость от каких-либо условий, в том числе нуждаемости и необходимости. Отсутствие маневренного жилищного фонда создает угрозу нарушения прав граждан, проживающих на территории муниципального образования и оказавшихся в ситуации, когда в силу определенных обстоятельств они становятся нуждающимися во внеочередном предоставлении жилого помещения. Кроме этого, отсутствие маневренного жилищного фонда на территории муниципального образования при возникновении определенных обстоятельств может повлечь необоснованное расходование бюджетных средств администрации на оплату найма требуемого жилого помещения.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

На основании части 3 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

В статье 4 Закона Оренбургской области от 21 февраля 1996 года «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области» указано, что за сельскими поселениями помимо вопросов, предусмотренных частью 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", закрепляются вопросы, предусмотренные пунктами 4, 5, 6, 7, 7.1, 7.2, 8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 20, 22, 24, 26, 27, 31, 32, 33.1, 33.2, 34, 37, 38 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

По смыслу приведенных положений законов и исходя из содержания пункта 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», разрешение вопросов обеспечения проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, закреплено за сельскими поселениями.

В соответствии с частью 2 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Согласно содержанию частей 1, 9 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда и осуществление контроля за его использованием и сохранностью. Кроме того, к компетенции органов местного самоуправления относится определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.

Как следует из содержания пункта 3 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся также жилые помещения маневренного фонда.

В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Из положений статьи 95 Жилищного кодекса Российской Федерации, следует, что жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания:

1) граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма;

2) граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными;

3) граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств;

3.1) граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

4) иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.

Из системного толкования приведенных выше требований закона следует, что вопросы создания маневренного жилищного фонда, порядок предоставления жилых помещений этого фонда на территории сельских поселений Оренбургской области, относятся к компетенции исполнительных органов названных муниципальных образований.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 5 Устава МО Мухрановский сельсовет Илекского района Оренбургской области, принятого решением Совета депутатов МО Мухрановский сельсовет Илекского района Оренбургской области 6 мая 2015 года №127 к вопросам местного значения сельсовета относятся, в том числе, обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии с Законом Оренбургской области от 21 февраля 1996 года «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области» в его взаимосвязном толковании с положениями Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Жилищного кодекса Российской Федерации, разрешение вопросов организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, закреплено за сельскими поселениями.

Судом установлено, что отсутствие маневренного жилищного фонда на территории МО Мухрановский сельсовет Илекского района Оренбургской области создает угрозу нарушения прав граждан, проживающих на территориях указанных муниципальных образований и оказавшихся в ситуации, когда в силу определенных обстоятельств они становятся нуждающимися во внеочередном предоставлении жилого помещения по правилам, предусмотренным статьей 95 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Учитывая указанные обстоятельства и требования закона, администрация МО Мухрановский сельсовет Илекского района Оренбургской области обязаны создать маневренный жилищный фонд.

Учитывая, что для создания маневренного жилищного фонда на территории указанного муниципального образования потребуется значительное время, суд считает обоснованным требование прокурора в части срока исполнения решения до 1 января 2023 года.

Анализируя все вышеперечисленные обстоятельства, оценивая достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, разрешая дело в пределах заявленных требований и по указанным основаниям, суд приходит к выводу, что административные исковые требования прокурора Илекского района Оренбургской области подлежат удовлетворению.

В соответствии с положениями ст. 333.36 Налогового кодекса РФ по данному гражданскому делу обе стороны освобождены от уплаты государственной пошлины, поэтому в силу ч. 3 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, подлежат возмещению за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление прокурора Илекского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Мухрановский сельсовет Илекского района Оренбургской области о возложении обязанности по созданию маневренного жилищного фонда - удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Мухрановский сельсовет Илекского района Оренбургской области в срок до 1 января 2023 года создать маневренный жилищный фонд на территории муниципального образования Мухрановский сельсовет Илекского района Оренбургской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Илекский районный суд Оренбургской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья М.Т. Турмухамбетов

Мотивированное решение изготовлено 12 апреля 2021 года.

Судья М.Т. Турмухамбетов

2а-232/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Илекского района
Ответчики
администрация МО Мухрановский сельсовет
Суд
Илекский районный суд Оренбургской области
Судья
Турмухамбетов М.Т.
Дело на сайте суда
ileksky.orb.sudrf.ru
23.03.2021Регистрация административного искового заявления
23.03.2021Передача материалов судье
24.03.2021Решение вопроса о принятии к производству
24.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.04.2021Подготовка дела (собеседование)
02.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.04.2021Судебное заседание
12.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.05.2021Дело оформлено
06.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее