Решение по делу № 2-77/2018 от 14.02.2018

Дело № 2-77/18

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Прилузский районный суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Мороковой О.В.

при секретаре Лихачевой Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево

15 марта 2018 года гражданское дело по иску Романенко З.Е. к администрации муниципального образования сельского поселения «Ношуль» об обязании отремонтировать крышу жилого дома

установил:

Романенко З.Е. обратилась в суд к главе АСП «Ношуль» с иском об обязании отремонтировать крышу жилого дома. Требования мотивирует тем, что является нанимателем <адрес> д. Лихачевская. Кровля дома пришла в негодность, что подтверждается актом обследования дома межведомственной комиссией. Администрация СП «Ношуль» ремонт дома производить отказывается, в связи с чем, истец обратилась в суд с настоящим иском.

Определением суда от 01 марта 2018 года судом произведена замена ответчика с главы администрации СП «Ношуль» на администрацию СП «Ношуль».

В судебном заседании истец требования уточнила в порядке ст. 39 ГПК РФ, просит обязать администрацию СП «Ношуль» отремонтировать крышу дома в срок до 01 сентября 2018 года, на требованиях с учетом уточнения настаивает.

Представитель истца, действующий по правилам ч. 6 ст. 53 ГПК РФ, поддерживает позицию доверителя в полном объеме.

Представитель ответчика АСП «Ношуль» в суде с иском не согласен по основаниям, представленным в отзыве.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

Из Конституции Российской Федерации (статья 7, часть 1) следует, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Данное положение получило свое развитие в статье 40 Конституции Российской Федерации, закрепляющей право каждого на жилище (часть 1) и обязывающей органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать условия для его осуществления (часть 2).

Согласно части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия для осуществления гражданами права на жилище и его безопасность.

Статьей 2 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.

На основании пункта 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится осуществление муниципального жилищного контроля.

В силу ч. 2 ст. 5 "Жилищного кодекса РСФСР" (утв. ВС РСФСР 24.06.1983) (ред. от 06.07.1991, с изм. от 23.06.1995) жилищный фонд включает жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие колхозам и другим кооперативным организациям, их объединениям, профсоюзным и иным общественным организациям (общественный жилищный фонд);

Статей 10 ЖК РФ установлено, что граждане РСФСР имеют право на получение в установленном порядке жилого помещения по договору найма или аренды в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, жилого помещения в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов, на приобретение жилого помещения в собственность в домах государственного и муниципального жилищного фонда и путем индивидуального жилищного строительства, а также по иным основаниям, предусмотренным законодательством РСФСР и республик в составе РСФСР.

В суде представитель истца пояснил, что сруб и строительные материалы для строительства жилого дома в д. Лихачевской Прилузского района РК были предоставлены совхозом «Ношульский». Дом был построен силами ФИО1 в 1990 году. После окончания строительства жилое помещение было передано Романенко З.Е., как работнику совхоза.

Представленными суду выписками из похозяйственных книг, объяснений истца установлено, что семья Романенко З.Е. с 1991 года проживала в указанном доме.

Материалами дела установлено, что совхоз «Ношульский» был ликвидирован 29 сентября 2000 года.

В соответствии со ст. 131 Закона РФ от 26.10.2002г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.

Часть 5 ст. 132 Закона № 127-ФЗ гласит, что жилищный фонд социального использования, а также социально значимые объекты, не проданные в порядке, предусмотренном пунктом 4 настоящей статьи, подлежат передаче в собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы.

Передача объектов, указанных в пункте 5 настоящей статьи, в собственность муниципального образования осуществляется с учетом фактического состояния без каких-либо дополнительных условий на возмездной основе по договорной цене, за исключением объектов, эксплуатация которых является убыточной. Источниками финансирования содержания указанных объектов являются соответствующие бюджеты. Средства, выплаченные органом местного самоуправления, включаются в конкурсную массу.

Должностные лица органов местного самоуправления, не исполняющие положений пунктов 5 и 6 настоящей статьи, несут ответственность, предусмотренную федеральным законом (ч. 7 ст. 132 Закона).

Для выполнения требований закона «О несостоятельности (банкротстве)» Правительством РК было издано распоряжение -р от 31.12.2008 года, согласно которого <адрес> в д. Лихачевская Прилузского района РК была передана в муниципальный жилищный фонд АМО СП «Ношуль».

Выпиской из реестра от 26.02.2018 года, предоставленной АСП «Ношуль» указанное жилое помещение находится в реестре муниципального жилищного фонда АСП «Ношуль».

23 мая 2017 года между администрацией СП «Ношуль» в лице главы сельского поселения «Ношуль» Елдина С.Н. (наймодатель) и Романенко З.Е. (наниматель) был заключен договор социального найма жилого помещения , по условиям которого, наймодатель передает нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из 2-х комнат, общей площадью 56,0 кв.м., для проживания в нем по адресу: РК, Прилузский район, д. Лихачевская, <адрес> для проживания в нем, а также обеспечивает предоставление за плату коммунальных услуг.

Совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются следующие члены семьи: ФИО1 муж, ФИО2 сын, ФИО3 сын, ФИО4 сноха, ФИО5 внук, ФИО6 внук, ФИО7 внучка.

Пунктом 5 договора предусмотрено, что наймодатель обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.

По информации, представленной ООО «УО Партнер» от 07.03.2018г., на данный момент по указанной квартире производится начисление платы за найм согласно агентского договора от 01.01.2018г. с администрацией СП «Ношуль», задолженности не имеется

Согласно акту обследования помещения от 06.10.2017г. , составленного межведомственной комиссией, назначенной постановлением АМР «Прилузский» от 14.12.2011г., от 06.09.2017г., комиссией произведено обследование жилого <адрес> д. Лихачевская, находящегося в муниципальной собственности, в ходе которого установлено: фундамент ленточный, стены – бревенчатые, кровля – асбестоцементные волнистые листы, отопление - печное, водоснабжение – колодец, канализация – выгреб.. При осмотре выявлены несоответствия установленным требованиям, предъявляемым Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. в виде: протечки и просветов кровли в отдельных местах, отколов и трещин. Нижний брус оконного переплета и подоконная доска поражены гнилью.

На основании акта в тот же день межведомственной комиссией вынесено заключение, согласно которому в <адрес> д. Лихачевская необходимо и возможно проведение капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями.

В суде сторона истца указала, что с 1990 года капитальный ремонт дома не проводился.

Таким образом, по убеждению суда, из-за непринятия своевременных мер по проведению ремонта <адрес> д. Лихачевская покрытие крыши дома пришло в негодность.

Установлено, что Романенко З.Е. обращалась в администрацию сельского поселения «Ношуль» с требованием о проведении ремонта муниципального жилого дома.

Администрация СП «Ношуль» сообщила истцу, что согласно акту обследования жилого дома по вышеуказанному адресу, дому требуется капитальный ремонт. В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда; к перечню работ, которые относятся к капитальному ремонту, относится ремонт крыши Ремонт жилого помещения производится за счет оплаты нанимателей за содержание жилого дома, вместе с тем, по информации ООО УО «Партнер», наниматели вышеуказанного дома содержание жилого помещения не оплачивают. Кроме того, в бюджете сельского поселения на 2017 год средства на капитальный ремонт не данного жилого дома не заложены.

Доказано также, что 20.11.2017г. Романенко З.Е. обращалась в прокуратуру Прилузского района с заявлением, в котором просила провести проверку по данному факту.

По результатам проверки, проведенной прокуратурой Прилузского района в адрес главы сельского поселения «Ношуль» было вынесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства, в котором указано, что причинами и условиями выявленных нарушений законодательства явилось, в том числе, ненадлежащее исполнение должностных обязанностей со стороны органов местного самоуправления.

Отсюда, оценивая правовые позиции сторон, суд руководствуется следующим.

Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 г. N 170, предусмотрен примерный перечень работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда (приложение N 8), куда входит, в том числе, ремонт крыш.

В соответствии с п. 1.8 указанных Правил, техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя управление жилищным фондом (организацию эксплуатации, взаимоотношения со смежными организациями и поставщиками, все виды работы с нанимателями и арендаторами), техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий (техническое обслуживание (содержание), включая диспетчерское и аварийное, осмотры, подготовка к сезонной эксплуатации, текущий ремонт, капитальный ремонт).. . При этом пунктом 2.1.1 названных Правил предусмотрено, что плановые осмотры жилых зданий следует проводить в виде общих осмотров, в ходе которых проводится осмотр здания в целом, включая конструкции, инженерное оборудование и внешнее благоустройство, и частичных, которые предусматривают осмотр отдельных элементов здания или помещений, после ливней, ураганных ветров, обильных снегопадов, наводнений и других явлений стихийного характера, вызывающих повреждения отдельных элементов зданий, а также в случае аварий на внешних коммуникациях или при выявлении деформации конструкций и неисправности инженерного оборудования, нарушающих условия нормальной эксплуатации, должны проводиться внеочередные (неплановые) осмотры.

При этом организация по обслуживанию жилищного фонда должна принимать срочные меры по обеспечению безопасности людей, предупреждению дальнейшего развития деформаций конструкций или оборудования зданий, выявленных во время осмотров, а также немедленно информировать о случившемся его собственника или уполномоченное им лицо (п. 2.1.3).

Между тем, право на жилище включает в себя, в том числе, возможность стабильного пользования занимаемым жилым помещением в домах государственного, муниципального и других жилищных фондов на условиях договора найма, а также обеспечение для жителей жилых домов (жилых помещений) благоприятной и достойной среды проживания.

При изложенном, с учетом заявленных требований и минимального срока эффективной эксплуатации отдельных элементов жилых зданий, суд приходит к выводу о том, что крыша, <адрес> д. Лихачевская подлежит текущему ремонту.

Между тем, право на жилище включает в себя, в том числе, возможность стабильного пользования занимаемым жилым помещением в домах государственного, муниципального и других жилищных фондов на условиях договора найма, а также обеспечение для жителей жилых домов (жилых помещений) благоприятной и достойной среды проживания.

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится осуществление муниципального жилищного контроля.

В соответствии с ч. 1 ст. 30 ЖК РФ и п. 1 ст. 288 ГК РФ, а также из п. 1 ст. 209 ГК РФ следует, что собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены законом.

В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

При этом, категория "бремя содержания" подразумевает не только несение материальных затрат, связанных с эксплуатацией имущества, но и поддержание имущества в таком состоянии, чтобы оно не могло повлечь нарушение прав и законных интересов иных лиц, в том числе и право на безопасность.

В силу ч. 1 ст. 61 Жилищного кодекса РФ, Пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, договором социального найма данного жилого помещения.

Согласно ст. 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.

В соответствии с ч. 2 ст. 66 ЖК РФ при неисполнении или ненадлежащем исполнении наймодателем жилого помещения по договору социального найма обязанностей по своевременному проведению капитального ремонта сданного внаем жилого помещения, общего имущества в многоквартирном доме и устройств, находящихся в жилом помещении и предназначенных для предоставления коммунальных услуг, наниматель по своему выбору вправе потребовать уменьшение, платы за пользование занимаемым жилым помещением, общим имуществом в многоквартирном доме, либо возмещение своих расходов на устранение недостатков жилого помещения и (или) общего имущества в многоквартирном доме, либо возмещение убытков, причиненных ненадлежащим исполнением или неисполнением указанных обязанностей наймодателя.

В свою очередь, наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг (подп. 5 ч. 1 ст. 67 ЖК).

Исходя из буквального содержания договора социального найма, наймодетелем жилого помещения в виде <адрес> д. Лихачевская является администрация СП «Ношуль».

В силу подп. 3, 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", предусмотрено, что к вопросам местного значения городского поселения относятся, в т.ч: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

К вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (часть 3 ст. 14 Закона № 131-ФЗ).

Следовательно, учитывая, что ремонтные работы дома не были проведены своевременно, суд приходит к выводу о том, что администрация СП «Ношуль», как собственник жилого помещения, обязана была провести ремонт жилого помещения по вышеуказанному адресу; однако денежные средства на указанные цели не выделены.

Согласно полученной судом консультации специалиста ФИО8, работающей ведущим экспертом в отделе ЖКХ Управления строительства АМР «Прилузский», что на доме в д. Лихачевская необходимо отремонтировать крышу путем замены старого шифера на новый кровельный материал (шифер, железо, черепицу и т.д.), данный вид работ является капитальный ремонтом.

Не доверять консультации специалиста у суда нет оснований, поскольку последняя работает в отделе ЖКХ Управления строительства АМР «Прилузский» с 2014 года, является членом межведомственной комиссии, имеет специальность «техник, строительство и эксплуатация зданий и сооружений», обладает специальными познаниями в области строительства, а какой-либо личной заинтересованности в исходе данного дела со стороны специалиста не установлено.

Между тем, проживание в данном жилом помещении без проведения капитального ремонта не отвечает требованиям безопасности для жизни и здоровья проживающих в нем граждан, в конкретном случае – Романенко З.Е. и членов ее семьи, свидетельствует о несоблюдении прав последних на благоприятные и достойные условия проживания, а, следовательно, невыполнении администрацией СП «Ношуль» возложенных на нее в силу закона обязанностей.

Учитывая изложенное, у суда имеются основания для возложении обязанности на АСП «Ношуль» отремонтировать крышу жилого дома в срок до 01 сентября 2018 года

Таким образом, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст.56, 57 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление Романенко З.Е. к администрации муниципального образования сельского поселения «Ношуль» об обязании отремонтировать крышу жилого дома – удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования сельского поселения «Ношуль» в срок до 01 сентября 2018 года отремонтировать крышу жилого <адрес> д. Лихачевская Прилусзкого района Республики Коми.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения настоящего решения.

Председательствующий

2-77/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Романенко З.Е.
Романенко Зинаида Егоровна
Ответчики
АСП Ношуль
Администрация сельского поселения "Ношуль"
Суд
Прилузский районный суд Республики Коми
Дело на сайте суда
priluz.komi.sudrf.ru
14.02.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.02.2018Передача материалов судье
15.02.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.02.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.02.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.03.2018Судебное заседание
15.03.2018Судебное заседание
15.03.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.03.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.04.2020Передача материалов судье
17.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.03.2020Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее