УИД 16RS0047-01-2023-003313-88 Дело № 2-119/2024
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
16 января 2024 года г. Казань
Кировский районный суд города Казани Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Андреев А.Р., при секретаре судебного заседания Бармашовой М.М.,
с участием истца Гумербаевой З.Р. и её представителя Садыкова В.Х., ответчика Гумербаевой Л.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гумербаевой З.Р. к Гумербаевой Л.Р. действующей в интересах несовершеннолетней Гумербаевой К.Б. о признании недостойным наследником, отстранении от наследования, установлении факта принятия наследства, признании права собственности в порядке наследования,
установил:
Гумербаева З.Р. (далее истец) обратилась в суд с вышеуказанным иском к Гумербаевой Л.Р. действующей в интересах несовершеннолетней Гумербаевой К.Б. (далее ответчик), в обоснование требований указав, что ДД.ММ.ГГГГ умерла Шарифгалеева Н.Х.
После смерти Шарифгалеевой Н.Х. открылось наследство, состоящее из квартиры, находящейся по адресу: <адрес>, в наследство по завещанию вступил Гумербаев Б.И., который скончался ДД.ММ.ГГГГ.
По мнению истца, имеются основания для признания Гумербаева Б.И. недостойным наследником, поскольку он причинил умышленное причинение смерти наследодателю Шарифгалеевой Н.Х.
Истец является дочерью Шарифгалеевой Н.Х. и наследником по закону первой очереди.
Ответчик является дочерью Гумербаева Б.И. и наследником по закону первой очереди.
На основании изложенного, истец просит суд признать Гумербаева Б.И. недостойным наследником, а также признать ответчика утратившим право наследования и отстранить её от участия в наследовании.
В ходе рассмотрения дела истец исковые требования уточнила, просила суд признать Гумербаева Б.И. недостойным наследником, а также признать ответчика утратившим право наследования и отстранить от участия в наследовании, установить факт принятия истцом наследства открывшегося после смерти Гумербаева Б.И. и признать за истцом право собственности на <адрес>
В суде истец и её представитель исковые требования с учетом уточнений поддержали в полном объеме.
Ответчик с иском не согласилась.
Третье лицо нотариус Гришина О.И. в суд не явилась, причина неявки суду не известна.
Представители третьих лиц Управление Росреестра по РТ, ИКМО г. Казани, МКУ «Управление жилищной политики ИКМО г. Казани» в суд не явились, причина неявки суду не известна.
Выслушав пояснения лиц участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что в собственности Шарифгалеевой Н.Х. находилась № с кадастровым номером №, расположенная по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из реестра объектов жилищного фонда и иных объектов недвижимого имущества № от ДД.ММ.ГГГГ выданной Казанским отделением АО «БТИ РТ».
Шарифгалеева Н.Х. умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 ГК РФ.
Супруг, дети и родители наследодателя относятся к наследникам первой очереди, внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления (статья 1142 ГК РФ).
Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных названным кодексом (абзац второй статьи 1111 ГК РФ).
Согласно материалам наследственного дела №, нотариусом Гришиной О.И. открыто наследственное дело после смерти Шарифгалеевой Н.Х., наследником по закону является истица, наследником по завещанию является Гумербаев Б.И.
Как следует из завещания от ДД.ММ.ГГГГ Шарифгалеева Н.Х. завещала Гумербаеву Б.И., все свое имущество, в том числе квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>.
Гумербаев Б.И. умер ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно пункту 1 статьи 1117 ГК РФ не наследуют ни по закону, ни по завещанию граждане, которые своими умышленными противоправными действиями, направленными против наследодателя, способствовали либо пытались способствовать призванию их самих или других лиц к наследованию, если эти обстоятельства подтверждены в судебном порядке.
Из разъяснений, содержащихся в подпункте "а" пункта 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 № 9 "О судебной практике по делам о наследовании", следует, что при разрешении вопросов о признании гражданина недостойным наследником и об отстранении его от наследования надлежит иметь в виду, что указанные в абзаце первом пункта 1 статьи 1117 ГК РФ противоправные действия, направленные против наследодателя, являются основанием к утрате права наследования при умышленном характере таких действий и независимо от мотивов и целей совершения (в том числе при их совершении на почве мести, ревности, из хулиганских побуждений и т.п.), а равно вне зависимости от наступления соответствующих последствий.
Наследник является недостойным согласно абзацу первому пункта 1 статьи 1117 ГК РФ при условии, что перечисленные в нем обстоятельства, являющиеся основанием для отстранения от наследования, подтверждены в судебном порядке - приговором суда по уголовному делу или решением суда по гражданскому делу (например, о признании недействительным завещания, совершенного под влиянием насилия или угрозы).
Согласно части 1 статьи 1146 ГК РФ доля наследника по закону, умершего до открытия наследства или одновременно с наследодателем (пункт 2 статьи 1114), переходит по праву представления к его соответствующим потомкам в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 1142, пунктом 2 статьи 1143 и пунктом 2 статьи 1144 настоящего Кодекса, и делится между ними поровну.
Согласно части 3 статьи 1146 ГК РФ не наследуют по праву представления потомки наследника, который умер до открытия наследства или одновременно с наследодателем (пункт 2 статьи 1114) и который не имел бы права наследовать в соответствии с пунктом 1 статьи 1117 настоящего Кодекса.
Процитированная норма права лишает потомков недостойных наследников возможности наследовать по праву представления. Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 15.07.2010 N 999-О-О, положение пункт 3 статьи 1146 ГК РФ, рассматриваемое во взаимосвязи с положением п. 1 ст. 1117 ГК РФ направлено на защиту прав граждан при наследовании по закону и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права иных граждан.
Постановлением Кировского районного суда г. Казани от ДД.ММ.ГГГГ уголовное дело в отношении Гумербаева Б.И., обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ, прекращено по пункту 4 части 1 статьи 24 УПК РФ, в связи со смертью подсудимого.
Как следует из постановления от ДД.ММ.ГГГГ, органами предварительного расследования Гумербаеву Б.И. предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ - убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку, а именно в том, что ДД.ММ.ГГГГ примерно в 17 часов 28 минут Гумербаев Б.И., находясь в <адрес>, действуя с прямым умыслом, направленным на причинение смерти Шарифгалеевой Н.Х., на почве личных неприязненных отношений к последней, нанес Шарифгалеевой Н.Х. неоднократные удары руками и ногами по различным частям тела, в том числе лица, шеи, грудной клетки, живота, верней трети левого плеча, наружной лодыжки левого голеностопного сустава, левого плечевого сустава, от которых последняя получила многочисленные телесные повреждения, причинившие тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни, а также сочетанную травму тела, осложнившуюся шоком, жировой эмболией малого круга кровообращения (в легких) сильной степени, повлекшую смерть Шарифгалеевой Н.Х.
Таким образом, достоверно установлено, что Гумербаевым Б.И. совершено умышленное преступление против жизни и здоровья наследодателя Шарифгалеевой Н.Х., в результате которого наступила смерть Шарифгалеевой Н.Х.
Данные действия являются основанием для признания Гумербаева Б.И. недостойным наследником по основаниям, предусмотренным статьей 1117 ГК РФ.
В ходе рассмотрения данного гражданского дела ответчик не оспаривала, что Гумербаева Б.И. является недостойным наследником.
Таким образом, в рамках настоящего гражданского дела достоверно установлено, что именно Гумербаев Б.И. своими умышленными действиями причинил Шарифгалеевой Н.Х. тяжкий вред здоровью, повлекший её смерть, что в силу п. 1 ст. 1117 ГК РФ является основанием для признания Гумербаева Б.И. недостойным наследником, в связи с чем, необходимость вынесения специального решения суда о признании Гумербаева Б.И. недостойным наследником не требуется.
Поскольку в силу закона потомки недостойного наследника, которые как бы замещают этого наследника, исключены из наследования по закону, то оснований для наследования после Шарифгалеевой Н.Х. имущества ее внучкой Гумербаевой К.Б. без завещания на её имя не имеется.
Характеризуя правила наследственного права, суд отмечает, что внуки наследодателя отнесены законодательством к наследникам по закону, которые призываются к наследованию только в том случае, если нет в живых того из родителей, который был наследником по закону и если этот родитель не лишен права на наследования как недостойный наследник. В рассматриваемом случае ни одно из названных условий наследования по праву представления не соблюдено.
В соответствии со статьей 1152 ГК РФ, для приобретения наследства наследник должен его принять.
На основании положений статьи 1153 ГК РФ, принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Согласно статье 1154 ГК РФ, наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня его открытия.
Согласно статье 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Согласно разъяснениям пункта 8 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации N 9 от 29 мая 2012 года "О судебной практике по делам о наследовании", при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
После смерти наследодателя вышеуказанное имущество перешло во владение истца, она фактически приняла наследство, ей как наследником были совершены действия, являющиеся в соответствии с п. 2 ст. 1153 ГК РФ фактическим принятием наследства. Истец пользуется спорным недвижимым имуществом, следит за его состоянием, с даты смерти Шарифгалеевой Н.Х., несет бремя по его содержанию.
На основании представленных и исследованных судом доказательств, суд считает требования истца подлежащими удовлетворению, поскольку совокупность представленных доказательств позволяет установить факт владения и пользования на праве собственности умершей Шарифгалеевой Н.Х. квартирой 31 расположенной по адресу: <адрес>. В связи с чем, указанное недвижимое имущество подлежит включению в наследственное имущество, оставшееся после её смерти.
Таким образом, исходя из совокупности представленных доказательств, суд полагает, что имеются основания для признания истцом права собственности в порядке наследования на № с кадастровым номером №, расположенную по адресу: <адрес>.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. (░░░░░ №), ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. (░░░░░ №) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░. № ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 23 ░░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░