Решение по делу № 5-177/2021 от 21.06.2021

Дело № 5-177/2021

Протокол

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

о прекращении производства по делу об административном правонарушении

г.Вытегра 16 июля 2021 года

Судья Вытегорского районного суда Вологодской области Уткин А.В., рассмотрев дело об административном правонарушении по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ в отношении юридического лица – ЗАО «Онегалеспром» (далее – ЗАО «Онегалеспром»), юридический <адрес>,

У С Т А Н О В И Л:

Согласно протокола об административном правонарушении от 29.01.2021 года, составленного по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ в отношении юридического лица – ЗАО «Онегалеспром», следует, что в ходе проведения расследования территориальным отделом в Кирилловском, Белозерском, Вашкинском, Вытегорском районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области, выявлено, что обществом не обеспечено выполнение требований санитарного законодательства – ст. 11, ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 4.4 санитарных правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции», а именно не организовано выявление лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу: 1) не представлены сведения по организации выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при работе на лесозаготовительных участках, работа на которых организована вахтовым методом; 2) при анализе информационных анкет о заболевшем COVID-19, при опросе заболевших установлено, что работники общества при наличии симптомов заболевания новой коронавирусной инфекцией посещали работу – ФИО14

Протокол об административном правонарушении был направлен для рассмотрения в Вытегорский районный суд. По итогам рассмотрения дела постановлением судьи от 02.04.2021 года производство по делу было прекращено на основании п.2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, т.е. в связи с отсутствием в действиях ЗАО «Онегалеспром» состава административного правонарушения. Указанное постановление было обжаловано начальником ТО Управления Роспотребнадзора в Вологодский областной суд.

Решением судьи Вологодского областного суда от 09.06.2021 года постановление Вытегорского районного суда от 02.04.2021 года было отменено с возвращением дела на новое рассмотрение. Основанием для отмены послужило то, что судьей не было проверено соблюдение обществом требований п. 4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции» в части организации выявления признаков заболеваний у работников, находящихся на лесных участках на вахте, в начале каждой рабочей смены.

При новом рассмотрении дела представитель Роспотребнадзора Птицына О.А. в судебном заседании не присутствовала, представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.

В судебном заседании защитник привлекаемого лица ЗАО «Онегалепром» Киркин О.В. вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ, также не признал, пояснил, что расследование по делу проведено неполно и необъективно. Просит производство по делу прекратить. На предприятии принимались необходимые меры по профилактике инфекции, обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении, полностью опровергнуты при рассмотрении дела, нарушения не подтверждены. Дополнительно пояснил по поводу работы на лесных делянках, а именно то, что на всех ЛЗУ (лесозаготовительных участках), которых было 5 и в настоящее время 4, имеются бытовые вагоны для проживания рабочих. Рабочие работают вахтами по 6 дней, по 4 человека в смену. В вагонах имеется аптечка, термометр, которым каждый день измеряется температура у рабочих в начале каждой смены. Имеются жидкие средства для дезинфекции рук, жилых помещений и кабин тракторов. Выданы маски и перчатки. Каждый день всех проверяет кто-либо из мастеров или механиков, с опросом о состоянии здоровья. Все рабочие проинструктированы по поводу признаков заболеваний. В 2020 году с вахты был увезен только 1 заболевший работник Варин, иных случаев не было. Сотрудники Роспотребнадзора в лесные делянки не выезжали, никого по этому поводу не опрашивали, документы и оснащение не проверяли и не запрашивали. Кроме того, подтвердил свои ранее изложенные доводы, а именно то, что объяснения с предприятия не запрашивались, все данные по сотрудникам предприятия получались от них по телефону. Все работники на лесозаготовительные участки направляются с территории предприятия (г.Вытегра, Ленинградский тр., д.26). Утром они проходят через проходную, через турникет. У каждого измеряется температура, они визуально осматриваются на наличие признаков заболевания. Если есть признаки заболевания, сотрудники направляются на осмотр к мед.работнику, который находится на предприятии и проводит предрейсовый медицинский осмотр водителей. В начале декабря было выдано предписание о ведении журнала. С декабря 2020 года они ведут такой журнал на проходной. Ведение такого журнала самой процедурой не предусмотрено. Согласно Правил, должны обеспечить только измерение. Не выяснялось когда сотрудники были на работе, были ли они с температурой, с признаками заболевания и т.п. Приказом предприятия запрещено сотрудникам приходить на работу в нездоровом виде, с признаками заболевания. ФИО15 до 26.11.2020 включительно находился в отпуске. 26.11.2020 его по телефону пригласили на работу, чтобы пройти тестирование на КОВИД. 27.11.2020 он пришел утром на работу без признаков заболевания. Около 10 часов ему сообщили о положительном тесте на КОВИД. Он ушел с работы и с 27.11.2020 он находился на больничном. Признаков заболевания ни 26-го, ни 27-го у него не было, он болел бессимптомно. ФИО16 26.11.2020 прошел тестирование, но у него имеется хронический насморк. 27.11.2020 он не был на работе, т.к. 27.11.2020 ему сообщили о положительном тесте на КОВИД. ФИО17 26.11.2020 прошел тестирование, 27.11.2020 он уехал на вахту на лесозаготовительный участок №5, признаков заболевания у него не было. 28.11.2020 он сообщил, что у него появился кашель и отсутствует обоняние, его с участка сразу ФИО18 вывез на отдельной машине домой. ФИО19 08.12.2020 пришел утром на работу без признаков заболевания, прошел предрейсовый осмотр, получил путевой лист. Вечером, после работы, у него поднялась температура. Он позвонил и сообщил об этом руководству предприятия. Он обратился в мед.учреждение и с 09.12.2020 он находился на больничном. ФИО20 09.12.2020 пришел на работу, признаков заболевания у него не было, чувствовал он себя нормально. Вечером после работы он сообщил, что у него поднялась температура, ухудшилось состояние. Больше он на работу не вышел. Все они работали на территории предприятия, утром проходили термометрию, температуры ни у кого из них не было. После они разошлись по рабочим местам.

В судебном заседании были исследованы представленные в дело документы, а также протоколы судебных заседаний от 04 и 26 марта 2021 года.

Свидетель ФИО21 суду показал, что с 13 по 26.11.2020 включительно он находился в отпуске. 27.11.2020 должен был выйти на работу. 26.11.2020 его вызвали на работу пройти тестирование на КОВИД. Признаков заболевания у него не было, был небольшой насморк, температуры не было. Насморк у него хронический, он об этом говорил. 27.11.2020 в 6 часов утра ему позвонили и сообщили о положительном тесте. Он на работу не пошел, остался дома. На предприятии пропускной режим. На входе измеряют температуру. Пускают только в масках через турникет. Он знакомился с приказами по предприятию относительно ситуации с КОВИДом в апреле 2020 года, в начале пандемии. Письменно его никто не опрашивал.

Свидетель ФИО22 суду показал, что с начала эпидемии был введен пропускной контроль на входе на территорию предприятия. Он отвечает за проходную. Утром с 7 до 8 часов находится там, измеряет температуру работников. Выдаются маски. С начала декабря 2020 года ведется журнал, куда вносятся данные о температуре сотрудников. При подозрении на заболевание сотрудник направляется к мед.работнику в Вытегорской ЦРБ, который находится на территории предприятия и осуществляет предрейсовый осмотр водителей (с 6 до 8 часов). ФИО35 из леса вывозил лично он.

Свидетель ФИО23 суду показал, что 26.11.2020 у него брали тест на КОВИД, симптомов заболевания не было. 27.11.2020 он уехал на вахту в лес. 27 ноября вечером была потеря обоняния, других симптомов не было, его увезли домой 28.11.2020. На работе утром на проходной у всех измеряют температуру. Всех знакомили с инструкциями по КОВИДу.

Свидетель ФИО24 суду показал, что 02.12.2020 вечером у него поднялась температура. Он позвонил на работу и сообщил, что на следующий день не выйдет на работу. Никаких симптомов до 02.12.2020 у него не было. В леспромхозе брали анализы до этого, ответ был отрицательный тест. Пробы на КОВИД брали через неделю или 5 дней, после того, как он вышел на больничный. Это могло быть 08.12.2020. На предприятии измеряют температуру на проходной и в Вытегре и в Андоме. Он работает в Андоме. Выдают средства индивидуальной защиты. Он каждый день как водитель проходит осмотр у медика с утра.

Свидетель ФИО25 суду показал, что он заболел 08.12.2020 вечером после работы, поднялась температура до 37. Он позвонил и сообщил, что на следующий день не выйдет на работу. Пробы брали в организации 26.11.2020, тогда у него все было нормально. До 08.12.2020 он работал. Утром приходили на работу в масках, на проходной измеряли температуру.

Свидетель ФИО26 суду показал, что 26.11.2020 у них на работе брали пробы на КОВИД. У него никаких симптомов не было. В субботу ему позвонили и сообщили, чтобы он оставался дома, никуда не ходил. У него никаких симптомов вообще не было. Больничный лист был по 15.12.2020. На работе утром на проходной у всех измеряют температуру, выдают маски.

Допрошенные по работе на лесных делянках свидетели показали следующее.

Свидетель ФИО27, работающий мастером на лесосеке, показал, что он работает на ЛЗУ . В лесу имеются бытовые вагоны, вахта 6 дней, в смену работает 4 человека – 2 на Харвестере и 2 на Форвардере. ЛЗУ проверяются каждый день, работники опрашиваются по состоянию здоровья. Рабочие приезжают в лес на вахту через проходную в организации в г. Вытегра. На ЛЗУ имеются термометры для измерения температуры тела в начале каждой смены. Рабочим выданы маски, перчатки, дезинфицирующая жидкость. Регулярно обрабатываются жилые помещения, кабины тракторов. Случаев заболеваний на участках при нем не было, знает, что был заболевший ФИО28

Свидетель ФИО29 работающий начальником производственного отдела, показал, что его место работы в основном в лесу. Он обязательно бывает на каждом из 5 ЛЗУ, интересуется здоровьем рабочих. На ЛЗУ есть аптечка, термометр для измерения температуры тела каждым из рабочих в начале каждой смены. Выданы перчатки, салфетки, спиртовая жидкость. Заболевших он не видел. Из проверяющих Роспотребнадзора в лес никто не ездил.

Свидетель ФИО30 работающий машинистом трелевочных машин, суду показал, что всего в лесу в смену находится 4 человека. Работают они вахтами по 6 дней, живут в вагонах. Имеется аптечка, термометр. Все измеряют каждый день температуру, делают кварцевание, обработку рук, вагонов и кабин тракторов. На своем участке заболевших не видел. Мастер или кто-то другой приезжает каждый день.

Заслушав объяснения защитника привлекаемого лица, свидетелей, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 6.3 КоАП РФ.

В части 2 данной статьи указано, что те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий - влекут наложение административного штрафа, в частности, на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Постановлением Правительства РФ от 31 января 2020 г. N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

Частью 3 ФЗ от 30.03.1999 N52-ФЗ (ред. от 13.07.2020) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Согласно ст. 11 ФЗ от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: 1) выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; 2) разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; 4) осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, и др.

В соответствии ч. 1 статьи 29 указанного федерального закона, в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан. Мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона. (ч.3)

Пунктом 2.4 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001 N 18 (ред. от 27.03.2007) "О введении в действие Санитарных правил - СП 1.1.1058-01" (вместе с "СП 1.1.1058-01. 1.1. Общие вопросы. Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Санитарные правила", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 10.07.2001), предусмотрено, что производственный контроль включает: а) наличие официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью; б) осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных настоящими санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами: в) организацию медицинских осмотров, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения; г) контроль за наличием сертификатов, санитарно-эпидемиологических заключений, личных медицинских книжек, санитарных паспортов на транспорт, иных документов, подтверждающих качество, безопасность сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации в случаях, предусмотренных действующим законодательством; е) ведение учета и отчетности, установленной действующим законодательством по вопросам, связанным с осуществлением производственного контроля; з) визуальный контроль специально уполномоченными должностными лицами (работниками) организации за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, соблюдением санитарных правил, разработку и реализацию мер, направленных на устранение нарушений, и др.

Пунктом 4.4. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 N 15 (ред. от 13.11.2020) "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (вместе с "СП 3.1.3597-20. Санитарно-эпидемиологические правила...") предусмотрено, что мероприятиями, направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции, являются: - соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1,5 до 2 метров; - организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха; - обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы территории Российской Федерации; - организация выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу; - использование мер социального разобщения и др.

При этом положения п. 4.4 СП 3.1.3597-20 носят общий, рекомендательный характер, какую-либо конкретную обязанность не возлагают.

В письме Роспотребнадзора от 20.04.2020 N 02/7376-2020-24 "О направлении рекомендаций по организации работы предприятий в условиях распространения рисков COVID-19" (вместе с "МР 3.1/2.2.0172/5-20. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. 2.2. Гигиена труда. Рекомендации по организации работы предприятий в условиях сохранения рисков распространения COVID-19. Методические рекомендации") указано на необходимость организации ежедневного перед началом рабочей смены "входного фильтра" с проведением бесконтактного контроля температуры тела работника (п.3.4), и опроса с уточнением состояния здоровья работника и лиц, проживающих вместе с ним, информации о возможных контактах с больными лицами или лицами, вернувшимися из другой страны или субъекта РФ (п.3.5).

Так, из протокола об административном правонарушении и акта расследования причин возникновения инфекционного заболевания следует, что на предприятии ЗАО «Онегалеспром» при обследовании персонала на 30.11.2020 зарегистрировано 14 случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией. По направлению работодателя обследовано 112 сотрудников. Дата отбора проб 26.11.2020 года. В ЗАО «Онегалеспром» разработаны приказы и инструкции по профилактике новой коронавирусной инфекции в разных структурных подразделениях предприятия. При осмотре помещений здания управления, склада, проходной установлено наличие дезинфицирующих средств, кожных антисептиков, масок, бактерицидных облучателей-рециркуляторов. Представлены оборотные ведомости по материальным средствам в подтверждение выдачи средств, но отсутствуют инструкции при применению средств. Организация выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу, со слов представителя организации, проводится на проходной путем измерения температуры тела бесконтактным термометром. Не представлены сведения по организации выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при работе на лесозаготовительных участках, работа на которых организована вахтовым методом.

Однако, как следует из показаний свидетелей в судебном заседании ФИО31 при приходе работника на работу, ежедневно, на проходной предприятия измеряется температура тела бесконтактным прибором, выясняется наличие ОРВИ, выдаются маски, руки обрабатываются антисептиком. На предприятии были изданы приказы и инструкции по профилактике и поведению работников в условиях новой коронавирусной инфекции. Работники, которые следуют на вахту, также изначально прибывают на территорию предприятия через проходную, и после проверки уезжают на лесные участки.

Свидетели ФИО32 суду показали, что вахтовая работа на каждом ЛЗУ проверяется каждый день мастером или другим представителем руководства. На всех лесных участках имеются бытовые вагоны, условия для проживания рабочих созданы. Имеются аптечки, выданы маски и перчатки, дезинфицирующая жидкость. Перед началом каждой смены каждым рабочим измеряется температура тела. С инструкциями по профилактике все ознакомлены.

При проведении расследования указанные свидетели и иные лица работниками Роспотребнадзора письменно не опрашивались, необходимые вопросы у них не выяснялись, документы в полном объеме не запрашивались, на лесные участки проверяющие не выезжали. При этом, как указано в акте расследования, на проходной предприятия имеются в наличии дезинфицирующие средства, маски и др.

Также выше указанные свидетели, 5 человек - ФИО33., указанные в протоколе, как лица посещавшие работу при наличии признаков заболевания, показали, что при отборе проб никаких симптомов у них не было, а ФИО34 вообще 26.11.2020 находился в отпуске.

При указанных обстоятельствах факт заболевания пяти указанных работников предприятия сам по себе не свидетельствует об отсутствии на предприятии системы мер по организации выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу, в т.ч. для работы вахтовым методом.

При этом, как указано в протоколе, проверяющим не были представлены сведения по организации выявления заболевших лиц при работе на лесозаготовительных участках, работа которых организована вахтовым методом, хотя о каких-либо попытках проверяющих получить указанные сведения ни в протоколе, ни в акте расследования, ничего не указано. Каких-либо отказов в предоставлении документов (сведений), игнорирования запросов не зафиксировано. Мер к непосредственной проверке ЛЗУ, в т.ч. выборочной, не принято, и сведений о невозможности такой проверки не представлено.

Таким образом, выводы в акте расследования и протоколе о том, что «наличие у заболевших симптомов заболевания во время нахождения на работе» свидетельствует об отсутствии выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний, а также то, что не представлены сведения по организации выявления заболевших лиц при работе на лесозаготовительных участках, работа которых организована вахтовым методом, являются необъективными и ничем не подтвержденными.

Симптомов заболевания у указанных работников до взятия проб не было, после подтверждения диагноза или появления симптомов они незамедлительно были отстранены от работы. Обстоятельства и место заражения работников коронавирусной инфекцией в ходе расследования достоверно не установлены. Предположение контролирующего органа о том, что инфекция была занесена на предприятие заболевшими работниками, не может служить в качестве достаточного доказательства вины юридического лица в отсутствии соответствующего производственного контроля. К тому же ведение журнала по освидетельствованию работников при проведении данной работы законодательством не предусмотрено. Сами материалы расследования достаточных данных о виновности юридического лица не содержат, при этом выводы в акте расследования сделаны на предположениях и на не достаточно проверенных фактах, в т.ч. без непосредственного надлежащего обследования лесозаготовительных участков. Соответственно, доказательств вины юридического лица в совершении административного правонарушения суду вновь не представлено,

С учетом изложенного, производство по делу подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ, суд

П О С Т А Н О В И Л:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, в отношении юридического лица ЗАО «Онегалеспром», прекратить по п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, т.е. в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Вологодский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья А.В. Уткин

Мотивированное постановление изготовлено 19.07.2021.

5-177/2021

Категория:
Административные
Ответчики
ЗАО "Онегалеспром"
Суд
Вытегорский районный суд Вологодской области
Судья
Уткин Алексей Владимирович
Статьи

6.3

Дело на сайте суда
vytegorsky.vld.sudrf.ru
21.06.2021Передача дела судье
24.06.2021Подготовка дела к рассмотрению
16.07.2021Рассмотрение дела по существу
21.07.2021Направление копии постановления (определения) в соотв. с ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ
21.07.2021Материалы дела сданы в отдел судебного делопроизводства
26.07.2021Направленная копия постановления (определения) ВРУЧЕНА
06.08.2021Вступление постановления (определения) в законную силу
06.08.2021Обращено к исполнению
16.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее