дело № 2-187/2020
91RS0019-01-2019-004266-72
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2 марта 2020 года г. Симферополь
Симферопольский районный суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Тимофеевой А.А., при секретаре судебного заседания Павлик М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузьмина Сергея Владимировича к Кузьмину Владимиру Леонтьевичу, ОМВД России по Симферопольскому району о выселении и снятии с регистрационного учета и по встречному иску Кузьмина Владимира Леонтьевича к Кузьмину Сергею Владимировичу, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - нотариуса Симферопольского городского нотариального округа Аксеновой И.В., об установлении факта принятия наследства, включении жилого дома в состав наследственной массы, признании права собственности на супружескую долю, признании недействительными свидетельства о праве личной собственности и свидетельства о праве на наследство, прекращении права собственности и признании права собственности, -
УСТАНОВИЛ:
Кузьмин С.В. обратился в Симферопольский районный суд Республики Крым с иском к Кузьмину В.Л. о выселении из жилого <адрес> Республики Крым и возложении обязанности снять Кузьмина С.В. с регистрационного учета по указанному адресу.
Требования мотивированы тем, что истец является собственником указанного дома, ответчик ранее зарегистрировал свое место жительства в данном помещении, однако фактически родственные отношения стороны не поддерживают, при этом ответчик препятствует вселению истца.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве соответчика привлечен ОМВД России по Симферопольскому району.
Кузьмин В.Л. обратился в суд со встречным иском к Кузьмину С.В. и, уточнив исковые требования, просил установить факт принятия им наследства после смерти отца, ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ, включить в состав наследства, открывшегося после смерти ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>; признать право собственности ФИО2 на супружескую долю в размере ? на указанные жилой дом и земельный участок; признать недействительным свидетельство о праве личной собственности ФИО3 на домовладение от ДД.ММ.ГГГГ, выданное на основании решения Симферопольского районного совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ; признать недействительным свидетельство о праве на наследство по завещанию, зарегистрированное в реестре под №, выданное ДД.ММ.ГГГГ нотариусом Аксеновой И.В. на имя Кузьмина С.В. в части; прекратить право собственности ФИО5, на ? долю вышеуказанных жилого дома и земельного участка и признать право собственности Кузьмина С.В. на указанные доли дома и земельного участка.
Требования по встречному иску мотивированы тем, что родители Кузьмина Владимира Леонтьевича: ФИО2 и ФИО3 с № года состояли в зарегистрированном браке. Отцу, Кузьмину В.Л. был предоставлен земельный участок под постройку жилого дома, строительство которого окончено в № году. ФИО2 умер в № году и на момент его смерти наследниками первой очереди являлись его жена, ФИО3, и сын, Кузьмин В.Л. При этом Кузьмин В.Л. постоянно проживал в доме на момент открытия наследства, принял в свое пользование предметы домашнего обихода, провел ремонт, обрабатывал земельный участок. Таким образом, по мнению Кузьмина В.Л., ? доля дома и земельного участка входят в состав наследства, открывшегося после смерти ФИО2. В дальнейшем ФИО3 выдано свидетельство о праве личной собственности на домовладение в целом, которое Кузьмин В.Л. считает незаконным, так как ФИО3 могла принадлежать лишь ? доля дома. Соответственно ? доля, как доля пережившего супруга и ? доля, как доля в порядке наследования после смерти ФИО2, могли входить в состав наследства, открывшегося после смерти ФИО3, умершей ДД.ММ.ГГГГ. В связи с этим, Кузьмин В.Л. заявляет требования о признании недействительным в части свидетельства о праве на наследство от ДД.ММ.ГГГГ. По аналогичным основаниям Кузьмин ВЛ. заявляет требования относительно земельного участка, на котором расположено домовладение.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлечена нотариус Аксенова И.В..
В судебном заседании представитель истца поддержала заявленные требования по первоначальному иску, просила отказать в удовлетворении встречного иска в полном объеме, в том числе, ссылаясь на пропуск истцом срока исковой давности.
Представители ответчика просили отказать в удовлетворении первоначального иска и удовлетворить встречный иск по основаниям, приведенным в заявлении.
Помощник прокурора в судебном заседании огласила заключение по сути спора, в соответствии с которым полагает обоснованными требования по первоначальному иску в части выселения Кузьмина В.Л..
Иные участники в суд не явились, уведомлены о рассмотрении дела надлежащим образом.
Заслушав явившихся участников, исследовав материалы дела и оценив предоставленные доказательства в их совокупности, судом установлено следующее.
ФИО2 и ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ состояли в зарегистрированном браке (л.д. 158).
ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ, единственным наследником первой очереди, обратившимся к нотариусу с заявлением о принятии наследства, является его жена, ФИО3 (л.д. 156-157).
На основании свидетельства о праве личной собственности на домовладение от ДД.ММ.ГГГГ, выданного исполнительным комитетом Симферопольского районного совета народных депутатов на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ, домовладение <адрес> в целом принадлежало ФИО3 (л.д. 88).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 выдан государственный акт на право собственности на земельный участок по указанному адресу площадью № га (л.д. 91).
На основании завещания, удостоверенного секретарем Мазанского сельского совета ДД.ММ.ГГГГ под реестр. № ФИО3 завещала все имущество, которое будет принадлежать ей на день смерти, Кузьмину Сергею Владимировичу (л.д. 85).
ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ, единственным наследником, принявшим наследство после ее смерти, является истец ФИО5, (л.д. 82), которому выданы свидетельства о праве на наследство на спорное имущество, право истца в целом на домовладение и земельный участок зарегистрировано в ЕГРН.
Предоставляя правовую оценку требованиям, заявленным во встречном иске, суд руководствовался следующим.
Согласно статьям 22, 28 Кодекса о браке и семье УССР, регулировавшего спорные отношения в момент открытия наследства, имущество, нажитое супругами во время брака, является их общей совместной собственностью. В случае раздела этого имущества, доли супругом признаются равными.
Исходя из предмета встречного иска, юридически значимым обстоятельством, от установления которого зависит его разрешение, является время возникновения права собственности ФИО3 на спорные домовладение и земельный участок.
Согласно представленным в суд документов, право собственности ФИО3 на домовладение <адрес> <адрес> подтверждалось свидетельством о праве личной собственности на домовладение от ДД.ММ.ГГГГ, а на земельный участок – государственным актом, выданным ДД.ММ.ГГГГ, то есть право собственности ФИО3 возникло после смерти ее мужа.
Доводы Кузьмина В.Л. о том, что ранее земельный участок передавался его отцу под строительство дома, а постройка завершена в 1965 году, не имеют значения, поскольку момент возникновения права собственности не связан с данными обстоятельствами.
Кроме того, заслуживают внимание доводы представителя Кузьмина С.В. о пропуске срока исковой давности по требованиям встречного иска.
Из пункта 1 части 1 и части 2 статьи 549 ГК УССР, регулировавшего спорные отношения в момент открытия наследства, следует, что мог быть признан принявшим наследство наследник, который в течение шести месяцев со дня открытия наследства вступил в управление или владение наследственным имуществом.
Согласно статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса (статьи 196).
Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 200).
Аналогичные положения были предусмотрены статьями 71, 74 Гражданского кодекса УССР.
Кузьмину В.Л. было достоверно известно о смерти его отца, ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ, при этом с заявлением о принятии наследства к нотариусу он не обращался.
Таким образом, срок исковой давности по требованиям об установлении факта принятия наследства после смерти ФИО2 истек, доказательств, свидетельствующих о его прерывании или возобновлении суду не предоставлено.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (пункт 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, Кузьмин С.В. не может быть признан принявшим наследство после смерти своего отца. Остальные требования являются производными от данного, в связи с чем удовлетворению не подлежат.
Разрешая спор в части основного иска, суд исходил из следующего.
Согласно частям первой и второй статьи 288 ГК РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. Жилые помещения предназначены для проживания граждан. Гражданин – собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания и проживания членов его семьи. Жилые помещения могут сдаваться их собственниками для проживания на основании договора.
В соответствии с частью первой статьи 292 ГК РФ члены семьи собственника, проживающие в принадлежащем ему жилом помещении, имеют право пользования этим помещением на условиях, предусмотренных жилищным законодательством.
Согласно статье 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Частью первой статьи 35 ЖК РФ установлено, что в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса Российской Федерации», вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из следующего: членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации). Членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» по смыслу частей 1 и 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, к бывшим членам семьи собственника жилого помещения относятся лица, с которыми у собственника прекращены семейные отношения. Отказ от ведения общего хозяйства иных лиц (помимо супругов) с собственником жилого помещения, отсутствие у них с собственником общего бюджета, общих предметов быта, неоказание взаимной поддержки друг другу и т.п., а также выезд в другое место жительства могут свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения.
Суду не предоставлено доказательств, подтверждающих то, что ответчик ведет с истцом общее хозяйство, а их отношения характеризуются взаимной заботой и уважением, стороны связаны общностью имущественных или неимущественных прав. В связи с указанным суд приходит к выводу, об удовлетворении требования о выселении ответчика.
В соответствии со статьей 7 Закона РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах РФ», подпунктом «е» пункта 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года №713, снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением на основании вступившего в законную силу решения суда.
Таким образом, снятие с регистрационного учета производится на основании решения суда о признании лица, утратившим право пользования жилым помещением, вступившим в законную силу, требования о снятии ответчика с регистрационного учета заявлены преждевременно.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд, -
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ <░░░░░>
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 10 ░░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ |