Дело №2а-332/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 февраля 2019 года Томский районный суд Томской области в составе:
председательствующего судьи Потапова А.И.,
при секретаре Челядиновой Ю.Е.,
с участием:
помощника прокурора Томского района Томской области Хомяковой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске административное дело по административному исковому заявлению прокурора Томского района Томской области к Худайберганову Егору Анатольевичу о прекращении действия права на управление транспортными средствами,
установил:
прокурор Томского района Томской области (далее - административный истец), действуя в защиту прав свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Худайберганову Е.А, (далее – административный ответчик) о прекращении действия права на управление транспортными средствами, указывая в обоснование заявленного требования следующее.
В ходе проведенной прокуратурой Томского района Томской области проверки соблюдения законодательства в сфере безопасности дорожного движения установлено, что Худайберганов Е.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения имеет право на управление транспортными средствами категории что подтверждается водительским удостоверением № выданным ДД.ММ.ГГГГ, при этом имеет медицинские противопоказания для управления транспортными средствами. Согласно представленных сведений, административный ответчик состоит на диспансерном учете с диагнозом с февраля 2018 года, имеет противопоказания к водительской деятельности. Управление административным ответчиком, создает реальную угрозу возникновения дорожно-транспортных происшествий, причинение вреда жизни, здоровью граждан либо причинение иного имущественного ущерба, чем могут быть нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц, на основании чего, действие права на управление транспортными должно быть прекращено. На основании изложенного, ст.ст.23,25,28,31 Федерального закона от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения», ст.ст.4,20,39,124-126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор просил прекратить действие права административного ответчика на управление транспортными средствами категории на основании водительского удостоверения №.
В судебном заседании помощник прокурора Томского района Томской области Хомякова И.В. требования поддержала по основаниям указанным в административном исковом заявлении.
Судебное извещение, направленное административному ответчику по месту жительства, возвращено оператором почтовой связи в связи истечением срока хранения. При этом из материалов дела следует, что административное исковое заявление получено административным ответчиком лично, кроме этого судебное извещение на подготовку дела к рассмотрению, назначенную на ДД.ММ.ГГГГ также получено административным ответчиком лично. Учитывая изложенное, принимая во внимание, что ответчику достоверно известно о рассмотрении судом в отношении него административного иска о прекращении права на управление транспортными средствами, однако до начала судебного заседания он не известил суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки, доказательств уважительности причин неявки не представил, об отложении рассмотрении дела не заявил, суд приходит к выводу, что административный ответчик злоупотребляет свои правами, на основании чего, учитывая, что явка указанного лица не является обязательной в силу закона и не признана судом таковой, признает возможным признать причины неявки административного ответчика неуважительными и, руководствуясь п. 2 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, рассмотреть административное исковое заявление в его отсутствие.
Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав представленные доказательства, суд пришел к следующему.
В соответствии п. 3 ст. 8 Конвенции о дорожном движении, водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
Согласно ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
На основании ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Согласно ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Как следует из п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с п.1 ст.1079 Гражданского кодекса Российской Федерации использование транспортных средств признается деятельностью, осуществление которой связано с повышенной опасностью для окружающих. Указанная деятельность создает повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля над ней со стороны человека.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены Федеральным законом от 10 декабря 1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», задачами которого являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Согласно ст. 3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с абз. 9 ст. 5 указанного Федерального закона, обеспечение безопасности дорожного движения, в том числе, осуществляется посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно ч. 1, ч. 6 ст. 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя в том числе, обязательное медицинское освидетельствование кандидатов в водители транспортных средств; внеочередное обязательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств, при проведении обязательного периодического медицинского осмотра которых выявлены признаки заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями либо ранее не выявлявшимися медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортными средствами и подтвержденных по результатам последующих обследования и лечения. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
Периодичность обязательных медицинских освидетельствований, порядок их проведения, перечень медицинских противопоказаний, при которых гражданину Российской Федерации запрещается управлять транспортными средствами, а также порядок организации медицинской помощи пострадавшим в ДТП устанавливаются федеральным законом.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что административный ответчик имеет право управления транспортными средствами категории что подтверждается водительским удостоверением № выданным ДД.ММ.ГГГГ
Наличие у административного ответчика диагноза, при котором управление транспортными средствами противопоказано, следует из сообщения главного врача исх. № от ДД.ММ.ГГГГ, представленной медицинской документации.
На основании п. 1, п. 4 ст. 23.1 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством. Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ст. 23.1 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года N 1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством.
Так, к медицинским противопоказаниям к управлению транспортным средством согласно
Доказательств того, что имеющийся у административного ответчика диагноз снят, либо имеется стойкая ремиссия, не имеется, что свидетельствует о наличии у административного ответчика заболевания, препятствующего управлению транспортными средствами.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются: истечение срока действия водительского удостоверения; выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик; лишение права на управление транспортными средствами. Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.
Из системного толкования вышеприведенных норм Закона следует, что установление у гражданина наличия прямого противопоказания к управлению транспортными средствами, безусловно, свидетельствует о наличии непосредственной угрозы для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.
При установлении факта прямого запрета к управлению гражданином транспортными средствами, продолжение действия права управления транспортными средствами, противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения, потому такая деятельность подлежит прекращению.
Оценивая представленные доказательства в соответствии со ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает, что административный ответчик имеет право на управление транспортными средствами в нарушение требований закона, что нарушает права граждан на безопасное дорожное движение, на основании чего, заявленное прокурором требование о прекращении действия права на управление транспортными средствами является законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░