Решение по делу № 2а-686/2018 от 06.08.2018

№ 2а-686(1)/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 августа 2018 г.                      г. Пугачев

Пугачевский районный суд Саратовской области в составе

председательствующего судьи Викторовой И.В.

при секретаре Соловьевой Е.В.

с участием прокурора Бадаевой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
по административному иску заместителя Пугачевского межрайонного прокурора
в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации Давыдовского муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области о признании незаконным бездействия по организации сбора и определения места первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп,

установил:

заместитель Пугачевского межрайонного прокурора в защиту прав неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском
к администрации Давыдовского муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области о признании незаконным бездействия по организации сбора и определения места первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп. В обоснование иска указал,
что при проведении проверки исполнения Федерального закона «Об охране окружающей среды» в деятельности администрации Давыдовского муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области установлено неисполнение обязанности по организации сбора и определению места первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп, а также по их информированию. В связи с этим, население Давыдовского муниципального образования вынуждено передавать на утилизацию ртутьсодержащие лампы без сортировки вместе с другими твердыми бытовыми отходами. Указанное бездействие администрации приводит к значительному ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки на территории Давыдовского муниципального образования, негативно влияет на состояние природной среды,
чем нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Просил признать незаконным бездействие администрации Давыдовского муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области по организации сбора и определению места первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп,
а также по их информированию, возложить на администрацию Давыдовского муниципального образования Пугачевского муниципального района обязанность организовать сбор, определить места первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп, а также
по их информированию.

В судебном заседании старший помощник Пугачевского межрайонного прокурора Бадаева Т.А. административный иск поддержала по основаниям, указанным в иске.

Административный ответчик администрация Давыдовского муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области о времени
и месте судебного заседания извещена, представитель в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

В соответствии с ч. 2 ст. 150 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело
в отсутствие неявившегося представителя административного ответчика.

    Выслушав прокурора, исследовав письменные доказательства, суд пришел
к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В силу ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав
и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 8, 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии
с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с ч. 9 ст. 10 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ
«Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортировка или размещение которых может повлечь за собой причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 8 Правил обращения с отходами производства и потребления
в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 г. № 681, принятым в соответствие с Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», установлено, что органы местного самоуправления организуют сбор и определяют место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп (кроме потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах и имеющих заключенный собственниками указанных помещений договор управления многоквартирными домами или договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах), а также их информирование.

В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства, бой стеклянных ртутных ламп, относятся к 1 классу опасности для окружающей среды.

Статьей 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что отходы 1 класса опасности относятся к чрезвычайно опасным отходам.

В соответствии с ГОСТ Р 53691-2009 «Ресурсосбережение. Обращение
с отходами. Паспорт отхода 1 - 4 класса опасности. Основные требования», утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию
и метрологии от 15 декабря 2009 № 1091-ст, отходы 1 класса опасности - чрезвычайные отходы - это отходы, в состав которых входят вещества
или компоненты, обладающие одним или несколькими опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, способностью к самовозгоранию, высокой реакционной способностью, канцерогенностью, наличием возбудителей инфекционных заболеваний или другими установленными документально опасными свойствами), и обращение с которыми представляет непосредственную
или потенциальную опасность для жизни и здоровья человека и/или окружающей среды.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными
и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с подп. 18 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации» и п. 6 ст. 1 Закона Саратовской области от 30.09.2014
№ 108-ЗСО «О вопросах местного значения сельских поселений Саратовской области» участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов относится к вопросам местного значения поселения.

В соответствии с п. 18 ст. 3 Устава Давыдовского муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области к вопросам местного значения сельского поселения относится участие в организации деятельности
по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Из материалов дела видно, что Пугачевской межрайпрокуратурой проведена проверка исполнения администрацией Давыдовского муниципального образования требований Федерального закона от 10.01.2002 № 7 - ФЗ «Об охране окружающей среды», в ходе которой установлено, что в деятельности администрации имеются нарушения действующего законодательства при реализации полномочий
по организации сбора и определению места первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп,
а также по их информированию. В связи с этим, в адрес главы Давыдовского муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области направлено представление <Номер> от 14.05.2018 об устранении нарушений природоохранного законодательства.

Как следует из акта проверки от 30.07.2018, письменных сообщений администрации Давыдовского муниципального образования от 29.05.2018, 16.08.2018, письменного объяснения и.о. главы администрации Давыдовского муниципального образования ФИО4 от 16.08.2018 на данный момент места первичного сбора и размещения ртутьсодержащих ламп у потребителей
не определены, информирование потребителей о порядке и местах такого сбора
не проведено. В настоящее время разрабатывается проект НПА регулирующий вопрос определения мест первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп. Для проведения ряда работ по устройству и техническому оснащению помещения и выделения из бюджета средств необходимо 3 месяца.

Таким образом, суд установил, что на территории Давыдовского муниципального образования отсутствует организация сбора и определенное место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп
у потребителей ртутьсодержащих ламп, а также их информирование.

Поскольку в силу действующего законодательства именно на органы местного самоуправления возложена обязанность по организации сбора и определении места первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп
у потребителей ртутьсодержащих ламп, а также их информирование, бездействие административного ответчика может привести к значительному ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки на территории Давыдовского муниципального образования, негативно повлиять на состояние природной среды, суд пришел к выводу, что заявленные требования прокурора являются обоснованными, следует признать незаконным бездействие администрации Давыдовского муниципального образования, выразившееся в непринятии мер
по организации сбора и определению места первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп,
а также принять меры по информированию юридических лиц и граждан о местах сбора и о порядке осуществления такого сбора.

С учетом обстоятельств дела, позиции лиц участвующих в деле, суд считает необходимым установить административному ответчику срок для совершения соответствующих действий по настоящему иску – до 01 декабря 2018 г.

Руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

административный иск заместителя Пугачевского межрайонного прокурора
в защиту прав неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Давыдовского муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области по организации сбора и определению места первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп,
а также по их информированию.

Обязать администрацию Давыдовского муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области в срок до 01 декабря
2018 г. организовать сбор, определить места первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп, принять меры по информированию юридических лиц и граждан о местах сбора
и о порядке осуществления такого сбора.

        Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия
в окончательной форме в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Пугачевский районный суд Саратовской области.

Решение в окончательной форме принято 24.08.2018.

Судья

2а-686/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Заместитель Пугачевского межрайонного прокурора
Ответчики
Администарция Давыдовского муниципального образования
Суд
Пугачевский районный суд Саратовской области
Дело на сайте суда
pugachevsky.sar.sudrf.ru
03.05.2020Регистрация административного искового заявления
03.05.2020Передача материалов судье
03.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
03.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.05.2020Подготовка дела (собеседование)
03.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.05.2020Судебное заседание
03.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.05.2020Дело оформлено
03.05.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее