Дело № 33-1054/2021 а.ж.
УИД 68RS0002-01-2020-003396-03
Судья: Емельянова Н.В. (дело № 2-141/2021)
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
12 мая 2021 года город Тамбов
Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Пачиной Л.Н.,
судей Сорокиной С.Л. и Рязанцевой Л.В.,
при секретарях Самарцевой Э.М., Николюкиной С.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ярыгина Максима Владимировича к Управлению здравоохранения Тамбовской области, Финансовому управлению Тамбовской области, Министерству здравоохранения Российской Федерации о признании отказа в предоставлении единовременной компенсационной выплаты незаконным, возложении обязанности по заключению договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, обязании предоставить единовременную компенсационную выплату,
по апелляционной жалобе Ярыгина Максима Владимировича на решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 18 января 2021 г.
Заслушав доклад судьи Сорокиной С.Л., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
*** Ярыгин М.В. принят на должность врача-*** ТОГБУЗ «***» на условиях полного рабочего дня.
*** Ярыгин М.В. обратился в управление здравоохранения Тамбовской области с заявлением и документами о предоставлении компенсационной выплаты в размере 1000000 рублей в рамках программы «Развитие здравоохранения», утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1640, рассмотрев которое управление здравоохранения Тамбовской области отказало в предоставлении единовременной компенсационной выплаты, ссылаясь в письме от *** на отсутствие бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение расходных обязательств Тамбовской области из федерального бюджета.
*** Ярыгин М.В. обратился в суд с иском к управлению здравоохранения Тамбовской области о признании незаконным отказа в предоставлении единовременной компенсационной выплаты, возложении обязанности по заключению договора о предоставлении компенсационной выплаты с *** и взыскании указанной выплаты в размере 1000000 руб., указав, что *** после получения высшего медицинского образования был принят на должность врача-*** ТОГБУЗ «***» на условиях полного рабочего дня.
*** он обратился в управление здравоохранения Тамбовской области с заявлением и необходимыми документами о предоставлении ему компенсационной выплаты в размере 1000000 руб. в рамках программы «Развитие здравоохранения», утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1640.
На момент его обращения должность врача-*** ТОГБУЗ «***» была включена в перечень вакантных должностей, занятие которых дает право на получение указанной компенсационной выплаты.
Письмом от *** в предоставлении компенсационной выплаты ему было отказано в связи с отсутствием бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение расходных обязательств Тамбовской области из федерального бюджета.
Полагает, что данный отказ является незаконным, поскольку он в полной мере соответствует требованиям, установленным программой «Развитие здравоохранения», для лиц, претендующих на заключение договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты. Отсутствие возможности внесения изменений в лимиты бюджетных обязательств, предусмотренных на выполнение мер социальной поддержки работникам учреждения здравоохранения в 2019 году, не может влиять на реализацию им права на указанную меру поддержки в очередном году.
Протокольным определением суда к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены Финансовое управление Тамбовской области, Министерство здравоохранения Российской Федерации, в качестве третьего лица - ТОГБУЗ «***».
Решением Ленинского районного суда г.Тамбова от 18 января 2021 г. исковые требования Ярыгина Максима Владимировича к Управлению здравоохранения Тамбовской области, Финансовому управлению Тамбовской области, Министерству здравоохранения Российской Федерации о возложении обязанности по заключению договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Ярыгин М.В. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов жалобы указал, что при наличии у медицинского работника, прибывшего на работу в сельскую местность для осуществления на основании трудового договора трудовой деятельности в учреждении здравоохранения, права на получение единовременной компенсационной выплаты произвольный отказ от исполнения субъектом Российской Федерации публично-правовых обязательств по материальной поддержке таких работников является недопустимым.
Отсутствие у субъекта Российской Федерации бюджетных средств на эти цели (исчерпание бюджетных средств) не может являться препятствием к реализации предоставленного ему права на предоставление единовременной компенсационной выплаты и не освобождает субъект Российской Федерации от обязанности предпринять необходимые меры по обеспечению такой выплатой путем заключения с ним соответствующего договора.
Считает, что имеет право на социальную поддержку, на получение данной выплаты, как молодой специалист, прибывший на работу в сельскую местность.
Кроме того, указывает на то, что в ходе судебного заседания было установлено, что он обладает правом на получение спорной выплаты, что не отрицалось ни работодателем, ни ответчиком.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Российской Федерации, будучи надлежащим образом извещёнными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился; об уважительных причинах неявки в суд не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли. В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Проверив материалы дела, выслушав истца Ярыгина М.В. и его представителя по ордеру адвоката Крыловского М.В., поддержавших жалобу, представителей ответчиков, Управления здравоохранения Тамбовской области, по доверенности Бурлину С.Ю., Финансового управления Тамбовской области, по доверенностям Абызову С.Ю., Комбарову О.А., возражавших против удовлетворения жалобы, представителей третьего лица ТОГБУЗ «***», по доверенностям Ракитину Е.В., Лелькову Н.В., Олейникову М.И., не возражавших против удовлетворения жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также ГПК РФ), основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, исходя из изученных материалов дела, не имеется.
Согласно ст.46 Конституции РФ, каждый имеет право на судебную защиту.
В соответствии с данным конституционным положением статья 3 ГПК РФ предусматривает право заинтересованного лица в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В рамках реализации мероприятий по модернизации здравоохранения с целью повышения качества и доступности медицинской помощи Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1640, в редакции Постановления Правительства РФ от 24.01.2019 № 34, утверждена государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения", приложением № 8 к которой являются "Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек" (далее также Правила, Правила предоставления субсидии), устанавливающие цели, порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по осуществлению единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек (далее - субсидия) (пункт 1 Правил).
Субсидия предоставляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Министерства здравоохранения Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на предоставление субсидий, на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил (пункт 2 Правил).
Согласно пункту 3 Правил, критериями отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий являются:
а) наличие утвержденного уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и согласованного с Министерством здравоохранения Российской Федерации перечня вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год (программного реестра должностей);
б) наличие заявки высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации на участие в мероприятии, содержащей сведения о планируемой численности участников мероприятия (врачей, фельдшеров).
Субсидия предоставляется на основании соглашения, заключенного между Министерством здравоохранения Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 4 Правил).
Условиями предоставления субсидии являются: а) утвержденный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядок предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим не исполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении (за исключением медицинских организаций с укомплектованностью штата менее 60 процентов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в программный реестр должностей, предусмотренный пунктом 3 настоящих Правил, в размере 1 млн. рублей для врачей и 0,5 млн. рублей для фельдшеров; б) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований, предусмотренных на финансовое обеспечение расходных обязательств субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в объеме, необходимом для исполнения указанных обязательств, включающем размер планируемой к предоставлению из федерального бюджета субсидии, и наличие порядка определения объемов указанных ассигнований (пункт 5 Правил).
*** между Министерством здравоохранения Российской Федерации и администрацией Тамбовской области, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом от 29.11.2018 № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов», Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.09.2014 № 999, Правилами предоставления субсидий, предусмотренными приложением № 8 к государственной программе Российской Федерации «Развитие здравоохранения», утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1640, заключено Соглашение о предоставлении из федерального бюджета бюджету Тамбовской области субсидии на осуществление единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек (далее также Соглашение), предметом которого является предоставление из федерального бюджета в 2019 году бюджету Тамбовской области субсидии в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по осуществлению единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек (далее также Субсидия) в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенных Министерству как получателю средств федерального бюджета, по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации (п.1.1 Соглашения).
Общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Тамбовской области на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия, составляет в *** году *** рублей (п.2.1 Соглашения).
Общий размер Субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету Тамбовской области в соответствии с настоящим Соглашением, исходя из выраженного в процентах от общего объема расходного обязательства субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которого предоставляется Субсидия: уровня софинансирования, равного *** %, составляет в *** году не более *** рублей (п.2.2 Соглашения).
В случае увеличения в финансовом году общего объема бюджетных ассигнований, указанного в пункте 2.1 Соглашения, размер Субсидии, указанный в пункте 2.2 Соглашения на финансовый год, не подлежит изменению (п.2.2.1 Соглашения).
Субсидия предоставляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на 2019 финансовый год и плановый период 2020-2021 годов, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных Министерству как получателю средств федерального бюджета на финансовый год, при выполнении, в том числе следующих условий: наличие правового акта Тамбовской области об утверждении в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации перечня мероприятий, в целях софнинасирования которых предоставляется Субсидия, указанного в пункте 1.2 Соглашения (п.3.1, п.3.2 Соглашения).
Уполномоченным органом исполнительной власти Субъекта, осуществляющим взаимодействие с Министерством, на который со стороны Субъекта возлагаются функции по исполнению Соглашения и предоставлению отчетности, является управление здравоохранения Тамбовской области (п.6.1.1 Соглашения).
Субъект обязуется обеспечить выполнение порядка предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим не исполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении (за исключением медицинских организаций с укомплектованностью штата менее 60 процентов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в программный реестр должностей, предусмотренный пунктом 3 Правил предоставления субсидии, в размере 1 млн. рублей для врачей и 0,5 млн. рублей для фельдшеров (п.6.1.2.1 Соглашения).
Министерство здравоохранения РФ в установленном порядке осуществило софинансирование единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, перечислив денежные средства (субсидию) в размере *** рублей УФК по Тамбовской области (расходное расписание от ***).
Постановлением администрации Тамбовской области от 24.04.2019
№ 468, принятым в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1640, во исполнение Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек, утверждено Положение о предоставлении в 2019 году единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам, а также управление здравоохранения области определено уполномоченным органом исполнительной власти области на предоставление единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам и главным распорядителем средств бюджета Тамбовской области, предусмотренных на указанные цели (пункты 1, 2 постановления).
Положение о предоставлении в 2019 году единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам (далее - Положение), утвержденное постановлением администрации Тамбовской области от 24.04.2019 № 468, определяет порядок предоставления единовременной компенсационной выплаты врачам, фельдшерам в возрасте до 50 лет, прибывшим (переехавшим) в 2019 году на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек (пункт 1 Положения).
Согласно пункту 2 Положения, единовременная компенсационная выплата в размере 1 (одного) миллиона рублей для врачей и 500 (пятисот) тысяч рублей для фельдшеров на одного человека предоставляется медицинским работникам в возрасте до 50 лет, являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим неисполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении (за исключением медицинских организаций с укомплектованностью штата менее 60 процентов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной управлению здравоохранения области (далее - управление), на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в перечень вакантных должностей, утверждаемый управлением (далее - выплата, медицинский работник).
Выплата предоставляется однократно. Выплата носит заявительный характер. Медицинский работник после заключения трудового договора с медицинской организацией обращается в управление с заявлением о предоставлении выплаты на бумажном носителе по форме согласно приложению № 1 к Положению (пункты 3, 4 Положения).
Медицинский работник прилагает к заявлению: копию документа, удостоверяющего личность медицинского работника; копию документа, подтверждающего его прибытие (переезд) в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа, либо город с населением до 50 тысяч человек на территории Тамбовской области; копию документа о высшем профессиональном образовании, сертификата специалиста, диплома о профессиональной переподготовке специалиста для врача или копию документа о среднем профессиональном образовании для фельдшера; копию трудового договора с медицинской организацией; выписку из трудовой книжки; информацию о реквизитах своего лицевого счета в кредитной организации; заявление-согласие на обработку персональных данных (пункт 5 Положения).
Согласно пунктам 9, 10 Положения, прием документов, указанных в пункте 5 Положения, осуществляется управлением до 01.11.2019.
Управление в течение 15 рабочих дней со дня поступления заявления и документов, указанных в пункте 5 Положения, рассматривает представленные документы и издает приказ о предоставлении выплаты или об отказе в ее предоставлении.
Основания для отказа в предоставлении выплаты указаны в пункте 11 Положения, одним из которых является несоответствие медицинского работника, подавшего заявление о предоставлении выплаты, требованиям пункта 2 Положения.
Согласно пунктам 13, 14, 15 Положения, управление в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о предоставлении выплаты или об отказе в ее предоставлении уведомляет медицинского работника о принятом решении посредством телефонной связи, электронной почты, почтовой связи.
Договор между медицинским работником и управлением о предоставлении выплаты по форме согласно приложению N 2 к Положению (далее - договор о предоставлении выплаты) заключается в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня издания приказа управления о предоставлении выплаты.
Договор о предоставлении выплаты предусматривает обязанность медицинского работника, в том числе отработать в медицинской организации (по основному месту работы) на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленного в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, на одной из должностей, перечень которых устанавливается управлением, в соответствии с трудовым договором в течение 5 лет со дня заключения договора о предоставлении выплаты при условии продления договора на период неисполнения трудовой функции в полном объеме (кроме времени отдыха, предусмотренного статьями 106 и 107 Трудового кодекса Российской Федерации).
Судом установлено и следует из материалов дела, что в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек, утвержденными постановлением Правительства РФ от 24.01.2019 № 34, приказом управления здравоохранения Тамбовской области от 28.01.2019 № 106 утвержден Перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты в 2019 году, согласно приложению, согласованный, как следует из сообщения управления здравоохранения области от 29.04.2021 и пояснений представителя ответчика, управления здравоохранения Тамбовской области, Бурлиной С.Ю. в суде апелляционной инстанции, в устной форме с Министерством здравоохранения РФ.
Ярыгин М.В., *** года рождения, в июне *** года окончил обучение в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «***»; решением Государственной экзаменационной комиссии (протокол № *** от ***) Ярыгину М.В. присвоена квалификация «Врач***».
На основании трудового договора № *** от *** Ярыгин М.В. принят на работу в ТОГБУЗ «***» на должность врача-***.
Согласно условиям трудового договора, заключенного с Ярыгиным М.В., местом его работы определено структурное подразделение работодателя - *** поликлиника, расположенная по адресу ***; работа в организации является для работника основной на 1,0 ставку; трудовой договор заключен на неопределенный срок.
С *** Ярыгин М.В. зарегистрирован по месту пребывания по адресу ***.
В связи с наличие высшего медицинского образования и прибытием на работу на основании трудового договора в учреждение здравоохранения, расположенное в городе *** Тамбовской области с населением менее 50 тыс. человек, Ярыгин М.В. *** обратился в управление здравоохранения Тамбовской области с заявлением о предоставлении ему единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей.
В письме от *** управление здравоохранения Тамбовской области сообщило Ярыгину М.В. о том, что его документы о предоставлении единовременной компенсационной выплаты приняты и находятся на рассмотрении, также указав, что Соглашение о предоставлении из федерального бюджета бюджету Тамбовской области субсидии на осуществление единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам от *** № *** выполнено на 100 %, в связи с чем, управлением здравоохранения области подана заявка на дополнительное финансирование.
Министерство здравоохранения РФ, рассмотрев обращение администрации Тамбовской области от *** об увеличении размера субсидий из федерального бюджета бюджету Тамбовской области в соответствии с Соглашением о предоставлении из федерального бюджета бюджету Тамбовской области субсидии на осуществление единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек от ***, в письме от *** № *** сообщило, что согласно Соглашению, заключенному *** между Министерством здравоохранения Российской Федерации и администрацией Тамбовской области, объем финансового обеспечения на реализацию данного мероприятия составляет 50 млн. руб., в том числе *** млн. руб. из средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 28.11.2018 № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», что соответствует *** медицинским работникам, в том числе *** врачам и *** фельдшерам; в соответствии со вторым абзацем пункта 2.1.1 Соглашения от 13.02.2019, размер финансовых средств, предоставляемых субъектам Российской Федерации в целях софинансирования их расходных обязательств, не подлежит изменению. Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 № 459-ФЗ, Тамбовской области предусмотрено выделение *** млн. руб. Увеличение бюджетных ассигнований не предоставляется возможным.
Ссылаясь на ответ из Министерства здравоохранения РФ от *** № ***, управление здравоохранения Тамбовской области письмом от *** отказало Ярыгину М.В. в предоставлении единовременной компенсационной выплаты, указав в письме также о том, что согласно Федеральному закону от 28.11.2018 № 459-ФЗ Тамбовской области предусмотрено выделение *** млн. руб.; увеличение бюджетных ассигнований не предоставляется возможным.
Не согласившись с отказом управления здравоохранения Тамбовской области, Ярыгин М.В. обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленного Ярыгиным М.В. иска, суд первой инстанции, оценив в совокупности представленные доказательства в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, руководствуясь в совокупности нормами федеральных и региональных нормативно-правовых актов, в частности, Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1640, в редакции Постановления Правительства РФ от 24.01.2019 № 34, Правилами предоставления субсидии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.01.2019 № 34, Постановлением администрации Тамбовской области от 24.04.2019 № 468, Положением о предоставлении в 2019 году единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам, утвержденным Постановлением администрации Тамбовской области от 24.04.2019 № 468, регулирующими спорные правоотношения, пришел к обоснованному выводу о том, что право на получение единовременной компенсационной выплаты предусмотрено не всем медицинским работникам, прибывшим на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек и заключившим трудовой договор с медицинской организацией на условиях полного рабочего дня, а только тем, которые выполняют трудовую функцию на должности, включенной в перечень вакантных должностей, утверждаемый управлением. К таким лицам Ярыгин М.В. не относится, поскольку не отвечал требованиям Положения о предоставлении в *** году единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам, утвержденного Постановлением администрации Тамбовской области от *** № ***; к моменту трудоустройства Ярыгина М.В. в ТОГБУЗ «***» (***) и его последующего обращения с заявлением о предоставлении компенсационной выплаты (***) Перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты в *** году, утвержденный приказом управления здравоохранения Тамбовской области от *** № ***, с учетом изменений, внесенных приказом управления здравоохранения области от *** № ***, по должности врач*** в ТОГБУЗ «***» был исполнен, последующие изменения Перечня вакантных должностей не предусмотрели включение в него еще одной вакантной должности врача-*** в ТОГБУЗ «***».
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, и при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела. Выводы суда основаны на полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств дела, установленных по результатам надлежащей правовой оценки представленных доказательств.
Приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1183н утверждена Номенклатура должностей медицинских работников и фармацевтических работников, п.1.2 которой предусмотрены должности специалистов с высшим профессиональным (медицинским) образованием (врачи), в том числе врач-стоматолог, врач-стоматолог детский, врач-стоматолог-ортопед, врач-стоматолог-терапевт, врач-стоматолог-хирург.
Судом установлено и следует из материалов дела, что в *** поликлинике ТОГБУЗ «***» на *** имелись вакантные должности врача-*** 7 ставок; на ***, ***, *** - 6 ставок, в том числе врач-*** детский, врач-***, врач-***, врач-***.
В Перечне вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты в 2019 году, утвержденном приказом управления здравоохранения Тамбовской области от *** № ***, должность врача-***, врача-***, врача-*** в ТОГБУЗ «***», несмотря на наличие в *** поликлинике вакантных ставок врача-***, врача-***, врача-***, врача-***, отсутствовала; в соответствии с письмом главного врача ТОГБУЗ «***» от ***, в указанный Перечень по ТОГБУЗ «***» приказом управления здравоохранения области от *** № *** были включены вакантные должности медицинских работников, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты, - фельдшера *** (2 единицы), врача-*** участкового поликлиники, врача-*** участкового детской поликлиники, врача-*** отделения.
В связи с кадровыми изменениями приказом управления здравоохранения области от 19.04.2019 № 600 внесены изменения в приказ управления здравоохранения области от 28.01.2019 № 106, согласно которым
в Перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты в 2019 году, утвержденный приказом управления здравоохранения области от *** № ***, вместо 2 единиц фельдшера *** включена вакантная должность врача-***; указанный Перечень изложен в редакции согласно приложению к приказу от *** № ***, а именно, в указанный Перечень по ТОГБУЗ «***» включены вакантные должности медицинских работников, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты, - врача-*** участкового, врача-*** участкового, врача-***, врача-***.
Данный перечень вакантных должностей медицинских работников соответствует перечню вакантных должностей в письме главного врача ТОГБУЗ «***» от *** в управление здравоохранения области о внесении изменений в перечень вакантных должностей медицинских работников, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты.
Приказом управления здравоохранения области от *** № *** предоставлена единовременная компенсационная выплата врачам в размере один миллион рублей по списку согласно приложению № 1 к приказу; из приложения № 1 к приказу управления здравоохранения области от *** № *** следует, что единовременная компенсационная выплата предоставлена, в том числе врачу-*** ТОГБУЗ «***».
Согласно трудовому договору № *** от ***, заключенному между ТОГБУЗ «***» и Ярыгиным М.В., истец был принят на работу в ТОГБУЗ «***» на должность врача-***, то есть на должность, которая не была включена в Перечень вакантных должностей; выполнение истцом трудовой функции по должности врача-***, не включенной в Перечень вакантных должностей, утверждаемый управлением здравоохранения области, свидетельствует о несоответствии истца требованиям Положения о предоставлении в 2019 году единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам, утвержденного Постановлением администрации Тамбовской области от *** № ***, согласно которому одним из условий предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам является выполнение трудовой функции на должности, включенной в перечень вакантных должностей, утверждаемый управлением, и является основанием для отказа в предоставлении выплаты в соответствии с пунктом 11 Положения.
При этом обстоятельства предоставления управлением здравоохранения области в апреле *** года единовременной компенсационной выплаты врачу-*** ТОГБУЗ «***» по вакантной должности врача-*** в ТОГБУЗ «***», включенной в Перечень вакантных должностей приказом управления здравоохранения области от *** № ***, не имеют для Ярыгина М.В. правового значения, поскольку в Перечень вакантных должностей была включена должность врача-***, а истец, при наличии в учреждении вакантных ставок по должности врач-***, 02.09.2019 заключил трудовой договор, согласно которому был принят на работу в ТОГБУЗ «***» на должность врача-***.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истец, как молодой специалист, прибывший на работу в сельскую местность, имеет право на социальную поддержку, на получение единовременной компенсационной выплаты, несостоятельны и не являются основанием для отмены решения суда, поскольку право на получение единовременной компенсационной выплаты имеют не все медицинские работники, прибывшие на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек и заключившие трудовой договор с медицинской организацией на условиях полного рабочего дня, а только те, которые выполняют трудовую функцию на должности, включенной в перечень вакантных должностей, утверждаемый управлением; истец к таким лицам не относится, поскольку выполняет трудовую функцию на должности, которая не была включена в Перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты в 2019 году; вопросы обоснованности и целесообразности включения должностей медицинских работников в Перечень вакантных должностей в отсутствие регулируемых законом критериев их отбора не могут являться предметом судебной проверки.
Доводы апелляционной жалобы со ссылками, в том числе на Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 17.06.2020, о том, что отсутствие у субъекта Российской Федерации бюджетных средств на реализацию программы не может являться препятствием к реализации предоставленного истцу права на единовременную компенсационную выплату и не освобождает субъект Российской Федерации от обязанности предпринять необходимые меры по обеспечению такой выплатой путем заключения соответствующего договора, судебной коллегией отклоняются. Истец не приобрел право на получение единовременной компенсационной выплаты, и у управления здравоохранения Тамбовской области отсутствует обязанность по заключению с Ярыгиным М.В. договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, предусмотренной Постановлением администрации Тамбовской области от *** № ***. Предоставление каждому субъекту Российской Федерации, участвующему в реализации государственной программы по развитию здравоохранения, права определять свой Перечень вакантных должностей (Программный реестр должностей), при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты, не создает дискриминационные условия получения указанной выплаты. Федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (ч.12.1 ст.51), упоминаемым в вышеуказанном Обзоре практики, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 17.06.2020, предусмотрен иной порядок и условия предоставления единовременных компенсационных выплат.
Из содержания Положения о предоставлении в 2019 году единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам, Соглашения о предоставлении из федерального бюджета бюджету Тамбовской области субсидии на осуществление единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам от *** следует, что субсидии бюджету Тамбовской области из федерального бюджета предоставлялись в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на 2019 год и плановый период 2020-2021 года. Субъект при этом принял на себя обязательства только по обеспечению выполнения порядка предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, заключившим трудовой договор с выполнением трудовой функции на должности, включенной в программный реестр должностей. Управление здравоохранения Тамбовской области исполнило данную обязанность. При этом обязанность по обеспечению компенсационными выплатами иных медицинских работников ни субъект, ни Министерство здравоохранения РФ на себя не принимали.
Ссылки истца и его представителя в суде апелляционной инстанции на то, что при трудоустройстве на должность врача-*** ТОГБУЗ «***» истцу были предоставлены сведения о включении должности врача-*** в Перечень вакантных должностей, дающий право на получение компенсационной выплаты, на информирование истца о праве на получение выплаты при замещении должности врача-*** в ТОГБУЗ «***», на предоставление выплат лицам (врачам), трудоустроенным в другие медицинские организации, подведомственные управлению здравоохранения области, на должности, включенные в Перечень вакантных должностей, и обратившимся в управление здравоохранения области с заявлением о предоставлении единовременной компенсационной выплаты позже обращения истца (после ***), равно как и ссылки на то, что в письме управления здравоохранения области от 10.01.2020 указано основание для отказа в предоставлении выплаты, которое не предусмотрено п.11 Положения о предоставлении в 2019 году единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам, утвержденного постановлением администрации Тамбовской области от *** № ***, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку указанные факты сами по себе не имеют правового значения для разрешения спора и на правильность выводов суда об отсутствии у истца права на указанную выплату повлиять не могут.
Отсутствие возражений по существу заявленных Ярыгиным М.В. исковых требований со стороны представителя ТОГБУЗ «***» не является основанием для отмены решения; к моменту трудоустройства истца (***) Перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты в 2019 году, утвержденный приказом управления здравоохранения Тамбовской области от *** № ***, с учетом изменений, внесенных приказом управления здравоохранения области от *** № ***, по должности врач-*** в ТОГБУЗ «***» был исполнен, последующие изменения Перечня вакантных должностей не предусмотрели включение в него еще одной вакантной должности врача-*** либо врача-***, на которую был принят Ярыгин М.В.
Доводы истца о праве на единовременную компенсационную выплату со ссылкой на указание в дипломе специалиста о присвоении Ярыгину М.В. квалификации «врач-***», несостоятельны, учитывая, что Номенклатурой должностей предусмотрены «врач-***, врач-*** детский, врач-***, врач-***, врач-***», Ярыгин М.В. был принят на вакантную должность «врач-***», а в Перечень вакантных должностей была включена должность «врач-***».
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для рассмотрения дела по существу, влияли бы на законность судебного постановления. Они являлись предметом рассмотрения в суде, им дана надлежащая оценка.
Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, и не могут повлечь отмену судебного постановления, поскольку основаны на неправильном применении и толковании действующего законодательства.
Судом все обстоятельства по делу были проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам и требованиям закона.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 18 января 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Ярыгина Максима Владимировича - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Председательствующий:
Судьи: