В окончательной форме решение суда принято 07 декабря 2021 года
Дело № 2а-4379/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ялта 06 декабря 2021 года
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Кононовой Ю.С., при секретаре Постниковой Я.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Аксаментова Сергея Сергеевича к Администрации города Ялта, с участием заинтересованного лица – Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта о признании постановлений незаконными, возложении обязанности,
у с т а н о в и л :
Аксаментов С.С. обратился в суд с иском о признании незаконными постановлений Администрации города Ялта № 3614-п от 20.10.2021 года «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 732 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>, восточнее земельного участка с кад. номером №<номер>» и № 3613-п от 20.10.2021 года «Об отказе в предоставлении земельного участка площадью 800 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>, западнее земельного участка с кад. номером №<номер>»; возложении обязанности на Администрацию города Ялта принять решение о предварительном согласовании и об утверждении схемы расположения вышеуказанных земельных участков.
Исковые требования мотивированы тем, что 07.09.2021 года он обратился к ответчику с заявлениями о предварительном согласовании предоставления двух земельных участков, в удовлетворении которых ему было отказано постановлениями Администрации города Ялта от 20.10.2021 года № 3613-п и 3614-п, на основании пп. 1 п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ. Вместе с тем, конкретных оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, перечень которых установлен пунктом 16 ст. 11.10 ЗК РФ, оспариваемые постановления не содержат, что свидетельствует об их незаконности и создании препятствий в приобретении земельных участков.
В судебное заседание истец не явился, был уведомлен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, о причинах неявки суду не сообщил.
Представители ответчика и заинтересованного лица в судебное заседание не явились, были уведомлены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, о причинах неявки суду не сообщили.
В соответствии со ст. 150, ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие истца, представителей ответчика и заинтересованного лица.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что 02.09.2021 года в Администрацию города Ялта поступило заявление Аксаментова С.С. о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 800 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>, западнее земельного участка с кад. номером №<номер> и земельного участка площадью 732 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>, восточнее земельного участка с кад. номером №<номер>, с разрешенным использованием для ведения огородничества в целях его предоставления в аренду на основании пп. 19 п. 2 ст. 39.6 Земельного Кодекса Российской Федерации.
Постановлениями Администрации города Ялта № 3613-п и № 3614-п от 20 октября 2021 года в предварительном согласовании предоставления Аксаментову С.С. вышеуказанных земельных участков было отказано на основании пп. 1 п. 8 ст. 39.15 Земельного Кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании действий и решений органа, наделенного государственными полномочиями должна быть совокупность двух условий: не соответствие оспариваемого решения (действия) нормативному правовому акту, а также нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Частью 1 ст. 11.2 Земельного Кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются помимо иных установленных в законе оснований и на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду (подпункт 3 пункта 1 статьи 39.1 ЗК РФ).
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (статья 39.2 ЗК РФ).
Согласно пп. 19 п. 2 ст. 39.6 Земельного Кодекса Российской Федерации, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.
Положениями пункта 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации регламентирован порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. На основании подпунктов 1 - 3 пункта 2 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов предусматривает подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости"; принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с пп. 1 п. 8 ст. 39.15 Земельного Кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
На основании п. 16 ст. 11.10 Земельного Кодекса Российской Федерации, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Вместе с тем, в оспариваемых истцом постановлениях Администрации города Ялта не указано, какому именно из вышеперечисленных требований, изложенных в п. 16 ст. 11.10 Земельного Кодекса Российской Федерации не соответствуют представленные истцом схемы расположения земельных участков, заявления о предварительном согласовании предоставления которых были им поданы в орган местного самоуправления.
В соответствии с ч. 2 ст. 62 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
Вместе с тем, оспариваемые постановления Администрации не содержат ссылки на конкретное основание для принятия решения об отказе в предварительном согласовании предоставления испрашиваемых истцом земельных участков, что лишает суд возможности проверить их обоснованность, в связи с чем требования истца о признании незаконными постановлений Администрации города Ялта № 3614-п и № 3613-п от 20.10.2021 года подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 3 ст. 227 КАС Российской Федерации, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Истец просит обязать ответчика принять решение о предварительном согласовании и об утверждении схемы расположения земельных участков на основании поданных им заявлений.
В тоже время, из представленных ответчиком документов не усматривается, что им была проведена проверка на предмет соответствия схем расположения земельных участков требованиям, указанным в пункте 16 ст. 11.10 ЗК РФ, то есть заявление истца по существу не рассматривалось, а поскольку суд не вправе подменять компетенцию органа местного самоуправления в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом, требования истца о возложении обязанности принять решение о предварительном согласовании и об утверждении схемы расположения земельных участков удовлетворению не подлежат.
При этом суд считает, что в целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов истца, на ответчика следует возложить обязанность повторно рассмотреть заявления Аксаментова С.С. о предварительном согласовании предоставления земельных участков в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда.
Согласно ч. 1 ст. 111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
В связи с частичным удовлетворением исковых требований, ответчиком подлежат возмещению истцу понесенные им расходы в виде оплаты государственной пошлины в сумме 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л :
иск Аксаментова Сергея Сергеевича удовлетворить частично.
Признать незаконными постановления Администрации города Ялта № 3613-п от 20 октября 2021 года «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 800 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>, западнее земельного участка с кад. номером №<номер>» и № 3614-п от 20 октября 2021 года «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 732 кв. метрв, расположенного по адресу: <адрес>, восточнее земельного участка с кад. номером №<номер>».
Обязать Администрацию города Ялта в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда повторно рассмотреть заявления Аксаментова Сергея Сергеевича о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 800 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>, западнее земельного участка с кад. номером №<номер> и земельного участка площадью 732 кв. метра, расположенного по адресу: <адрес>, восточнее земельного участка с кад. номером №<номер> и принять по ним решение.
В остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с Администрации города Ялта в пользу Аксаментова Сергея Сергеевича расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.
Судья Ю.С. Кононова