Дело № 2-150/2024 (УИД 17RS0007-01-2024-000256-21)
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
06 ноября 2024 года с. Хандагайты
Овюрский районный суд Республики Тыва в составе:
председательствующего судьи Банзай Ю.З.,
при секретаре судебного заседания Монгуш Ч.Н.,
с участием представителя истца - заместителя прокурора Овюрского района Республики Тыва Ооржака Б.А.,
представителя ответчика Администрации муниципального района «Овюрский кожуун» Республики тыва Айдыс-оол А.Б. по доверенности от 31.10.2024г.,
и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены собственники квартир многоквартирного жилого дома Донгак С.Б., Сат Д.О., Куулар (Тюлюш) К.К., Чимит-Дамбаа Ч.М., Монгуш А.А., Доржу Р.Э, Ооржак Ч.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Овюрского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Овюрский кожуун Республики Тыва» об обязании определить управляющую организацию для управления многоквартирным домом,
установил:
И.о. прокурора Овюрского района Республики Тыва, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Администрации муниципального образования «Овюрский кожуун Республики Тыва» (далее – Администрация района) об обязании определить управляющую организацию для управления многоквартирным домом.
В обоснование иска указано, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения жилищных прав граждан, которым установлено, что на территории с. Хандагайты Овюрского района Республики Тыва имеется многоквартирный дом по адресу: <адрес>, где проживают 13 граждан, при этом способ управления данным домом не выбран, решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано, в том числе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом при отсутствии способа управления многоквартирным домом не приняты. Бездействие Администрации района влечет нарушение прав граждан, проживающих в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, на благоприятные и безопасные условия проживания, создает угрозу безопасности жизни и здоровью его жильцов, а также неопределенного круга лиц (лиц, временно пребывающих в данном доме либо которые могут заселиться в него в последующем).
Просит обязать Администрацию района в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу определить управляющую организацию для управления многоквартирным домом по адресу: <адрес>.
Определением от 15 октября 2024 года по делу в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены собственники квартир многоквартирного жилого <адрес>.
Истец – заместитель прокурора в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме и просил удовлетворить иск по указанным в нем основаниям.
Представитель ответчика Администрации муниципального района «Овюрский кожуун» Республики Тыва в судебном заседании с иском согласилась и при этом пояснила, что Распоряжением администрации МР создана конкурсная комиссия по отбору управляющей организации для управления домом.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельные самостоятельных требований относительно предмета спора Донгак С.Б., Сат Д.О., Куулар (Тюлюш) К.К., Чимит-Дамбаа Ч.М., Монгуш А.А., Доржу Р.Э, Ооржак Ч.М. с иском и.о.прокурора согласились частично, поясняя, что в указанном доме невозможно жить он признан аварийным, пожелали вместо определения Управляющей организации расселить их в отдельные дома.
Выслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела и представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Часть 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации наделяет прокурора правом обращения в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации на собственников помещений в многоквартирном доме возложена обязанность выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
В соответствии с положениями части 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в части 13 настоящей статьи и части 5 статьи 200 настоящего Кодекса, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Согласно пункту 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном настоящим Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, но не более одного года. Орган местного самоуправления в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения об определении управляющей организации, предусмотренного настоящей частью, письменно уведомляет всех собственников помещений в многоквартирном доме о принятии указанного решения, об условиях договора управления этим домом и об условиях прекращения договора управления с данной управляющей организацией. Договор управления многоквартирным домом между управляющей организацией и собственниками помещений в многоквартирном доме считается заключенным со дня принятия органом местного самоуправления решения об определении управляющей организации.
Правила определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован не определена управляющая организация, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2018 года N 1616 (далее - Правила N 1616).
В силу пункта 2 Правил N 1616 определение управляющей организации осуществляется решением органа местного самоуправления.
Пунктом 5 Правил N 1616 определено, что в качестве управляющей организации решением об определении управляющей организации может быть определена управляющая организация, имеющая лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и включенная в перечень организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация (далее - перечень организаций).
В перечень организаций включаются управляющие организации, представившие в уполномоченный орган заявление о включении в перечень организаций, и (или) управляющие организации, признанные участниками открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным на территории соответствующего муниципального образования, в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, предусмотренным Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2006 г. N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" (далее - Правила N 75), одним из условий участия в котором является согласие управляющей организации на включение в перечень организаций, представляемое в порядке, предусмотренном указанными Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.
Перечень организаций подлежит актуализации уполномоченным органом не реже чем один раз в 5 лет, а также в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня наступления следующих событий: поступление заявления управляющей организации о включении ее в перечень организаций; поступление заявления управляющей организации об исключении ее из перечня организаций (подпункты "в", "д" пункта 7 Правил N 1616).
Согласно части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В соответствии с пунктами 3, 5 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда.
Пунктом 6 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Судом установлено, что и.о. прокурором Овюрского района 05.09.2024 г. решено провести проверку в Администрации района соблюдения жилищных прав граждан.
Согласно Акту обследования многоквартирного жилого дома по <адрес> от 22.02.2018 г. межведомственная комиссия, назначенная постановлением председателя администрации района от 23.01.2018 г. №, установила несоответствие установленным требованиям жилого помещения указанного дома и пришла к заключению о признании многоквартирного жилого <адрес> аварийным и подлежащим сносу в связи с большим процентом износа (более 75 %).
На требование прокурора от 27.08.2024 г. № № председателем Администрации района 04.09.2024 г. № дана информации я о том, что в целях исполнения судебного решения Администрацией района нарушения устранены путем создания маневренного жилищного фонда из двух жилых домов на территории <адрес>. По многоквартирному дому по <адрес>, в настоящее время в данном доме проживают 16 граждан; причиной несвоевременного расселения граждан с данного дома является дефицит средств для завершения на территории Республики Тыва федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» национального проекта «Жилье и городская среда» по расселению аварийных домов, признанных в период с 01.01.2012 г. по 01.01.2017 г. Количество граждан, нуждающиеся в жилье для временного проживания жители квартир <данные изъяты> так как они постоянно проживают в данном доме. Всего 13 граждан. Квартиры <данные изъяты> – пустующие. В двух домах маневренного жилищного фонда в настоящее время проживают: <данные изъяты> ФИО17, <данные изъяты> ФИО18 В связи с отсутствием свободных домов из маневренного жилищного фонда на территории с. Хандагайты временно не можем переселить граждан из аварийного дома. Вопрос о переселении граждан из аварийного дома находится в работе у Межведомственной комиссии Овюрского района.
Уставом муниципального образования «Овюрский кожуун Республики Тыва» предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального района относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района (п. 3 ст. 5).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права <адрес> принадлежит ФИО24.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права <адрес> принадлежит ФИО2.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права <адрес> принадлежит ФИО3.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права <адрес> принадлежит ФИО4 ? доли права.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права <адрес> принадлежит ФИО5.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права <адрес> принадлежит ФИО6, ФИО7, ФИО20, ФИО21 ? доли права.
Из выписки ЕГРН правообладателем <адрес>. 1 по <адрес> является ФИО22.
ФИО23 668130, <адрес> передала право на ФИО10 (выписка ЕГРН кадастровый №).
Распоряжением Администрации района от 01.07.2024г. № А утверждены Положение о конкурсной комиссии по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом и Состав конкурсной комиссии.
Согласно п. 1.3 Положения конкурсная комиссия создается в целях проведения конкурса и определения победителя конкурса на право заключения договора управления многоквартирным домом.
10 июля 2024 года составлен Протокол проведения результатов общего пользования собственников помещений в многоквартирном жилом <адрес>, проведенного в форме очного голосования, повесткой которого был вопрос создания Товарищества собственников жилья в многоквартирном <адрес>; утверждение Устава Товарищества собственников жилья; избрание членов Правления Товарищества собственников жилья; избрание председателя правления Товарищества собственников жилья. По результатам голосования по первому вопросу повестки дня проголосовали: за – 0%, против – 80%, воздержался – 20%. Решено: отказаться от создания Товарищества собственников жилья в многоквартирном жилом <адрес>. Подписано 6 жителями дома.
Таким образом, судом установлено, что Администрацией района было принято решение о создании конкурсной комиссии по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, а проживающие в <адрес> жители – собственники квартир, отказались от создания Товарищества собственников жилья, но конкурс на право заключения договоров на управление многоквартирным домом не проводился. Никакие работы после принятия Положения о конкурсной комиссии по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом ответчиком не проводились.
Каких-либо доказательств, опровергающих исковые требования, представителем ответчика не представлено.
Решением Овюрского районного суда 20 января 2023 года на администрацию муниципального района «Овюрский кожуун» Республики Тыва возложена обязанность принять решение и издать распоряжение о дальнейшем использовании, сроках отселения лиц, проживающих в жилом <адрес> Республики Тыва.
Распоряжением Администрации района № от ДД.ММ.ГГГГ жилой многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Расселение граждан, проживающих в <адрес>, осуществить в срок до 15.01.2024 г.
Пунктом 33 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 (ред. от 28.09.2022), установлено, что основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований, а также изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
Вместе с тем признание дома аварийным не влечет автоматическое прекращение предоставления коммунальных услуг, поскольку с момента вынесения акта о признании дома аварийным до его расселения здание считается жилым, в рассматриваемом случае дом является жилым и не расселенным.
В свою очередь управляющая компания должна в соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
При таких обстоятельствах в соответствии с положениями ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2018 года № 1616 полномочия по принятию решения по отбору управляющей организации для многоквартирного <адрес> относятся к его компетенции, из приведенного правового регулирования следует обязанность органов местного самоуправления, в том числе и административного ответчика, обеспечения защиты прав собственников многоквартирного дома, создания благоприятных и безопасных условий для проживания граждан, обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, а в будущем упорядочения процедуры передачи многоквартирного дома в управление управляющей организации.
Принятие ответчиком предусмотренного частью 17 ст.161 Жилищного кодекса РФ решения обусловлено необходимостью обеспечения защиты прав собственников помещений в многоквартирных домах, создания благоприятных и безопасных условий для проживания граждан, обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, упорядочения процедуры передачи многоквартирного дома в управление управляющей организации.
При установленных обстоятельствах суд считает требования, изложенные в исковом заявлении прокурора, подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В целях обеспечения реального исполнения решения, с учетом мнения участвующих лиц, суд устанавливает срок его исполнения – в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление и.о. прокурора Овюрского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Овюрский кожуун Республики Тыва» об обязании определить управляющую организацию для управления многоквартирным домом, удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования «Овюрский кожуун Республики Тыва» (ИНН 17080000480) в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу определить управляющую организацию для управления многоквартирным домом по адресу: <адрес> Республики Тыва.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в течение одного месяца со дня принятия через Овюрский районный суд Республики Тыва.
Мотивированное решение изготовлено 06 ноября 2024года.
Судья Ю.З. Банзай