РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Эльзессер В.В. Дело № 33 – 1165
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 марта 2017 года г. Калининград
Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
Председательствующего: Зинченко С.В.
Судей: Ивановой О.В., Яковлева Н.А.
С участием прокурора: Маркеловой Г.И.
При секретаре: Ненашевой Е.А.
рассмотрела в судебном заседании 15 марта 2017 года апелляционную жалобу Правительства Калининградской области на решение Центрального районного суда г. Калининграда от 15 ноября 2016 года, которым исковое заявление прокурора Центрального района г. Калининграда в интересах Колесниковой Светланы Олеговны удовлетворено.
На Правительство Калининградской области возложена обязанность обеспечить Колесникову Светлану Олеговну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим правилам не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджета Калининградской области.
Заслушав доклад судьи Зинченко С.В., возражения на апелляционную жалобу прокурора и Колесниковой С.О., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Центрального района г. Калининграда обратился в суд с иском в интересах Колесниковой С.О., указывая, что Колесникова С.О. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Родители Колесниковой – О и Н, ДД.ММ.ГГГГ г.р. Согласно справке о рождении сведения об отце Колесниковой С.О. в запись акта о рождении внесены со слов матери – Н., в связи с чем, Н является одинокой матерью. Постановлением главы администрации Гусевского района Калининградской области Колесникова С.О. 19.05.2000 была определена в Учреждение на полное государственное обеспечение в связи с осуждением матери - Н к наказанию за совершение преступления, с реальным отбыванием наказания. 04.07.2004 Н умерла. Постановлением главы администрации Гусевского района Калининградской области № от 19.05.2000 за Колесниковой С.О. закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>. На основании свидетельства о праве на наследство № от 22.04.2010 за Колесниковой зарегистрировано право на 1\10 доли жилого помещения по указанному адресу, общая площадь которого составляет <данные изъяты> кв.м. В данной квартире зарегистрировано и проживает 8 человек, таким образом, на каждого приходится <данные изъяты> кв.м., т.е. менее учетной нормы, составляющей 12,00 кв.м. на человека. В 2015 году истец обратилась в Министерство социальной политики Калининградской области с заявлением о включении её в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для дальнейшего обеспечения жилым помещением специализированного жилищного фонда. 24.12.2015 она включена в указанный список, однако жилым помещением до настоящего времени не обеспечена. Прокурор в интересах Колесниковой С.О. просил обязать Правительство Калининградской области предоставить истцу благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда за счет средств бюджета Калининградской области.
Судом принято изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Правительство Калининградской области с решением не согласно, считая выводы суда необоснованными.
Изучив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Статьей 40 Конституции РФ закреплено право каждого на жилище.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Колесникова С.О. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно свидетельству о рождении Колесниковой С.О. серии <данные изъяты> № от 24.04.2000 в качестве её родителей указаны: отец О, мать Н.
Согласно справке о рождении сведения об отце Колесниковой С.О. в запись акта о рождении внесены со слов матери – Н, в связи с чем Н являлась одинокой матерью.
Постановлением главы администрации Гусевского района Калининградской области Колесникова С.О. 19.05.2000 была определена в Учреждение на полное государственное обеспечение в связи с осуждением матери - Н к наказанию за совершение преступления, с реальным отбыванием наказания. 04.07.2004 Н умерла.
Пунктом 2 постановления главы администрации Гусевского района Калининградской области № от 19.05.2000 за Колесниковой С.О. была закреплена жилая площадь, расположенная по адресу: <адрес>.
На основании свидетельства о праве на наследство по закону серия <данные изъяты> № от 22.04.2010 за Колесниковой С.О. зарегистрировано право собственности на 1/10 долю жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общая площадь которого составляет <данные изъяты> кв.м.
В дальнейшем Колесникова С.О. была переведена на полное государственное обеспечение в Учреждение 2 (далее школа-интернат), где воспитывалась до августа 2014 года.
Приказом № от 31.08.2014 Колесникова С.О. отчислена из состава воспитанников школы-интерната в связи с окончанием школы и поступлением для дальнейшего обучения в <данные изъяты>.
30.06.2016 Колесниковой С.О было выдано свидетельство об освоении программы профессионального обучения по профессии «<данные изъяты>».
В связи с невозможностью проживания в закрепленном жилом помещении по причине его перенаселенности. Колесникова С.О. после окончания обучения, вынуждена проживать в Доме <данные изъяты> по адресу: <адрес>.
25.11.2015 Колесникова С.О. обратилась в Министерство социальной политики Калининградской области с заявлением о включении в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области, учитывая, что в жилом помещении, право пользования которым за ней сохранено, расположенном по адресу: <адрес>, на каждого человека, проживающего в квартире, приходится <данные изъяты> кв.м., то есть менее учетной нормы, которая составляет 12 кв.м. (общая площадь квартиры составляет <данные изъяты> кв.м., зарегистрированы и проживают 8 человек).
По результатам рассмотрения заявления приказом Министерства социальной политики Калининградской области № от 24.12.2015 Колесникова С.О. была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области под №.
Согласно п. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Меры социальной поддержки детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет определяются законом ФЗ РФ от 21.12.1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии со ст. 1 указанного закона, лицами из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим ФЗ право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии с п. 1 ст. 8 указанного закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз. 1 настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно п. 7, 8, 9 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п. 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта РФ. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии со ст. 8 Закона Калининградской области от 28.12.2005 года N 714 «Об обеспечении дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон Калининградской области в ред. 26.12.2012 N 191) право на жилое помещение в соответствии с настоящим законом имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается в соответствии с законодательством Калининградской области невозможным.
В силу п.п. 4, 5 ст. 8 Закона Калининградской области порядок предоставления меры социальной поддержки, указанной в п. 3 настоящей статьи, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в порядке, установленном Правительством Калининградской области. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение являются расходными обязательствами Калининградской области и осуществляются за счет средств областного бюджета.
Согласно п. 1 ст. 43-3 Закона Калининградской области от 03.07.2007 года N 151 «О специализированном жилом фонде Калининградской области», в соответствии с законодательством право на однократное обеспечение благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области по договорам найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет имеют: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений; которые являются нанимателями или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным по обстоятельствам, установленным ст. 43-5 настоящего Закона.
В соответствии со ст. 43-7 указанного Закона Калининградской области жилые помещения специализированного жилищного фонда Калининградской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются гражданам по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным на территории муниципального образования по месту предоставления жилого помещения.
Согласно п. 3 ст. 43-3 указанного выше Закона Калининградской области дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанные в пункте 1 настоящей статьи, включаются в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Список), которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области органом исполнительной власти Калининградской области, осуществляющим функции по нормативному правовому регулированию в сфере образования.
В силу ч. 3 ст. 43-6 указанного выше Закона Калининградской области жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по месту первичного выявления и устройства под опеку (попечительство), в приемную и патронатную семью, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Калининградской области; по месту окончания пребывания в образовательном учреждении и ином учреждении, в том числе в учреждении социального обслуживания; по месту трудоустройства по окончании пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, медицинских организациях системы здравоохранения и иных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также прохождения военной службы по призыву либо отбывания наказания в исправительных учреждениях на территории Калининградской области; по месту жительства лиц, у которых дети-сироты находились на воспитании под опекой (попечительством), в приемной и патронатной семье; по месту нахождения ранее занимаемого жилого помещения при наличии обстоятельств, препятствующих возвращению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемые жилые помещения.
По информации Министерства социальной политики Калининградской области, Колесникова С.О. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области, в настоящее время числится под №.
Таким образом, судом правильно установлено, что Колесникова С.О. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей; не имеет жилого помещения, принадлежащего ей на праве собственности; не обеспечена жилым помещением, отвечающим требованиям об учетной норме площади жилого помещения на одного человека, установленной Решением городского Совета депутатов Калининграда от 30.11.2005 N 408 "Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма в г. Калининграде", в связи с чем суд обоснованно признал исковые требования Колесниковой С.О. подлежащими удовлетворению.
Доводы представителя ответчика о том, что жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в порядке очередности, обоснованно не приняты судом во внимание исходя из того, что ни ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни ЖК РФ (ст. 109.1) не предусматривают предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности.
Включение истицы в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по смыслу закона не означает наличие очередности, так как исходя из содержания п. 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 N 159-ФЗ, предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз. 1 данного пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, что само по себе является достаточным основанием для возникновения у указанной категории граждан данного права.
Сам по себе факт учета лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в списке означает лишь констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом или законом субъекта РФ оснований обеспечения гражданина жилым помещением для целей своевременного исполнения обязанности по предоставлению гражданину жилого помещения при наличии совокупности предусмотренных законом юридических фактов.
Реализация же предусмотренного законом права на обеспечение жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оканчивается предоставлением такого жилья, а не включением конкретного лица в учетный список.
С учетом изложенного, суд пришел к обоснованному выводу о том, что Колесникова С.О. обладает правом на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда Калининградской области как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При определении размера жилого помещения необходимо исходить из нормы предоставления, установленной городским округом «Город Калининград». Согласно Решению городского Совета депутатов Калининграда от 30.11.2005 N 408 "Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма в г. Калининграде", в г. Калининграде установлена норма предоставления площади жилого помещения в размере от 15 до 18 кв.м общей площади жилого помещения, предоставляемого на каждого члена семьи, и не менее 20 кв.м для одиноко проживающего гражданина при предоставлении гражданам жилого помещения по договору социального найма.
Прочие доводы апелляционной жалобы правового значения для дела не имеют и не могут влечь отмены решения.
Учитывая изложенное, оснований к отмене решения суда по доводам жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь п. 1 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Калининграда от 15 ноября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: