Дело № 2-316/2023
УИД 11RS0014-01-2023-000327-56
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Корткерос «25» декабря 2023 года
Корткеросский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Федотовой М.В., при секретаре Ларуковой Е.И., с участием истца Спицына Б.А., представителя ответчика ГБУ РК «Комплексный центр социальной защиты населения Корткеросского района» Гудыревой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Спицына Бориса Алексеевича к ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Корткеросского района», АО «Коми энергосбытовая компания», ООО «Региональный оператор Севера» о пересчете платы за обращение с твердыми коммунальными отходами и компенсации за коммунальные услуги,
установил:
Спицын Б.А. обратился в суд с иском, в котором, с учетом уточнений, просил обязать: АО «Коми энергосбытовая компания» и ООО «Региональный оператор Севера» пересчитать (исключить) в квитанциях плату за вывоз твердых коммунальных отходов с января 2021 года; ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Корткеросского района» выплатить компенсацию за твердое топливо за 2021 – 2023 годы в общей сумме 10463 руб., компенсацию за электроэнергию в размере 50% за период с января 2021 года по октябрь 2023 года в общей сумме 2338,90 руб. В обоснование указал, что проживает в индивидуальном жилом доме; пользуется услугами энергосбережения, счета за электроэнергию оплачивает вовремя. Также ему выставляются счета за вывоз твердых коммунальных отходов, однако он данной услугой не пользуется, весь мусор сжигает. Поэтому считает, что ему неправомерно выставляют счета за вывоз мусора. Ввиду неоплаты начислений за вывоз мусора за ним числится задолженность, с которой он не согласен, а из-за этого соцзащита отказывает в выплате компенсации за потребленную электроэнергию и твердое топливо как инвалиду.
Постановлением Правительства РК от 26.01.2023 № 27 ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Корткеросского района» переименован в ГБУ РК «Комплексный центр социальной защиты населения Корткеросского района».
Истец Спицын Б.А. в судебных заседаниях настаивал на уточненных требованиях и доводах, указанных в заявлении. По отмене начислений за мусор обращался ответчикам, в прокуратуру, однако его обращения оставлены без удовлетворения. В Минсоцразвития РК ему ответили, что ему должны выплатить за 2021, 2022 годы, но не выплатили. За январскую квитанцию по электроэнергии компенсацию ему была назначена, но он ее не получил на почте, так как не хочет получать компенсацию за мусор. Заявление о выплате компенсации за твердое топливо за 2023 год написал в декабре 2023 года, до этого – не писал. После написания этого заявления он на почту за получением средств еще не ходил.
Представитель ответчика ГБУ РК «Комплексный центр социальной защиты населения Корткеросского района» (далее также ЦСЗН) Гудырева М.С. с иском не согласилась, поддержала отзыв. Дополнила, что в 2022 г. за выплатой компенсации за твердое топливо Спицын не обращался, тогда как обратиться нужно было до конца года; за 2023 год заявление написал только 18.12.2023. Неоднократно устно и письменно истцу сотрудники центра разъясняли необходимость и порядок обращения, подготовили заявление, которое надо было только подписать, однако истец он отказывается от выплаты по коммунальным услугам, так как не хочет получать компенсацию за вывоз ТКО. По его обращению от 18.12.2023 истцу возобновлена выплата компенсации за коммунальные услуги за февраль 2021 года и с января 2022 года, в связи с чем перечислена для получения через почтовое отделение с. Мордино выплаты за февраль 2021 года и с января 2022 года по декабрь 2023 года, также ему назначена и перечислена компенсация за твердое топливо за 2023 год. Сведения о получении этих средств истцом пока нет.
Ответчики АО «Коми энергосбытовая компания» (далее АО «КЭК»), ООО «Региональный оператор Севера» в судебное заседание представителей не направили, надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела, просили рассмотреть дело без участия их представителей, в отзывах просили в иске отказать.
Суд, с учетом положений ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав явившихся лиц, изучив представленные документы, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Конкретные санитарно-эпидемиологические требования к размещению мест сбора отходов регламентированы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3.
Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Закон № 89-ФЗ), другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
В силу норм ст. 13.4 Закона № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее Правила № 1156), и Порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным постановлением Правительства Республики Коми от 15.06.2017 № 302.
В соответствии с пп. 4, 5 Правил № 1156 обращение с твердыми коммунальными отходами (далее по тексту ТКО) на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) настоящих Правил.
В целях реализации Закона № 89-ФЗ, Закона Республики Коми 01.03.2016 № 10-РЗ «О некоторых вопросах в области охраны окружающей среды в Республике Коми и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Коми», постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 № 1130 «О разработке, общественном обсуждении, утверждении, корректировке территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также о требованиях к составу и содержанию таких схем», а также распоряжения Правительства РК от 21.03.2018 № 137-р «О территориальной схеме обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Республики Коми» утверждена территориальная схема обращения с отходами, в соответствии с которой ООО «Региональный оператор Севера» осуществляет деятельность по обращению с ТКО на территории РК.
Согласно положениям ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ все собственники ТКО, а именно: собственники помещений в многоквартирных домах, собственники частных домовладений, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате деятельности которых образуются ТКО, заключают договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их сбора, оплачивают услуги регионального оператора по обращению с ТКО.
Данная норма также отражена в п. 5 ст. 30 Жилищного кодекса РФ, указывающем, что собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО. Под обращением с ТКО для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
Структура платы за коммунальные услуги, в силу ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ, включает плату за обращение с ТКО.
Согласно пп. 9, 10, 13, 15, 18 Правил № 1156 потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами. В соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО в местах (площадках) накопления ТКО складирование ТКО осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором. Региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.
Потребителям запрещается осуществлять складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО. Потребителям запрещается складировать ТКО вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
Из изложенного выше следует, что в силу закона собственники ТКО обязаны заключить договор с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются отходы и находятся места их накопления.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В связи с чем довод истца о том, что он самостоятельно утилизирует образующиеся отходы, противоречит приведенным нормам, поскольку полномочий на утилизацию ТКО граждане не имеют.
Поскольку ООО «Региональный оператор Севера» осуществляет деятельность по обращению с ТКО на территории РК, в т.ч. в Корткеросском районе, обязанность по заключению обязанность заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО лежит на собственниках частных домов.
Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее Правила № 354), размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении (п.148(34). При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с ТКО рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения (п.148(36). Оснований для отказа в заключении договора региональным оператором с собственниками и нанимателями помещений в многоквартирном доме законодательство РФ не предусматривает, как и для полного освобождения от оплаты данной коммунальной услуги.
В силу п. 10 указанных Правил N 1156, в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Требования к расположению контейнерных площадок установлены п. 3.7.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, п. 4 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", согласно которым расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров
Как установлено судом Спицыну Б.А. в спорный период (январь 2021 года по настоящее время) АО «КЭК» по месту жительства истца по адресу: с. Мордино, ул. Подгорная, д. 2, выставляются квитанции на оплату услуг электроснабжения и услуг регионального оператора по обращению с ТКО из расчета на 1 человека по тарифу для домов с печным отоплением.
Основанием для предъявления потребителю квитанций АО «КЭК» являются заключенные между ООО «Ухтажилфонд» и АО «КЭК» агентские договоры №036/18-РО от 22.10.2018, 24.06.2020 № 611-1200208, от 11.01.2021 № 2020.559350, по условиям которых АО «КЭК» обязуется производить расчеты и начисление платы за услуги по финансово-лицевому счету каждого из потребителей, осуществлять формирование, печать и доставку потребителям квитанций; вести учет и распределение денежных средств, поступивших от потребителей и др. При этом в платежных документах в качестве получателя денежных средств будет указан АО «КЭК», а в качестве исполнителя услуг – ООО «Ухтажилфонд», впоследствии переименованный в ООО «Региональный оператор Севера».
Как следует из информации ООО «Региональный оператор Севера», администрации СП «Мордино», в с. Мордино до 02.03.2023 был организован мешковый (бесконтейнерный) сбор ТКО, место сбора установлено на расстоянии не более 50 м. от места жительства истца, вывоз отходов осуществляется по графику, согласованному с местной администрацией. С 02.02.2023 на территории села установлены контейнеры, при этом расстояние от участка истца до ближайшего контейнера, установленного по ул. Подгорная, составляет около 145 м.
Вместе с тем, истец действия регионального оператора в части начисления ему платы в связи с ненадлежащим оказанием услуг по вывозу отходов, в том числе ввиду удаленности контейнера, не оспаривает. В ООО «Региональный оператор Севера» с такими жалобами не обращался, о перерасчете по таким основаниям не просил.
Ч. 2 ст. 61 ГПК РФ закреплено, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу абз. 3 ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если имеется вступившее в законную силу и принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение суда или определение суда о прекращении производства по делу в связи с принятием отказа истца от иска или утверждением мирового соглашения сторон.
Решением Корткеросского районного суда от 24.09.2021 по делу № 2-207/2021, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного суда РК от 09.12.2021, исковые требования Спицына Б.А. к ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Корткеросского района» об обязании выплатить компенсацию за твердое топливо за 2021 год в сумме 3355 руб., компенсацию за электроэнергию за январь, февраль, март 2021 года, к АО «Коми энергосбытовая компания», ООО «Региональный оператор Севера» об отмене начислений за вывоз твердых коммунальных отходов с февраля 2019 года оставлены без удовлетворения.
Суд при вынесении решения руководствовался приведенными выше нормами Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, постановления Правительства РК от 15.06.2017 № 302, постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 и другими, и установив, что истец, проживая в частном доме и являясь источником образования твердых коммунальных отходов, которые не вправе самостоятельно утилизировать, не нашел оснований для освобождения истца от внесения платы за твердые коммунальные отходы, подлежащей оплате в пользу ООО «Региональный оператор Севера», указав также, что АО «КЭК» надлежащим ответчиком по делу не является.
Истец в настоящем иске приводит аналогичные доводы, оспаривая лишь иной период начислений - с января 2021 года.
Учитывая, что вступившим в силу решением суда требования и доводы к АО «Коми энергосбытовая компания», ООО «Региональный оператор Севера» об отмене начислений за вывоз твердых коммунальных отходов с февраля 2019 года рассмотрены и оставлены без удовлетворения, требования настоящего иска в части пересчета (исключения) в квитанциях платы за вывоз твердых коммунальных отходов с января по август 2021 года (с учетом даты вынесения решения от 24.09.2021), не могут быть предметом повторного рассмотрения а потому производство по делу в этом части подлежит прекращению на основании абз. 3 ст. 220 ГПК РФ.
В свою очередь, поскольку доказательств, подтверждающих, что истец с сентября 2021 года не пользуется ближайшим к его участку местом сбора ТКО, осуществлял самостоятельный вывоз ТКО, не нарушая требования Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», не представлено, истец проживает в частном доме, в процессе жизнедеятельности образуются твердые бытовые отходы, которые он самостоятельно не вправе утилизировать, с учетом установленных в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела обстоятельств, его требования о пересчете (исключении) в квитанциях платы за вывоз твердых коммунальных отходов с сентября 2021 года подлежат отклонению. При этом суд отмечает, что обращение в суд за защитой от будущих действий (начисление платы в будущем), действующим законодательством не предусмотрено.
АО «КЭК» надлежащим ответчиком по делу за спорный период не является.
Рассматривая требования к ГБУ РК «ЦСЗН» об обязании выплатить компенсацию за твердое топливо за 2021 – 2023 годы, компенсацию за электроэнергию в размере 50% за период с января 2021 года по октябрь 2023 года, судом установлено следующее.
Спицын Б.А. является получателем мер социальной поддержки на основании ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», как инвалид 2 группы.
Указанной статьей предусмотрено, что инвалидам предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов, в том числе: платы электрическую энергию; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.
В соответствии со ст. 28.2 указанного закона Российская Федерация передает для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Ст. 20.1 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми» закреплено, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленные настоящим Законом, а также в части переданных Российской Федерацией для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными законами, предоставляются согласно формам, правилам и порядку, установленным Правительством Республики Коми.
Постановлением Правительства РК от 05.05.2009 № 115 утверждены Правила и формы предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, Порядок и условия выплаты компенсации стоимости твердого топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого твердого топлива по переданным Российской Федерацией для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиям по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными законами.
На основании заявлений Спицына Б.А. он пользуется мерами социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: с. Мордино, ул. Подгорная, д. 2 с 22.05.2017 в виде компенсации за электроэнергию, вывоз ТКО, компенсации стоимости твердого топлива.
Приведенным выше решением Корткеросского районного суда от 24.09.2021 по делу № 2-207/2021, в числе прочего отказано в удовлетворении исковых требований Спицына Б.А. к ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Корткеросского района» об обязании выплатить компенсацию за твердое топливо за 2021 год в сумме 3355 руб., компенсацию за электроэнергию за январь, февраль, март 2021 года.
Суд, со ссылкой на нормы постановления Правительства РК от 05.05.2009 № 115, регламентирующие порядок предоставления компенсации за твердое топливо, за жилищно-коммунальные услуги, установил, что Спицын обращался в ЦСЗН 26.02.2021 и 28.04.2021 с заявлениями о выплате ему компенсации стоимости твердого топлива. Уведомлениями от 02.03.2021 и 27.05.2021 ему было отказано в предоставлении данной меры социальной поддержки в связи с не предоставлением документов, подтверждающих отсутствие задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги (за обращение с ТКО).
Теми же уведомлениями от 02.03.2021, 25.05.2021 Спицын уведомлен о приостановлении предоставления ему мер социальной поддержки в виде компенсации по оплате услуг за электроэнергию, начиная с 01.03.2021, в связи с наличием задолженности по оплате услуги по обращению с ТКО свыше двух месяцев. В то же время, при наличии у истца указанной задолженности и в 2020 году, в связи с принятием Указа Главы РК от 15.03.2020 № 16 «О введении в действие режима повышенной готовности» (в ред. от 03.04.2020 № 24), до февраля 2021 года истцу предоставление мер социальной поддержки не прекращалось и не приостанавливалось.
Данным решением суда от 24.09.2021 признано обоснованным решение ЦСЗН о прекращении выплаты компенсации расходов за электроэнергию с 01.03.2021 (за февраль 2021 года, оплата которой подлежала в марте, и за март 2021 года).
Кроме того, судом было установлено, что на основании сведений АО «КЭК» истцу в феврале 2021 года была начислена компенсация в размере 50 % от начисленного ему счета за электроэнергию и вывоз ТКО за январь 2021 года в сумме 105,16 руб. Указанная сумма направлена центром для выплаты истцу через почтовое отделение с. Мордино. Однако Спицын Б.А. от получения данной выплаты отказался, в связи с чем денежные средства были возвращены в адрес ГУ РК «ЦСЗН». Впоследствии данная сумма компенсации вновь была направлена через почтовое отделение для передачи истцу в апреле, от ее получения истец также отказался. Еще раз компенсация направлена истцу в сентябре 2021 года (на момент принятия решения сумма истцом не была получена). Поскольку истец сам отказался от получения начисленных компенсаций ввиду несогласия с начислением ему компенсации за вывоз ТКО, что не связано с противоправными действиями ЦСЗН, суд не нашел оснований для возложения на центр обязанности выплатить истцу компенсацию расходов за электроэнергию за испрашиваемый период.
П. 2 Порядка и условий выплаты компенсации стоимости твердого топлива …, утвержденного постановлением Правительства РК от 05.05.2009 № 115 (далее Порядок) предусмотрено, что данная компенсация назначается и выплачивается комплексным центром социальной защиты населения по месту жительства или по месту пребывания гражданина, имеющего право на ее получение; предоставляется на одно жилое помещение либо по месту жительства, либо по месту пребывания гражданина на территории Республики Коми.
В силу пп. 3, 7, 7.2 Порядка для предоставления компенсации за твердое топливо гражданин представляет в центр по месту жительства или по месту пребывания, или в МФЦ заявление по форме, утвержденной правовым актом Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми с указанными в данном пункте документами. компенсация стоимости твердого топлива выплачивается 1 раз в год не позднее 30 календарных дней со дня принятия центром по предоставлению государственных услуг решения о ее предоставлении. При непредставлении платежных документов, подтверждающих фактические расходы граждан на приобретение твердого топлива и его доставку, выплачивается компенсация стоимости твердого топлива в размере, установленном подп. 2 п. 1 постановления № 115.
Постановлением Правительства РК от 12.04.2022 № 180 п. 2 Порядка дополнен абзацем 3, согласно которому компенсация не предоставляется при наличии подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года. Информацию о наличии такой задолженности центр получает из государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства.
При этом изменения, внесенные постановлением Правительства РК от 12.04.2022 № 180, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 года.
П. 9 Порядка установлено также, что компенсация не выплачивается в случае установления факта предоставления недостоверных сведений, а также не назначается за предыдущие годы (в том числе и по платежным документам, подтверждающим оплату приобретенного твердого топлива в предыдущие годы) в случае отсутствия в эти годы обращения с заявлением на предоставление компенсации. Назначенная сумма компенсации, не полученная гражданином своевременно, выплачивается в случае обращения заявителя за ее получением в срок не более 3 лет с даты ее назначения.
После 28.04.2021 истец обращался к ответчику с заявлениями о выплате компенсации стоимости твердого топлива за 2021 год (без заполнения установленной формы заявления) 04.07.2022 и 24.03.2023, документов о погашении задолженности ответчику и суд не предоставлял.
Таким образом, в том числе с учетом вступивших в силу изменений в постановление № 115, у истца не возникло право на получение компенсации стоимости твердого топлива за 2021 год, а новых доводов и обстоятельств в части данного требования им не приведено, производство по делу в части исковых требований к ЦСЗН об обязании выплатить компенсацию за твердое топливо за 2021 год в сумме 3355 руб. необходимо прекратить.
С заявлением о выплате компенсации стоимости твердого топлива за 2022 год без заполнения установленной Минсоцразвития РК формы истец обратился в ЦСЗН лишь 24.03.2023, а потому в силу п. 9 Порядка оснований для выплаты компенсации за 2022 год судом не усмотрено. При этом, в ответах на обращения истца (в том числе 07.07.2022) истцу было разъяснено о возможности подачи заявления на выплату компенсации за 2022 год до конца этого года, что им сделано не было. Вопреки доводам истца, письмом Минсоцразвития РК от 10.11.2022 ему разъяснено о выплате компенсации по электроэнергии за февраль 2021 года и с января 2022 года в случае обращения с соответствующим заявлением в ЦСЗН.
В свою очередь, с заявлением о выплате компенсации за твердое топливо истец обратился в ЦСЗН лишь 18.12.2023, в период рассмотрения дела судом. Решением ответчика от 20.12.2023 истцу назначена компенсация стоимости твердого топлива за 2023 год в сумме 3951,0 руб. и направлена для получения через почтовое отделение с. Мордино Корткеросского района (по месту жительства истца).
П. 2 Правил предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (далее Правила), утвержденных постановлением Правительства РК № 115, установлено, что решение о предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг принимается ЦСЗН по месту жительства или по месту пребывания гражданина, имеющего право на их получение.
В силу п. 3 Правил для предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг гражданин представляет в центр по месту жительства или по месту пребывания гражданина, или в МФЦ заявление по форме, утвержденной правовым актом Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми и предусмотренные данным пунктом документы.
Согласно п. 13 Правил (в редакции до 12.04.2022) меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Компенсация предоставляется при отсутствии задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений с организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги населению, по ее погашению.
Постановлением Правительства РК от 12.04.2022 № 180, распространяющем свое действие на правоотношения с 01.01.2022, п. 13 Правил изложен в новой редакции, согласно которой компенсация не предоставляется гражданам при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года. Информацию о наличии такой задолженности центр получает из государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства.
В соответствии с п. 18 Правил (в редакции до 12.04.2022) перечисление компенсации прекращается в месяце, в котором наступили следующие обстоятельства: наличие у граждан задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за два и более месяца и (или) невыполнение условий соглашения с организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги населению, по погашению задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги (подп. «в»).
С 01.01.2022 основанием для прекращение перечисления указанной компенсации в силу подп. «е» пп. 1 является наличие подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года (с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили указанные обстоятельства; а также в соответствии подп. «а» пп. 2 неполучение гражданином компенсации в течение трех месяцев подряд (в месяце, в котором наступили данные обстоятельства).
П. 20 Правил также предусмотрено, что перечисление компенсации, прекращенное вследствие неполучения гражданином компенсации в течение трех месяцев подряд, возобновляется после обращения заявителя за ее получением и выплачивается за период неполучения компенсации, но не более чем за три года, предшествующие дню обращения за ее получением.
Как установлено решением суда от 24.09.2021, в связи с наличием задолженности по оплате услуги по обращению с ТКО свыше двух месяцев предоставление ему мер социальной поддержки в виде компенсации по оплате услуг за электроэнергию, начиная с 01.03.2021 было приостановлено.
Доказательств погашения возникшей задолженности, в том числе по платежам за апрель - декабрь 2021 года, суду не представлено. Новых доводов относительно требования о выплате компенсации за электроэнергию за январь-март 2021 года, истцом также не приведено, в связи с чем производство по данным требованиям также подлежит прекращению на основании абз. 3 ст. 220 ГПК РФ.
Установлено судом, что с учетом неоднократного отказа истца от получения компенсации за коммунальные услуги, начисленной в феврале 2021 года (19.04.2021, 21.09.2021 и 16.12.2021) решением ЦСЗН от 11.02.2022 истцу прекращено перечисление ежемесячной компенсации за жилищно-коммунальные услуги с 01.02.2022. Более того, истец отказался от получения данной компенсации за февраль 2021 г. и 14.04.2022 и 16.08.2022.
С заявлением, предусмотренным п. 20 Порядка, о возобновлении выплаты истец в ЦСЗН не обращался.
В ходе рассмотрения дела истец подтвердил, что отказывался от подписания подготовленных ЦСЗН заявлений о выплате ему компенсации за 2022 и 2023 годы, ссылаясь на его право сначала получить компенсацию за 2021 год.
Лишь 18.12.2023 им было оформлено соответствующие заявление, после которого 20.12.2023 ЦСЗН принято решение о возобновлении выплаты компенсации за жилищно-коммунальные услуги за период с января 2022 года по настоящее время, и за февраль 2021 года, денежные средства перечислены в почтовое отделение с. Мордино.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ судебной защите подлежит лишь нарушенное право.
Учитывая, что в ходе рассмотрения настоящего дела судом не выявлено незаконных действий (бездействия) ЦСЗН, а на момент вынесения судом настоящего решения истцу испрашиваемые суммы компенсации стоимости твердого топлива за 2023 год, компенсации за жилищно-коммунальные услуги, в том числе электроэнергию, за период с января 2022 года по декабрь 2023 года, а также за февраль 2021 года перечислены на основании заявления от 18.12.2023, то есть в установленный срок, требования Спицына Б.А. к ЦСЗН удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь стст. 197, 198, 220 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 2022-2023 ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50% ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ 2021░░░░ ░░ ░░░░░░░ 2023 ░░░░, ░ ░░ «░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░», ░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 2021 ░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50% ░░ ░░░░░░ - ░░░░ 2021 ░░░░, ░ ░░ «░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░», ░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 09.01.2024.