ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
18RS0003-01-2023-004623-89
№ 16-2109/2024
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
23 апреля 2024 года город Самара
Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Кувшинов В.Е., рассмотрев жалобу главы администрации муниципального образования «Город Ижевск» Чистякова Д.А. на вступившие в законную силу постановление судьи Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 1 ноября 2023 года, решение судьи Верховного Суда Удмуртской Республики от 6 декабря 2023 года, вынесенные в отношении администрации муниципального образования «Город Ижевск», по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением судьи Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 1 ноября 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Удмуртской Республики от 6 декабря 2023 года, администрация муниципального образования «Город Ижевск» (далее – Администрация) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, глава администрации муниципального образования «Город Ижевск» Чистяков Д.А. просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на их незаконность, производство по делу прекратить. Одновременно заявлено ходатайство о восстановлении срока обжалования состоявшихся судебных актов.
Ходатайство заявителя о восстановлении срока обжалования указанных судебных актов рассмотрению не подлежит, поскольку срок обжалования вступивших в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов не предусмотрен Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу положений пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
В пункте 3 статьи 22 Закона о прокуратуре указано, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона, вносит представление об устранении нарушений закона.
Согласно пункту 1 статьи 24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Как следует из материалов дела, по результатам проверки обращений ИП ФИО8 и ИП ФИО9 о нарушении администрацией муниципального образования «Город Ижевск» требований Положения о порядке и условиях размещения объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута, утвержденных постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24 августа 2015 года № 417, прокуратурой Октябрьского района г. Ижевска Удмуртской Республики в адрес временно исполняющего полномочия Главы муниципального образования «Город Ижевск» ФИО7 внесено представление от 3 июля 2023 года № 1057ж-2023/20940026/Прдп-68-23 «Об устранении нарушений закона».
Основанием для внесения представления послужили следующие обстоятельства.
Согласно заявлению от 29 декабря 2022 года №Х-13715/01-20 ИП ФИО8 на спорном земельном участке площадью 15 кв.м. имел намерение разместить пункт проката электромобилей на набережной Ижевского пруда на участке примерно в 171 м на юго-запад от нежилого здания по адресу: Удмуртская Республика, г. ФИО3, <адрес>, предусмотренный именно пунктом 25 Перечня № 1300.
Согласно заявлению от 29 декабря 2022 года № Д-13713/01-20 ИП ФИО9 на спорном земельном участке площадью 16 кв.м. имел намерение разместить пункт проката электросамокатов на набережной Ижевского пруда примерно в 148 м на юго-запад от нежилого здания по адресу: Удмуртская Республика, г. ФИО3, <адрес>; заявлению от 29 декабря 2022 года № Д-13714/01-20 на спорном земельном участке площадью 38 кв.м. имел намерение разместить пункт проката велосипедов и веломобилей на набережной Ижевского пруда примерно в 117 м на юго-запад от нежилого здания по адресу: Удмуртская Республика, г. ФИО3, <адрес>, предусмотренный именно пунктом 25 Перечня № 1300.
Комиссия по землепользованию и застройке г. Ижевск отказала заявителям в выдаче разрешения на использование земель.
ИП ФИО8 отказано по мотиву того, что согласно подпункта 2 пункта 10 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24 августа 2015 года № 417, в заявлении указаны цели, не предусмотренные Перечнем № 1300; отсутствие у заявителя необходимых разрешительных документов и рекомендаций по безопасному размещению аттракционов от Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики; согласно подпункту 4 пункта 10 Положения, утвержданного Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24 августа 2015 года № 417, размещение объекта (пункт проката) противоречит требованиям законодательства РФ, а именно, предоставление разрешения на размещение объекта, накладываемых на объекты капитального строительства - не предусмотрено. Предполагаемый к размещению объект накладывается на объект капитального строительства (согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности, автомобильная дорога общего пользования местного значения по <адрес> <адрес> г. Ижевска, зарегистрирована с кадастровым номером <данные изъяты>), а также что, пешеходная территория Набережной Ижевского пруда является территорией общего пользования (л.д. 30).
ИП ФИО9 отказано по мотиву того, что согласно подпункта 4 пункта 10 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24 августа 2015 года № 417, размещение объекта (пункт проката) противоречит требованиям законодательства РФ, а именно, предоставление разрешения на размещение объекта, накладываемых на объекты капитального строительства - не предусмотрено. Предполагаемый к размещению объект накладывается на объект капитального строительства (согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности, автомобильная дорога общего пользования местного значения <адрес> <адрес> г. Ижевска, зарегистрирована с кадастровым номером <данные изъяты>), а также что, пешеходная территория набережной является территорией общего пользования, является ярмарочной площадкой «Набережная Ижевского пруда» (л.д. 38).
В результате полученных отказов ИП ФИО8 и ИП ФИО9, каждый в отдельности, обратились в прокуратуру Октябрьского района г. Ижевска с жалобами на вышеуказанные отказы Администрации.
Согласно пункту 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2014 года № 1300, утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - объекты) (Перечень № 1300). Указанным перечнем, в частности, предусмотрено размещение нестационарных объектов для организации обслуживания зон отдыха населения, в том числе пункты проката велосипедов, роликов, самокатов и другого спортивного инвентаря, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, а также велопарковки (пункт 25); спортивные и детские площадки (пункт 26).
Порядок и условия размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24 августа 2015 года № 417 «О порядке и условиях размещения объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута» утверждено Положение о порядке и условиях размещения объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута, в пунктах 3, 4 которого установлены требования к заявлению о выдаче разрешения на использование земель или земельного участка, а также документы необходимые для выдачи разрешения.
Согласно указанному Положению одним из оснований отказа в выдаче разрешения на размещение объекта принимается в случае, если: подпункт 2 пункт 10 Положения - в заявлении указаны цели использования земель или земельных участков, или объекты, предполагаемые к размещению, не предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации.
Вместе с тем, на электромобили, планируемые к размещению ИП ФИО8, требования технического регламента ТР ЕАЭС 038/2016 не распространяются, разрешительные документы и рекомендации по безопасному размещению аттракционов от Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики не требуются.
ИП ФИО8 представлена в прокуратуру района вместе с жалобой справка Инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Главного управления по надзору Удмуртской Республики от 10 февраля 2023 года № 01- 13/01109, согласно которой начальник инспекции, указывает, что на электромобили не распространяются требования технического регламента ТР ЕАЭС 038/2016. Данные электромобили по скорости движения могут быть отнесены к аттракционам со степенью риска RB-4.
Вопрос о распространении требования технического регламента ТР ЕАЭС 038/2016 на электромобили по скорости движения отнесённых к аттракционам со степенью риска RB-4, не исследовался Комиссией по землепользованию и застройке на момент принятия спорных решений (протокол № 2 от 19 января 2023 года).
Администрацией г. Ижевск не представлены доказательства невозможности одновременного пользования земельным участком на Набережной Ижевского пруда, как для ярмарочных целей, так и для размещения пункта проката электромобилей и электросамокатов.
В силу пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, относятся к землям общего пользования.
Исходя из пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации названные выше объекты, перечень которых не является закрытым, представляют собой территории общего пользования; в их состав входят находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки либо земли, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного доступа на них и использования имеющихся на этих участках и землях объектов в пределах, допускаемых законом, иными правовыми актами и собственником соответствующего земельного участка.
В рассматриваемом случае Администрацией не оспаривается, что спорный земельный участок является частью Набережной Ижевского пруда, территория которой является местом проведения массовых городских праздничных мероприятий, в рамках проведения которых размещаются различные временные объекты.
Цели использования земельного участка индивидуальными предпринимателями, согласно их заявлений от 29 декабря 2022 года, соответствуют положениям Перечня № 1300. При этом возможность размещения объектов, включенных в указанный Перечень, не связана с видом разрешенного использования участка.
Таким образом, использование спорного земельного участка одновременно для ярмарочной площадки, как пешеходная зона и размещения пункта проката веломобилей, электромобилей, не противоречит действующему законодательству.
По результатам проверки прокурор Октябрьского района г. Ижевска пришел к выводу о том, что Комиссией по землепользованию и застройке г. Ижевска в нарушение пункта 11 Положения необоснованно вынесены решения об отказе ИП ФИО8 и ИП ФИО9 в выдаче разрешения на размещение объектов, в которых не указаны конкретные сведения о нарушениях, послужившие основанием для отказа.
В представлении прокурора от 3 июля 2023 года № 1057ж-2023/20940026/Прдп-68-23 «Об устранении нарушений закона» изложено требование о безотлагательном его рассмотрении с уведомлением о дне рассмотрения прокурора Октябрьского района г. Ижевска и его участием; принятии действенных мер, направленных на устранение выявленных нарушений, их причин и условий, им способствующих; рассмотреть вопрос о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности; о результатах принятых мер сообщить прокурору Октябрьского района г. Ижевска в установленный законом месячный срок.
Данное представление направлено по электронной почте и зарегистрировано Администрацией г. Ижевска 4 июля 2023 года за вх. № 13883/01- 17ДО.
Письмом от 28 июля 2023 года № 4097/01-17ДО за подписью временно исполняющего полномочия Главы муниципального образования «Город Ижевск» ФИО7 дан ответ на представление прокурора района, согласно которому вынесенные Комиссией по землепользованию и застройке города Ижевска решения, оформленные протоколами № 2 от 19.01.2023 и № 3 от 26.01.2023, являются законными и обоснованными, основания для принятия мер к устранению нарушений закона, причин и условий, им способствующих, не имеется.
Мер, направленных на устранение допущенных нарушений закона, не принято.
4 сентября 2023 года исполняющим обязанности прокурора Октябрьского района г. Ижевска в отношении Администрации муниципального образования «Город Ижевск» возбуждено производство об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 4-5).
Постановление вынесено в присутствии представителя Администрации ФИО13., действующей на основании доверенности (л.д. 7).
Делая вывод о том, что совершенное Администрацией деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судебные инстанции исходили из того, что представление прокурора об устранении нарушений закона им не исполнено.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Правомерность привлечения Администрации к административной ответственности за невыполнение требований прокурора в части устранения нарушений сомнений не вызывает.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия Администрации квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок и срок давности привлечения Администрации к административной ответственности соблюдены.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые судебные акты, судебные инстанции верно пришли к выводу о том, что Администрация имела возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но ей не были предприняты все зависящие от нее меры по их соблюдению.
Все доводы поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях Администрации объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из доводов жалобы, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, не следует, что при рассмотрении настоящего дела допущены какие-либо нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Административное наказание назначено привлекаемому лицу в пределах санкции статьи 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ 1 ░░░░░░ 2023 ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ 6 ░░░░░░░ 2023 ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░», ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 17.7 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░