УИД 67RS0022-01-2024-001800-37
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Новодугино Смоленская область 19 декабря 2024 года
Сычевский районный суд Смоленской области в составе:
председательствующего судьи Ковязиной Е.А.,
при секретаре Клименковой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес>, действующего в интересах Садкевича Саида Расимовича, к Министерству образования и науки <адрес>, Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> о понуждении к совершению действий,
установил:
<адрес>, действуя в интересах Садкевича С.Р., обратился в суд с исковым заявлением к Министерству образования и науки <адрес>, Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> о понуждении к совершению действий, в обоснование заявленных исковых требований указал, что Садкевич С.Р. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Его мать Садкевич О.О. была лишена родительских прав. Постановлением Администрации МО «<адрес>» <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Садкевич С.Р. признан нуждающимся в обеспечении жилым помещением. Постановлением Администрации МО «<адрес>» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № он включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений. В настоящее время Садкевич С.Р. достиг совершеннолетия, но жилым помещением в предусмотренном законом порядке он не обеспечен. Просит обязать Министерство образования и науки <адрес> осуществить за счет средств областного бюджета финансирование исполнения Администрацией муниципального образования «<адрес>» <адрес> государственных полномочий по обеспечению Садкевича С.Р., как лица из числа детей-сирот, благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированных жилых помещений площадью на одного человека не ниже установленных социальных норм на территории <адрес>. Обязать Администрацию МО «<адрес>» <адрес> в течение трех месяцев с момента перечисления денежных средств приобрести благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда <адрес> и предоставить его Садкевичу С.Р. по договору найма специализированного жилого помещения.
Заместитель прокурора Ковалева М.А. в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования в полном объёме, дополнив, что не возражает против увеличения срока исполнения решения суда с трех месяцев до шести месяцев.
Садкевич С.Р. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в материалах дела имеется телефонограмма о рассмотрении дела без его участия, исковые требования поддерживает в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия, возражает против удовлетворения исковых требований в части срока исполнения обязательства, указывает, что приобретение жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Согласно требованиям указанного закона процедура закупки от даты объявления о закупке до даты предоставления жилья по договору найма специализированных жилых помещений занимает продолжительное время, в связи с чем, просит увеличить срок предоставления благоустроенного жилого помещения с трёх месяцев до шести месяцев.
Представитель ответчика Министерства образования и науки <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия. Считает, что наличие судебного решения о предоставлении жилого помещения и обязательность его внеочередного исполнения нарушает права других лиц, которые включены в список ранее, чем Садкевич С.Р.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований Отдела по образованию Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, согласно заявлению просил рассмотреть дело без его участия.
Выслушав пояснения заместителя прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статья 40 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на жилище.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ представление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным выше лицам, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме вышеуказанных лиц, и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, предусмотренном названной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9).
По смыслу приведенных норм при разрешении спора о предоставлении жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, юридически значимым обстоятельством является обеспеченность их жилыми помещениями. В случае отсутствия жилья правом на его получение обладают лица названной категории до 23 лет, а также по достижении 23 лет, если они до наступления указанного возраста встали на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Между тем формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" возложено на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п. 3 ст. 8 данного закона).
Аналогичные нормы содержатся в ст. 6 Областного закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 89-з "Об обеспечении дополнительных гарантий по социальной поддержке и установлении дополнительных видов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <адрес>".
В силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ч. 1 ст. 1 Областного закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 114-з "О наделении органов местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений <адрес> государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями", органы местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений <адрес> (далее также - органы местного самоуправления) наделены на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, благоустроенными жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - государственные полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями).
<адрес> N 114-з от ДД.ММ.ГГГГ "О наделении органов местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений <адрес> государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями", в ред. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 111-з, наделяет органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <адрес> (далее также - органы местного самоуправления) на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, благоустроенными жилыми помещениями (далее - государственные полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями) (статья 1).
Исходя из данных норм, а также учитывая ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации, возможность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализовать свое право на обеспечение жилым помещением определяется действиями уполномоченных органов исполнительной власти, в связи с чем, факт того, что лицо указанной категории не обращалось с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилье до 23 лет, не может являться безусловным основанием для отказа в обеспечении его жилым помещением по достижении указанного возраста.
В соответствии с п. 3.26 и п. 3.27 Положения о Министерстве образования и науки <адрес>", утвержденного Постановлением <адрес>
от ДД.ММ.ГГГГ N 20, Министерство образования и науки <адрес> координирует деятельность органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес> и осуществляет контроль за органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес> в части переданных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, а также государственных полномочий по обеспечению проведения ремонта одного из жилых помещений, нуждающихся в ремонте и принадлежащих на праве собственности детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением случаев, когда данные жилые помещения находятся в собственности двух или более лиц (кроме лиц указанных категорий).
Координирует работу по организации устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, а также осуществляет иные функции, связанные с формированием и использованием регионального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, по смыслу указанных выше норм законодательства право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья вне очереди является одной из гарантий их социальной поддержки, и сохраняется за указанными лицами на весь период до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Судом установлено, что Садкевич С.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 19), является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, одинокая мать – Садкевич Олеся Олеговна на основании решения Сычевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ лишена в отношении него родительских прав (л.д. 20, 21-23).
Распоряжением Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> №-р от ДД.ММ.ГГГГ над Садкевичем С.Р. установлена предварительная опека, временным опекуном назначена Хмелевская А.Г. (л.д. 12). С ДД.ММ.ГГГГ над Садкевичем С.Р. на основании распоряжения Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> №-р установлена опека на возмездной основе (л.д. 13), ДД.ММ.ГГГГ с Хмелевской А.Г. заключен договор № о приёмной семье (л.д. 14-18).
Постановлением Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Садкевич С.Р. включен в список детей – сирот и детей, оставшихся баз попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (л.д. 30-31).
Постановлением Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № за Садкевичем С.Р. признано право на обеспечение благоустроенным жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений (л.д. 32-33).
В настоящее время Садкевич С.Р. достиг возраста 18 лет, однако, гарантированное законом право на получение жилого помещения не реализовано.
Учитывая данные обстоятельства, суд приходит к выводу о наличии установленных законом оснований для признания за Садкевичем С.Р. права на обеспечение жилым помещением.
В соответствии с п. 1.1 Положения о Министерстве образования и науки <адрес>, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 20, Министерство образования и науки <адрес> является исполнительным органом <адрес>, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в сфере образования и науки на территории <адрес>, в том числе уполномоченным исполнительным органом <адрес> по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Финансирование Министерства осуществляется за счет средств областного бюджета, а в части, касающейся осуществления переданных <адрес> отдельных полномочий Российской Федерации в области образования, - за счет субвенций из федерального бюджета, а также в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете на указанные цели не менее чем в объеме планируемых поступлений в областной бюджет от уплаты соответствующей государственной пошлины, связанной с осуществлением переданных полномочий и зачисляемой в областной бюджет в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (п. 1.4 Положения).
Доводы представителя Министерства образования и науки <адрес>, что в случае удовлетворения требований истца будут нарушены права других лиц, которые включены в Список ранее, чем Садкевич С.Р. суд признает несостоятельными, поскольку обязанность по обеспечению жилыми помещениями лиц, имеющих на это право, должна исполняться своевременно, в установленные законом сроки и независимо от наличия решения суда в отношении иных лиц.
На основании вышеизложенного, суд полагает необходимым удовлетворить требования прокурора в полном объеме.
Согласно ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая баланс интересов сторон, доводы представителя ответчика, суд полагает необходимым установить срок исполнения Администрацией муниципального образования «<адрес>» <адрес> требований о приобретении жилья в течение шести месяцев с даты перечисления денежных средств Министерством образования и науки <адрес>.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора <адрес>, действующего в интересах Садкевича Саида Расимовича, к Министерству образования и науки <адрес>, Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> о понуждении к совершению действий – удовлетворить.
Обязать Министерство образования и науки <адрес> перечислить Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> субвенции на осуществление государственных полномочий по обеспечению Садкевича Саида Расимовича, как лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений общей площадью на одного человека не ниже установленных социальных норм на территории <адрес>.
Обязать Администрацию муниципального образования «<адрес>» <адрес> в течение шести месяцев с момента осуществления финансирования предоставить Садкевичу Саиду Расимовичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения на территории <адрес> благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда <адрес> по договору найма специализированных жилых помещений общей площадью на одного человека не ниже установленных социальных норм.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Сычевский районный суд Смоленской области в течение месяца с момента его вынесения.
Судья Е.А. Ковязина