Дело №2-4969/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 июня 2016 года г.Саратов
Волжский районный суд г. Саратова в составе
председательствующего судьи Агарковой С.Н.
при секретаре Кузнецовой Л.В.
с участием представителя истца Квитчук Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Решетниковой И.Н. к Министерству финансов Саратовской области, третье лицо администрация Петровского муниципального района Саратовской области о взыскании денежных средств на содержание несовершеннолетнего ребенка, переданного под опеку,
установил:
Истец обратился в суд с иском к Министерству финансов Саратовской области о взыскании денежных средств на содержание несовершеннолетнего ребенка, переданного под опеку, в обоснование которого указал, что на основании постановления администрации г. Петровска Саратовской области на ее содержание производилась выплата денежного пособия. Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.1992 года № 409, Указом Президента Российской Федерации от 11.07.1991 года №1 установлены нормы питания обеспечения одеждой, мягким инвентарем, обувью, необходимым оборудованием, суммы расходов на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг. Также п.1 данного Постановления обязанность по обеспечению учреждений для детей-сирот и детей, находящихся под опекой, возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с п.1 Положения о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденного Приказом Минобразования Российской Федерации от 19.08.1999 года №199, органы опеки и попечительства обязаны выплачивать опекунам (попечителям) денежные средства на указанные цели, исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона. Выплаты опекунских пособий производились без учета фактических цен сложившихся в Саратовской области. В связи с чем, образовалась задолженность с учетом индексации составила 11006 руб. 45 коп. Просит взыскать с ответчика в свою пользу денежные средства в размере 11006 руб. 45 коп.
В судебное заседание истец не явился, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель истца в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме, просила иск удовлетворить по изложенным в нем основании.
Представитель ответчика Министерства финансов Саратовской области извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении судебного заседания ходатайства не представил.
Представитель 3-го лица просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.5 Декларации о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче их на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях, провозглашенной Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 3 декабря 1986 г. № 41/85, при рассмотрении всех вопросов, касающихся передачи ребёнка для заботы не его собственными родителями, главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребёнка, и в особенности его потребность в любви и право на обеспеченность и постоянную заботу.
Декларацией прав ребёнка, провозглашенной Резолюцией 1386 (Х1У) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года, установлено, что ребёнку законом и другими средствами должна быть обеспечена социальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем. Ребёнок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ребёнку должно принадлежать право на надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.
Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому гражданину социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии со ст. 148, 150 Семейного Кодекса Российской Федерации, ст.40 ч.3 Гражданского кодекса Российской Федерации несовершеннолетние дети, находящиеся под опекой имеют право на причитающиеся им пенсии, пособия, другие социальные выплаты, достигнув совершеннолетия имеет право самостоятельно обратиться в суд с исковыми требованиями о взыскании невыплаченных денежных сумм государственного пособия.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - предоставление им за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды и обуви, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости; обучающиеся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте восемнадцати лет и старше, но не более чем до двадцати трех лет имеют право на полное государственное обеспечение и дополнительные социальные гарантии до окончания профессионального обучения в очных образовательных учреждениях.
В силу ст.5 Федерального закона № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.1992 года № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с 01.06.1992 года установлены нормы питания обеспечения одеждой, мягким инвентарем, обувью, необходимым оборудованием, суммы расходов на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг.
В соответствии с п.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 20.06.1992 года № 409, обязанность по обеспечению учреждений для детей-сирот и детей, находящихся под опекой, возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно п.1 Положения о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденных Приказом Минобразования Российской Федерации от 19.08.1999 года №199, органы опеки и попечительства обязаны выплачивать опекунам (попечителям) денежные средства на указанные цели, исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона.
Статья 72 Конституции Российской Федерации, ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривают право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти и сопровождается передачей необходимых финансовых средств бюджету субъекта Российской Федерации в форме субвенций.
Правительством Российской Федерации были установлены нормативы, исходя из стоимости которых, в каждом регионе определяется размер опекунского пособия. Федеральными Законами о федеральном бюджете на 1993 год в состав федерального бюджета включены средства Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. В целях оказания финансовой помощи субъектам Российской Федерации из федерального бюджета были перечислены дополнительные финансовые ресурсы для финансирования мероприятий по выплате опекунских пособий. В связи с этим отсутствуют основания для взыскания задолженности по опекунским пособиям с казны Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, поскольку государственными полномочиями по выплате опекунских пособий орган местного самоуправления в установленном порядке не наделялся, ему не передавалось необходимые финансовые средства для исполнения этих полномочий, то выплаты опекунских пособий осуществлялись органом местного самоуправления за счет средств местного бюджета без учета фактических цен региона на продукты питания, одежду, обувь, мягкий инвентарь. Данная обязанность возложена законом на субъект Российской Федерации - Саратовскую область и его финансовый орган – Министерство финансов Саратовской области, который является надлежащим ответчиком по делу. Тогда как расходы по выплате детям-сиротам пособия не были заложены в бюджет Саратовской области в 1993 году.
Кроме того, в силу ст. 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации право опекуна на выплату пособия по содержанию несовершеннолетнего ребенка, находящегося под опекой, не может быть поставлено в зависимость от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию мероприятий по выплате опекунских пособий в разные уровни бюджетной системы Российской Федерации.
Судом исследованы нормы питания, а также нормы обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем воспитанников в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.1992 года № 409, представленные службой государственной статистики по Саратовской области. Суд считает установленным то обстоятельство, что размер выплат денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря полученных истцом в 1993 году не соответствует размеру, установленному данному постановлению Правительства Российской Федерации, и не достигает установленного размера. При расчете следует руководствоваться сведениями, предоставленными службой государственной статистики Саратовской области.
Из постановлений органов местного самоуправления видно, что в 1993 г. именно органом местного самоуправления во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992 года № устанавливался размер ежемесячного денежного пособия на одного ребенка, находящегося под опекой или попечительством (л.д.№).
Согласно расчету истца, подтвержденному сведениями службы государственной статистики Саратовской области, имеется задолженность по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего, находящегося под опекой (попечительством).
Задолженность в связи с уменьшением покупательской способности с применением индексов потребительских цен в пользу истца составила 11006 руб. 45 коп. (л.д.№).
Произведенные истцом расчеты суд находит верными, возражений относительно расчета со стороны ответчика не поступило.
Доказательств, подтверждающих выплату истцу опекунских пособий в необходимом количестве (в размере, определенном постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.1992 г. № 409), как того требует ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ответчиком суду не представлено.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей; государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Защита гарантированных Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством прав и интересов граждан, имеющих детей, регулировались до 01.01.2005 г. Законом РСФСР от 24 октября 1991 г. «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» (в ред. Федерального закона от 24 декабря 1993 г.), согласно которому постоянно выплачиваемые пособия семьям с детьми входят в число объектов такой индексации; источником ее средств являются «ассигнования из соответствующих бюджетов» (ч. 1 ст. 2 и ч. 1 ст. 8).
Предусмотренная названным Законом индексация пособий на детей в связи с ростом потребительских цен направлена на поддержание их покупательной способности путем установления государством механизма увеличения пособий, т.е. индексации, и, следовательно, на защиту гарантированных прав и интересов граждан, имеющих детей.
Несвоевременная же выплата пособий на детей и невосстановление их покупательной способности путем индексации лишает истца такой гарантии в связи с инфляцией денежных средств.
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Индексация является механизмом защиты денежных средств, подлежащих уплате от инфляционных процессов, существующих в обществе, и направлена на восстановление нарушенного права в полном объеме (в данном случае с учетом роста индекса потребительских цен сложившихся в регионе).
Доказательств в обоснование возражений о соответствии выплачиваемых пособий на детей, находящихся под опекой, фактически сложившимся ценам, ответчиком в суд не представлено. Доказательств в опровержение заявленных истцом требований также не представлено.
Указанные суммы в силу ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат взысканию в пользу истца с Министерства финансов Саратовской области за счет средств казны Саратовской области.
Руководствуясь ст. 194-199ГПК РФ, суд
решил:
Взыскать с Министерства финансов Саратовской области за счет средств казны Саратовской области в пользу Решетниковой И.Н. задолженность по выплате денежных средств на питание, обеспечение одеждой, мягким инвентарем, необходимым оборудованием, расходам на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг за 1993 г. в размере 11006 (одиннадцать тысяч шесть) руб. 45 коп.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Волжский районный суд г. Саратова.
Судья подпись С.Н. Агаркова