Дело №21-611/2022
РЕШЕНИЕ
26 октября 2022 г. г. Оренбург
Судья Оренбургского областного суда Хлынина Е.В., при секретаре Красниковой Д.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 1» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Оренбургской области Ковинько Е.А. на постановление старшего государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области № от 16 июня 2022 г. и решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 18 августа 2022 г., вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 1» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Оренбургской области,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области № от 16 июня 2022 г. Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 1» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Оренбургской области (далее по тексту – ФКУ ИК-1 УФСИН России по Оренбургской области) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 18 августа 2022г. вышеуказанное постановление должностного лица от 16 июня 2022 г. оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, защитник ФКУ ИК-1 УФСИН России по Оренбургской области Ковинько Е.А. просит отменить решение судьи, ссылаясь на необходимость применения положений ст. 2.9 КоАП РФ.
Законный представитель ФКУ ИК-1 УФСИН России по Оренбургской области, должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, старший государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области ДЮВ в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно, надлежащим образом, сведений об уважительных причинах неявки не имеется, ходатайств об отложении разбирательства дела не представлено, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника Ковинько Е.А., поддержавшей доводы жалобы, мнение прокурора Хариной А.В. об оставлении принятых решений без изменения, прихожу к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 данной статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
В силу статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ТК РФ) работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Статьей 211 Трудового Кодекса Российской Федерации установлено, что государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Как следует из диспозиции статьи 212 Трудового Кодекса Российской Федерации, обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить: соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда; организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты; информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты.
Государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда, что закреплено в статье 220 Трудового Кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 219 Трудового кодекса РФ обучение по охране труда - процесс получения работниками, в том числе руководителями организаций, а также работодателями - индивидуальными предпринимателями знаний, умений, навыков, позволяющих формировать и развивать необходимые компетенции с целью обеспечения безопасности труда, сохранения жизни и здоровья.
Работники, в том числе руководители организаций, и работодатели - индивидуальные предприниматели обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда. Обучение по охране труда предусматривает получение знаний, умений и навыков в ходе проведения: инструктажей по охране труда; стажировки на рабочем месте (для определенных категорий работников); обучения по оказанию первой помощи пострадавшим; обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты; обучения по охране труда у работодателя, в том числе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, или в организациях, оказывающих услуги по проведению обучения по охране труда.
Порядок обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда, а также требования к организациям, оказывающим услуги по проведению обучения по охране труда, устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29 (действовавшим на момент вынесения оспариваемого решения судьи) утвержден Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций (далее по тексту – Порядок).
В соответствии с положениями пункта 2.1.1 Порядка для всех принимаемых на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан проводить инструктаж по охране труда.
Все принимаемые на работу лица, а также командированные в организацию работники и работники сторонних организаций, выполняющие работы на выделенном участке, обучающиеся образовательных учреждений соответствующих уровней, проходящие в организации производственную практику, и другие лица, участвующие в производственной деятельности организации, проходят в установленном порядке вводный инструктаж, который проводит специалист по охране труда или работник, на которого приказом работодателя (или уполномоченного им лица) возложены эти обязанности. Вводный инструктаж по охране труда проводится по программе, разработанной на основании законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом специфики деятельности организации и утвержденной в установленном порядке работодателем (или уполномоченным им лицом) (пункт 2.1.2.)
Работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан организовать в течение месяца после приема на работу обучение безопасным методам и приемам выполнения работ всех поступающих на работу лиц, а также лиц, переводимых на другую работу. Обучение по охране труда проводится при подготовке работников рабочих профессий, переподготовке и обучении их другим рабочим профессиям (пункт 2.2.1 Порядка).
Работодатель (или уполномоченное им лицо) обеспечивает обучение лиц, принимаемых на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а в процессе трудовой деятельности - проведение периодического обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда. Работники рабочих профессий, впервые поступившие на указанные работы либо имеющие перерыв в работе по профессии (виду работ) более года, проходят обучение и проверку знаний требований охраны труда в течение первого месяца после назначения на эти работы (пункт 2.2.2 Порядка).
Из материалов дела следует, что Оренбургской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Оренбургской области проведена проверка исполнения администрацией ФКУ ИК № 1 УФСИН России по Оренбургской области требований уголовно-исполнительного и трудового законодательства, в ходе которой выявлены следующие нарушения:
- осужденному ЗЕН трудоустроенному приказом начальника ФКУ ИК-1 УФСИН России по Оренбургской области от 18 февраля 2022 г. № 61-ос, на должность рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий из числа хозяйственной обслуги осужденных исправительной колонии № 1 вводный инструктаж по охране труда проведен лишь 18.02.2022 года;
- осужденным АСБ, АЕВ, АВА, БАВ, БСА, ВДВ, ВВК ГРЗ, ГВВ, ГЮА, ГАП, ГАА., ГКО, ЕЕН, ЗОЮ ЗСП, КТЮ, ЛВК, МГК, МКВ, ПОВ, ПВВ, ПВА, ПНП, ПГГ, РГА, ССА, САИ, СИВ, ССМ, ТАВ, ТМК ХВС, ЧАН, ЧВВ ЧАП, ШИН, ШВЮ, ШВЕ, ЮТХ трудоустроенным приказом врио начальника ФКУ ИК № 1 от 8 апреля 2022 г. № 140-ос на оплачиваемые работы, на должности швеи бригады № 8 Центра трудовой адаптации осужденных исправительной колонии №1 с 8 апреля 2022 г. первичный инструктаж по охране труда по состоянию на 12 мая 2022 г. проведен не был;
- осужденным трудоустроенным приказом врио начальника ФКУ ИК-1 от 12 апреля 2022 г. № 141-ос на оплачиваемые работы на должности швеи бригады № 8 Центра трудовой адаптации осужденных исправительной колонии № 1 с 13 апреля 2022 г., а именно АРД, АЕА, ААС, ААВ, БАМ, БАУ., БРН, БСН ВВА ВАН, ВНС, ВТА, ГДВ, ДКБ, ДАА, ЗАА, ИКМ, ИКМ, КСВ, КВА, КАА, КСВ КАП, КДВ, КВВ, КМА, ЛПВ, ЛСВ, ЛАВ, МВВ, МВВ, МРТ, МАН, ПАМ ПАМ, ПРА, РАК, РВИ СМК, КИМ первичный инструктаж по охране труда проведен не был.
Принимая во внимание выявленные факты нарушения трудового законодательства, Оренбургской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Оренбургской области 31 мая 2022 г. было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ФКУ ИК-1 УФСИН России по Оренбургской области по части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ.
Постановлением старшего государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области ДЮВ № от 16 июня 2022 г. ФКУ ИК-1 УФСИН России по Оренбургской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей (л.д.55-58).
Факт нарушения ФКУ ИК-1 УФСИН России по Оренбургской области требований трудового законодательства подтверждается совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает, а именно: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 31 мая 2022 г.; журналами регистрации инструктажей на рабочем месте, приказами о принятии на работу, табелями учета рабочего времени и иными материалами дела.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что лицом, привлекаемым к административной ответственности, приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего трудового законодательства.
У юридического лица имелась возможность для соблюдения правил и норм действующего трудового законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, доказательства принятия работодателем всех зависящих от него мер по соблюдению названных выше требований лицом, привлекаемым к административной ответственности, не представлены. Данный факт свидетельствует о наличии вины.
Материалы дела свидетельствуют о том, что ФКУ ИК-1 УФСИН России по Оренбургской области не приняты все зависящие от него меры по соблюдению приведенных выше требований Трудового кодекса Российской Федерации, нарушение которых влечет административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ.
Действия ФКУ ИК-1 УФСИН России по Оренбургской области квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, требованиями КоАП РФ, трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, юридическое лицо обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ.
В соответствии с положениями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ.
Доводы жалобы о необходимости применения положений ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью деяния, подлежат отклонению, поскольку обстоятельства отсутствия причинения вреда не могут рассматриваться в качестве оснований для вывода о малозначительности совершенного правонарушения, с учетом формального характера состава вмененного административного правонарушения, по которому не требуется наступление последствий.
Основания для освобождения юридического лица от административной ответственности, в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ не имеется, поскольку в данном случае угроза причинения вреда заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий от правонарушения, а в пренебрежительном отношении привлекаемого государственного казенного учрежденного к исполнению своих публично-правовых обязанностей работодателя, возложенных на него трудовым законодательством.
Применение положений статьей 2.9 КоАП РФ при рассмотрении конкретного дела является правом судьи.
Квалификация административного правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях. Доказательств наличия каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих квалифицировать данное административное правонарушение как малозначительное, материалы дела не содержат, к жалобе также не приобщены. Тот факт, что выявленные нарушения были впоследствии устранены, не может быть признан исключительным обстоятельством, дающим возможность прекратить производство по делу за малозначительностью.
Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств, установленными на их основании обстоятельствами, и с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и действующего законодательства не свидетельствует о том, что нарушены нормы материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования в части законности и обоснованности привлечения ФКУ ИК-1 УФСИН России по Оренбургской области к административной ответственности.
Постановление о привлечении юридического лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ФКУ ИК-1 УФСИН России по Оренбургской области не допущено.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░ 16 ░░░░ 2022 ░. ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░ 18 ░░░░░░░ 2022 ░. ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 5.27.1 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 1» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 1» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ (░░░) ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 30.12 - 30.14 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░