УИД 48RS0017-01-2022-000269-03
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
5 июля 2022 г. с. Тербуны
Тербунский районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи Баранова С.В.,
при секретаре Рязанцевой О.Ю.,
с участием истца Долл А.А., представителя Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Липецкой области в Задонском, Воловском, Хлевенском, Тербунском районах Ходарцевич Ю.С., представителя ООО «ТЭКО-Сервис» по доверенности Герцена Д.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Долл Александра Анатольевича и Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Липецкой области в Задонском, Воловском, Хлевенском, Тербунском районах, действующего в интересах Долл Александра Анатольевича, к ООО «ТЭКО-Сервис» о возложении обязанности произвести перерасчет платы за вывоз твердых коммунальных отходов и обеспечению качественного оказания услуг по вывозу твердых коммунальных отходов,
УСТАНОВИЛ:
Долл А.А. и Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Липецкой области в Задонском, Воловском, Хлевенском, Тербунском районах, действующий в интересах Долл А.А., обратились в суд с иском к ООО «ТЭКО-Сервис» о возложении обязанности произвести перерасчет платы за вывоз твердых коммунальных отходов и обеспечению качественного оказания услуг по вывозу твердых коммунальных отходов. Исковые требования мотивированы тем, что Долл А.А. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> потребителем услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемой ответчиком. Ответчик в качестве регионального оператора принял на себя обязательства бесперебойно оказывать указанную услугу с надлежащим качеством и в необходимых объемах. Региональный оператор исполняет свои обязательства ненадлежащим образом. Ненадлежащее исполнение выражается в следующем: в связи с отсутствием по <адрес> контейнеров для накопления ТКО ответчиком фактически не предоставляется услуга вывоза ТКО, с <адрес> ТКО не вывозятся. Кроме того, не обеспечена возможность накопления ТКО иными способами (пакетированный способ), поскольку к <адрес> отсутствует проезд для специальных машин по вывозу ТКО. Истец обращался к ответчику с просьбой о надлежащем оказании услуги, однако данные требования не были удовлетворены, в результате чего сложилась задолженность в сумме 5595,67 рублей. На основании изложенного просили обязать ответчика произвести перерасчет платы за ТКО в размере 5595,67 рублей. Обязать ответчика обеспечить качественное оказание услуг по вывозу ТКО с <адрес> <адрес>.
В судебном заседании истец Долл А.А. уточнил основания иска и указал, что в силу действующего законодательства расстояние от контейнерных площадок до индивидуальных жилых домов должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров. Расстояние от принадлежащего ему на праве собственности дома до ближайшей площадки для сбора ТКО, расположенной в другом населенном пункте (д.Островок, пер.Тенистый, 5 составляет 830 метров, а до ближайшей площадки в с.Яковлево ул.Центральная, д. 66) 1360 метров. Коль скоро площадки расположены с нарушением максимального расстояния, то следует возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет платы за ТКО до нулевого размера. Также он полагает необходимым возложить на него обязанность по обеспечению качественной услуги по вывозу ТКО в виде устройства площадки ТКО на расстоянии определенном законодательством до его дома. После устройства площадки и регулярного вывоза ТКО он намерен производить оплату по вывозу ТКО. В настоящее время у него и членов его семьи не образуются отходы, которые он выбрасывает в контейнеры, расположенные на площадках ТКО. Все отходы жизнедеятельности он отвозит и сдает в пункты приема конкретного вида отхода. Так, например пластиковые отходы он сдает в ООО «ПолиПласт», металлические отходы в металлолом и т.д.
Представитель Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Липецкой области в Задонском, Воловском, Хлевенском, Тербунском районах по доверенности Ходарцевич Ю.С. поддержала исковые требования, по основаниям изложенным в исковом заявлении и истцом Долл А.А. в судебном заседании, полагая, что превышение максимального расстояния от дома истца Долл А.А. до ближайшей площадки по сбору ТКО является основанием для освобождения от оплаты за вывоз ТКО.
Третье лицо – администрация Тербунского муниципального района своего представителя в суд не направила.
Представитель ответчика по доверенности Герцен Д.И. возражал против удовлетворения заявленных требований и пояснил, что ООО «ТЭКО-Сервис» является региональным оператором по обращению с ТКО в Липецкой области и осуществляет свою деятельность в соответствии с региональной программой. Собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и места их накоплений. Процедура заключения договоров между региональным оператором и потребителем урегулирована Правилами обращения с ТКО (утв. постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 года № 1156). Основанием для заключения договора является заявка потребителя на заключение такого договора, либо предложение оператора. Также предусмотрен порядок заключения договоров путем опубликования в средствах массовой информации предложения о заключении договора и направлением потребителем в течение 15 рабочих дней с момент опубликования предложения, соответствующей заявки. Если потребитель не направил заявку, то договор считается заключенным на 16-й рабочий день после размещения предложения о заключении договора. Такое предложение было опубликовано ответчиком по делу в Липецкой газете 22.01.2019 года. При отсутствии заявок договор считается заключенным с 13.02.2019 года. Договор с Долл А.А. заключен именно приведенным способом – путем опубликования предложения в газете. Места накопления ТКО определяются и вносятся в реестр накопления ТКО, либо площадки временного накопления отходов. Определение мест сбора ТКО и внесение в соответствующий реестр относится к вопросам органа местного самоуправления. Согласно реестру контейнерных площадок и территориальной схеме по обращения с отходами в Липецкой области бестарный способ сбора ТКО около домовладения истца Долл А.А. не предусмотрен, контейнерные площадки и места временного сбора ТКО отсутствуют. К домовладению, принадлежащему Долл А.А. проезд спецтехники отсутствует вследствие того, что мост, ведущий на <адрес>, не предназначен для проезда тяжелой техники. Действующее законодательство установило норматив накопления ТКО, согласно которому в категории «Индивидуальные жилые дома» на 1 человека норматив ТКО в год составляет 2,7 м3. Отсутствие площадки ТКО в близости от места проживания истца Долл А.А. не может свидетельствовать о не предоставлении услуги по вывозу ТКО и являться основанием для освобождения от оплаты за вывоз ТКО, так как истец не может не пользоваться данной услугой, поскольку при его жизнедеятельности не может не образовывать ТКО. Ближайшая оборудованная площадка ТКО в с.Яковлево по пер.Тенистый и услуга по обращению с ТКО оказывается истцу Долл А.А. путем вывоза ТКО от вышеуказанного места накопления. Представитель ответчика полагает, что Долл А.А. не представил доказательств, что он утилизирует все ТКО самостоятельно, способами не нарушающими санитарное законодательство.
Выслушав, участников процесса, суд приходит к следующему.
На основании п. 3 ст. 24.2 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ
«Об отходах производства и потребления» региональный оператор вправе осуществлять деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории иного субъекта Российской Федерации в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами и с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации.
В п. 2 ст. 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ
«Об отходах производства и потребления» указано, что по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение всоответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Из представленного соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны Елецкая Липецкой области от 04.05.2018 года, заключенного между УЖКХ Липецкой области и ООО «ТЭКО-Сервис» следует, что Управление наделяет победителя конкурсного отбора ООО «ТЭКО-Сервис» статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне Елецкая Липецкой области.
Региональный оператор обязан приступить к осуществлению деятельности с 01.01.2019 года и заключить договоры на оказание услуг по обращению с ТКО.
В случае, если оператор не заключил договор по оказанию услуг, то услуга оказывается на основании публичного договора оферты, составленного в соответствии с условиями типового договора, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.11.2016 года № 1133.
Представитель ответчика признал то обстоятельство, что Тербунский район отнесен к зоне Елецкая Липецкой области.
Из карточки лицевого счета № 4800027227 следует, что Долл А.А. является собственником жилого дома по адресу: <адрес>. Состав семьи 3 человека.
По состоянию на май 2022 года у Долл А.А. имеется задолженность по оплате услуги по обращению с ТКО, а именно в размере 7026,47 рублей. Долл А.А. не произвел ни одного платежа с момента начисления размера оплаты за указанную услугу. За период с 4 декабря 2020 года по 21 марта 2021 года был произведен перерасчет и исключена задолженность в сумме 1374,12 рублей (оплата за 4 месяца с декабря 2020 года по марта 2021 года) в связи с тем, что отсутствовал проезд к контейнерной площадке из-за отсутствия расчистки дорог, тем самым не осуществлялся вывоз ТКО.
Из изложенного суд делает вывод, что Долл А.А. не оплачивает услугу за вывоз ТКО.
Долл А.А. в суде мотивирует отказ от оплаты тем, что ответчиком по делу приведенная выше услуга ему не оказывается, так как ближайшая контейнерная площадка от его дома в с.Яковлево находится на расстоянии 1360 метров, что многократно превышает максимальное расстояние в 100 метров. Ближайшая площадка расстояние до которой составляет 830 метров, находится в другом населенном пункте д.Островок, а ответчик обязан оборудовать площадку именно в том населенном пункте, где проживает Долл А.А. и на расстоянии не более 100 метров от дома.
Согласно п.4 санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21
"Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021г. N3, расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20метров, но не более 100метров; до территорий медицинских организаций в городских населённых пунктах - не менее 25метров, в сельских населённых пунктах - не менее 15метров.
Из экспертного заключения ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой области в Задонском районе» следует, что в результате инструментального измерения расстояния от установленных контейнеров для сбора ТКО по адресу: Липецкая область, Тербунский район, д.Островок, пер.Тенистый, д.5 до жилого дома <адрес> составляет 830 метров, а от места жительства Долл А.А. до контейнеров ТКО по адресу: Липецкая область, Тербунский район, с.Яковлево, ул.Центральная, д.66 (плотина) расстояние составляет 1360 метров.
Ответчик не отрицал, что приведенные контейнерные площадки для сбора ТКО являются ближайшими к дому истца Долл А.А., в подтверждение чего представил реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории Тербунского района.
В связи с изложенным суд находит установленным то обстоятельство, что контейнерные площадки для сбора ТКО расположены на расстоянии, превышающим максимальную удаленность от дома Долл А.А., предусмотренную приведенными СанПиН 2.1.3684-21.
Из предоставленных истцом Долл А.А. сообщений направленных администрацией Тербунского района Липецкой области в его адрес, следует, что в с.Яковлево существует проблема удаленности расположения контейнерных площадок в связи с рельефом местности и труднодоступности к местам подъезда специализированной техники. Улица Лесная является проблемным местом из-за крутого подъема и расположения при въезде на улицу моста, который не предназначен для проезда крупногабаритной техники.
Обсуждая вопрос является ли приведенное нарушение об удаленности контейнерной для сбора ТКО от жилого дома Долл А.А. основанием для его освобождения от оплаты услуг по обращению с ТКО, суд приходит к следующему.
Является общеизвестным фактом то обстоятельство, что в жизнедеятельности человека образуются ТКО.
Приказом Управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области от 9 февраля 2017г. N01-03/16 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов в Липецкой области" утверждены нормативы накопления ТКО, которые в индивидуальных жилых домах на 1 человека составляют в год 2,7 м3.
Согласно ч.4 ст.24.7Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Действующим законодательством не предусмотрено иного порядка по обращению с ТКО как сбор на специализированных площадках и вывоз отходов региональным оператором.
Таким образом, истец по делу обязан производить сбор ТКО образующийся по месту жительства и размещать его на контейнерных площадках, установленных для сбора ТКО.
Как следует из материалов дела органом местного самоуправления в с.Яковлево и д.Островок, которые относятся к одному сельсовету, установлены контейнерные площадки и тем самым истцу Долл А.А. предоставлена возможность для размещения ТКО в месте их сбора.
Долл А.А. имеет возможность размещения ТКО, которые находятся на расстоянии позволяющем дойти до площадки ТКО пешком в переделах 10 минут или доставить транспортном, двигаясь в попутном направлении.
Предоставление такой возможности и является предоставлением услуги по обращению с ТКО.
Обязанностью ответчика является своевременный вывоз ТКО с оборудованных и внесенных в соответствующий реестр площадок.
В данном случае, основанием для перерасчета задолженности по оплате услуг по обращению с ТКО заявлено не нарушение регулярности вывоза ТКО, а удаленность площадки для сбора ТКО от места проживания Долл А.А., в связи с чем суд не находит нарушений со стороны ответчика по делу по вывозу, обезвреживанию или захоронению ТКО.
По правилам частей 1 и 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Положения частей 3, 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривают, что собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно части 9 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
С 01 января 2016 года собственник жилого дома или части жилого дома согласно части 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей указанного кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
Судом установлено, что 22.01.2019 года ООО «ТЭКО-Сервис» разместило в «Липецкой газете» публичную оферту (договор) на оказание коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами. По условиям данного договора региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, в соответствии с территориальной схемой, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора (п.1.1).
Поскольку доказательств направления региональному оператору заявки в целях реализации установленной законом обязанности по заключению договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в установленный законом срок стороной истца представлено не было, то в силу приведенных выше норм действующего законодательства такой договор считается заключенным и вступившим в силу на условиях типового договора, опубликованного в средствах массовой информации.
Довод истца Долл А.А., что ответчик не доказал того обстоятельства, что он – Долл А.А. ТКО размещает на специализированных площадках в Тербунском районе, а именно никак не зафиксировал данный факт, суд находит несостоятельным, поскольку данное обстоятельство не относится к кругу юридически значимых.
Долл А.А. не имеет возможности не размещать ТКО в специально оборудованном месте, так как иной возможности обращения с ТКО законодательством не предусмотрено.
Доказательств заключения договора Долл А.А. на вывоз ТКО с иной специализированной организацией материалы дела не содержат.
Довод о том, что в процессе жизнедеятельности Долл А.А. не образуется ТКО суд находит несостоятельным и противоречащим общеизвестным фактам, которые не подлежат доказыванию.
При таких обстоятельствах суд не находит основания для возложения на ответчика обязанности по перерасчету задолженности до его нулевого значения.
Также суд не находит оснований для удовлетворения требований о возложении обязанности на ответчика по предоставлению качественной услуги по вывозу ТКО путем установления оборудованной площадки для сбора ТКО на расстоянии от 20 до 100 метров до места жительства истца Долл А.А. или иным путем, по следующим основаниям.
Согласно п.14 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Согласно п.2, п.3 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:
создание и содержание мест(площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
определение схемы размещения мест(площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест(площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (п.3).
Согласно пунктам 2, 3, 11 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 года № 1039 места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований (п.2).
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов (п.3).
Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее - реестр) представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов (п.11).
Согласно п.15 Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21допускается сбор и удаление (вывоз) ТКО (КГО) с территорий сельских поселений или с территорий малоэтажной застройки городских поселений бестарным методом (без накопления ТКО (КГО) на контейнерных площадках).
Из приведенных выше норм следует, что вопрос об определении мест накопления ТКО или размещения бестарным способом относится к вопросу органа местного самоуправления, а вывоз ТКО с мест накопления ТКО, определенных в реестре, относится к зоне ответственности Регионального оператора по обращению с ТКО.
Таким образом, судом не может быть возложена обязанность на неуполномоченное лицо по определения мест сбора и хранения ТКО.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 198-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Долл Александру Анатольевичу и Территориальному отделу Управления Роспотребнадзора по Липецкой области в Задонском, Воловском, Хлевенском, Тербунском районах, действующему в интересах Долл Александра Анатольевича, в иске к ООО «ТЭКО-Сервис» о возложении обязанности произвести перерасчет платы за вывоз твердых коммунальных отходов и обеспечению качественного оказания услуг по вывозу твердых коммунальных отходов, отказать.
Председательствующий подпись С.В. Баранов
Решение в окончательной форме изготовлено 12 июля 2022 года.