Председательствующий по делу Дело № 33-35/2019
судья Лытнева Ж.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Щаповой И.А.
судей краевого суда Лещевой Л.Л.
Ковалевской В.В.
при секретаре Печеревиной О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 10 января 2019 года гражданское дело по иску Румянцева В. А., Румянцевой Ю. Н., Батурина Н. И., Батуриной О. И. к администрации городского округа «Город Чита», Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края, ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, Министерству финансов Забайкальского края, УМВД России по Забайкальскому краю об установлении факта постоянного проживания, включении в список на оказание единовременной материальной и финансовой помощи и их выплате,
по апелляционной жалобе представителя истцов Батурина Н.И., Батуриной О.И. – Цирельниковой Л.П.
на решение Железнодорожного районного суда г.Читы от 26 сентября 2018 года, которым постановлено:
«Исковые требования Румянцева В. А., Румянцевой Ю. Н. удовлетворить.
Установить факт постоянного проживания Румянцева В. А. и Румянцевой Ю. Н. в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> для получения Румянцевым В. А. единовременной материальной и финансовой помощи, а Румянцевой Ю. Н. единовременной финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края.
Признать за Румянцевым В. А. право на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб. и признать за Румянцевым В. А. и Румянцевой Ю. Н. право на получение единовременной финансовой помощи в размере 50 000 рублей за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края.
Обязать администрацию городского округа «Город Чита» включить Румянцева В. А. в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и обязать включить Румянцева В. А., Румянцеву Ю. Н. в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края.
Обязать Министерство труда и социальной защиты населенияЗабайкальского края, Министерство финансов Забайкальского краявыплатить Румянцеву В. А. единовременную материальную помощь в размере 10 000 руб., обязать выплатить Румянцеву В. А. и Румянцевой Ю. Н. единовременную финансовую помощь в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 50 000 рублей каждому за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края.
Батурину Н. И., Батуриной О. И. в удовлетворении исковых требований к администрации городского округа «Город Чита», Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края, ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, УМВД России по Забайкальскому краю, Министерству финансов Забайкальского края об установлении факта постоянного проживания, включении в список на оказание единовременной материальной и финансовой помощи, их выплате отказать полностью».
Заслушав доклад судьи Щаповой И.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Румянцев В.А., Румянцева Ю.Н., Батурин Н.И., Батурина О.И. обратились в суд с иском, ссылаясь на то, что Румянцев В.А. является собственником жилого дома по адресу: <адрес>, попавший в зону подтопления в связи с паводком, вызванным сильными дождями, прошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края. Совместно с ним в доме проживают его супруга Румянцева Ю.Н. и ее родители Батурин Н.И. и Батурина О.И. Данный дом является для них постоянным местом жительства, однако регистрация по месту жительства отсутствует. Данное обстоятельство является препятствием для реализации предоставленного им права на возмещение ущерба вследствие чрезвычайной ситуации природного характера. Установление факта проживания в доме необходимо для включения их в список граждан, нуждающихся в получении денежных выплат. В связи с чем, с учетом неоднократных уточнений, просили суд установить факт своего постоянного проживания в жилом доме по адресу: <адрес> обязать администрацию городского округа «Город Чита» включить их в списки нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости, обязать Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края выплатить Румянцевой Ю.Н., Батурину Н.И., Батуриной О.И. единовременную финансовую помощь, а Румянцеву В.А. единовременную материальную и финансовую помощь (л.д.3-5, 79-80, 118-120, 157).
Судом постановлено приведенное выше решение (л.д. 171-179).
В апелляционной жалобе представитель ответчиков Батуриных Н.И., О.И. Цирельникова Л.П. просит решение суда отменить в части отказа Батуриным в удовлетворении исковых требований, принять по делу новое решение, удовлетворив требования ее доверителей. Полагает, что отказывая в удовлетворении исковых требований, суд не принял во внимание показания свидетелей, в основу мотивировки отказа положил письменные документы, содержащие буквальную информацию, соответствующую требованиям по их заполнению. При оценке указанных обстоятельств судом были проигнорированы сообщенные истцами сведения о вынужденном характере регистрации Батуриных, вернувшихся из <адрес>, при том что в указанном жилом помещении они никогда не проживали, туда не вселялись, их регистрация носит формальный характер. Считает, что отсутствие регистрации по месту жительства и регистрация по другому адресу не свидетельствует о том, что Батурины не приобрели постоянное право пользования жилым домом по адресу: <адрес>, пер.Овощной, 1. В данном случае суд грубо нарушил нормы права, декларируемые Конституцией РФ. Румянцев В.А. суду пояснял, что на заседании комиссии он указывал Батуриных в качестве членов своей семьи. Полагает, что сам факт отсутствия у Батуриных регистрации по фактическому месту жительства на момент подтопления не может служить основанием ограничения их права на получение материальной помощи (л.д.195-201).
Представители администрации городского округа «Город Чита», Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края, ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, УМВД России по Забайкальскому краю, Министерства финансов Забайкальского края в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не заявляли.
Руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав истцов Румянцева В.А., Румянцеву Ю.Н., Батурина Н.И., Батурину О.И., представителя Батуриных Цирельникову Л.П., поддержавших доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч.1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (п. п. 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 23 от 19 декабря 2003 г. «О судебном решении»).
Постановленное судом решение в обжалуемой части указанным требованиям не соответствует.
В соответствии с пунктом "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 N 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, которые определяют порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера.
Подпунктами "г, д" п. 2 Правил предусмотрено, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека; оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).
Приложением №10 к Правилам утверждена форма списка граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, в соответствии с которой для включения гражданина в данный список необходимо, наряду с иными сведениями, включать данные об адресе проживания (регистрации).
Согласно п.7 Приказа МЧС России от 29 августа 2014 года №470 «Об утверждении Порядка подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» на основании заявлений граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями, на получение единовременной материальной помощи и (или) получение финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, утратой имущества в результате террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями, составленных по форме согласно приложению №9 к Правилам, после сверки сведений, указанных в заявлениях, с данными паспорта или другого документа, удостоверяющего личность гражданина, органом местного самоуправления подготавливаются списки граждан на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (имущества первой необходимости) в соответствии с приложениями №10 и №12 к Правилам, подписываются главой местной администрации и направляются в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Губернатора Забайкальского края от 09.07.2018 г. № 45 в связи с выпадением большого количества осадков, приведшим к повышению уровня воды в реках Забайкальского края, и к возникновению паводковых явлений, в результате которых произошло подтопление территорий и населенных пунктов, с 09 июля 2018 года на территории Забайкальского края введен режим чрезвычайной ситуации.
Из материалов дела усматривается, что истцы Румянцев В.А. и Румянцева Ю.Н. состоят в зарегистрированном браке, истцы Батурин Н.И. и Батурина О.И. также состоят в зарегистрированном браке (т. 1, л.д. 13, 166).
12 июля 2010 года между истцом Румянцевым В.А. и Департаментом государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края заключен договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (т. 1, л.д. 121-123).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, за Румянцевым В.А. <Дата> зарегистрировано право собственности на жилой дом, расположенный по указанному адресу (т. 1, л.д. 8).
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции установлено, что супруги Румянцевы постоянно проживают без оформления регистрации по вышеуказанному адресу с 2011 года, а супруги Батурины - родители Румянцевой Ю.Н. с 2013 г., ранее проживали в Чите, затем в Красноярском крае, затем вновь вернулись в Читу.
Согласно Постановлению администрации городского округа «Город Чита» от 07 августа 2018 г. № 273 «Об определении границ зон действия «чрезвычайной ситуации» в городском округе «Город Чита», земельный участок и расположенный на нем жилой дом по вышеназванному адресу, попали в зону подтопления в связи с паводком, вызванным сильными дождями, прошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края (т. 1, л.д. 98-101).
Из материалов дела следует, что на момент возникновения чрезвычайной ситуации Румянцев В.А. был зарегистрирован в жилом помещении по адресу: <адрес>, в котором на условиях социального найма также проживают: Румянцева И.Ю. - мать истца, его родственники Нагаева А.А. и несовершеннолетний Нагаев А.П., что подтверждается сведениями из паспортной службы ООО «РУЭК-Восток» (т. 1, л.д. 55-56).
Истцы Румянцева Ю.Н., Батурин Н.И. и Батурина О.И. были зарегистрированы по адресу: <адрес> (т. 1, л.д. 11-12).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности Куйдину А.Г. – мужу родной сестры Батуриной О.И. Как пояснили Батурины в ходе рассмотрения дела, в указанном жилом помещении они были зарегистрированы по приезду из Красноярского края в г. Читу в 2013 г. для получения пенсионных и социальных выплат.
Указанный дом также попал в зону подтопления, однако имущество по данному адресу не было утрачено. Из пояснений Румянцевой Ю.Н., Батурина Н.И. и Батуриной О.И. следует, что они по месту регистрации получили единовременную материальную помощь в размере 10 000 рублей каждый.
Истцам было отказано во включении в список лиц на оказание единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с отсутствием постоянной регистрации по адресу: <адрес>.
Разрешая спор, суд первой инстанции, учитывая, что Румянцев В.А. на дату рассмотрения дела не имеет в собственности иное жилое помещение, Румянцева Ю.Н. является членом семьи Румянцева В.А., факт проживания в помещении по адресу: <адрес> подтверждается показаниями свидетелей Карякиной О.Н., Першиной Л.С., Козловой О.И., исходя из представленных суду письменных доказательств, оцененных в совокупности с пояснениями истцов, пришел к выводу, что Румянцев В.А. и Румянцева Ю.Н. фактически имели постоянное место жительства во время чрезвычайной ситуации по адресу: <адрес> При этом было частично утрачено принадлежащее истцам имущество первой необходимости, перечень которого рекомендован к использованию письмом от 3 октября 2014 г. № 2-4-87-24-7 Министерства РФ по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) и Правилами, в связи с чем супруги Румянцевы имеют право на получение финансовой помощи, а Румянцев В.А., кроме того, право на получение единовременной материальной помощи.
Решение суда в указанной части сторонами не обжалуется.
Отказывая в удовлетворении иска Батуриной О.И., Батурину Н.И., суд первой инстанции исходил из того, что они не зарегистрированы по адресу: <адрес>, имеют регистрацию по адресу: <адрес>, и по месту регистрации получили единовременную материальную помощь. При составлении комиссией актов обследования утраченного имущества первой необходимости в результате паводков Румянцев В.А. Батуриных в качестве членов семьи не указывал, напротив, собственник жилого помещения по адресу: <адрес> Куйдин А.Г. указал истцов как членов своей семьи.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает, что названные обстоятельства не являются основанием для отказа в удовлетворении заявленных Батуриными требований.
В соответствии со ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
При этом статья 3 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" предусматривает, что граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Факт регистрации гражданина по месту жительства в пределах Российской Федерации подтверждается отметкой в паспорте (п. 18 Постановления Правительства РФ от 17.07.1995 г. N 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации»).
В Главе 2 Методических рекомендаций по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утв. МЧС России 03.10.2014 N 2-4-87-24-7, указано, что при отсутствии у гражданина необходимых документов, подтверждающих право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости (отсутствие регистрации по месту жительства) граждане включаются в списки на получение указанной финансовой помощи на основании принятых судебных решений.
Таким образом, юридически значимыми обстоятельствами по настоящему делу являются: факт постоянного проживания истцов в жилом помещении по адресу: <адрес> на момент возникновения чрезвычайной ситуации, а также факт частичной утраты ими имущества первой необходимости.
Согласно ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с частью 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В силу части 1 статьи 57 названного Кодекса доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле, суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства.
Между тем, перечисленные выше юридически значимые обстоятельства, с которыми закон связывает возможность признания за гражданином права на получение единовременной финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой им имущества первой необходимости, судом первой инстанции в полном объеме не устанавливались и не исследовались.
Исходя из положений статей 67, 71, 195 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом, со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости (статьи 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). В противном случае нарушаются задачи и смысл судопроизводства, установленные статьей 2 названного Кодекса.
Оценка доказательств и отражение ее результатов в судебном решении являются проявлениями дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Как усматривается из дела, по ходатайству Батуриных в подтверждение факта их постоянного проживания в жилом помещении по адресу: <адрес>, на момент возникновения чрезвычайной ситуации, а также факта частичной утраты ими имущества первой необходимости, были допрошены в качестве свидетелей: Карякина О.Н., проживающая по адресу: <адрес>, И. С.Г., Иванова Ю.А., проживающие по адресу: <адрес>, Козлова О.И., проживающая по адресу: <адрес> Першина Л.С., проживающая по адресу: <адрес>. Из показаний указанных свидетелей следует, что они являются соседями истцов, Батурины стали проживать по адресу: <адрес> постоянно с 2013 года, сразу после переезда из Красноярского края. Батурины и Румянцевы проживают одной семьей, ведут совместное хозяйство, в 2016 году закончили на участке строительство большого дома, в который вместе переехали из маленького дома, построенного на этом же участке (протокол судебного заседания от <Дата> на л.д. 67-70, т. 1).
Указывая в решении на то, что приведенные выше показания свидетелей противоречат иным материалам дела, суд первой инстанции мотивов данным доводам, не приводит.
Имеющиеся в материалах дела акты обследования утраченного имущества первой необходимости в результате паводков, составленные в отношении домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, пер. Овощной, <адрес>, находящегося в собственности Румянцева В.А. (т. 1, л.д. 6), и жилого помещения по адресу: <адрес>, принадлежащего Куйдину А.Г. (т. 1, л.д. 97), показания свидетелей не опровергают.
Названные документы заполнены по установленной форме с указанием членов семьи, зарегистрированных по месту проживания в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации. В связи с чем, при заполнении акта в отношении имущества, находящегося в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, Куйдиным А.Г. кроме членов его семьи были указаны зарегистрированные в жилом помещении: Батурин Н.И., Батурина О.И. и Румянцева Ю.Н. Акты подписаны только членами комиссии и домовладельцами Румянцевым В.А. и Куйдиным А.Г.
Тот факт, что истцы Батурин Н.И., Батурина О.И. и Румянцева Ю.Н. получили единовременную материальную помощь в размере 10 000руб. по месту регистрации, не препятствовало им обратиться в суд для установления факта постоянного проживания в ином месте, где находилось всё их имущество, утраченное в результате наводнения. Какого-либо злоупотребления правом со стороны истцов, в данном случае, судебная коллегия не усматривает. При этом обращает внимание на то, что суд первой инстанции, соглашаясь с требованиями Румянцевой Ю.Н. о наличии оснований для оказания ей единовременной финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости, приняв во внимание, в том числе, показания свидетелей Карякиной О.Н., Першиной Л.С., Козловой О.И., при аналогичных обстоятельствах в удовлетворении требований Батуриным отказывает, показания названных свидетелей во внимание не принимает, мотивированных оснований для таких выводов в решении не приводит.
Согласно сведениям, дополнительно истребованным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном п. 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <Дата> N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", иного недвижимого имущества в собственности у Батуриных не имеется.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности по правилам ст.67 ГПК РФ, приходит к выводу о том, что в жилом помещении по адресу: <адрес>, на момент возникновения паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края, фактически вместе с Румянцевыми постоянно проживали истцы Батурины.
Факт частичной утраты истцами в результате чрезвычайной ситуации имущества первой необходимости подтверждается актом обследования домовладения от 16.07.2018 (т. 1, л.д. 6).
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований Батуриным следует отменить по основаниям, предусмотренным п. 3, ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, и принять в данной части новое решение об удовлетворении указанных исковых требований.
В соответствии с пунктом 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств (абз. 1). В связи с этим в ней должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд как по первоначально заявленному иску, так и по встречному требованию, если оно было заявлено (статья 138 ГПК РФ), кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право. Судом должны быть разрешены и другие вопросы, указанные в законе, с тем чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении (часть 5 статьи 198, статьи 204 - 207 ГПК РФ).
Учитывая приведенные выше нормы права, в целях исключения возникновения затруднений при исполнении решения судебная коллегия полагает необходимым уточнить решение суда в части возложения на Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края обязанности выплатить единовременную материальную и финансовую помощь, изложив абзац 5 резолютивной части решения в следующей редакции: «Обязать Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края выплатить Румянцеву В. А. единовременную материальную помощь в размере 10 000 руб., обязать выплатить Румянцеву В. А. и Румянцевой Ю. Н. единовременную финансовую помощь в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 50 000 рублей каждому при поступлении средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и последствий стихийных бедствий, для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края».
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу представителя истцов Батурина Н.И., Батуриной О.И. – Цирельниковой Л.П. удовлетворить.
Решение Железнодорожного районного суда г.Читы от 26 сентября 2018 года в части отказа в удовлетворении исковых требований Батурину Н. И., Батуриной О. И. к администрации городского округа «Город Чита», Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края, ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, УМВД России по Забайкальскому краю, Министерству финансов Забайкальского края об установлении факта постоянного проживания, включении в список на оказание единовременной финансовой помощи, их выплате отменить. В данной части принять новое решение, которым указанные исковые требования удовлетворить.
Установить факт постоянного проживания Батурина Н. И., Батуриной О. И. в жилом доме по адресу: <адрес>, для получения единовременной финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края.
Признать за Батуриным Н. И., Батуриной О. И. право на получение единовременной финансовой помощи в размере 50 000 рублей за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края.
Обязать администрацию городского округа «Город Чита» включить Батурина Н. И., Батурину О. И. в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края.
Обязать Министерство труда и социальной защиты населенияЗабайкальского края, Министерство финансов Забайкальского краявыплатить Батурину Н. И., Батуриной Ольге Ивановне единовременную финансовую помощь в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 50 000 рублей каждому при поступлении средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и последствий стихийных бедствий, для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края.
Это же решение в части возложения обязанности по выплате единовременной материальной и финансовой помощи Румянцеву В. А., единовременной финансовой помощи Румянцевой Ю. Н. уточнить, изложив абзац 5 резолютивной части решения в следующей редакции:
«Обязать Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края выплатить Румянцеву В. А. единовременную материальную помощь в размере 10 000 руб., обязать выплатить Румянцеву В. А. и Румянцевой Ю. Н. единовременную финансовую помощь в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 50 000 рублей каждому при поступлении средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и последствий стихийных бедствий, для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края».
Председательствующий:
Судьи:
Копия верна судья Забайкальского краевого суда Щапова И.А.