Решение по делу № 2-61/2021 от 08.07.2020

УИД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 марта 2021 года                            г. Иркутск

    Иркутский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Сорокиной Т.Ю., при секретаре Воробьевой Е.В.,

    с участием представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в .... ФИО7, представителя ФИО3 ФИО8, представителя ФГБНУ «Иркутский НИИСХ» ФИО9,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Российской Федерации в лице уполномоченного органа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области к ФИО1, ФИО2, ФИО4, ФИО3 об истребовании земельных участков из чужого незаконного владения,

УСТАНОВИЛ

    

    Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области обратилось в суд с исковым заявлением к ФИО1, ФИО2, ФИО4, ФИО3, указав в обоснование заявленных исковых требований, что Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области на основании Положения о Территориальном управлении, утверждённого приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденным от **/**/**** осуществляет юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации.

В соответствии со свидетельством на право собственности на землю
от **/**/****, ОПХ «Иркутское» было предоставлено в постоянное (бессрочное) пользование 8246 га.

На основании постановления Главы Иркутского района от **/**/**** .1, было прекращено право постоянного (бессрочного) пользования ОПХ «Иркутское» на земельный участок, площадью 8182 га, расположенный в районе населенных пунктов Пивовариха, Новолисиха, Бурдаковка.

Указанным выше постановлением Государственному научному учреждению «Иркутский научно – исследовательский институт сельского хозяйства Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук» (далее – ГНУ ИНИИСХ СО РАСХН) земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 38:06:000000:53, расположенный по адресу: ...., площадью 8182 га был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование.

На основании ст. 2 Федерального закона от 17.04.2006 № 53 – ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации», Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (действующим до принятия Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 N 218-ФЗ) и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, а также на основании п. 1
ст. 3.1. Федерального закона от 25.10.2001 № 137 – ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Иркутской области и Усть – Ордынскому Бурятскому автономному округу осуществлена государственная регистрация права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером , площадью 8182 га, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации серии 38-АГ .

Земельный участок с кадастровым номером , площадью
75766390 кв.м. является многоконтурным земельным участком, в его состав входило 48 контуров, в том числе контур (учетная часть) с кадастровым номером .

В 2010 году по заявлению ГНУ ИНИИСХ СО РАСХН (в настоящее время
ФГБНУ «Иркутский НИИСХ») было подготовлено межевое дело по уточнению местоположения границ и (или) площади земельного участка с кадастровым номером .

Вместе с тем, согласование проведения кадастровых работ в отношении земельного участка с кадастровым номером с собственником земельного участка – Российской Федерацией не производилось, что непосредственным образом нарушило права и законные интересы Российской Федерации.

В результате указанных обстоятельств в границах земельного участка был образован земельный участок с кадастровым номером (исходный земельный участок), предоставленный ДНТ «Зеленая Роща» для дачного строительства, впоследствии из которого был выделены, в том числе спорные земельные участки с кадастровыми номерами .

Так, земельный участок с кадастровым номером , площадью
1000 кв.м., с местоположением: ...., принадлежит на праве собственности ФИО1, что подтверждается имеющейся в материалах дела выпиской из ЕГРН.

Земельный участок с кадастровым номером , площадью
1000 кв.м., с местоположением: ...., принадлежит на праве собственности ФИО2, что подтверждается имеющейся в материалах дела выпиской из ЕГРН.

Земельный участок с кадастровым номером , площадью
1000 кв.м., с местоположением: ...., принадлежит на праве собственности ФИО4, что подтверждается имеющейся в материалах дела выпиской из ЕГРН.

Земельный участок с кадастровым номером , площадью 966 кв.м., с местоположением: ....; земельный участок с кадастровым номером площадью 1000 кв.м., с местоположением: ...., земельный участок с кадастровым номером площадью 966 кв.м., с местоположением: ...., принадлежат на праве собственности ФИО3, что подтверждается имеющимся в материалах дела выпискам из ЕГРН.

Территориальное управление полагает, что спорные земельные участки фактически образованы из земельного участка с кадастровым номером (его контура с кадастровым номером ), принадлежащего на праве собственности Российской Федерации, и выбыли из владения Российской Федерации помимо ее воли.

Указанные доводы подтверждаются, в том числе заключением кадастрового инженера ФИО6 от **/**/****, согласно которому спорные земельные участки входят в ранее существующий контур земельного участка с кадастровым номером .

Частью 1 статьи 9 Конституции РФ определено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.

Статьей 42 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

При этом указанные лица обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В п. 1 ст. 78 Земельного кодекса РФ предписано, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).

Согласно пункту 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации
от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в Приложении №1 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.

В пункте 3 раздела II Приложения № 1 к указанному постановлению указаны высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, предприятия и другие объекты Российской Академии наук, отраслевых академий наук, Министерства образования Российской Федерации, Министерства науки и технической политики Российской Федерации и т.д.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ
(ред. от 03.07.2016) «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ
(ред. от 03.07.2016) «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

В соответствии со статьей 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ
(ред. от 03.07.2016) «О государственной регистрации недвижимости», права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.

В соответствии с п. 2 ст. 214 Гражданского кодекса РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Право собственности на землю, которое не перешло ранее по каким-либо правовым основаниям в собственность граждан, юридических лиц, муниципальных образований и субъектов Российской Федерации, продолжает находиться в государственной собственности Российской Федерации.

На момент введения в действие Федерального закона «О разграничении государственной собственности на землю» право собственности Российской Федерации на земельный участок единого землепользования с кадастровым номером 38:06:000000:53, а, следовательно, и на входящие в его состав земельные участки (в том числе на земельный участок с кадастровым номером 38:06:144005:74) приобретено в установленном порядке, следовательно, такие участки не могли относиться к землям, право собственности на которые не было разграничено.

Законодательством Российской Федерации не предусмотрена передача земельных участков, находящихся в федеральной собственности в категорию земельных участков, собственность на которые не разграничена.

В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса РФ право распоряжения имуществом принадлежит собственнику.

Согласно требованиям п. 2 ст. 9 Земельного кодекса РФ, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности, осуществляется Российской Федерацией.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также в определенных случаях, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ).

В силу статьи 2 Федерального закона «О разграничении государственной собственности на землю» право собственности на земельные участки возникает
у Российской Федерации; субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с момента его государственной регистрации, осуществляемой на основании актов об утверждении соответствующих перечней земельных участков.

Согласно требованиям ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ
«О введении в действие Земельного кодекса РФ» в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.

В соответствии со ст. 17 Земельного кодекса РФ в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Ранее действующий порядок разграничения путем утверждения перечней упразднен, участки считаются разграниченными и находящимися в той публичной собственности, к которой они отнесены непосредственно законом.

Поскольку земельный участок с кадастровым номером , в состав которого входит земельный участок с кадастровым номером был передан на праве постоянного (бессрочного) пользования ГНУ ИНИИСХ СО РАСХН и Российская Федерация является собственником данного имущества, то на момент вступления в законную силу Федерального закона «О разграничении государственной собственности на землю» право собственности на спорный земельный участок уже было разграничено.

В соответствии с п. 35 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 10, Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29.04.2010
«О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», статьей 301, 302 ГК РФ, в случае если имущество приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе обратиться с иском об истребовании имущества из незаконного владения приобретателя.

Просит

Истребовать у ФИО1 в пользу Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области земельный участок с кадастровым номером , площадью 1000 кв.м., с местоположением: ....;

Истребовать у ФИО2 в пользу Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области земельный участок с кадастровым номером , площадью 1000 кв.м., с местоположением: ....;

Истребовать у ФИО4 в пользу Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области земельный участок с кадастровым номером , площадью 1000 кв.м., с местоположением: ....;

Истребовать у ФИО3 в пользу Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области земельный участок с кадастровым номером , площадью 966 кв.м., с местоположением: ....;

Истребовать у ФИО3 в пользу Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области земельный участок с кадастровым номером , площадью 1000 кв.м., с местоположением: ....;

Истребовать у ФИО3 в пользу Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в .... земельный участок с кадастровым номером , площадью 966 кв.м., с местоположением: .....

    В судебном заседании представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области ФИО7 заявленные исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.

    Ответчики ФИО1, ФИО2, ФИО4, ФИО3, представители ГУП ОПХ «Байкало-Сибирское», ДНТ «Зеленая Роща», администрации Иркутского района, Комитета по управлению имуществом и жизнеобеспечению Иркутского района, третьи лица ФИО12, ФИО12 в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.

    Представитель ФИО3 ФИО8, представитель ФГБНУ «Иркутский НИИСХ» ФИО9, в судебном заседании возражали против удовлетворения требований истца, заявили ходатайство о пропуске истцом срока исковой давности.

В связи с тем, что участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела при данной явке, в порядке ст. 167 ГПК РФ, поскольку неявка лиц, извещенных о месте и времени слушания дела надлежаще, не является препятствием к разбирательству дела.

Выслушав пояснения сторон и их представителей, изучив письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований, исходя из следующего.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, **/**/**** в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером , площадью 8182 га.

**/**/**** в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером , площадью 8182 га ГНУ ИНИИСХ СО РАСХН, основанием для регистрации права послужили следующие документы: постановление Главы Иркутского района .1 от **/**/****, постановление Главы Иркутского района от **/**/**** , постановление Главы Иркутского района от **/**/**** .

Земельный участок с кадастровым номером площадью 75766390 кв.м. является многоконтурным земельным участком, в его состав входило 48 контуров, в том числе контур с кадастровым номером , что подтверждается материалами правоустанавливающих документов, выписками из ЕГРН.

На основании постановления Президиума Российской академии сельскохозяйственных наук от 15.05.2008 (протокол № 5) и в соответствии с приказом Российской академии сельскохозяйственных наук от 28 мая 2008 г. № 46 «О реорганизации Государственного научного учреждения Иркутского научно – исследовательского института сельского хозяйства Сибирского отделения Россельхозакадемии», было организовано Государственное унитарное предприятие опытно – производственное хозяйство «Байкало – Сибирское» Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук.

В материалы дела представлено письмо директора ГНУ ИНИИСХ СО РАСХН на имя Председателя президиума СО РАСХН от **/**/**** за , в котором содержится указание на то, что в целях реализации постановления Президиума Российской академии сельскохозяйственных наук от **/**/**** , ГНУ ИНИИСХ СО РАСХН в рамках предстоящей реорганизации Учреждения предлагает рассмотреть вопрос по передаче земельного участка с условным кадастровым номером в вновь создаваемое ГУП ОПХ «Байкало – Сибирское».

В последующем, как следует из выписки из протокола № 6 заседания Президиума Российской академии сельскохозяйственных наук от 22 июля 2011 года, постановление Президиума Россельхозакадемии от 24 июня 2008 года (протокол № 6) «О переоформлении права постоянного (бессрочно) пользования земельного участка площадью 7717,39 га из землепользования ГНУ ИНИИСХ СО РАСХН на право постоянного (бессрочного) пользования ГУП ОПХ «Байкало-Сибирское» СО РАСХН было отменено, как неисполненное.

**/**/**** Арбитражным судом Иркутской области по делу было утверждено соглашение об урегулировании примирительных процедур в рамках рассмотрения дела по заявлению ГНУ ИНИИСХ СО РАСХН о признании незаконным решения администрации Иркутского районного муниципального образования в лице КУМИ Иркутского района от **/**/**** об отказе в согласовании схем 13 земельных участков, общей площадью 3520,41 га, расположенных по адресу: ..... По указанному соглашению заявитель отказался от требований о признании незаконным решения заинтересованного лица от **/**/**** об отказе ГНУ ИНИИСХ СО РАСХН в согласовании схем расположения земельных участков, общей площадью 3520,41 га, расположенных по адресу: ..... Заинтересованное лицо обязалось в срок до **/**/**** согласовать и предоставить заявителю согласованные схемы расположения земельных участков, общей площадью 3323,89 га, расположенных по адресу: .... с указанием координат границ этих участков. Государственная собственность на земельный участок площадью 196,52 га, входящий в состав земельного участка, общей площадью 3520,41 га, расположенных по адресу: ...., признана названным определением Арбитражного суда не разграниченной, в силу п. 10 ст. 3 Федерального закона «О введение в действие Земельного кодекса РФ» от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления.

Указанное определение Арбитражного суда Иркутской области от **/**/**** было оставлено без изменения постановлением Федерального Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от **/**/****.

В 2010 году ГНУ ИНИИСХ СО РАСХН (в настоящее время ФГБНУ «Иркутский НИИСХ») было подготовлено межевое дело по уточнению местоположения границ и (или) площади земельного участка с кадастровым номером .

В границах земельного участка был образован земельный участок с кадастровым номером (исходный земельный участок).

На основании постановления администрации Иркутского района от **/**/****, членам ДНТ «Зеленая Роща» были предоставлены земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные по адресу: .... в собственность бесплатно, для дачного строительства.

Впоследствии из земельного участка с кадастровым номером выделены, в том числе спорные земельные участки с кадастровыми номерами .

Земельный участок с кадастровым номером , площадью
1000 кв.м., с местоположением: ...., принадлежит на праве собственности ФИО1.

Земельный участок с кадастровым номером , площадью
1000 кв.м., с местоположением: ...., принадлежит на праве собственности ФИО2.

Земельный участок с кадастровым номером площадью
1000 кв.м., с местоположением: ...., принадлежит на праве собственности ФИО4.

Земельный участок с кадастровым номером , площадью 966 кв.м., с местоположением: ....; земельный участок с кадастровым номером , площадью 1000 кв.м., с местоположением: ...., земельный участок с кадастровым номером , площадью 966 кв.м., с местоположением: ...., принадлежат на праве собственности ФИО3.

Указанные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела выписками из ЕГРН, а также делами правоустанавливающих документов.

Сведения о данных земельных участках внесены в государственный кадастр недвижимости, согласно данным ЕГРН, категория земель данных земельных участков определена как земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для дачного строительства.

Обращаясь с настоящим исковым заявлением, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в .... указывает, что спорные земельные участки фактически образованы из земельного участка с кадастровым номером , контура с кадастровым номером , принадлежащего на праве собственности Российской Федерации, и выбыли из владения Российской Федерации помимо ее воли.

В подтверждение указанных доводов в материалы дела представлено заключение кадастрового инженера ФИО6 от **/**/****, из которого следует, что контур земельного участка с кадастровым номером был изменен. Изменения произошли в отношении конфигурации контура и площади, а именно: в результате произведенных изменений площадь земельного участка уменьшилась и составила 1856165 кв.м., на части территории, расположены земельные участки, имеющие вид разрешенного использования под дачные строения, а также земельные участки, имеющие рекреационное значение. Спорные земельные участки входят в ранее существующий контур земельного участка с кадастровым номером .

Рассматривая данные требования по существу, суд полагает возможным применить к возникшим правоотношениям положения законодательства, действовавшего на момент их возникновения, и приходит к следующему.

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Один из способов защиты собственником имущества своих прав предусмотрен ст. 301 ГК РФ, согласно которой собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

Согласно правовым позициям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пунктах 32, 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29 апреля «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», применяя статью 301 Гражданского кодекса РФ, судам следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении. В соответствии со статьей 301 Гражданского кодекса РФ, лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика.

На основании определения Иркутского районного суда от **/**/**** по делу была назначена судебная землеустроительная экспертиза, проведение которой было поручено эксперту АНО Экспертный Центр «РЕГИОН-ЭКСПЕРТ» ФИО10

Из заключения, поступившего в материалы дела, следует, что земельные участки с кадастровыми номерами , с местоположением: ...., полностью входят в границы земельного участка с кадастровым номером , его ранее существующего контура с кадастровым номером , до уточнения границ земельного участка с кадастровым номером , согласно кадастровой выписки о земельном участке от **/**/**** . Построек в границах всех земельных участков не имеется.

Оценивая заключение судебной экспертизы, суд полагает возможным использовать его в качестве доказательства по делу, учитывая, что экспертиза выполнена экспертом, имеющим специальные познания и опыт работы в области геодезии. Оснований не доверять заключению эксперта, предупрежденного судом об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, у суда не имеется.

Таким образом, границы земельного участка с кадастровым номером были уточнены, при этом земельный участок с кадастровым номером , являющийся частью земельного участка с кадастровым номером был изменен в части конфигурации, площади, из указанного контура были выделены спорные земельные участки.

Оснований полагать, что при уточнении местоположения границ земельного участка с кадастровым номером к согласованию материалов землеустройства привлекался уполномоченный по представлению интересов Российской Федерации орган в лице Территориального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, не имеется. Таковых доказательств материалы дела не содержат. В результате произведенных кадастровых работ сведения об изменениях преобразуемого земельного участка единого землепользования с кадастровым номером в части площади и местоположения его границ были внесены в ЕГРН.

Согласно пункту 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в Приложении №1 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.

В пункте 3 раздела II Приложения №1 к указанному постановлению указаны высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, предприятия и другие объекты Российской Академии наук, отраслевых академий наук, Министерства образования Российской Федерации, Министерства науки и технической политики Российской Федерации и т.д.

В соответствии с пунктом 9 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введение в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с законодательством.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до вступления в силу названного Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В соответствии с п. 2 ст. 214 Гражданского кодекса РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Право собственности на землю, которое не перешло ранее по каким-либо правовым основаниям в собственность граждан, юридических лиц, муниципальных образований и субъектов Российской Федерации, продолжает находиться в государственной собственности Российской Федерации.

На момент введения в действие Федерального закона «О разграничении государственной собственности на землю» право собственности Российской Федерации на земельный участок единого землепользования с кадастровым номером , приобретено в установленном порядке, следовательно, такой участок не мог относиться к землям, право собственности на которые не было разграничено.

Также следует отметить, что законодательством Российской Федерации не предусмотрена передача земельных участков, находящихся в федеральной собственности в категорию земельных участков, собственность на которые не разграничена.

В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса РФ право распоряжения имуществом принадлежит собственнику.

Согласно требованиям п. 2 ст. 9 Земельного кодекса РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности, осуществляется Российской Федерацией.

Доказательством воли собственника - Российской Федерации на отчуждение спорного земельного участка является решение органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника этого участка.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Земельного кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса и по иным основаниям, установленным гражданским и земельным законодательством.

Согласно ч. 3 и ч. 4 ст. 53 Земельного кодекса РФ при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса. К заявлениям юридических лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 настоящего Кодекса, и государственных и муниципальных предприятий должен быть приложен документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, на основании заявления об отказе от права на земельный участок в месячный срок со дня получения такого заявления принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также в определенных случаях, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ).

В силу статьи 2 Федерального закона «О разграничении государственной собственности на землю» право собственности на земельные участки возникает у Российской Федерации; субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с момента его государственной регистрации, осуществляемой на основании актов об утверждении соответствующих перечней земельных участков.

Согласно требованиям ст. 3.1 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.

В соответствии со ст. 17 Земельного кодекса РФ в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Ранее действующий порядок разграничения путем утверждения перечней упразднен, участки считаются разграниченными и находящимися в той публичной собственности, к которой они отнесены непосредственно законом.

Поскольку земельный участок с кадастровым номером , в состав которого входил земельный участок с кадастровым номером , был передан на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГБНУ «Иркутский НИИСХ» (ранее-ГНУ ИНИИСХ СО РАСХН) и Российская Федерация является собственником данного имущества, то на момент вступления в законную силу Федерального закона «О разграничении государственной собственности на землю» право собственности на спорный земельный участок уже было разграничено.

Фактически совокупностью представленных в материалы дела доказательств подтверждается, что уполномоченный исполнительный орган государственной власти от права постоянного (бессрочного) пользования частью земельного участка с кадастровым номером , входящим в состав единого землепользования земельного участка с кадастровым номером , в установленном законом порядке не отказывался.

Изменение конфигурации, площади земельного участка с кадастровым номером , входящего в состав единого землепользования земельного участка с кадастровым номером , не свидетельствует об отсутствии права Российской Федерации на указанный земельный участок в первоначальном виде, а также права ФГБНУ «Иркутский НИИСХ» постоянного бессрочного пользования.

В соответствии со ст.ст. 301, 304 Гражданского кодекса РФ, собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. Собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Согласно ст. 302 Гражданского кодекса РФ, если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли. Если имущество приобретено безвозмездно от лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе истребовать имущество во всех случаях.

Статьей 305 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что права, предусмотренные статьями 301 - 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.

Статьей 60 Земельного кодекса РФ установлено, что нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка (пунктом 2 части 1), а также действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (пунктом 4 части 2).

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пунктах 32, 52 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и Пленума Верховного Суда РФ от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если при рассмотрении иска об истребовании движимого имущества из чужого незаконного владения судом будет установлено, что основанием возникновения права собственности истца является ничтожная сделка и отсутствуют другие основания возникновения права собственности, суд отказывает в удовлетворении заявленных исковых требований независимо от того, предъявлялся ли встречный иск об оспаривании сделки, поскольку в силу пункта 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации ничтожная сделка недействительна независимо от признания ее таковой судом. Аналогичная оценка может быть дана судом незаконному акту государственного органа либо органа местного самоуправления (далее - орган власти), положенному в основание возникновения права собственности лица на движимое имущество.

Учитывая, что исполнительный орган государственной власти не принимал решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования ФГБНУ «Иркутский НИИСХ» частью земельного участка с кадастровым номером , входящим с состав единого землепользования земельного участка с кадастровым номером , а также не обращался в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, Российская Федерация является собственником указанного земельного участка и вправе истребовать его из чужого незаконного владения.

    Поскольку суд в ходе рассмотрения дела по существу пришел к выводу о том, что спорные земельные участки образованы из земельного участка с кадастровым номером , входящего в состав единого землепользования земельного участка с кадастровым номером , собственником которого является Российская Федерация, суд приходит к выводу о необходимости истребования земельных участков из чужого незаконного владения ответчиков.

    Судом признаются не состоятельными доводы стороны ответчиков о том, что земельный участок с кадастровым номером , подлежал уточнению, следовательно, невозможно достоверно установить его границы, а также образование спорных земельных участков из земельного участка с кадастровым номером , входящего в состав единого землепользования земельного участка с кадастровым номером , поскольку сведения о индивидуальных характеристиках земельных участков была внесены в реестр в соответствии с действующим на тот период нормами закона, данные сведения не оспорены в установленном законом порядке.

    Рассматривая заявленное ходатайство стороны ответчиков о пропуске истцом установленного законом срока исковой давности, суд приходит к следующему.

К искам об истребовании имущества из чужого незаконного владения применяется общий срок исковой давности, который в силу ст. 196 Гражданского кодекса РФ составляет три года.

По общему правилу, установленному ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права и составляет три года.

Как разъяснено в п. 57 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», течение срока исковой давности по искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о соответствующей записи в ЕГРП.

Эти положения применимы и при рассмотрении дел по искам об истребовании из чужого незаконного владения недвижимого имущества.

Вместе с тем, поскольку сама по себе запись в ЕГРП о праве или обременении недвижимого имущества не означает, что со дня ее внесения в ЕГРП лицо знало или должно было знать о нарушении права, момент начала течения срока исковой давности по заявленным требованиям может определяться исходя из обстоятельств конкретного дела.

Течение срока исковой давности по искам в защиту права государственной собственности начинается со дня, когда государство в лице уполномоченного органа узнало или должно было узнать о нарушении его прав как собственника имущества.

Таким образом, действующее гражданское законодательство связывает возможность применения судом срока исковой давности с обращением лица в суд с иском по истечении установленного законом срока, исчисляемого либо с момента, когда лицо фактически узнало о нарушении своего права, но длительное время не предпринимало действий к его защите, либо с момента, когда лицо в силу осуществления им профессиональной деятельности или объективных обстоятельств, должно было узнать о таком нарушении права.

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области обратилось в суд с настоящим исковым заявлением **/**/****, пакет документов направлен по почте - **/**/****. Обращаясь с настоящим исковым заявлением, истец указал, что известно ему стало о нарушении его прав и законных интересов Российской Федерации из заключения кадастрового инженера ФИО6 от **/**/****, согласно которому спорные земельные участки входят в ранее существующий контур земельного участка с кадастровым номером .

Как установлено в ходе рассмотрения дела, межевое дело по уточнению местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером , а также последующее уточнение границ данного земельного участка (его контуров) осуществлялось непосредственно третьим лицом - ФГБНУ «ИНИИСХ». Собственник в лице Российской Федерации и ее уполномоченного органа – Территориального управления, к участию в уточнении границ указанного земельного участка не привлекалось, каких-либо согласований
с собственником земельного участка не производилось, о чем свидетельствует отсутствие в межевом деле, кадастровом деле на земельный участок с кадастровым номером каких-либо подписей, печатей со стороны собственника земельного участка.

Оснований полагать, что ранее **/**/**** Территориальное управление обладало информацией о нарушении прав собственности Российской Федерации не имеется. Доказательств обратного в материалы дела не представлено. Имеющаяся в материалах дела переписка не может свидетельствовать о пропуске истцом срока исковой давности по заявленным исковым требованиям.

Довод об исчислении срока исковой давности исходя из находящегося в производстве Арбитражного суда Иркутской области дела
, судом признается не состоятельным, предметом и основанием иска являлись иные обстоятельства, а именно отказ администрации Иркутского района в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом Иркутского района в согласовании схем расположения земельных участков. Спорные земельные участки не являлись предметом указанного спора, их вхождение, принадлежность к федеральной собственности и (или) выбытие из федерального земельного участка с кадастровым номером (его контуров) также не являлось предметом рассмотрения спора. В судебном акте Арбитражного суда Иркутской области отсутствуют сведения об исключен из состава единого землепользования земельного участка с кадастровым номером части участка, определение, материалы дела не содержат сведений о конкретных земельных участках, с указанием их кадастровым номером, границ и координат.

Учитывая установленные обстоятельства, имеющиеся в материалах дела доказательства в своей совокупности, приведенные выше доводы, суд приходит к выводу о том, что срок исковой давности по заявленным исковым требованиям истцом пропущен не был.

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

    Исковые требования Российской Федерации в лице уполномоченного органа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области к ФИО1, ФИО2, ФИО4, ФИО3, удовлетворить.

    Истребовать у ФИО1 в пользу Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области земельный участок с кадастровым номером , площадью 1000 кв.м., с местоположением: ....

    Истребовать у ФИО2 в пользу Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в .... земельный участок с кадастровым номером , площадью 1000 кв.м., с местоположением: .....

    Истребовать у ФИО4 в пользу Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в .... земельный участок с кадастровым номером , площадью 1000 кв.м., с местоположением: .....

    Истребовать у ФИО3 в пользу Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в .... земельный участок с кадастровым номером , площадью 966 кв.м., с местоположением: .....

    Истребовать у ФИО3 в пользу Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в .... земельный участок с кадастровым номером , площадью 1000 кв.м., с местоположением: .....

    Истребовать у ФИО3 в пользу Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в .... земельный участок с кадастровым номером , площадью 966 кв.м., с местоположением: .....

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированный текст решения изготовлен 09.04.2021.

Судья:                                     Т.Ю. Сорокина

2-61/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области
Ответчики
Гальперова Елена Васильевна
Васюк Виталий Владимирович
Чернышев Сергей Александрович
Бокошев Нурлан Кашкабаевич
Другие
Комитет по управлению имуществом и жизнеобеспечнию Иркусткого района
ДНТ "Зеленая роща"
ГУП ОПХ "Байкало-Сибирское"
ГНУ "Иркутский научно-исследовательсткий институт сельского хозяйства Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук"
Гальперов Василий Ильич
Администрация Иркутского районного МО
Суд
Иркутский районный суд Иркутской области
Судья
Сорокина Т.Ю.
Дело на сайте суда
irkutsky.irk.sudrf.ru
08.07.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.07.2020Передача материалов судье
13.07.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.08.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
20.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.09.2020Подготовка дела (собеседование)
11.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.10.2020Судебное заседание
03.11.2020Судебное заседание
23.11.2020Судебное заседание
14.12.2020Судебное заседание
23.12.2020Судебное заседание
19.01.2021Судебное заседание
27.01.2021Судебное заседание
24.03.2021Производство по делу возобновлено
29.03.2021Судебное заседание
30.03.2021Судебное заседание
09.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.06.2021Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
07.06.2021Изучение поступившего ходатайства/заявления
22.06.2021Судебное заседание
30.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
29.09.2021Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
04.10.2021Изучение поступившего ходатайства/заявления
19.10.2021Судебное заседание
21.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
30.03.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее