дело № 2-2799/2017

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

22 декабря 2017 года город Казань

Авиастроительный районный суд города Казани в составе:

председательствующего судьи А.Х. Закировой,

при секретаре С.А. Саксоновой,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по заявлению военного прокурора Тоцкого гарнизона в защиту интересов Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации к Садыкову А.А. о возмещении средств федерального бюджета,

у с т а н о в и л:

военный прокурор Тоцкого гарнизона в защиту интересов Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации обратился в суд с иском к А.А. Садыкову в вышеприведенной формулировке. В обоснование иска указывается, что ответчик проходил обучение в Казанском высшем артиллерийском командном училище (военном институте) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ в связи с расформированием указанного ВУЗа для дальнейшего обучения переведен в Михайловскую военную артиллерийскую академию, где обучался до ДД.ММ.ГГГГ по специальности «Применение подразделений артиллерии». ДД.ММ.ГГГГ ответчик добровольно заключил с Министерством обороны Российской Федерации контракт на прохождение военной службы на время обучения и на пять лет после окончания обучения. В соответствии с условиями контракта дал обязательство возместить средства федерального бюджета, затраченные на его подготовку, в размере фиксированного значения 88 846 рублей в год. Приказом Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ответчик назначен на должность командира гаубичного самоходно-артиллерийского дивизиона 21 ОМСБР. ДД.ММ.ГГГГ ответчик уволен с военной службы в связи с невыполнением условий контракта о прохождении военной службы и исключен из списков части с ДД.ММ.ГГГГ. Тем самым ответчик проходил службу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть 3 года 10 месяцев, не дослужив 1 год 2 месяца. В связи с этим обязан возместить средства федерального бюджета на его подготовку.

Истец просит взыскать с ответчика в пользу Министерства обороны Российской Федерации стоимость затрат на обучение в общей сумме 100 198 рублей 54 копейки; взыскать судебные издержки на оплату государственной пошлины.

Надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного разбирательства представитель истца в суд не явился, на предыдущем судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.

Ответчик в судебном заседании иск не признал. Настоял на рассмотрении дела по существу.

Выслушав пояснения ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 2 статьи 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане, не проходившие военную службу, при зачислении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и заключают контракт о прохождении военной службы по достижении ими возраста 18 лет, но не ранее окончания ими первого курса обучения в указанных образовательных организациях.

В соответствии с пунктом 7 статьи 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане, отчисленные из военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования или учебных военных центров при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшиеся заключить контракты о прохождении военной службы, а также граждане, окончившие указанные образовательные организации и уволенные с военной службы ранее срока, установленного контрактом о прохождении военной службы, по основаниям, предусмотренным подпунктами "д", "е", "е.1" и "з" пункта 1, подпунктами "в" и "д" пункта 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку. Указанные граждане не возмещают средства федерального бюджета, затраченные на обеспечение исполнения ими обязанностей военной службы в период обучения. Порядок исчисления размера возмещаемых средств определяется Правительством Российской Федерации.

При заключении контрактов о прохождении военной службы с гражданами, обучающимися в военных образовательных учреждениях профессионального образования, условие о возмещении средств, указанных в настоящем пункте, а также размер подлежащих возмещению средств включаются в контракт о прохождении военной службы.

Постановлением Правительства РФ № 402 от 25.06.2007 утверждена Методика исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку или специальную подготовку граждан РФ в военных и образовательных учреждениях профессионального образования.

В соответствии с пунктом 2 вышеназванной Методики размер подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку граждан в военно-учебных заведениях, определяется исходя из расходов, произведенных военно-учебным заведением для выполнения квалификационных требований.

В соответствии с пунктом 3 Методики в состав указанных в пункте 2 настоящей Методики расходов включаются расходы: на содержание и эксплуатацию, ремонт и обслуживание вооружения и военной техники, подлежащих изучению (освоению) и (или) используемых в процессе обучения, элементов тренажерной базы и базы для общевоенной подготовки (далее - стоимость износа основных средств); на приобретение материальных запасов, используемых в образовательном процессе для выполнения квалификационных требований (далее - стоимость расхода материальных запасов); на содержание преподавателей (оклад месячного денежного содержания и процентная надбавка за выслугу лет, вещевое обеспечение - для военнослужащих, оплата труда - для лиц гражданского персонала), которые проводят учебные занятия по учебным дисциплинам в соответствии с квалификационными требованиями.

В силу пункта 4 Методики исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку или специальную подготовку граждан РФ в военных и образовательных учреждениях профессионального образования перечни конкретных видов вооружения и военной техники, элементов тренажерной базы и базы для общевоенной подготовки, материальных запасов, включаемых в состав указанных в пункте 3 настоящей Методики расходов, учебных дисциплин, разработанных с учетом квалификационных требований, а также методики расчета стоимости износа основных средств, стоимости расхода материальных запасов и расходы на содержание преподавателей определяются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрено прохождение военной службы, для подведомственных военно-учебных заведений.

В соответствии с пунктом 5 период, на который определяются расходы, указанные в пункте 3 настоящей Методики, составляет 1 финансовый год.

Согласно подпункту "а" пункта 7 данной Методики граждане возмещают средства федерального бюджета, затраченные на военную подготовку по текущему значению суммы, подлежащих возмещению средств.

Для граждан, отчисленных из военно-учебных заведений за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшихся заключить контракт, текущее значение суммы подлежащих возмещению средств устанавливается в размере, рассчитанном по формуле: ТЗ = ФЗ x (ПЛО + ПМО / 12), где: ТЗ - текущее значение суммы подлежащих возмещению средств в случае отчисления из военно-учебного заведения, тыс. рублей; ФЗ - фиксированное значение суммы подлежащих возмещению средств, размер которых включается в контракт, тыс. рублей в год; ПЛО - количество полных лет обучения (1 год - 365 дней) в военно-учебном заведении; ПМО - количество полных месяцев обучения (1 месяц - 30 дней), прошедших со дня зачисления в военно-учебное заведение (для первого года обучения) либо со дня истечения полного года обучения (для последующих лет обучения).

Вопрос о проверке конституционности пункта 7 статьи 35 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" являлся предметом проверки Конституционного Суда Российской Федерации, который в своем Определении от 08 февраля 2011 года N 129-О-О указал, что предусмотренное названной статьей правовое регулирование, направленное на покрытие расходов государства по обеспечению потребности Вооруженных Сил Российской Федерации в квалифицированных военных кадрах для осуществления его функций в области обороны и безопасности, которые оказались неоправданными по вине граждан, отчисленных из военных образовательных учреждений профессионального образования, не нарушает баланс между правами и свободами указанных лиц и правомерными публичными интересами общества и государства; кроме того, данное регулирование не противоречит и конституционному принципу равенства, поскольку учитывает различия в правовом статусе граждан, обучающихся в военных образовательных учреждениях профессионального образования и, как следствие, являющихся военнослужащими, и лиц, реализовавших свое право на получение высшего профессионального образования посредством поступления в гражданское образовательное учреждение и обучения в нем.

Таким образом, наступление обязанности лица, отчисленного из военно - образовательного учреждения, по возмещению расходов, затраченных на его военную и специальную подготовку, равно как и порядок определения размера данных расходов, установлены императивными правовыми нормами.

Судом установлено, что ответчик проходил обучение в Казанском высшем артиллерийском командном училище (военном институте) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ в связи с расформированием указанного ВУЗа для дальнейшего обучения переведен в Михайловскую военную артиллерийскую академию, где обучался до ДД.ММ.ГГГГ по специальности «Применение подразделений артиллерии» (л.д. 11-14, 15, 19).

ДД.ММ.ГГГГ ответчик добровольно заключил с Министерством обороны Российской Федерации контракт на прохождение военной службы на время обучения и на пять лет после окончания обучения (л.д. 16, 17).

В соответствии с условиями контракта дал обязательство возместить средства федерального бюджета, затраченные на его подготовку, в размере фиксированного значения 88 846 рублей в год (л.д. 16).

Приказом Министерства обороны Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ ответчик назначен на должность командира гаубичного самоходно-артиллерийского дивизиона 21 ОМСБР (л.д. 20).

На основании приказа командующего войсками Центрального военного округа № ДД.ММ.ГГГГ ответчик уволен с военной службы в связи с невыполнением условий контракта о прохождении военной службы (подпункт «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе») (л.д. 23).

Приказом командира войсковой части 121128 от ДД.ММ.ГГГГ ответчик исключен из списков части с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22).

Таким образом, ответчик проходил службу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть 3 года 10 месяцев, не дослужив 1 год 2 месяца.

Поскольку положения пункта 7 статьи 35 Закона прямо устанавливают обязанность граждан, отчисленных из военных образовательных учреждений по основаниям, связанным с их виновным поведением, возместить денежные средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку, то исковые требования являются обоснованными.

При этом, вопреки доводам ответчика, обязанность возместить средства федерального бюджета не зависит от заключения ответчиком контракта о прохождении военной службы, поскольку положения пункта 7 статьи 35 Закона прямо устанавливают обязанность граждан, отчисленных из военных образовательных учреждений по основаниям, связанным с их виновным поведением, возместить денежные средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку, в том числе и при отказе таких граждан от заключения контракта. При этом порядок определения данных расходов установлен императивными правовыми нормами.

То обстоятельство, что до заключения контракта ответчик в силу пункта 2 статьи 35 Закона имел статус военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, не может служить основанием для освобождения его от возмещения бюджетных средств, затраченных на его военную подготовку в данный период, поскольку по смыслу пункта 7 названной статьи такие затраты подлежат возмещению за весь период обучения, что, в частности, вытекает из положения закона о возмещении соответствующих средств гражданами, которые были отчислены из военных образовательных учреждений в связи с отказом заключить контракты о прохождении военной службы.

Суд не находит какого-либо противоречия в содержащемся в пункте 7 статьи 35 Закона положения о том, что указанные граждане не возмещают средства федерального бюджета, затраченные на обеспечение исполнения ими обязанностей военной службы в период обучения, поскольку наличие у гражданина до заключения контракта статуса военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, никак не опровергает того, что помимо исполнения обязанностей военной службы он в период обучения также проходит военную или специальную подготовку. Из указанного пункта прямо следует, что закон разделяет средства, затраченные на военную и специальную подготовку граждан, которые они должны возместить, и расходы, связанные с обеспечением исполнения обязанностей военной службы в период обучения, которые не подлежат возмещению.

В свою очередь, какие именно расходы включаются в состав расходов, затраченных на военную подготовку граждан в военно-учебных заведениях, определено в пунктах 2 и 3 вышеназванной Методики.

Определяя размер средств, затраченных на военную подготовку, подлежащих возмещению, суд приходит к выводу о том, что представленный истцом расчет задолженности является правильным, поскольку он произведен в соответствии с Методикой, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2007 № 402.

Доводы о неправильности указанного истцом фиксированного значения годовой стоимости обучения – 88 846 рублей, исходя из которого пропорционально фактическому времени обучения (пункт 7 Методики) определен размер исковых требований, в ходе судебного разбирательства ответчиком не заявлялись.

При таких обстоятельствах суд полагает, что имеются все основания для удовлетворения заявленных требований о возмещении средств федерального бюджета, затраченных на военную и специальную подготовку ответчика в размере 100 198 рублей 54 копейки.

В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В силу подпунктом 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации прокуроры освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, при подаче заявлений в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Следовательно, с ответчика в местный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3 203 рубля 97 копеек.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 100 198 (░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░) ░░░░░░ 54 ░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3 203 (░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░) ░░░░░ 97 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-2799/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Министерство Обороны РФ
Военный прокурор Тоцкого гарнизона
Ответчики
Садыков А.А.
Другие
ФГБВОУВО Михайловская военная артиллерийская академия" МО РФ
Суд
Авиастроительный районный суд г. Казань Республики Татарстан
Дело на сайте суда
aviastroitelny.tat.sudrf.ru
26.10.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
26.10.2017Передача материалов судье
26.10.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.11.2017Судебное заседание
14.12.2017Судебное заседание
22.12.2017Судебное заседание
22.12.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.12.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.12.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее