УИД № 34RS0001-01-2023-003704-30
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 июня 2024 года город Волгоград
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Станковой Е.А.
судей Кудрявцевой А.Г., Шиповской Т.А.,
при секретаре Зубаревой Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании материалы гражданского дела №2-26/2024 по иску Гришина А. В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии включении периодов работы в страховой стаж, признании права на досрочную страховую пенсию и назначении досрочной страховой пенсии
по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области
на решение Котельниковского районного суда Волгоградской области от 28 февраля 2024 года, которым постановлено:
«Исковое заявление Гришина А. В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Волгоградской области о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии, включении периодов работы в страховой стаж, признании права на досрочную страховую пенсию и назначении досрочной страховой пенсии, - удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Волгоградской области о признании незаконным решения № <...> от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения из подсчета страхового стажа Гришина А. В. периодов работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности мастера <.......>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности пожарного <.......>
Обязать Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Волгоградской области включить Гришину А. В. в его страховой стаж работы периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности мастера <.......> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности пожарного <.......>
В остальной части исковых требований отказать».
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Кудрявцевой А.Г., выслушав представителя ответчика – по доверенности Подлесных Е.А., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Гришин А.В. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Волгоградской области о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии включении периодов работы в страховой стаж, признании права на досрочную страховую пенсию и назначении досрочной страховой пенсии.
В обоснование заявленных требований, указал, что с <.......> года работал в разных должностях <.......> и поэтому на основании п. 18 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» обратился к ответчику с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости.
Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Волгоградской области № <...> от ДД.ММ.ГГГГ, Гришину А.В. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости. Истцу были включены в специальный стаж <.......> а период работы в должности пожарного с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <.......> не включен в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, в связи с отсутствием сведений, подтверждающих страховой и специальный стаж в выписке из лицевого счета застрахованного лица, представляемой работодателем; период работы в должности мастера <.......> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не включен в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, по причине не вхождения данной организации в структуру <.......>
Истец считал решение ответчика об отказе в назначении досрочной страховой пенсии в указанной части незаконным, поскольку весь период своей трудовой деятельности работал пожарным в <.......>, которая изначально входила в систему <.......> а затем <.......> что подтверждается записями в трудовой книжке.
Просил признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Волгоградской области № <...> от ДД.ММ.ГГГГ, об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, признать за ним право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с наличием специального стажа 25 лет и достижением возраста <.......> лет, обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Волгоградской области включить периоды его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности пожарного <.......> и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности мастера <.......> в специальный страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии; назначить досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ОСФР по Волгоградской области просит отменить решение суда, и постановить по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
Руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте апелляционного разбирательства.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013г.
№ 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 того же закона, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Аналогичный порядок назначения пенсий был предусмотрен пунктом 18 части 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» право на досрочное назначение пенсии по старости возникает у мужчин и женщин по достижении 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (пожарной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел Российской Федерации).
Порядок применения законодательства, регулирующего вопросы исчисления стажа для назначения досрочной страховой пенсии, определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 «О Списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», в соответствии с подпунктом "л" пункта 1 которого при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, применяется Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г. № 437 (далее - Список от 18 июня 2002 г. №437).
В постановлении Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002г. № 437 поименованы должности: «мастер газодымозащитной службы пожарной части», «пожарный».
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ, при подсчете страхового стажа периоды, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013г., после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно подпунктам 1, 2 статьи 11Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», страхователи представляют в органы Пенсионного фонда РФ по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже – на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда РФ документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Гришин А. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Гришин А.В. обратился в ОСФР по Волгоградской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В соответствии с решением ОСФР по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № <...> Гришину А.В. отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» по причине отсутствия требуемой продолжительности стажа работы в должностях <.......>
В специальный стаж истца, в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона №400-Ф3 «О страховых пенсиях», засчитаны периоды работы в размере <.......>, при этом истцу отказано во включении в специальный стаж, в том числе, следующих периодов работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности мастера <.......>, т.к. указанная организация в указанный период не входила в организационную структуру <.......>, а относилась к <.......> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности пожарного <.......> в связи с отсутствием сведений, подтверждающих страховой и специальный стаж в выписке из лицевого счета застрахованного лица, предоставляемых работодателем.
Факт работы истца в указанных должностях и в указанные периоды подтвержден соответствующими записями в трудовой книжке и справкой уточняющей характер работы.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 8, пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», оценив представленные доказательства, в том числе, справку работодателя, уточняющую характер работы от ДД.ММ.ГГГГ № <...>, принимая во внимание, что предоставление работодателем в отношении застрахованного лица индивидуальных сведений без указания кода льготных условий труда, не может являться безусловным основанием для отказа во включении спорных периодов в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, исходил из наличия оснований для включения указанных периодов в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Из содержания статей 4, 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г.), следует, что пожарная охрана подразделялась на Государственную противопожарную службу, ведомственную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану, объединения пожарной охраны.
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ в Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» внесены изменения, вступившие в законную силу с 1 января 2005 г., в соответствии с которыми Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Федеральная противопожарная служба осуществляет свою деятельность на основании постановления Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 г. № 385 «О федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы».
Противопожарная служба субъектов Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основании постановления Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2001 г. № 103 «О территориальных подразделениях государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», согласно которому договор о создании территориальных подразделений Государственной противопожарной службы Министерства чрезвычайных ситуаций, финансируемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, заключает федеральный орган управления Государственной противопожарной службы и соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
На федеральную противопожарную службу в лице Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с Законом о пожарной безопасности (статья 16), Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868 (пункт 8) и Положением о федеральной противопожарной службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 года № 385 (пункт 6), возлагаются профилактика, тушение пожаров и аварийно-спасательные работы на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, объектах федеральной собственности, особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях.
На противопожарную службу субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (статья 18) и Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (статья 26.3) возлагается организация тушения пожаров в границах соответствующего субъекта Российской Федерации за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей.
Из анализа приведенных норм следует, что деятельность сотрудников Федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.
Таким образом, досрочная пенсия по старости устанавливается исключительно работникам государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Организационные мероприятия, проводимые в сфере государственного управления пожарной безопасности на основании приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28 августа 2008 г. № 507, указывают на то, что реорганизация территориальных подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России, происходила путем их переименования, что свидетельствует о том, что характер деятельности учреждения, его цели и задачи не изменились.
Определяя ведомственную принадлежность учреждений, в которых работал истец, суд первой инстанции правильно указал, что Гришин А.В. работал в <.......>, в спорный период продолжал исполнять функции мастера <.......> затем пожарного, характер его работы, должностные обязанности не изменились, в связи с чем, проведенная реорганизация в сфере <.......> не может повлечь нарушение пенсионных прав истца.
Кроме того, из содержания справки, уточняющей характер работы истца, выданной <.......> следует, что служба в спорные периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в данных подразделениях относится к <.......>
Суд первой инстанции, также правильно указал, что отсутствие в выписке из лицевого счета застрахованного лица сведений о работе истца в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности пожарного <.......> не является основанием для отказа во включении указанного периода в страховой стаж истца, поскольку из трудовой книжки истца и выписки из приказа № <...> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Гришин А.В. ДД.ММ.ГГГГ был принят на должность пожарного в <.......>, где проработал до ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ <.......> было переименовано в <.......> (приказ от <.......>
Судебная коллегия полагает, что при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и примененным нормам материального права, оснований для их переоценки у судебной коллегии не имеется.
В обжалуемом судебном постановлении приведено исчерпывающее толкование норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, а также результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на законность и обоснованность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального и процессуального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Однако, судебная коллегия полагает необходимым указать следующее.
Делая вывод в мотивировочной части решения о возложении на ОСФР по Волгоградской области обязанности по включению спорных периодов работы истца в специальный стаж, суд первой инстанции в резолютивной части решения указал лишь о включении данных периодов в страховой стаж, в связи с чем, решение суда подлежит изменению с указанием в резолютивной части решения о включении периодов работы Гришина А.В.: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности мастера <.......> и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности пожарного <.......> в специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по п.18ч.1ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
определила:
решение Котельниковского районного суда Волгоградской области от 28 февраля 2024 года изменить, дополнив резолютивную часть решения указанием о возложении на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области обязанности включить Гришину А. В. периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности мастера <.......> и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности пожарного <.......> в специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по п.18ч.1ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В остальной части решение Котельниковского районного суда Волгоградской области от 28 февраля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: