Дело №2а - 816/2020
44RS0001-01-2019-004644-97
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 мая 2020 года
Свердловский районный суд города Костромы, в составе председательствующего судьи Скрябиной О.Г., при секретаре Секановой А.А.,
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному иску Фоминых Галины Николаевны к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России №7 по Костромской области Инспекции федеральной налоговой службы по г. Костроме, Управлению налоговой службы по Костромской области о признании незаконными действия (бездействия), взыскании излишне уплаченных (взысканных) пени, расходов по уплаченной государственной пошлине,
У С Т А Н О В И Л:
Фоминых Г.Н. обратилась в суд с указанным иском. Просила: Признать незаконными действия (бездействия) Административного ответчика – МИФНС России №7 по Костромской области. Взыскать с МИФНС России №7 по Костромской области в пользу Фоминых Г.Н. излишне уплаченные (взысканные) пени в размере .... Взыскать с МИФНС России №7 по Костромской области в пользу Фоминых Г.Н. уплаченную государственную пошлину в размере ....
Свои требования мотивирует следующим. На основании решения административного ответчика от <дата> с нее в рамках исполнительного производства <дата> произведено взыскание денежных средств в сумме ... руб. На просьбу разъяснить с какой суммы и за какой период исчислена недоимка, административный ответчик ответа не дал. По имеющимся у административного истца данным задолженность перед фондом ОМС и Пенсионным фондом возникла до <дата>. Не согласившись с решением административного ответчика, истец обратилась в суд.
В дальнейшем административный истец Фоминых Г.Н. свои требования уточнила, окончательно просит: Признать незаконными действия Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России №7 по Костромской области по вынесению Решения № от <дата> и Постановления № от <дата> в части взыскания с налогоплательщика Фоминых Галины Николаевны пени в размере ... руб. в связи с утратой налоговым органом возможности взыскания данных сумм пеней в связи с истечением установленного срока их взыскания. Обязать Инспекцию федеральной налоговой службы России по г. Костроме возвратить Фоминых Галине Николаевне из бюджета излишне взысканную сумму пени в размере .... Взыскать с административных ответчиком в пользу Фоминых Галины Николаевны судебные расходы в размере уплаченной государственной пошлины. При этом указал, что надлежащими ответчиками по делу являются: МИФНС России №7 по Костромской области (по требованиям о признании решения о взыскании пени незаконным) и ИФНС России по г. Костроме (по требованиям о возврате денежных средств из бюджета).
В судебном заседании административный истец Фоминых Г.Н. не участвует, извещена, просит рассмотреть дело в свое отсутствие, с участием своего представителя по Кулиша Д.В.
Представитель административного истца Фоминых Г.Н. по доверенности специалист с высшим юридическим образованием Кулиш Д.В. уточненные исковые требования административного истца поддержал по доводам, изложенным в административном иске, просил уточненные требования Фоминых Г.Н. удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика МИФНС России №7 по Костромской области специалист с высшим юридическим образованием Магницкая А.В. в судебном заседании уточненные требования Фоминых Г.Н. полагали необоснованными, действия МИФНС России №7 по Костромской области законными, поддержала доводы письменного отзыва. Магницкая А.В. пояснила, что исполнительные производства за 2012 -2015 год указанные истцом были окончены с невозможностью их исполнения. Обратила внимание суда на то, что указанные исполнительные производства, не относятся к рассматриваемому делу, поскольку на основании решения от <дата> вынесено постановление о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет имущества Фоминых Г.Н., в пределах сумм, указанных в требованиях об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (уточненном требовании об уплате пеней и штрафов) от <дата> №, срок исполнения которого истек <дата>, от <дата> №, срок исполнения которого истек <дата>, от <дата> №, срок исполнения которого истек <дата>. На основании имеющихся документов и информации, налоговый орган отрицает факт излишнего взыскания сумм страховых взносов.
Представитель административного ответчика ИФНС России по г. Костроме по доверенности специалист с высшим юридическим образованием Баукина М.А. в судебном заседании требования административного истца не признала. При этом пояснила, что ИФНС России по г. Костроме имела право на начисление и взыскание пеней на ранее взысканную задолженность Фоминых ГН. по страховым взносам за 2016 год. Так же пояснила, что денежные средства по исполнительным производствам за 2013, 2014 и 2015 года повторно не взыскивались, повторно на принудительное взыскание исполнительные документы не поступали.
ГУ УПФ РФ в г. Костроме Костромской области были привлечены к участию в деле в качестве заинтересованного лица, своего представителя в суд не направили, просят дело рассмотреть в отсутствие своего представителя.
Управление ФНС по Костромской области в судебное заседание своего представителя не направили, извещались о времени и месте рассмотрения дела, направили в суд письменный отзыв, в котором указали следующее. Требования административного истца считают не подлежащими удовлетворению. Из материалов дела следует, что в феврале 2017 отделением ПФР по Костромской области передало в ИФНС России по г. Костроме сведения о задолженности по страховым взносам (СВ), числящейся за Фоминых Г.Н. по состоянию на <дата> за периоды до <дата> и за периоды до <дата>. В связи с неуплатой принятой задолженности ИФНС россии по г. Костроме направила Фоминых Г.Н. требования об уплате задолженности и пени. Требования Фоминых Г.Н. не исполнила, поэтому ИФНС России по г. Костроме на основании ст. 46 НК РФ вынесла решение о взыскании страховых взносов и пени за счет денежных средств на счетах налогоплательщика страховых взносов. <дата> ИФНС России по г. Костроме признала безденежной к взысканию и списала задолженность по страховым взносам на выплату пенсии за период до <дата> в сумме ... руб. и пеням в сумме ... руб. <дата> Инспекцией вынесено решение о взыскании страховых взносов в сумме ... руб. и пеней ... руб. (...+...+...+...) за счет имущества плательщика и направила в службу судебных приставов постановление от <дата> №. В январе 2018 года отдел судебных приставов по исполнительному производству № взыскал с заявителя указанную задолженность и перечислил в бюджет. При этом взысканные пени в сумме ... руб., начисленные на задолженность до <дата>, Инспекция <дата> зачла в уплату пени по страховым взносам на ОПС в фиксированном размере на выплату страховой пенсии, сальдо по которым передано из ПФР. <дата> Инспекция ФНС России по Костромской области получила обращение Фоминых Г.Н. с просьбой пояснить период и сумму задолженности, с которой были начислены пени. Причиной обращения указано решение от <дата>. Согласно п.1.1 совместного Письма ФНС России и ПФР от <дата> № в случае обращения налогоплательщика в налоговый орган по месту учета, налоговый орган направляет в соответствующее отделение ПФР запрос с приложением копии заявления плательщика в срок не позднее 3-х рабочих дней со дня поступления обращения плательщика в налоговый орган. В соответствии с указанным Письмом, заявление Фоминых Г.Н. Инспекция направила в Управление, которое <дата> было перенаправлено в отделение ПФР РФ по Костромской области. Письмеом от <дата> № Отделение сообщило, что переданные в налоговый орган суммы задолженности корректировке не подлежат. Ответ заявителю был дан <дата> в письме №О. <дата> в МИФНС №7 поступило заявление Фоминых Г.Н. о возврате излишне взысканных страховых взносов и пени, которое <дата> перенаправлено для ответа по месту налогового учета должника в ИФНС России по г. Костроме. <дата> ИФНС России по г. Костроме вынесла решение № об отказе в возврате излишне взысканной суммы пеней в размере ... руб. по причине отсутствия таковой. Причины не направления своего представителя в судебное заседание не сообщили.
С согласия участников процесса дело рассмотрено при имеющейся явке.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.9 ч.1 ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случае и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.
В соответствии с ч.1 ст. 47 НК РФ в случае, предусмотренном п.7 ст. 46 настоящего Кодекса, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе, за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со ст. 46 настоящего Кодекса.
Согласно п.7 ст. 46 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя либо его электронных денежных средств или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя либо информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств, налоговый орган вправе взыскивать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со ст. 47 настоящего Кодекса.
<дата> Решением № на основании ст.ст. 31, 47,68 176.1 и 204 НК РФ, в связи с отсутствием информации о счетах плательщиков в банках, Начальник МИФНС России №7 по Костромской области Советник государственной гражданской службы РФ 1 класса Шереметьева М.А. решила произвести взыскание налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет имущества Фоминых Галины Николаевны, ИНН №, Адрес постоянного места жительства: <адрес>, дата рождения: <дата>., место рождения: <адрес>, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (уточненном требовании об уплате пеней и штрафа) от <дата>. №, срок исполнения которого истек <дата>., от <дата>. №, срок исполнения которого истек <дата>., от <дата>. №, срок исполнения которого истек <дата>., а после их неисполнения решений о бесспорном взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах организации-должника в форме инкассовых поручений: и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 Налогового кодекса Российской федерации, в размере неуплаченных (не полностью уплаченных, не перечисленных, не полностью перечисленных): налогов (сборов, страховых взносов) ... руб., пеней ... руб.., всего ... руб.
Постановлением № от <дата> начальник МИФНС России №7 по Костромской области Советник государственной гражданской службы РФ 1 класса ФИО11 в соответствии с решением от <дата> № принял решение произвести взыскание налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет имущества Фоминых Галины Николаевны, ИНН №, Адрес постоянного места жительства: <адрес>, дата рождения: <дата>., место рождения: <адрес>, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (уточненном требовании об уплате пеней и штрафа) от <дата>. №, срок исполнения которого истек <дата>., от <дата>. №, срок исполнения которого истек <дата>., от <дата>. №, срок исполнения которого истек <дата>., а после их неисполнения решений о бесспорном взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах организации-должника в форме инкассовых поручений: и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 Налогового кодекса Российской федерации, в размере неуплаченных (не полностью уплаченных, не перечисленных, не полностью перечисленных): налогов (сборов, страховых взносов) ... руб., пеней ... руб.., всего ... руб.
Согласно информации, предоставленной УФССП России по Костромской области, <дата> вышеуказанная сумма на основании исполнительного производства № от <дата> была списана с банковского счета административного истца Фоминых Г.Н. в пользу взыскателя – ИФНС России по г. Костроме.
<дата> Фоминых Г.Н. обратилась к Начальнику МИФНС России №7 по Костромской области с заявлением о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пени, штрафов на сумму в размере ... руб. (л.д.13).
Поскольку ответ на указанное заявление Фоминых Г.Н. не поступил, административный истец <дата> обратилась с аналогичным заявлением в Управление ФНС России по Костромской области.
<дата> административный истец Фоминых Г.Н. обратилась в Управление ФНС России по Костромской области с жалобой, в которой просила признать незаконным бездействие должностных лиц МИФНС России №7 по Костромской области по возврату незаконно принудительно взысканной суммы в размере ... руб.
<дата> УФНС России по Костромской области направили ответ № на жалобу Фоминых Г.Н. на бездействие МИФНС №7 по возврату пеней по страховым взносам в сумме 19784,03 руб. По результатам рассмотрения жалобы Управление сообщило заявителю, что обе инспекции действовали в соответствии с нормами налогового законодательства, неправомерного взыскания задолженности по страховым взносам и пеней не установлено. МИФНС №7 предоставлена Фоминых Г.Н. вся имеющаяся в ее распоряжении на момент обращения информация.
В материалах дела имеются копии Требований об уплате недоимки по страховым взносам, пени и штрафов в отношении Фоминых Г.Н., а именно:
- Требование № от <дата> по состоянию на <дата> на сумму ... руб., в том числе: недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на страховую часть пенсии – ... руб., недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование – ... руб., пени ПФ РФ на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии – ... руб., пени ФФОМС – ... руб., пени в ТФОМС – ... руб. Указанные в настоящем требовании суммы недоимки по страховым взносам, пени и штрафов плательщику предписано уплатить в срок до <дата>.
- Требование № от <дата> по состоянию на <дата> на сумму ... руб., в том числе: недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на страховую часть пенсии – ... руб., недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование – ... руб., пени ПФ РФ на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии – ... руб. Указанные в настоящем требовании суммы недоимки по страховым взносам, пени и штрафов плательщику предписано уплатить в срок до <дата>.
- Требование № от <дата> по состоянию на <дата> на сумму ... руб., в том числе: недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на страховую часть пенсии – ... руб., недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование – ... руб., пени ПФ РФ на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии – ... руб. Указанные в настоящем требовании суммы недоимки по страховым взносам, пени и штрафов плательщику предписано уплатить в срок до <дата>.
- Требование № от <дата> об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, штрафов за 2015 год по состоянию на <дата> в размере ... руб. в срок до <дата>.
Статьей 19 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках. До принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 названного федерального закона (части 1 и 3).
Решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании Об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока (часть 5).
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов (организации или индивидуального предпринимателя) или при отсутствии информации о его счетах орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества, в том числе за счет наличных денежных средств плательщика страховых взносов, в пределах сумм, указанных в требовании (требованиях) об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ. Постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов принимается в течение одного года' после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов, а в случае, если указанная в требовании неуплаченная сумма страховых взносов, пеней и штрафов не превышает в части платежей, администрируемых Пенсионным фондом Российской Федерации, 1500 руб., а в части платежей, администрируемых Фондом социального страхования Российской Федерации, 500 руб., постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов принимается после истечения срока, установленного в одном или нескольких требованиях об уплате страховых взносов, но не позднее двух лет после истечения срока исполнения самого раннего требования (часть 14 статьи 19, часть 1 и 3 статьи 20 указанного федерального закона).
Согласно части 2 статьи 20 Федерального закона № 212-ФЗ решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ <06 исполнительном производстве» с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с ч. 6, 6.1 ст. 21 Федерального закона № 229-ФЗ оформленные в установленном порядке акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счете должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований, могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их возвращения банком или иной кредитной организацией. Оформленные в установленном порядке акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании: денежных средств без приложения документов, указанных в части 6 настоящей статьи, могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их вынесения
Статьей 44 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается, в том числе, и с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации безнадежными ко взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными, налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Согласно подпункту 4.1 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если с даты образования недоимки и (или) задолженности по пеням и штрафам прошло более пяти лет.
Как следует из разъяснений, данных в п. 5 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2016) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 11.12.2016), согласно взаимосвязанному толкованию норм подп. 5 п. 3 ст. 44 и подп. 4 п. 1 ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе, в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться, в том числе, в мотивировочной части судебного акта. Соответствующие записи включаются налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика после вступления такого судебного акта в законную силу.
Задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2012-2015 гг. взыскивалась с административного ответчика Постановлениями ГУ - Управление ПФР по г. Костроме и Костромскому району Костромской области от <дата> №, от <дата> №, от <дата> №, от <дата> №.
Постановлением от <дата> судебного пристава – исполнителя ОСП по Давыдовскому округу г. Костромы УФССП России по Костромской области окончено исполнительное производство № от <дата>, возбужденное на основании исполнительного документа Постановление № от <дата>, выданного ГУ УПФ по г. Костроме и Костромскому району о взыскании с должника Фоминых Г.Н. в пользу ГУ УПФ по г. Костроме и Костромскому району страховых взносов в размере ... руб. Исполнительное производство было окончено в связи с тем, что у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание.
Постановлением от <дата> судебного пристава – исполнителя ОСП по Давыдовскому округу г. Костромы УФССП России по Костромской области окончено исполнительное производство № от <дата>, возбужденное на основании исполнительного документа Постановление № от <дата>, выданного ГУ УПФ по г. Костроме и Костромскому району о взыскании с должника Фоминых Г.Н. в пользу ГУ УПФ по г. Костроме и Костромскому району страховых взносов, включая пени, в размере ... руб. Исполнительное производство было окончено в связи с тем, что у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание.
Постановлением от <дата> судебного пристава – исполнителя ОСП по Давыдовскому и Центральному округам г. Костромы УФССП России по Костромской области окончено исполнительное производство №-ИП от <дата>, возбужденное на основании исполнительного документа Постановление № от <дата>, выданного ГУ УПФ по г. Костроме и Костромскому району о взыскании с должника Фоминых Г.Н. в пользу ГУ УПФ по г. Костроме и Костромскому району страховых взносов в размере ... руб. Исполнительное производство было окончено в связи с тем, что у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание.
Постановлением от <дата> судебного пристава – исполнителя ОСП по Давыдовскому и Центральному округам г. Костромы УФССП России по Костромской области окончено исполнительное производство №-ИП от <дата>, возбужденное на основании исполнительного документа Постановление № от <дата>, выданного ГУ УПФ по г. Костроме и Костромскому району о взыскании с должника Фоминых Г.Н. в пользу ГУ УПФ по г. Костроме и Костромскому району страховых взносов в размере ... руб. Исполнительное производство было окончено в связи с тем, что у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание.
Как пояснила представитель административного ответчика ИФНС России по г. Костроме в судебном заседании, денежные средства по указанным исполнительным производствам не взыскивались, повторно на принудительное взыскание исполнительный документ не поступал. Доказательств обратному иные участники процесса суду не представили.
В соответствии с частью 3 статьи 22 ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае возвращения исполнительного документа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения срок предъявления исполнительного документа к исполнению исчисляется со дня возвращения исполнительного документа взыскателю.
При этом, в силу части 2 статьи 23 указанного Федерального закона пропущенные сроки предъявления к исполнению исполнительных документов, кроме исполнительных листов и судебных приказов, восстановлению не подлежат.
Учитывая, что исполнительные производства, возбужденные на основании указанных постановлений пенсионного органа были окончены, повторно на исполнение данные исполнительные документы не предъявлялись, сроки предъявления их (постановления) к взысканию истекли, возможность взыскания недоимки по страховым взносам за 2012-2015 гг. утрачена.
Данные обстоятельства установлены решением Свердловского районного суда города Костромы от <дата> по делу №.
Согласно ч.2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Обстоятельства о признании задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС за 2012,2013 гг. безнадежными ко взысканию установлены вступившим в законную силу решением Свердловского районного суда от <дата> по административному делу по административному иску Фоминых Галины Николаевны к ИФНС России по г. Костроме, Управлению ФНС России по Костромской области о признании бездействия незаконным, взыскании излишне уплаченных пени.
Административный ответчик в своих доводах указывает на то, что решением <дата> сумма недоимки взыскана в пределах требований 2017 года.
Так, в материалах дела имеются следующие требования, направленные в адрес Фоминых Г.Н., что подтверждено реестрами отправки почтовой корреспонденции.
Требование № по состоянию на <дата> со сроком исполнения до <дата>. В данном требовании указаны пени на сумму ... руб., начисленные на недоимку, образовавшуюся по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии м страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в фед.фонд ОМС до <дата>.
Требование № по состоянию на <дата> со сроком исполнения до <дата>. В данном требовании указаны пени на сумму ... руб., начисленные на недоимку, образовавшуюся по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии м страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в фед.фонд ОМС до <дата>.
Требование № по состоянию на <дата> со сроком исполнения до <дата>. В данном требовании указаны недоимка на сумму ... руб. и пени на сумму ... руб., начисленные на недоимку, образовавшуюся по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии м страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в фед.фонд ОМС до <дата>.
Согласно п. 3 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора.
В силу положений п. 6 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом пени могут взыскиваться только в случае своевременного принятия мер к принудительному взысканию суммы соответствующего налога.
Принимая во внимание, что после истечения пресекательного срока взыскания задолженности по взносам, пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по их уплате, суд приходит к выводу об утрате налоговым органом права на принудительное взыскание с административного ответчика страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС за 2012-2015 гг., а соответственно и об утрате права на взыскание пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС за 2012-2015 гг.
В соответствии с ч. 8 ст. 226, ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, только в том случае, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление или решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
В соответствии с ч.2 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства административный истец не обязан доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязан указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения.
<дата> Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Давыдовскому и Центральному округам г. Костромы УФССП России по Костромской области в отношении должника Фоминых Г.Н. возбуждено исполнительное производство №-ИП на основании исполнительного документа – Акт органа, осуществляющего контрольные функции № от <дата>, выданного ИФНС России по г.Костроме о взыскании суммы ... руб. в пользу взыскателя – ИФНС России по г. Костроме. (л.д.46).
<дата> Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Давыдовскому и Центральному округам г. Костромы исполнительное производство №-ИП окончено в связи с тем, что требование исполнительного документа выполнены в полном объеме, что подтверждено платежными поручениями.
Согласно доводам административного ответчика УФНС России по Костромской области (л.д.36-39) и пояснений представителя административного ответчика ИФНС России по г Костроме сумма пеней в размере .... является результатом сложения ... руб. ( по требованию № по состоянию на <дата>) + ... руб. (по требованию № по состоянию на <дата>) + ... руб. (по требованию № по состоянию на <дата>). При этом сумма ... руб. состоит из пеней в размере ... руб., ... руб., ... руб.
Сумма пени ... руб. начислена согласно требованию с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> года на задолженность в сумме ... руб., которая в свою очередь состоит из сумм: ... руб. (право на принудительное взыскание задолженности утрачено налоговым органом) и суммы недоимки ... руб. (право на взыскание которой налоговым органом не утрачено).
Таким образом, с учетом исключения суммы недоимки, право взыскания которой у налогового органа утрачено, расчет пени к требованию № от <дата> должен быть следующим:
35 дней * ... * 0,000333333333 = ... руб.
4 дня * ... * 0,000325 =... руб.
31 день * ... * 0,0003 = ... руб.
Соответственно сумма пени по требованию № от <дата> на сумму недоимки ... руб. должна составлять ... руб., из расчета: ... +... +... = ... руб.
Сумма пени ... руб. начислена с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> года на недоимку в сумме <дата> руб., которая в свою очередь складывается из недоимки в размере ... руб. (право на принудительное взыскание которой у налогового органа утрачено) и ... руб. (право на взыскание которой налоговым органом не утрачено).
Таким образом, с учетом исключения суммы недоимки, право взыскания которой у налогового органа утрачено, расчет пени к требованию № от <дата> должен быть следующим:
35 дней * ... * 0,000333333333 = ... руб.
4 дня * ... * 0,000325 = ... руб.
31 день * ... * 0,0003 = ... руб.
Соответственно сумма пени по требованию № от <дата> на сумму недоимки ... руб. должна составлять ... руб., из расчета: ... + ... + ... = ... руб.
Иных сведений о имеющихся у Фоминых Г.Н. недоимках, на которые начислены пени, указанные в требованиях № от <дата>, № от <дата>, № от <дата>, административными ответчиками суду не представлено.
С учетом установленных по делу обстоятельств, сумма излишне уплаченных Фоминых Г.Н. пени составляет ... руб., из расчета: ... – ... руб. – ... руб. = ... руб.
При таких обстоятельствах требования административного истца обоснованны и подлежат удовлетворению.
Согласно информации (л.д.49-53), предоставленной ОСП по Давыдовскому и Центральному округам г. Костромы УФССП России по Костромской области, денежные средства, взысканные (удержанные) с Фоминых Г.Н. в рамках исполнительного производства №-ИП, возбужденного на основании Акта органа, осуществляющего контрольные функции № от <дата>, перечислены в пользу взыскателя – Инспекции федеральной налоговой службы по г. Костроме Костромской области.
С учетом данного обстоятельства, обязанность возвратить Фоминых Г.Н. из бюджета излишне взысканную сумму пени в размере ... руб. надлежит возложить на Инспекцию федеральной налоговой службы по г. Костроме Костромской области.
Административным истцом заявлено ходатайство о взыскании в свою пользу с административных ответчиков МИФНС №7 по Костромской области и ИФНС России по г. Костроме судебных расходов.
В соответствии со ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела (ч.1).
В материалы дела представлен подлинник квитанции от <дата> № на сумму ... руб.
Согласно ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям (ч.1).
Принимая во внимание, что уменьшение требований административного истца не обусловлены добровольным удовлетворением со стороны ответчика, судебные расходы подлежат возмещению пропорционально удовлетворенным требованиям, а именно в размере ... руб. в солидарном порядке административными ответчиками МИФНС №7 России по Костромской области и ИФНС России по г. Костроме.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 293 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ №7 ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░ <░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░░ № ░░ <░░░░> ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ... ░░░. ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ....
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ №7 ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ... ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░:
░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 22 ░░░ 2020 ░░░░.