Решение по делу № 2-6736/2015 от 22.06.2015

Дело № 2-6736/2015

     РЕШЕНИЕ

             Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд

В составе судьи НАГИБИНОЙ Е.Л.

При секретаре Стрыгиной М.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании 3 июля 2015 года в г. Сыктывкаре дело по заявлению ООО «Геотехпроект» о признании незаконным предписания Государственной инспекции труда в Республике Коми №... от ** ** ** года,

                     УСТАНОВИЛ:

ООО «Геотехпроект» обратилось в суд с заявлением о признании незаконным предписания Государственной инспекции труда в Республике Коми №... от ** ** ** года.

В судебном заседании представитель общества, конкурсный управляющий Стрекаловский К.С. не участвовал, надлежащим образом извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие, применить срок, предусмотренный ст. 392 ТК РФ.

Представитель государственной инспекции труда полагал, что оснований для удовлетворения заявления не имеется.

Исследовав материалы дела, суд полагает, что заявление следует удовлетворить, исходя из следующего.

Решением Арбитражного суда РК от ** ** ** года по делу №... в отношении ООО «Геотехпроект» введена процедура банкротства - конкурсное производство.

** ** ** года ООО «Геотехпроект» было выдано предписание №... от ** ** ** года Государственной инспекцией труда в Республике Коми о возложении обязанности устранить нарушение трудового законодатель, в связи с ликвидацией общества 25 работникам выплатить путем перечисления на счета все причитающиеся от работодателя суммы, в том числе, заработную плату, денежную компенсацию за все неиспользованные работником отпуска, выходное пособие в размере среднего заработка. В предписании перечислены фамилии, имена отчества адреса работников, и общие суммы выплат, причитающиеся каждому из них. Кроме того, предписано в соответствии со ст. 183 ТК РФ, Законом «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности и родам граждан выплатит застрахованному лицу Каминскому В.В. пособие по временной нетрудоспособности за период с ** ** ** года по ** ** **, с учетом выплаченных пособий платежными поручениями от ** ** ** года ... на сумму ... и платежным поручением №... от ** ** ** года в размере .... Срок исполнения предписания установлен в срок до ** ** **.

В силу ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Настаивая на незаконности предписания, представитель общества указал, что оснований для выводов об очевидных нарушениях трудового законодательства не имелось, инспекция не праве подменять собой органы, разрешающие трудовые споры, кроме того, было заявлено о применении ст. 392 ТК РФ.

Согласно ст. 354 ТК РФ, в редакции Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ, федеральная инспекция труда - единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

В силу ст. 356 ТК РФ в соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия: осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Абзацем 6 части 1 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

По смыслу указанной нормы при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Трудовые споры, в том числе неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора рассматриваются в рамках статей 381 - 397 Трудового кодекса Российской Федерации комиссиями по трудовым спорам или судами.

Таким образом, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, а не разрешает правовые споры, так как не может подменять собой судебные органы.

Согласно ст. 382 ТК РФ индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами.

Из материалов усматривается, что в ходе проведенной Государственной инспекцией труда проверки установлен факт невыплаты уволенным ** ** ** года работникам в связи с ликвидацией общества причитающихся в связи с трудовыми отношениями сумм, а также невыплаты пособия по временной нетрудоспособности В.В. Требования о выплате заработной платы и пособия по временной нетрудоспособности относятся к трудовым спорам, работники не были лишены возможности обратиться в суд с соответствующими требованиями.

Поскольку между сторонами имеется спор относительно выплаты денежных средств по трудовому договору, который в силу статьи 381 Трудового кодекса Российской Федерации является индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению в суде, оспариваемое предписание вынесено государственным инспектором труда, по вопросам, не относящимся к его компетенции, а потому является незаконным.

В соответствии с Конвенцией МОТ №81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» от 11 июля 1947 года, ратифицированной Российской Федерацией 11 апреля 1998 года, инспектору труда не предоставлено право выносить обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым спорам.

Выдача обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства в отношении работников является вмешательством государства в фактически возникший между работниками и работодателем трудовой спор.

В соответствии со ст. 392 ТК РФ, работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

О нарушении права на оплату труда работники, уволенные ** ** ** года не могли не знать в день увольнения, нетрудоспособный В.В. - после сдачи листов нетрудоспособности работодателю, и не получения пособия в ближайший день выдачи заработной платы. Предписание было вынесено ** ** ** года.

Течение сроков, с которыми трудовой кодекс связывает возникновение трудовых прав и обязанностей, начинается с календарной даты, которой определено начало возникновения указанных прав и обязанностей.

Предписание инспектора труда о восстановлении нарушенных трудовых прав работника направлено на защиту трудовых прав работника, права инспектора являются производными от прав работника, интересы которого он защищает. Инспектор труда, действуя в интересах работника, также, как и сам работник, должен соблюдать сроки, установленные для обращения за защитой нарушенных трудовых прав.

Оспариваемое предписание в части выплаты заработной платы предъявлено с нарушенным сроком, в связи с чем, следует применить срок, предусмотренный ст. 392, о чем заявлено стороной заявителя при оспаривании предписания.

В части взыскания пособия срок направления предписания пропущен за период с ** ** ** по ** ** ** года, в части требований с ** ** ** по ** ** ** года предписание является незаконным по указанным выше основаниям.

Суд полагает, что установленные Гострудинспекцией обстоятельства не свидетельствуют о явном нарушении трудового законодательства, не дают оснований для выдачи предписания, непогашенные обязательства общества –банкрота включены во вторую очередь реестра кредиторов, и подлежат исполнению в ходе конкурсного производства.

Руководствуясь ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

                     РЕШИЛ:

Заявление удовлетворить.

Предписание Государственной инспекции труда в Республике Коми №... от ** ** ** года, вынесенное ООО «Геотехпроект», признать незаконным.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Верховный суд Республики Коми со дня вынесения мотивированного решения через Сыктывкарский городской суд.

Судья Нагибина Е.Л.

2-6736/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Производство по делу ПРЕКРАЩЕНО (ст.220 ГПК)
Истцы
Стрекаловский К.С.
Ответчики
ГИТ в РК
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Дело на сайте суда
syktsud.komi.sudrf.ru
22.06.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.06.2015Передача материалов судье
26.06.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.06.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.06.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
03.07.2015Предварительное судебное заседание
03.07.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее