Дело № 5-512/2021
УИД 45RS0008-01-2021-001189-10
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Судья Кетовского районного суда Курганской области Тренихина Татьяна Валентиновна, расположенного по адресу: ул. М. Горького, 42, в с. Кетово Кетовского района Курганской области, рассмотрев 28 апреля 2021 г. дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении
Общества с ограниченной ответственностью «Курганское», расположенного по адресу: Курганская область, Кетовский район, п. Светлые Поляны, 1 микрорайон, д. 13, ИНН 4510021140, ОГРН 1064510002248,
УСТАНОВИЛ:
В Кетовский районный суд поступило постановление и.о. Курганского межрайонного природоохранного прокурора Курганской области о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Курганское» (далее – ООО «Курганское»), согласно которому в ходе надзорных мероприятий, проведённых Курганской межрайонной природоохранной прокуратурой Курганской области в декабре 2020 г., в деятельности ООО «Курганское» выявлены нарушения природоохранного законодательства, а именно, осуществления выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в отсутствие специального разрешения. По результатам проверки генеральному директору ООО «Курганское» Немирову В.А. внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства от 28.01.2021 № 07-12/2-2021. 28.01.2021 указанное представление направлено генеральному директору ООО «Курганское» в электронном виде на электронную почту предприятия и в бумажном виде заказным письмом. Указанное представление юридическим лицом обжаловано не было. Вместе с тем, вопреки требованиям п.п. 1, 2 ст. 1, п.п. 1, 3 ст. 6 п. 1 ст. 21, п. 3 ст. 22, ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», п. 16 Приказа Генпрокуратуры России от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», изложенные в представлении требования прокурора, в части его рассмотрения с представителем прокуратуры, выполнены не были, о результатах рассмотрения представления в установленный законом срок в прокуратуру не сообщено. При этом ответ о результатах рассмотрения представления, направленный ООО «Курганское» в Курганскую межрайонную природоохранную прокуратуру 18.03.2021, информацию о принятых мерах по устранению выявленных нарушений не содержит. Умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ.
Представитель ООО «Курганское», действующий по доверенности Костромин А.С., в судебном заседании с привлечением к административной ответственности юридического лица не согласился, пояснив, что представление прокурора было рассмотрено ООО «Курганское» в день его получения 28.01.2021. В целях устранения указанных в представлении нарушений 04.02.2021 исполнительный директор Корень был привлечён к дисциплинарной ответственности в виде выговора. Также в декабре 2020 г. ООО «Курганское» начало работы по подготовке, разработке и получению разрешающих документов, регламентирующих количество и виды отходов, образующихся в деятельности ООО «Курганское». В настоящее время ООО «Курганское» подано заявление в Уральское МУ РПН о предоставлении сведений и документов для актуализации сведений об объекте НВОС, содержащихся в федеральном государственном реестре. Представители прокуратуры на рассмотрении представления не присутствовали, т.к. оно рассматривалось в вечернее время, после окончания рабочего дня, на вечерней планёрке. Ответ на представление был направлен в прокуратуру 04.02.2021.
Помощник прокурора Менщикова Т.Н. в судебном заседании полагала, что имеются основания для привлечения ООО «Курганское» к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ, административное правонарушение не является малозначительным.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные материалы дела, прихожу к следующему.
Статьёй 17.7 КоАП РФ предусмотрена ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
Как следует из материалов дела, 28.01.2021 Курганским межрайонным природоохранным прокурором в адрес ООО «Курганское» вынесено представление № 07-12/2-2021 об устранении нарушений федерального законодательства, в котором указано, что по результатам проведённой проверки соблюдения требований природоохранного законодательства в деятельности Общества, выявлены нарушения Федерального закона «Об охране окружающей среды». Так, проверкой установлено, что ООО «Курганское» эксплуатирует объект 1 категории негативного воздействия на окружающую среду (код объекта негативного воздействия №П) свиноферму, расположенную по адресу: <адрес>. Воздействие объекта на окружающую среду осуществляется от следующих технологических процессов: откорм, доращивание поросят-отъёмышей, содержание подсосных свиноматок с поросятами-сосунами, содержание супоросных свиноматок, содержание холостых, осеменённых свиноматок и хряков. В состав выбросов в атмосферный воздух от данного стационарного источника выбросов входят следующие загрязняющие вещества: аммиак (3,01057700 т/г), сероводород (0,65533080 т/г), фенол (0,03976600 т/г), пропаналь (0,23859300 т/г), капроновая кислота (0,13255200 т/г), диметилсульфид (0,26510500 т/г), метилмеркаптан (0,03130100 т/г), диметиламин (1,06041600 т/г), микроорганизмы (0,00063830 т/г), пыль меховая (7,70439600 т/г). При этом, ООО «Курганское» разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух имело срок действия до 10.12.2017. Таким образом, ООО «Курганское» осуществляет выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в отсутствие у него специального разрешения, что негативно сказывается на состоянии окружающей среды. Выявленные нарушения стали возможными ввиду ненадлежащего исполнения обязанностей исполнительным директором ООО «Курганское» Корнем Р.В. Требует рассмотреть настоящее представление с участием представителя Курганской межрайонной природоохранной прокуратуры Курганской области и принять конкретные меры по устранению указанных в нём нарушений и недопущению их впредь. Решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности исполнительного директора ООО «Курганское» Корня Р.В. и других должностных лиц, виновных в ненадлежащем исполнении своих обязанностей. О результатах рассмотрения представления сообщить в Курганскую межрайонную природоохранную прокуратуру Курганской области в предусмотренные законом месячный срок в письменной форме.
04.02.2021 ООО «Курганское» дан ответ Курганскому межрайонному природоохранному прокурору (исх. № 241-А), в котором указано, что предписание № 07-12/2-2021 от 28.01.2021 было рассмотрено административным составом ООО «Курганское». Уведомляют, что в целях недопущения в дальнейшем выявленных нарушений в отношении исполнительного директора ФИО2 было принято решение о дисциплинарном взыскании ввиду ненадлежащего исполнения им своих должностных обязанностей. Приложена также копия приказа № 19-А от 04.02.2021 в соответствии с которым Корню Р.В. объявлен выговор. Данный ответ поступил в Курганскую межрайонную природоохранную прокуратуру 16.03.2021.
В силу положений пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Согласно статье 22 Закона о прокуратуре одной из мер реагирования прокуратуры на нарушение закона является внесение представления об устранении нарушений закона.
В пункте 3 статьи 22 Закона о прокуратуре указано, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Закона, вносит представление об устранении нарушений закона.
Согласно пункту 1 статьи 24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
В нарушение вышеприведенных положений Закона о прокуратуре представление прокурора от 28.01.2021 N 07-12/2-2021 с участием представителя Курганской межрайонной природоохранной прокуратуры Курганской области не рассмотрено; о времени и месте рассмотрения представления прокуратура не уведомлена; 27.04.2021 ООО «Курганское» подано заявление в Уральское МУ РПН о предоставлении сведений и документов для актуализации сведений об объекте НВОС, содержащихся в федеральном государственном реестре, но о результатах принятых мер в письменной форме в прокуратуру в установленный срок не сообщено.
То обстоятельство, что Общество сообщило прокурору о привлечении исполнительного директора организации к дисциплинарной ответственности не свидетельствует о полном выполнении представления от 28.01.2021 № 07-12/2-2021.
Кроме того, пункт 4 статьи 10 Закона о прокуратуре предусматривает, что прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Закона о прокуратуре прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.
Представление Курганского межрайонного природоохранного прокурора Курганской области от 28.01.2021 N 07-12/2-2021 в числе прочих содержит требование разрешить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности исполнительного директора ООО «Курганское» Корня Р.В. и других виновных лиц.
Между тем данное требование, изложенное в представлении прокурора, не соответствует приведенным положениям Закона о прокуратуре.
Частью 1 статьи 192 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить перечисленные в указанной норме дисциплинарные взыскания.
Применение к работнику мер дисциплинарной ответственности является правом, а не обязанностью работодателя, производится в законодательно установленном порядке. Содержащееся в представлении Курганского межрайонного природоохранного прокурора Курганской области от 28.01.2021 N 07-12/2-2021 императивное требование разрешить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности исполнительного директора Общества и иных виновных лиц противоречит приведенным нормам Закона о прокуратуре и Трудового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, невыполнение указанного требования представления Курганского межрайонного природоохранного прокурора Курганской области от 28.01.2021 N 07-12/2-2021 не могло являться основанием для привлечения Общества к административной ответственности по статье 17.7 КоАП РФ.
Вместе с тем, Обществом выполнено только данное требование представления, а остальные требования представления, которые образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ Общество не выполнило.
Доказательств, позволяющих усомниться в виновности ООО «Курганское», либо обстоятельств, исключающих административную ответственность, не представлено и не установлено.
Санкция ст. 17.7 КоАП РФ предусматривает наказание для юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, не установлено.
Сведений о привлечении ООО «Курганское» за аналогичные административные правонарушения к административной ответственности не представлено.
Прихожу к выводу об отсутствии исключительных обстоятельств, свидетельствующих о наличии предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ признаков малозначительности административного правонарушения, исходя при этом из оценки фактических обстоятельств дела, характера противоправного деяния и степени вины правонарушителя, а также, руководствуясь правовой позицией, изложенной в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Равным образом отсутствуют основания для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ.
С учётом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 указанного Кодекса. В рассматриваемом случае такой совокупности обстоятельств не имеется, в том числе с учётом того, что выявленное нарушение Обществом требований действующего законодательства не позволяет сделать вывод об отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда окружающей среде.
Таким образом, с учётом характера совершённого правонарушения, степени вины юридического лица, отсутствия смягчающих и отягчающих обстоятельств, при назначении наказания прихожу к выводу о необходимости применения к виновному лицу наказания в виде административного штрафа в минимальном размере – 50 000 рублей, полагая, что указанный вид наказания сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Руководствуясь ст.ст. 29.7-29.11 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 17.7 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50 000 (░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░), ░░░ 4501031303, ░░░ 450101001, ░░░ ░░░░ 013735150; ░░░░░ 37701000; ░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░//░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░.░░░░) 40102810345370000037; ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 03100643000000014300; ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 28.04.2021.
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 30.04.2021.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░