Дело № 2-58/18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 января 2018 г. с. Вольно - Надеждинское
Надеждинский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Герасимовой М.А.,
при секретаре Озеровой Е.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Склярова ФИО5 к администрации Надеждинского муниципального района о возложении обязанности строительства дороги к земельному участку,
УСТАНОВИЛ:
Скляров М.С. обратился в суд с иском, указав, что является собственником земельного участка с кадастровым номером ........................., почтовый адрес: ориентира ..................., участок ..........................
К его участку отсутствует возможность какого-либо проезда, что в свою очередь не позволяет эксплуатировать данный участок.
Он неоднократно обращался в администрацию Надеждинского муниципального района с просьбой строительства дороги к его участку, однако до настоящего времени администрацией Надеждинского муниципального района не проделано никакой работы по исполнению своих обязательств по строительству дороги (подъездного пути) к указанному участку.
В связи с этим истец просит суд обязать администрацию Надеждинского муниципального района изыскать средства на строительство дороги (подъездного пути) к его земельному участку.
Впоследствии истец уточнил свои исковые требования и просил суд обязать администрацию Надеждинского муниципального района изыскать средства на строительство дороги ( подъездного пути) к его земельному участку и реализовать данное строительство в .................. г.
В судебном заседании истец поддержал свои уточнённые исковые требования, настаивая на их удовлетворении.
Представитель администрации Надеждинского муниципального района Осипова Н.А. в судебном заседании исковые требования истца не признала, ссылаясь на то, что строительство новых автомобильных дорог, предусмотренных генеральным планом поселения и схемой территориального планирования, осуществляется путем утверждения и реализации целевых муниципальных программ.
В настоящий момент администрацией Надеждинского муниципального района осуществляется разработка муниципальной программы, в которой будет предусмотрено строительство автомобильных дорог общего пользования отраженных в генеральных планах Надеждинского, Раздольненского, Тавричанского сельских поселения, в частности в указанную программу будет включено строительство дороги общего пользования в ....................
Действующее законодательство РФ не возлагает на органы местного самоуправления осуществить строительство дорожной инфраструктуры, предусмотренной документами территориального планирования в определенно конкретные сроки, в связи с чем требование истца о строительстве за счет бюджетных средств дороги к его земельному участку в 1 полугодии 2018 года не основано на нормах материального права.
Выслушав доводы участников процесса, изучив материалы дела, суд полагает, что в иске истцу следует отказать.
В соответствии с положениями п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления" к вопросам местного значения поселения относится, кроме прочего, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" планирование дорожной деятельности осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления на основании документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ.
Территориальное планирование осуществляется органом местного самоуправления с учетом совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, России, субъектов РФ, муниципальных образований; при планировании дорожной деятельности должны обеспечиваться наиболее эффективное использование финансовых средств и приоритетное выполнение работ по содержанию, ремонту и сохранности дорожной сети.
Применительно к Градостроительному кодексу РФ к документам территориального планирования и градостроительного зонирования относится Генеральный план Надеждинского сельского поселения.
В соответствии с ч. 5 ст. 26 Градостроительного кодекса РФ реализация генерального плана поселения, генерального плана городского округа осуществляется путем выполнения мероприятий, которые предусмотрены программами, утвержденными местной администрацией поселения, и реализуемыми за счет средств местного бюджета, т.е. в рамках установленного бюджета и муниципальной программы.
Возложение в судебном порядке на органы местного самоуправления обязанностей по решению вопросов местного значения, для реализации которых законодателем предусмотрена конкретная процедура, противоречит принципиальным положениям ч. 2 ст. 1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которым местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Заявленные в рамках настоящего дела требования фактически предполагают возложение на орган местного самоуправления обязанности осуществить финансирование обозначенных истцом мероприятий по осуществлению дорожной деятельности в приоритетном порядке по сравнению с иными задачами местного значения, в нарушение сроков, определенных органом местного самоуправления, что в силу изложенных выше причин недопустимо.
Необходимо также учитывать, что действующее законодательство предусматривает возможность для самостоятельного обеспечения землепользователями подъезда к земельным участкам, что свидетельствует об отсутствии препятствий к осуществлению истцом правомочий по использованию земельного участка для строительства.
Учитывая изложенное, суд полагает, что в удовлетворении исковых требований истца следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
ФИО1 в удовлетворении искового заявления к администрации Надеждинского муниципального района об обязании изыскать средства на строительство дороги ( подъездного пути) к земельному участку с кадастровым номером ......................... и реализовать данное строительство в первой половине 2018 г. отказать.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Надеждинский районный суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Герасимова М.А.
Мотивированное решение принято 30 января 2018 года