УИД № 57RS0022-01-2024-001232-51 Производство № 2-1532/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 августа 2024 года г. Орел
Заводской районный суд г. Орла в составе
председательствующего судьи Шалаевой И.В.,
при секретаре судебного заседания Середа И.В.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Сенютиной Виктории Александровны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС,
установил:
Сенютина В.А. в лице представителя ФИО3 обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В обоснование заявленных требований указала, что в 2023 году она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Однако пенсионным органом ей было отказано в связи с отсутствием документального подтверждения проживания на загрязненной территории.
Вместе с тем, с 2008 года по настоящее время она проживает в д.Медведево Орловского района, которая относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В связи с изложенным, с учетом уточнения требований, истец просила суд установить факт ее проживания в период с апреля 2008 года по настоящее время в д. Медведево Орловского района Орловской области, признать за ней право на досрочное назначение пенсии с учетом уменьшения возраста выхода на пенсию на 3 года в связи с проживанием на территории с льготным социально-экономическим статусом и возложить на ответчика обязанность назначить ей пенсию по старости в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 01.09.2023.
В судебном заседании истец и ее представитель ФИО4 уточненные требования поддержали аргументируя их доводами, изложенными в исковом заявлении.
Представитель ответчика ФИО5 исковые требования не признала и просила суд отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в письменном ответе истцу ввиду отсутствия документальных доказательств, подтверждающих проживание истца на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом в спорный период.
Представитель третьего лица Платоновского территориального управления Орловского муниципального округа в суд не явился, о месте и времени слушания дела извещался надлежащим образом.
Выслушав объяснения участников процесса, допросив свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения регламентированы Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 4 указанного Федерального закона право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных техногенных катастроф.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установлены в ст. 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ) (далее – Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1), согласно которой гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях») по состоянию на 31.12.2018, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону «О страховых пенсиях». Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости – 10 лет).
Применительно к ст. 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» следует учитывать ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31.12.2018, в соответствии с которой право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно ст. 34 приведенного выше Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 гражданам, постоянно проживающим на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
При этом в соответствии с примечанием к ст. 35 указанного Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 данного Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30.06.1986, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Статьей 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 166-ФЗ также предусмотрено снижение общеустановленного пенсионного возраста в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения.
(адрес обезличен) Орловского района Орловской области предусмотрена в качестве населенного пункта, относящегося к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, как в Перечне населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденном Постановлением Правительства РСФСР от 28.12.1991 № 237-р, действовавшем до 01.02.1998, так и в Перечнях населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 № 1582 и постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 № 1074.
В п. 1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В силу частей 1, 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Таким образом, из указанной нормы следует, что данная форма учета граждан в пределах Российской Федерации носит уведомительный характер, а отсутствие у гражданина регистрации по месту жительства не может являться основанием для ограничения его прав, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, 21.08.2023 Сенютина В.А. обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении пенсии в связи с проживанием на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в период катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области от 25.08.2023 в установлении пенсии по старости было отказано, поскольку факт проживания истца на загрязненной территории не подтвержден регистрацией по месту жительства.
Обращаясь в суд с настоящими требованиями, истец ссылалась на то, что с апреля 2008 года она проживала вместе с родителями ФИО7 и ФИО8 в д. Медведево Орловского района, так как в силу преклонного возраста и состояния здоровья они нуждались в ее уходе. Домовладение в д.Медведево по адресу: (адрес обезличен) 2014 года принадлежит на праве собственности истцу. После смерти отца ФИО7, умершего 26.01.2015, истец проживает в д. Медведево вдвоем с матерью ФИО8
Проверяя доводы истца, судом установлено, что по данным паспорта Сенютина В.А., (дата обезличена) года рождения, с 28.09.2023 по настоящее время зарегистрирована по адресу: Орловская область, Орловский район, д.Медведево, (адрес обезличен). Ранее с 20.08.1988 по 28.09.2023 она была зарегистрирована по адресу: (адрес обезличен), ул. (адрес обезличен).
Согласно справке администрации Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области от 02.04.2008 № 208 за подписью главы администрации ФИО6 согласно записи в похозяйственной книге (номер обезличен) в (адрес обезличен) д. Медеведево Орловского района, принадлежащем на праве собственности ФИО7, проживают 3 человека: ФИО7, ФИО8, дочь Сенютина В.А.
Из справки администрации Платоновского сельского поселения Орловского района от (дата обезличена) (номер обезличен) за подписью врио главы администрации ФИО9 следует, что в жилом (адрес обезличен) в д. Медведево Орловского района (прежний адрес: д. (адрес обезличен) проживают ФИО8 и Сенютина В.А.
В похозяйственных книгах д. Медведово за 2013-2017 годы и 2017-2022 годы также имеются записи о проживании Сенютиной В.А. по адресу хозяйства: Орловский район, д.Медведево, (адрес обезличен).
Право собственности на жилой дом по адресу: (адрес обезличен) за Сенютиной В.А. зарегистрировано 26.12.2014 на основании договора мены от 15.11.2012, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26.12.2014.
Кроме того, факт проживания истца в д. Медведево Орловского района в спорный период подтвердили допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО10 и ФИО11
Вышеприведенные показания свидетелей, предупрежденных об уголовной ответственности за дачу ложных показаний, оцененные в совокупности с иными доказательствами по делу, суд полагает достоверными и допустимыми, в связи с чем принимает их во внимание как не противоречащие обстоятельствам дела и иным собранным по делу доказательствам.
Оснований не доверять показаниям данных свидетелей у суда не имеется, поскольку они логичны, последовательны, указывают на одни и те же факты и объективно согласуются с письменными материалами дела.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений. По смыслу закона каких-либо ограничений в способах доказывания пенсионное законодательство не содержит и суд вправе принять во внимание любые средства доказывания, предусмотренные Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, в том числе и показания свидетелей.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о признании за Сенютиной В.А. права на получение льготной пенсии с учетом снижения пенсионного возраста в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации № 1244-1 от 15.05.1991 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на 3 года.
Доводы представителя ответчика об отсутствии у истца права на назначение пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста являются несостоятельными, поскольку судом безусловно установлено, а стороной ответчика не опровергнуто, что истец в спорный период проживала на территории, подвергшейся загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, и соответственно носящей льготный социально-экономический статус.
С учетом признания за Сенютиной В.А. права на назначение пенсии по старости в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», принимая во внимание, что к ответчику истец обратилась 21.08.2023, то обязанность по выплате пенсии в соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» у ответчика возникает с 01.09.2023, поскольку страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на нее.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, (░░░░ ░░░░░░░░░░) ░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ 2008 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ 34 ░░░░░░ ░░ ░░ 15.05.1991 № 1244-1 «░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ 3 (░░░) ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ 01.09.2023.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 07.02.2024.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░